2183

Индивидуальным предпринимателям, которые занимаются выездной торговлей, следует серьезно продумать географию своих торговых путей. С особой осторожностью коммерсант должен отнестись к регионам, где введен ЕНВД. Такой вывод напрашивается из письма МНС России от 28.02.03 № 22-2-14/470-з754.

Предположим, живет в Рязани предприниматель по имени Вася. Со своим верным торговым фургоном он разъезжает не только по Рязанщине, но и по Подмосковью. Но в Московской области введен ЕНВД, причем этот режим налогообложения распространяется на нестационарную розничную торговлю.

И вот проблема, которую налоговики анализируют в письме: где Василий обязан встать на налоговый учет? Ответ МНС России неутешителен. Если предприниматель осуществляет розничную выездную торговлю по городам и весям, то вставать на налоговый учет нужно везде, где введен ЕНВД для такого вида деятельности. Таково требование статьи 346.28 Налогового кодекса: плательщики единого налога встают на учет по месту осуществления деятельности в течение пяти дней с начала ее осуществления.

Причем, как указывает МНС России, предприниматель обязан отметиться в налоговых органах по каждому месту осуществления деятельности. А если таких мест в Подмосковье у нашего героя было несколько? Вася расторопен и успевает "засветиться" с рязанским товаром и в Балашихе, и в Красногорске, и в Домодедове. Значит, гласит письмо, должен встать на налоговый учет во всех этих городах.

Как особо подчеркивают налоговики, Василий обязан "сдаться" налоговым органам Подмосковья вне зависимости от того, сколько времени он торговал на "чужой" территории. Осуществлял деятельность - значит, плати налог и сдавай декларацию по каждому месту постановки на учет.

Как в такой ситуации исчислять ЕНВД? Что если Вася осуществлял облагаемую ЕНВД деятельность не полный налоговый период, то есть не полный квартал? Ответ налоговиков не порадует Василия: даже если деятельность по ЕНВД была разовой или эпизодической, налогоплательщик должен платить налог за те календарные месяцы налогового периода, в течение которых фактически велась деятельность.

690

Благодаря одному письму МНС России о тонкостях государственной регистрации юридических лиц есть две новости. Речь идет о разосланном по территориальным налоговым органам письме от 17.02.03 № ММ-6-09/203, в котором содержатся Временные методические рекомендации к вопросу о порядке приема и выдачи регистрирующим органом учредительных документов при государственной регистрации юридического лица.

Новость первая: согласно новой методичке, многостраничные документы, подаваемые на регистрацию, прибавят налогоплательщику хлопот. Налоговики требуют, чтобы "каждый документ, содержащий более одного листа", был прошит и пронумерован. Причем количество листов надо подтвердить подписью заявителя либо нотариуса на обороте последнего листа документа на месте его прошивки.

Заметим, что такая "временная методическая рекомендация" МНС России идет вразрез с требованиями Правительства РФ к оформлению документов, используемых при госрегистрации юрлиц (утверждены постановлением от 19.06.02 № 439). Согласно этим требованиям, нотариально надо удостоверять лишь подпись заявителя на "заявлении, уведомлении и сообщении", которые "возглавляют" пакет документов на регистрацию.

Новость вторая намного приятнее. МНС России указало в письме, что уполномоченное лицо организации вправе представить в регистрирующий орган два экземпляра учредительных документов. Кстати, напомним, что, согласно закону о госрегистрации юрлиц (от 08.08.01 № 129-ФЗ), на регистрацию можно подавать как подлинник, так и нотариально удостоверенную копию.

Судьбу второго экземпляра налоговики описывают так: на обороте последнего листа на месте прошивки налоговый орган поставит специальный штамп, подтверждающий факт выдачи свидетельства о госрегистрации. Затем проштампованный экземпляр будет выдан заявителю вместе со свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Вот за такую заботу налоговикам - отдельное спасибо. Потому что от украшающего учредительные документы штампика налогоплательщику может быть практическая выгода. К примеру, банки при открытии расчетных счетов иногда требуют, чтобы на учредительных документах была как раз такая отметка о госрегистрации. А может быть так, что в случае ответственной сделки контрагент пожелал взглянуть на учредительные документы вашей организации. Тогда наличие штампа будет лишним доказательством надежности фирмы.

2711
1237
1093

Сергей НОВИКОВ
Как бы в противовес перешептываниям о том, что дни МНС России сочтены, в качестве доказательства своей дееспособности и успешности Министерство РФ по налогам и сборам устроило на прошлой неделе показательную пресс-конференцию. На ней заместитель министра Ринат Досмухамедов в подробностях отчитался об одном из случаев успешной борьбы МНС России с уклонистами от уплаты налогов.

Заместитель министра рассказал следующую историю из жизни лукавых налогоплательщиков. Есть город Байконур. Находится он в Казахстане, но налоги и власть в городе российские согласно специальному межправительственному соглашению. В Байконуре зарегистрировалось несколько "бумажных" фирм. Глава города предоставил фирмам льготы по уплате акцизов. В 2001 году фирмы заключили договоры на аренду "свободного" оборудования с нефтеперерабатывающими заводами из разных регионов России (большинство этих НПЗ находится в Башкирии). В результате акцизы за 2001 год в российский бюджет не платили ни сами заводы, ни байконурские фирмы.
Однако 28 февраля 2002 года кассационная коллегия Верховного суда вынесла определение № КАС02-59, которое гласило: никаких прав на предоставление льгот по акцизам глава Байконура не имел. Итог: главу Байконура сняли с должности, руководителя Управления МНС России по Башкирии временно отстранили, а налоговики начали отсуживать недоплаченные акцизы.
"Кстати, - заметил Ринат Досмухамедов, - на прошлой неделе Федеральный арбитражный суд Московского округа признал действия налоговиков по возвращению акцизов законными, причем использование упомянутой схемы суд расценил как умышленный уход от уплаты налогов".
В общем, по одному из эпизодов "байконурского" дела в бюджет уже вернулось 3 млрд рублей. А общий ущерб от действия схемы налоговики оценивают в 10 млрд рублей.
Можно, конечно, предположить, что налоговики на пресс-конференции как бы озвучили предупреждение хитрым нефтепереработчикам: МНС России раскрыло схему ухода от акциза, а проверить налогоплательщика могут за последние три года, так что ждите... Но, согласитесь, странно думать, что налоговики задались целью предупредить вероятного противника. Так что гораздо естественнее выглядит предположение о том, что отчет замминистра - это своеобразная демонстрации силы МНС России на фоне усиливающихся слухов о расформировании ведомства.

1756

Светлана ДРОНОВА
Наши читатели знают: "Учет, налоги, право" не из тех газет, которые верят слухам. Мы всегда первые в очереди за достоверностью и проверенными фактами. Но сейчас молва пошла такая, что не замечать ее невозможно. Вот уже вторую неделю ходят упорные слухи о скорой кончине Министерства РФ по налогам и сборам. Причем такая утечка информации идет из самого ведомства и, по словам налоговиков, разговоры о реформировании министерства начались еще в конце прошлого года, но резко усилились сейчас, после внезапного упразднения налоговой полиции.

Например, вот что по этому поводу сообщил 20 марта корреспонденту "УНП" высокопоставленный чиновник МНС России: "Что будет с нашим ведомством в ходе реформы? Его расформируют: вероятно, сольют с каким-то другим министерством. Сейчас работой МНС недовольны, так как аппарат министерства не работает нормально, потому что никто не знает, как он должен работать. Хороших специалистов не хватает. Кроме того, год предвыборный, надо показывать работу, вот и идет реформирование. Как будет проходить реформирование МНС, сказать сейчас сложно, пока только слухи ходят. Но ведь про налоговую полицию даже слухов не было..."
А еще один сотрудник министерства даже намекнул, как будет проходить возможная реформа: "Мы по своим функциям не совсем подходим под статус министерства. Возможно, нас преобразуют в отдельную службу или произойдет слияние с другим ведомством. Например, с Минфином, при котором будет образован соответствующий комитет или департамент".

2001

Московское правительство утвердило новое Положение о квотировании рабочих мест для инвалидов. Теперь порядок выделения рабочих мест и предоставления отчетности регулируется постановлением от 04.03.03 № 125-ПП.

Что касается размера квот, работодателям волноваться не о чем: никаких серьезных изменений не произошло. По-прежнему квота для каждого предприятия со среднесписочной численностью работников более 30 человек составляет 4 процента. Это означает, что организация, где работает, например, 31 человек, обязана принять на работу одного инвалида (4% от 31 составляет 1,24, округление до целого числа производится в сторону уменьшения). Не выполняешь обязанность - значит, необходимо ежемесячно платить за каждого нетрудоустроенного инвалида. Размер платы - величина прожиточного минимума в РФ для трудоспособного населения, которая в данный момент составляет 2065 рублей.
А вот контролировать квотирование будет новая структура - государственное учреждение города Москвы Центр квотирования рабочих мест. В месячный срок после постановки на учет в налоговых органах все организации обязаны встать на учет в Центре квотирования. Это правило не относится к тем, кто уже зарегистрировался в фонде занятости. Однако при смене места постановки на учет в налоговых органах проходить перерегистрацию придется уже в новой структуре (все операции по постановке на учет, снятию с учета и перерегистрации должны проводиться бесплатно).
Естественно, прием ежеквартальной отчетности по трудоустройству инвалидов либо по внесению компенсационных платежей также осуществляет Центр квотирования, которому, кстати, даны полномочия по проверке этих документов.
Заниматься приемом платежей будет еще одна новая организация - Фонд квотирования. Деньги должны вноситься на счет учета доходов фонда.
Однако это все теория. Изложена она в Положении очень складно, но не избавляет от вопросов практического свойства. Раз постановление № 125-ПП вступает в силу в марте, то по итогам первого квартала 2003 года работодателям надо бы вносить платежи и сдавать отчетность в соответствии с нормами описываемого Положения. Это означает, что в период с 1 по 15 апреля следует заплатить за март уже в Фонд квотирования и отчитаться за первый квартал перед Центром квотирования. Но пока ни счет фонда, ни адрес центра не названы. В Комитете общественных связей г. Москвы корреспонденту "УНП" сообщили, что, пока решаются организационные вопросы с фондом, реквизиты для перечисления платежей остаются прежними.
Вот они: р/с 40201810000160100059 в ОАО "АК "ММБ "Банк Москвы""", БИК 044525219, ИНН 7710152113, к/с 30101810500000000219, получатель - департамент финансов, назначение платежа - "Обязательная плата от работодателей, не выполнивших условий квотирования рабочих мест за _____ месяц 200__ г.", КБК 2090223.
Что же касается отчетности, то в Центре квотирования корреспонденту "УНП" сообщили, что с ответом на вопрос "куда сдавать за первый квартал" определятся чуть позже. Скорее всего предприятия со среднесписочной численностью работающих меньше 30 человек смогут отправить документы почтой по адресу: 119049, Москва, улица Коровий вал, дом 3, строение 5, Комитет общественных связей г. Москвы. А у более крупных организаций отчетность, видимо, примут в отделениях центра. Но где именно будут эти отделения, пока неизвестно. Уточнить детали можно будет по телефону 707-23-35.
Точная информация о том, какой вариант изберут чиновники, поступит ближе к началу апреля. Справиться о том, куда отправлять отчеты по первому кварталу, можно будет по приведенному выше телефону Центра квотирования или телефону справочной службы по вопросам квотирования при Комитете общественных связей: 707-23-35 (www.kwota.ru).

2019
112322
2676
9556
1048

Галина РОВКИНА

Благодаря одному письму МНС России о тонкостях государственной регистрации юридических лиц есть две новости. Речь идет о разосланном по территориальным налоговым органам письме от 17.02.03 № ММ-6-09/203, в котором содержатся Временные методические рекомендации к вопросу о порядке приема и выдачи регистрирующим органом учредительных документов при государственной регистрации юридического лица.

Новость первая: согласно новой методичке, многостраничные документы, подаваемые на регистрацию, прибавят налогоплательщику хлопот. Налоговики требуют, чтобы "каждый документ, содержащий более одного листа", был прошит и пронумерован. Причем количество листов надо подтвердить подписью заявителя либо нотариуса на обороте последнего листа документа на месте его прошивки.

Заметим, что такая "временная методическая рекомендация" МНС России идет вразрез с требованиями Правительства РФ к оформлению документов, используемых при госрегистрации юрлиц (утверждены постановлением от 19.06.02 № 439). Согласно этим требованиям, нотариально надо удостоверять лишь подпись заявителя на "заявлении, уведомлении и сообщении", которые "возглавляют" пакет документов на регистрацию.

Новость вторая намного приятнее. МНС России указало в письме, что уполномоченное лицо организации вправе представить в регистрирующий орган два экземпляра учредительных документов. Кстати, напомним, что, согласно закону о госрегистрации юрлиц (от 08.08.01 № 129-ФЗ), на регистрацию можно подавать как подлинник, так и нотариально удостоверенную копию.
Судьбу второго экземпляра налоговики описывают так: на обороте последнего листа на месте прошивки налоговый орган поставит специальный штамп, подтверждающий факт выдачи свидетельства о госрегистрации. Затем проштампованный экземпляр будет выдан заявителю вместе со свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Вот за такую заботу налоговикам - отдельное спасибо. Потому что от украшающего учредительные документы штампика налогоплательщику может быть практическая выгода. К примеру, банки при открытии расчетных счетов иногда требуют, чтобы на учредительных документах была как раз такая отметка о госрегистрации. А может быть так, что в случае ответственной сделки контрагент пожелал взглянуть на учредительные документы вашей организации. Тогда наличие штампа будет лишним доказательством надежности фирмы.

1886
569

Снижение НДС поможет переработчикам, а упрощение его возврата - сырьевикам

После долгих понуканий со стороны премьера Михаила Касьянова Минэкономразвития оценило, как налоговая реформа скажется на отдельных отраслях промышленности. Оказалось, что от снижения НДС выиграют перерабатывающие секторы, а от реформы его возврата - добывающие. В апреле кабинет решит, кто из них больше нуждается в поддержке.

Свой доклад Минэкономразвития готовило совместно с Центром макроэкономического анализа и прогнозирования (ЦМАКП) и Экономической экспертной группой. "Мы проанализировали не бюджетные потери, а влияние реформы на инвестиции в разные отрасли", - поясняет руководитель департамента налоговой политики Минэкономразвития Михаил Орлов.

Первое предложение чиновников - вычет "входящего" НДС по капвложениям в режиме реального времени - позволит сохранить в обороте компаний 50 млрд руб. в 2004 г. и 60 млрд руб. в 2005 г. В докладе подчеркивается, что речь идет не о снижении налоговой нагрузки - просто компаниям придется меньше кредитовать государство. Поэтому потери бюджета чиновники честно рассчитали в размере процентной ставки по банковским кредитам и получили ориентировочно 10 млрд руб. в год. Больше всех от этой меры выиграет топливная промышленность, в обороте которой останутся 19,8 млрд руб. Затем идут металлургия (4,9 млрд руб. ) , электроэнергетика (3,7 млрд руб. ) , а замыкает список текстильная и обувная промышленность, которой достанется лишь 0,2 млрд руб.

Упрощение возврата НДС даст экспортерам, по оценке Минэкономразвития, еще 60 млрд руб. (бюджет потеряет на банковских процентах около 12 млрд руб. ). Больше всех выиграют от этого экспортеры топлива (5,5 млрд руб. ) , металлурги (1,9 млрд руб. ) и машиностроители (1,0 млрд). Сельское хозяйство сохранит в обороте 0,12 млрд руб. , транспорт - 0,18 млрд руб. , а текстильная промышленность - 0,1 млрд руб.

Точно прогнозировать, на что предприятия потратят высвободившиеся деньги, чиновники не берутся. В докладе говорится, что средства могут пойти на увеличение фонда оплаты труда, пополнение оборотных средств или инвестиции в основной капитал. "Можно предположить, что от 30% до 70% средств будут использоваться в качестве инвестиционных ресурсов", - пишут чиновники. Таким образом, экономика получит в 2004 г. дополнительных инвестиций на 33 - 77 млрд руб. , что в среднесрочной перспективе может повлечь ежегодный прирост ВВП на 0,501 процентного пункта, утверждают реформаторы.

От снижения НДС до 15 - 17% в 2006 г. сырьевые отрасли получат 36 млрд руб. , а несырьевые - 120 млрд руб. Больше всех, по прогнозам Минэкономразвития, выиграют машиностроение, легкая и пищевая промышленность. Снижение единого социального налога (ЕСН) тоже выгодно отраслям с высокой степенью переработки. При уменьшении порога регрессии со 100 000 руб. до 50 000 руб. и сокращении числа интервалов шкалы с четырех до трех бюджеты потеряют, по расчетам чиновников, 219,9 млрд руб. в 2005 г. и 265,2 млрд руб. в 2006 г. При этом снижать верхнюю ставку налога, которая составляет сейчас 35,6% , чиновники не собираются. Зато, по словам Орлова, его департамент может поддержать предложение предпринимателей о том, чтобы применять минимальную, 2% -ную ставку не к доходам свыше 1 000 000 руб. , как предусмотрено в докладе, а к доходам свыше 600 000 руб. "Не нужно ухудшать условия для компаний, которые уже сейчас выплачивают высокую легальную зарплату", - говорит Орлов.

Поскольку каждое из предложений чиновников ведет к выпадению бюджетных доходов, им придется выбирать между немедленным снижением ставки НДС и реформой его зачета и возврата. "Второе для нас приоритетнее. Снижение ставки, в отличие от зачета входящего НДС при капитальных вложениях, не гарантирует притока инвестиций", - говорит Михаил Орлов. Представитель крупной нефтяной компании говорит, что тоже предпочел бы реформирование возврата НДС. "Как активный потребитель, я бы выступил за снижение налога. Но для бизнеса возврат НДС гораздо важнее", - говорит нефтяник. Проблема ЕСН его компанию волнует куда меньше. "Доля зарплат в наших расходах не очень значительна", - говорит нефтяник. К тому же ЕСН при желании можно минимизировать, тогда как возврат НДС зависит исключительно от воли чиновников и никакому налоговому планированию не поддается, жалуется нефтяник. А гендиректор текстильной фабрики "Ока" Виктор Шаталов предпочитает снижение ЕСН. "Если выбирать между двумя налогами, ЕСН для нас важнее. Но сама постановка вопроса некорректна. НДС нам по закону и сейчас обязаны возмещать в трехмесячный срок, а на деле мы все получаем через суд. Сейчас зависла сумма, равная половине месячной выручки", - говорит Шаталов. По словам гендиректора, его фабрика готовит судебный иск о взыскании с бюджета пеней по не возвращенному вовремя налогу.

Спор переработчиков с сырьевиками разрешится через две недели. По словам министра финансов Алексея Кудрина, за это время его ведомство определится, что снижать в 2004 г. - эффективную ставку ЕСН или НДС. Кстати, эксперты убеждены, что самое благоприятное воздействие на инвестиции оказало бы восстановление инвестиционной льготы. По подсчетам ЦМАКП, это привело бы к росту инвестиций на 21% по промышленности в целом, а в обрабатывающих отраслях - на 23 - 24% (для сравнения: своевременный зачет НДС по объектам капстроительства увеличит инвестиции всего на 2% ). Но о налоге на прибыль в расчетах Минэкономразвития не говорится ни слова. В последнем докладе Минфина к заседанию правительства ни льгота, ни "инвестиционная премия" в виде суперускоренной амортизации тоже не фигурировали. Источник в Минфине пояснил "Ведомостям", что больше половины налога на прибыль зачисляется сейчас в региональные бюджеты, поэтому внести свои предложения по этому налогу они смогут лишь после того, как комиссия замглавы администрации президента Дмитрия Козака распределит налоговые источники доходов между бюджетами разных уровней.

/"Ведомости", 20.03.2003/

895

На днях в правительстве состоялось нелицеприятное продолжение разговора о налоговой реформе. Судя по поступающей информации, реформа захлебнулась, а предлагаемые меры относятся скорее к разряду мер налогового администрирования.

После долгих и бесплодных дискуссий правительство все же попыталось утвердить окончательный план налоговой реформы на ближайшие три года. Напомним, что совсем недавно его рассмотрение пришлось отложить, поскольку Минэкономразвития, Минфин и МНС никак не могли договориться, в какие сроки ее проводить. Забегая вперед, скажем, что и сейчас по срокам нет никакой ясности, но формально договорились считать началом налоговых преобразований 1 января 2004 года. Это означает, что и 2003 и 2004 гг. для экономики будут потеряны. Это подтвердил и Михаил Касьянов: "Меры налогового воздействия, которые на сегодняшний день нужно было бы принять, к сожалению, не подготовлены". А те меры в области налоговой политики, которые правительство все же обсудило и приняло к исполнению, Касьянов назвал лишь некоторыми "налоговыми усовершенствованиями".

Премьер выглядел явно расстроенным. И его можно понять: ведь главная цель налоговой реформы – превращение ее в инструмент эффективного воздействия на экономику – так и не была достигнута. Налоговый пресс продолжает оставаться неподъемным. Вместе с тем, в экономике продолжает укрепляться тенденция, которая характеризуется снижением темпов роста в перерабатывающих отраслях при сохранении высоких темпов роста в добывающих. И шансов переломить эту тенденцию все меньше.

Понимание сути налоговой реформы за три года сильно видоизменилось. Если раньше она понималась преимущественно как сокращение налоговой нагрузки на производителей и население, то теперь министерство финансов убеждает всех, что главное – не сокращение налогов, а улучшение их администрирования, то есть сбора. Необходимость высоких налогов по-прежнему объясняется большими внешними долгами, несмотря на то, что пик их платежей успешно пройден.

Напомним, что у Минэкономразвития и Минфина разные точки зрения на способы, сроки и масштабы снижения налогов. Минфин подходил и подходит с финансовой точки зрения, то есть с точки зрения наполняемости бюджета. Тем более что война США с Ираком может сказаться на стабильности мировых цен на нефть и, соответственно, на стабильности российского бюджета. Минэкономразвития подходит к налоговой реформе с макроэкономических позиций, т.е. хочет за счет снижения налогового бремени придать экономике дополнительный импульс развития. Эта позиция находит полную поддержку у Касьянова. Речь даже идет о том, чтобы использовать финансовый резерв ("стабилизационный фонд") для компенсации вероятных выпадающих доходов госбюджета. Минфин категорически возражает.

Однако, несмотря на непреодолимые пока разногласия, ряд налоговых усовершенствований все же обсуждался на заседании правительства.

Начнем с "нефтянки". На обсуждение вынесен вопрос о введении дополнительной экспортной пошлины на нефть при цене, превышающей 25$/баррель. Эта мера, по идее, должна компенсировать потери государства от налоговой реформы, однако даже в этом случае, по подсчетам Минфина, доходы государства в результате налоговой реформы сократятся на 240-290 млрд рублей.

На самом деле, авторство идеи о дополнительном обложении сверхдоходов "нефтянки" принадлежит МВФ. Эксперты фонда считают, что сверхприбыль от высоких цен на нефть должно получать государство. Минфин в принципе согласен. "В росте мировых цен нет заслуги нефтяных компаний", – комментирует логику МВФ руководитель департамента налоговой политики Минфина Александр Иванеев. Однако подход к обложению у МВФ и Минфина в корне различен. МВФ рекомендует поднять ставки налога на добычу полезных ископаемых для нефтедобывающих компаний, т.е. отнимать сверхдоходы в момент добычи, а не в момент продажи. Российские эксперты с этим категорически не согласны: далеко не вся нефть экспортируется, поэтому, если государство стремится отобрать у нефтяников сверхдоходы, правильнее делать это через налог на прибыль, связанный с финансовым результатом их работы. Сами же нефтяники вообще не хотят делиться. "Это не сверхдоходы, а инвестиционные ресурсы, – заявляют представители "ЛУКОЙЛа". – Мы не уверены, что, если отдать эти деньги государству, оно будет инвестировать их эффективнее".

Ситуация с налогообложением нефтяной отрасли остается наиболее запутанной и сложной. Впрочем, так было всегда. Зато куда проще для правительства, например, решить положительно вопрос об отмене контроля налоговых органов за крупными покупками граждан.

Гражданам обещают отменить налоговый контроль над их расходами, введенный в 1999 году. За всё время существования этого механизма на каждое сообщение регистрирующих организаций о покупке недвижимости, машин, акций, культурных ценностей или золота в слитках доначислялась в виде налога смешная сумма – менее одного рубля. Однако граждане, делающие крупные покупки, и этого платить не хотели, поэтому нашли выход – оформлять все свои покупки такого рода в виде кредитов. Закон не позволяет задавать вопрос, из каких средств вы будете этот кредит отдавать. Впрочем, как подчеркивают в Минфине, отмена контроля над расходами физических лиц вовсе не означает налоговую амнистию. Возникает вопрос: а тогда для чего вообще все это нужно было? Амнистия могла хотя бы теоретически стимулировать инвестиционную активность среднего класса, вывести из тени некоторые суммы. ("Теоретически" – потому, что все, кто хотел отмыть и вложить свои деньги, уже давно отмыли и вложили.) Дополнительные средства действительно придут в экономику через повышение потребительского спроса, прежде всего на товары длительного пользования и в сфере строительства. Положим, от строительного бума отечественная промышленность выиграет. А вот что касается товаров длительного пользования, население, скорее всего, предпочтет импорт. Так что для российской экономики эта налоговая мера ничего не даст. Будет стимулировать импорт, косвенно ухудшая сальдо торгового баланса. А главное, ослабит контроль налоговых органов с точки зрения выявления фактов коррупции.

Ведомствам Грефа, Касьянова и МНС удалось договориться об упрощении порядка возврата экспортного НДС. Впредь он будет не разрешительным, а заявительным. Это в принципе правильно, потому что сейчас у государства накопленная задолженность по возврату НДС составляет 110 млрд руб., а к 2004 году, по ряду оценок, она может вырасти до 150 млрд руб. Это означает, что государство, в нарушение закона, использует деньги экспортеров как беспроцентный кредит. Вместе с тем, денег на поддержку экспорта у него, как правило, не находится. Нарушение закона со стороны государства порождает адекватную реакцию со стороны экспортеров, которые давно научились обходить эту "повинность". Если удастся снизить уровень мошенничества при возврате экспортного НДС, это будет хорошо.

МЭРТ, Минфин и МНС выработали новую схему возврата НДС для предприятий, осуществляющих капвложения. Эта мера направлена на то, чтобы снизить проблему дефицита оборотных средств для предприятий. Особенно это важно при строительстве. В чем суть? Сейчас инвестор получает право на возврат НДС только после принятия на баланс построенных объектов. С 2004 года НДС станут возвращать по окончании налогового периода, например в конце года – это позволит оставлять у компаний значительные оборотные средства. На первый взгляд, это должно положительно сказаться на повышении инвестиционной активности. Если, конечно, не вспоминать, что эта мера вводится в качестве компенсации за отмену инвестиционной льготы. Поэтому существенно стимулировать инвестиционную активность такая мера не сможет. Ранее предлагалось еще ввести механизм "инвестиционной премии", но это пока так и осталось на уровне разговоров.

Итак, что у нас в сухом остатке? Получается, что все опять свелось к второстепенным действиям, причем ни одно из них нельзя назвать явно стимулирующим инвестиционную активность, хотя, казалось бы, это и есть основная цель налоговой реформы. Особо следует учесть следующее обстоятельство. В 2002 году темп прироста инвестиций находился на уровне 102,6%, и впервые он был ниже темпа прироста ВВП (104,3%). Между тем, по оценкам экспертов Мирового банка, для разумных темпов роста ВВП у нас прирост инвестиций должен составлять 15-17% в год, а нам этого уровня (17,4%) удалось достичь только в 2000 году. Снижение более чем в восемь раз. Так что необходимость в стимулировании инвестиционного процесса вроде бы очевидна.

Остается лишь надеяться, что тема налоговой реформы не будет этим исчерпана. В том наборе преобразований, который правительство предлагает ввести с 2004 года, от налоговой реформы вообще ничего не осталось. Всё это – меры по улучшению налогового администрирования, а налоговая нагрузка остается в целом той же. Речь, по сути, идет об административных мерах, а не об экономических.

Конечно, чтобы не выглядеть законченными пессимистами, следует добавить, что надежда на то, что к снижению ЕСН и НДС правительство еще вернется, пока сохраняется. Времени, как всегда, остается крайне мало, и все же успеть можно – было бы желание. Вернее, политическая воля, которая в последнее время у нас в большом дефиците.

Но будем и реалистами. На носу выборы, поэтому резких движений, особенно в налоговой сфере, ждать не стоит. Этим, собственно, и объясняется тихий саботаж налоговой реформы со стороны ряда министерств.

/Утро, 20.03.2003/

415

РБК. 20.03.2003, Москва 13:19:48. В бюджете 2004г. будут предусмотрены необходимые средства для осуществления обязательного страхования гражданской ответственности. Об этом сообщил сегодня на брифинге в Минфине РФ заместитель министра финансов Михаил Моторин. Он пояснил, что в бюджете на текущий год эти средства не предусматривались, так как было приостановлено действие нормы обязательного страхования гражданской ответственности.

Он отметил, что нормативы тарифов уже внесены в правительство в согласованном виде. "Мы ожидаем лишь подписание этого документа премьер-министром", - подчеркнул М.Моторин.

Он сообщил, что страховщики планируют начать работу на этом рынке услуг с 1 июля 2003г. "Они уже предусмотрели и финансовые средства, и кадры для осуществления этого вида деятельности. Поэтому после утверждения тарифов им останется лишь получить соответствующую лицензию и продолжить проведение всех подготовительных работ", - отметил заместитель министра финансов.



http://www.rbc.ru/rbcfreenews.shtml?/20030320131948.shtml

5292
7517
1081
1742