7894
837

"О внесении изменений в Инструкцию о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации"Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 января 2003 г. Регистрационный N 4147

1485

       

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


П И С Ь М О 

22 января 2003 г.N 9-Т

"О распределении прибыли"

     Анализ  отчетности  кредитных   организаций,   созданных   в   форме
акционерных обществ, свидетельствует о распределении  многими  из   них в
течение 2002 года прибыли, полученной в том же году,  в  различного  рода
фонды и на другие цели, не связанные  с  уплатой  налогов  на   прибыль и
выплатой дивидендов.
     Между тем, статьей 48 Федерального закона "Об акционерных обществах"
от 26.12.95 N 208-ФЗ (в редакции федеральных законов от 07.08.01 N 120-ФЗ
и от 31.10.02 N 134-ФЗ) предусмотрено, что распределение прибыли  (в  том
числе  выплата   (объявление)   дивидендов,   за     исключением прибыли,
распределенной в качестве дивидендов  по  результатам  первого  квартала,
полугодия,  девяти  месяцев  финансового   года)     осуществляется общим
собранием акционеров по результатам финансового года.
     В связи с этим распределение  прибыли  текущего  года  на   цели, не
связанные с уплатой налогов на прибыль и  выплатой  дивидендов,  является
неправомерным.
     Согласно статье 2  Федерального  закона  от  07.08.01  N   120-ФЗ "О
внесении изменений и  дополнений  в  Федеральный  закон  "Об  акционерных
обществах"  учредительные   документы   акционерных   обществ   подлежали
приведению в соответствие с названным законом  не  позднее  1  июля  2002
года, при этом до приведения учредительных документов  в   соответствие с
данным законом они должны были применяться  в  части,  не  противоречащей
этому закону.
     При надзоре за деятельностью кредитных организаций просим  учитывать
данные положения федеральных законов и  при  их  несоблюдении  кредитными
организациями   применять   к   ним   соответствующие   меры   надзорного
реагирования  в  соответствии  со  статьей  74  Федерального    закона "О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

                                                              А.А.Козлов

3256
1941
8095
1373

     

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О Е   П И С Ь М О 

27 декабря 2002 г.N 21

"Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля"

Вопрос по применению Положения Банка России "О порядке открытия и ведения
    юридическими лицами - резидентами счетов в иностранной валюте за
 пределами Российской Федерации для расчетов по договорам международного
строительного подряда" N 200-П от 16.10.2002 (далее по тексту - Положение
                                N 200-П)

     1.  В  каком  нормативном  акте  Банка  России  установлен  перечень
иностранных валют, не являющихся свободно  конвертируемыми,   указанный в
пункте 1.4 Положения N 200-П?
     Перечень иностранных валют, не являющихся свободно  конвертируемыми,
указанный в пункте 1.4 Положения N 200-П,  установлен  в  Указании  Банка
России "О перечне иностранных государств  (территорий)  и  их   валют, не
являющихся  свободно  конвертируемыми,  в  которых  резиденты     могут в
уведомительном порядке открывать счета за пределами Российской  Федерации
для  обеспечения  расчетов  по  договорам  международного   строительного
подряда" N 1010-У от 3 августа 2001 года.

     Вопросы по применению Указания Банка России "О порядке продажи
 иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" N
         1192-У от 5.09.2002 (далее по тексту - Указание N 1192)

     2.  Распространяется  ли  действие  Указания  N  1192-У  на  продажу
иностранной валюты с транзитных валютных счетов и специальных  транзитных
валютных счетов?
     В соответствии с пунктом 2 Указания N 1192-У нормативные акты  Банка
России, регулирующие порядок продажи  иностранной  валюты  на  внутреннем
валютном  рынке   Российской   Федерации,   применяются   в   части,   не
противоречащей этому Указанию.
     Соответственно с  1  декабря  2002  года  применяются  в   части, не
противоречащей Указанию N 1192-У,  Инструкция  Банка  России  "О  порядке
обязательной продажи предприятиями,  объединениями,  организациями  части
валютной выручки через уполномоченные  банки  и  проведения   операций на
внутреннем валютном рынке Российской Федерации" N 7 от 29.06.1992  (далее
по тексту - Инструкция N 7), регулирующая  порядок  обязательной  продажи
иностранной валюты на внутреннем валютном  рынке  с  транзитных  валютных
счетов, и Указание Банка России "О порядке совершения юридическими лицами
- резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной  валюты  на
внутреннем валютном рынке Российской федерации"  N  383-У  от  20.10.1998
(далее по тексту -   Указание  N  383-У),  регулирующее  порядок  продажи
иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской  Федерации  со
специальных транзитных валютных счетов, Положение Банка России "О порядке
и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские  рубли  на
единой торговой сессии межбанковских валютных бирж" N 77-П от 16.06.1999.
     Таким  образом,  условия  продажи  иностранной  валюты  резидентами,
установленные Указанием N 1192-У (через обслуживающий уполномоченный банк
на межбанковских валютных биржах, на внебиржевом  межбанковском  валютном
рынке,  Центральному  банку  Российской  Федерации  (по    согласованию с
Департаментом  валютных  операций  Банка  России)  либо   непосредственно
обслуживающему  резидента  уполномоченному  банку),   распространяются на
продажу (включая обязательную продажу  и  обратную  продажу)  иностранной
валюты,  осуществляемую  с  транзитных  валютных  счетов  и   специальных
транзитных валютных счетов.

     3. В связи с принятием Указания N 1192-У возможно  ли  осуществление
уполномоченным банком обязательной продажи (обратной продажи) иностранной
валюты без поручения клиента непосредственно уполномоченному банку?
     Пунктом 14 Инструкции N 7 и пунктом 12 Указания N  383-У  установлен
порядок обязательной продажи иностранной валюты с  транзитного  валютного
счета резидента  и  обратной  продажи  купленной  резидентом  иностранной
валюты, находящейся на его специальном транзитном валютном счете, а также
ранее списанной со  специального  транзитного  валютного  счета  и  вновь
поступившей  в   пользу   резидента,   при   непредставлении   резидентом
уполномоченному  банку  поручения  на  обязательную   продажу   (обратную
продажу) иностранной валюты.
     С учетом положений Указания N 1192-У при непредставлении  резидентом
уполномоченному  банку  поручения  на  обязательную   продажу   (обратную
продажу)  иностранной  валюты  иностранная  валюта,  подлежащая   продаже
резидентом на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, может  быть
приобретена непосредственно уполномоченным банком, обслуживающим клиента,
либо   реализована   на   внебиржевом   межбанковском     валютном рынке,
Центральному банку Российской Федерации, на межбанковских валютных биржах
в установленном порядке.

     4. В каком порядке подлежат отражению в отчете по  форме  N   652 "О
движении средств в  иностранной  валюте  на  транзитных  валютных  счетах
резидентов", установленном Указанием Банка России "О порядке  составления
и представления отчетности кредитными организациями  в  Центральный  банк
Российской Федерации" N  7-У  от  24.10.1997,  операции  по  обязательной
продаже иностранной валюты юридическим лицом - резидентом непосредственно
уполномоченному банку?
     Операции по  обязательной  продаже  иностранной  валюты  юридическим
лицом - резидентом непосредственно обслуживающему  уполномоченному  банку
подлежат отражению  в  отчете  по  форме  N  652  по  строке   3.1.1 "для
осуществления обязательной продажи".

   Вопросы, связанные с осуществлением валютных операций с применением
                      аккредитивной формы расчетов

     5.  Какую  дату  при  использовании  аккредитивной  формы   расчетов
необходимо считать датой оплаты импортируемых  товаров  для  формирования
карточки платежа по покрытому и непокрытому аккредитивам? В какой  момент
и в какой форме Импортер должен представить в Банк Импортера информацию о
номере и дате Паспорта импортной сделки (далее - ПСи), о коде вида оплаты
в соответствии с пунктом 5.12 совместной Инструкции Банка  России  и  ГТК
России "О порядке осуществления  валютного  контроля  за  обоснованностью
оплаты резидентами импортируемых товаров"  N  91-И  и  N   01-11/28644 от
4.10.2000 (далее по тексту - Инструкция N 91-И)?
     Приложение 1 к Инструкции N 91-И (рекомендации по заполнению  строки
"Форма   расчетов"   ПСи)   предусматривает   возможность   использования
аккредитивной формы расчетов при оплате импортируемых товаров.
     Согласно пункту 2.1.1 Инструкции N 91-И датой оплаты по Контракту  в
зависимости от способа оплаты импортируемых  товаров  считается   одна из
перечисленных в указанном пункте дат, в том числе дата списания  денежных
средств со счета "Ностро" Банка Импортера или зачисления денежных средств
на открытый в Банке  Импортера  счет  "Лоро"  банка  получателя  денежных
средств по Контракту в случае,  если  счет  получателя  денежных  средств
открыт в банке, отличном от Банка Импортера (пункт 2.1.1.3  Инструкции  N
91-И).
     Учитывая   специфику   расчетов   с    использованием    непокрытого
подтвержденного аккредитива, а также цели валютного контроля, реализуемые
в рамках Инструкции N 91-И, датой оплаты импортируемых товаров  в  случае
осуществления расчетов по непокрытому аккредитиву  следует  считать  дату
списания иностранной валюты с  корреспондентского  счета  уполномоченного
банка - эмитента аккредитива.
     Таким   образом,   в   случае   если   Банк       Импортера является
банком-приказодателем, а банком-эмитентом является другой  уполномоченный
банк, то датой оплаты следует считать дату списания денежных  средств  со
счета "Ностро" банка-эмитента или зачисления денежных средств на открытый
в банке-эмитенте счет "Лоро"  банка  -  получателя  денежных   средств по
Контракту (подтверждающего банка).
     При определении даты оплаты импортируемого товара,  произведенной  с
использованием покрытого (депонированного) аккредитива, следует  исходить
из следующего.
     В соответствии с частью 2 статьи 867 Гражданского кодекса Российской
Федерации    покрытыми    (депонированными)    аккредитивами    считаются
аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент должен  перечислить  сумму
аккредитива за счет  плательщика  либо  предоставленного  ему   кредита в
распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.
     В этом случае все расчеты с получателем  платежа  осуществляются  за
счет  средств,  перечисленных  банком-эмитентом  исполняющему    банку по
поручению  плательщика.  Суть  поручения  плательщика  при  использовании
аккредитивной формы расчетов заключается не в переводе  денежных  средств
на счет получателя, а в выделении, "бронировании"  денежных  средств,  за
счет которых будут вестись расчеты  с  получателем.  При  этом  получение
денежных  средств   с   аккредитива   обусловлено   для     их получателя
необходимостью соблюдения всех условий аккредитива, которые  определяются
его договором с плательщиком.
     Право распоряжения денежными  средствами,  перечисленными  кредитной
организацией - эмитентом в пользу  исполняющего  иностранного  банка  для
расчетов   по   импортным   контрактам   с       использованием покрытого
(депонированного) аккредитива, наступает у получателя  средств  в  момент
фактической выплаты средств в пользу получателя средств, осуществляемой с
отдельно  открываемого  счета  в  этом  банке  (со  счета     покрытия по
аккредитиву).
     Таким образом, датой оплаты импортируемых товаров,  произведенной  с
использованием  в  расчетах  покрытого   (депонированного)   аккредитива,
следует считать дату фактического  списания  денежных  средств  в  пользу
бенефициара (получателя средств) с отдельно  открываемого  в  исполняющем
банке счета (счета покрытия по аккредитиву), отраженную в соответствующем
банковском документе.
     Исходя из требований пункта 5.12  Инструкции  N  91-И   информация о
номере и дате ПСи, о коде вида оплаты должна быть представлена Импортером
в Банк  до  момента  списания  денежных  средств  со  счета   покрытия по
аккредитиву (при расчетах с использованием покрытого аккредитива) либо до
момента   списания   денежных   средств   с      корреспондентского счета
уполномоченного  банка   -   эмитента   аккредитива   (при   расчетах   с
использованием непокрытого аккредитива).
     При этом вышеуказанная информация представляется Импортером  в  Банк
Импортера  в  порядке,  установленном  Банком  Импортера  (в    том числе
посредством почтовой, телеграфной, телетайпной,  телефонной,  электронной
или иной связи).

     6. Как применяется при аккредитивной форме  расчетов,  а  также  при
исполнении  уполномоченным  банком  обязательств  по  гарантии,  выданной
Импортеру,  в  пользу  иностранного  контрагента  требование   пункта 2.1
Инструкции N 91-И?
     Валютные операции,  связанные  со  списанием  иностранной   валюты с
валютного  счета  Импортера  и  зачислением  на    корреспондентский счет
уполномоченного  банка   -   эмитента   аккредитива   (при   расчетах   с
использованием непокрытого аккредитива), а также со списанием с валютного
счета Импортера и  зачислением  на  счет  покрытия  по   аккредитиву (при
расчетах  с  использованием  покрытого  аккредитива),   не   противоречат
требованиям Инструкции N 91-И.
     В соответствии с пунктом 2.2 Инструкции N 91-И оплата  импортируемых
по контракту товаров иностранной валютой  с  банковского  счета  третьего
лица - резидента, не являющегося Импортером,  осуществляется  в  порядке,
установленном Банком России.
     При  проведении  расчетов  в  иностранной  валюте   для   исполнения
уполномоченным банком обязательств по  гарантии,  выданной   Импортеру, в
пользу иностранного контрагента уполномоченный банк на основании пункта 1
Указания Банка России "Об осуществлении уполномоченными банками сделок  и
операций с иностранной валютой и ценными бумагами в  иностранной  валюте,
не относящихся к банковским операциям" N 193-У от  27.03.1998  (далее  по
тексту  -  Указание  N  193-У)  вправе  без   получения   дополнительного
разрешения  Банка  России  исполнить  свои  обязательства   по   выданной
гарантии.
     Расходы уполномоченного банка  в  иностранной  валюте,   связанные с
исполнением обязательств по выданной им Импортеру  гарантии,  могут  быть
возмещены (оплачены) Импортером в валюте Российской Федерации.

     7. Требуется ли при оформлении ПСи по Контракту,  предусматривающему
аккредитивную форму расчетов, представление в Банк Импортера заявления на
открытие аккредитива?
     В соответствии с пунктами 1, 3.2 Инструкции N 91-И и Приложением 1 к
Инструкции N 91-И оформление ПСи осуществляется  на  основании  Контракта
(договора, соглашения) между резидентом (юридическим лицом или физическим
лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального  предпринимателя)  и
нерезидентом,  предусматривающего  оплату  иностранной  валютой,  валютой
Российской  Федерации,  векселями  в  иностранной  валюте  или   в валюте
Российской  Федерации  товаров,   ввозимых   на   таможенную   территорию
Российской  Федерации.   Копия   указанного   Контракта,     заверенная в
установленном порядке, представляется Импортером в Банк Импортера.
     В числе документов, представляемых Импортером в Банк  Импортера  для
оформления ПСи в соответствии с пунктом 3.2 Инструкции N 91-И,  заявление
на открытие аккредитива при осуществлении аккредитивной формы расчетов по
импортному Контракту не предусмотрено.
     Однако если указанное заявление было представлено Импортером в  Банк
Импортера при оформлении ПСи, то  на  основании  пунктов  5.22.6,  5.22.8
Инструкции N 91-И копия указанного заявления может быть помещена в  Досье
(Импорт), формируемое по соответствующему ПСи.
     8. В каком  разделе  ПСи  следует  отражать  сведения  о   наличии в
аккредитиве условий, отличных от условий контракта?
     Сведения о  наличии  в  аккредитиве  условий,  отличных  от  условий
контракта, в том числе иных сроков платежа, могут  отражаться  в  "Особых
отметках" ПСи.

     9. Каким образом  при  использовании  аккредитивной  формы  расчетов
должна быть отражена информация о коде вида платежа и о коде страны банка
- получателя платежа в соответствии с пунктом 11 Указания N 383-У?  Какие
коды должны быть указаны в графах 8 (код  страны  банка-получателя)   и 9
(код вида платежа) в Приложении 3 к Указанию  N  383-У  при  несовпадении
страны банка - получателя платежа и страны банка, в  который  перечислена
иностранная валюта?
     В соответствии с пунктом 11 Указания N 383-У при переводе резидентом
нерезиденту иностранной валюты, купленной на валютном рынке и зачисленной
на  его  специальный   транзитный   валютный   счет,   с   использованием
аккредитивной формы расчетов распоряжение резидента о переводе  купленной
иностранной валюты должно содержать:
     - код страны банка - получателя платежа  -  код  страны,  в  которую
переводится иностранная валюта (пункт  3.7  Порядка  заполнения  карточки
учета операций по  специальному  транзитному  валютному  счету  резидента
(Приложение 3 к Указанию N 383-У);
     - код вида платежа - код покупки иностранной валюты  для  конкретной
сделки  (пункт  3.8  Порядка  заполнения  карточки  учета     операций по
специальному  транзитному  валютному  счету  резидента    (Приложение 3 к
Указанию N 383-У). При несовпадении страны банка - получателя  платежа  и
страны банка, в который перечислена иностранная валюта,  указывается  код
страны банка, в который перечисляется иностранная валюта со  специального
транзитного валютного счета резидента.

     10. Какой код необходимо проставлять в графе ПСи  "Форма  расчетов",
если в Контракте предусмотрен аккредитив "stand-by":  перевод  (код  30),
аккредитив (код 10) или перевод/аккредитив (код 50)?
     В настоящее время законодательство Российской Федерации не  содержит
положений, регулирующих порядок использования резервного аккредитива  или
аккредитива "stand-by".
     Вместе с тем в Контракте,  заключенном  резидентом  с  нерезидентом,
могут быть предусмотрены условия об использовании резервного  аккредитива
(аккредитива "stand-by") в соответствии с  Унифицированными   правилами и
обычаями для документарных аккредитивов  (редакция  1993  г.,  публикация
Международной торговой палаты N 500).
     Таким  образом,  при   оформлении   резидентом-импортером   ПСи   по
импортному контракту, расчеты по которому осуществляются с использованием
аккредитива "stand-by", в строке "Форма расчетов"  указывается  код  "50"
(аккредитив/перевод).

     11.  Допускается  ли  без  разрешения  Банка  России   осуществление
расчетов с использованием трансферабельного  аккредитива  по  экспортному
контракту,  заключенному  юридическим  лицом  -  резидентом,  выступающим
комиссионером, предполагающему получение денежных средств непосредственно
юридическим лицом - резидентом, являющимся поставщиком товара  (т.е.  без
зачисления денежных средств на транзитный валютный счет экспортера)?
     При  использовании  трансферабельного  аккредитива  в    расчетах по
экспортным  контрактам  возможна  ситуация,  при   которой     средства в
иностранной валюте будут зачислены не на счет экспортера, оформившего ПС,
а на иной счет (счет поставщика экспортного товара), что  при  отсутствии
разрешения   Банка   России   будет   являться       нарушением валютного
законодательства.
     В данном случае при использовании  трансферабельного   аккредитива в
расчетах по  экспортным  контрактам  во  избежание  нарушений  требований
нормативных актов Банка России (Инструкции N 86-И, Положения Банка России
и ГТК России "О применении  Инструкции  Банка  России  и  ГТК   России "О
порядке осуществления валютного контроля  за  поступлением  в  Российскую
Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13 октября 1999 года N 86-И и N
01-23/26541  (соответственно)"  N  101-П  от   22.12.1999)   юридическому
лицу-резиденту, заключившему договор комиссии с  поставщиками  экспортной
продукции (экспортеру), необходимо получить разрешение, Банка  России  на
незачисление  экспортной  валютной  выручки  на  его  валютный   счет   в
уполномоченном  банке  (оформившем  ПС  по   экспортному     контракту) и
зачисление  указанных  средств  на  счет  другого  юридического  лица   -
резидента (поставщика экспортной продукции) в уполномоченном банке.

     12. Вправе ли уполномоченный банк  без  получения  разрешения  Банка
России осуществить операции, связанные с акцептом переводных векселей  по
контракту,   заключенному   импортером-резидентом   с      нерезидентом с
использованием аккредитивной формы  расчетов  и  последующим  возмещением
выплаченных сумм резидентом-импортером?
     В соответствии с пунктом 2.2 Инструкции N 91-И оплата  импортируемых
по контракту товаров иностранной валютой  с  банковского  счета  третьего
лица - резидента, не являющегося импортером,  осуществляется  в  порядке,
установленном Банком России.
     При  проведении  расчетов  в  иностранной   валюте   по   импортному
аккредитиву с  акцептом  уполномоченным  банком  переводных   векселей по
контракту об импорте товаров,  заключенному  между  импортером-резидентом
(клиентом банка) и нерезидентом, уполномоченный банк на основании  пункта
5 Указания N 193-У вправе без получения дополнительного разрешения  Банка
России исполнить обязательства по акцептованному  векселю  в  иностранной
валюте.
     Расходы уполномоченного банка, связанные с исполнением  обязательств
по акцептованному векселю в иностранной валюте при проведении расчетов  в
иностранной  валюте  по  импортному  аккредитиву,  могут  быть  возмещены
(оплачены) импортером-резидентом (клиентом  банка)  в  валюте  Российской
Федерации.

  Вопросы по применению Положения Банка России "О порядке осуществления
  расчетов между резидентами и нерезидентами по договорам о выполнении
     работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной
                              деятельности"
       N 157-П от 24.10.2001 (далее по тексту - Положение N 157-П)

     13. С момента вступления в действие Положения N 157-П допускаются ли
расчеты в иностранной валюте по договорам о  выполнении  работ,  оказании
услуг, передаче результатов интеллектуальной деятельности  на  территории
Российской Федерации между резидентами  и  нерезидентами  без  разрешения
Банка России?
     Действие Положения N 157-П распространяется на расчеты в иностранной
валюте между  резидентами  (юридическими  лицами  и  физическими  лицами,
зарегистрированными  в  качестве   индивидуальных     предпринимателей) и
нерезидентами  по  договорам  о  выполнении  работ,  оказании   услуг или
передаче результатов интеллектуальной деятельности  независимо  от  места
(территория Российской Федерации или иностранного государства) выполнения
работ,  оказания  услуг   или   передачи   результатов   интеллектуальной
деятельности.
     Положением N 157-П установлено, что расчеты в иностранной валюте  по
договорам  о  выполнении  работ,  оказании  услуг,  передаче  результатов
интеллектуальной  деятельности   между   резидентами   и   нерезидентами,
указанные в Положении N 157-П, осуществляются резидентами без  разрешения
Банка России.
     Таким образом, с момента вступления в  действие  Положения  N  157-П
расчеты в иностранной валюте по договорам о  выполнении  работ,  оказании
услуг, передаче результатов интеллектуальной деятельности  на  территории
Российской Федерации  между  резидентами  и  нерезидентами,   указанные в
Положении N 157-П, осуществляются без разрешения Банка России.

     14. Требуется ли резиденту разрешение Банка России для зачисления на
свой  валютный   счет   иностранной   валюты,       переведенной со счета
представительства нерезидента, находящегося  в  Российской   Федерации, в
оплату оказанных на территории Российской Федерации услуг?
     В соответствии с подпунктами "б" и "д"  пункта  6  статьи  1  Закона
Российской Федерации  "О  валютном  регулировании  и  валютном  контроле"
нерезидентами являются как юридические лица, созданные в  соответствии  с
законодательством иностранных государств, предприятия и  организации,  не
являющиеся   юридическими   лицами,   созданные    в       соответствии с
законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами
Российской Федерации, так и находящиеся в Российской Федерации их филиалы
и представительства.
     Расчеты в иностранной валюте за оказываемые резидентами нерезидентам
услуги на территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с
требованиями Положения N 157-П. При  этом  расчеты  за  оказанные  услуги
осуществляются без разрешения Банка России, если срок между днем оказания
услуг резидентом нерезиденту и днем зачисления денежных  средств  на  его
счет не превышает 90 дней (пункт 2.2.3 Положения N 157-П).

     15. Вправе ли резидент осуществить  перевод  иностранной   валюты на
счет нерезидента,  открытый  в  уполномоченном  банке,  в  оплату  услуг,
оказываемых  на  территории   Российской   Федерации   представительством
нерезидента, зарегистрированным в Российской Федерации?
     Расчеты в иностранной валюте за оказываемые резидентами нерезидентам
услуги на территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с
требованиями Положения N 157-П. При  этом  расчеты  за  оказанные  услуги
осуществляются без разрешения Банка России независимо от срока между днем
выполнения   работ,   оказания    услуг    или       передачи результатов
интеллектуальной деятельности и днем списания денежных средств  со  счета
резидента (пункт 2.2.2 Положения N 157-П).

     16. Вправе ли резидент без разрешения Банка России зачислить на свой
валютный счет  в  уполномоченном  банке  иностранную  валюту,  являющуюся
предварительной оплатой  по  внешнеторговому  контракту,   заключенному с
нерезидентом?
     Согласно пункту 2.2.1 Положения N 157-П без разрешения Банка  России
осуществляется  зачисление  на  счет  резидента  в   уполномоченном банке
иностранной валюты, поступающей от  нерезидента  в  виде  предварительной
оплаты по внешнеторговому  контракту,  независимо  от  срока   между днем
зачисления денежных средств на счет и  днем  выполнения  работ,  оказания
услуг или передачи результатов интеллектуальной деятельности.
     Учитывая,  что  вышеуказанные  нормативные  акты  Банка    России не
содержат никаких ограничений по срокам проведения указанных в пункте  3.2
Положения N 39 и  пункте  2.2.1  Положения  N  157-П  валютных  операций,
резидент вправе без разрешения Банка России  зачислить  на  свой   счет в
уполномоченном  банке  иностранную  валюту,  являющуюся   предварительной
оплатой  по  внешнеторговому  контракту,  заключенному  с   нерезидентом,
независимо от срока действия этого контракта.

     17. Вправе ли  резидент  (комиссионер  или  комитент)  на  основании
пунктов 2.2.8 и 2.2.9 Положения  N  157-П  без  разрешения  Банка  России
осуществлять расчеты в иностранной валюте  с  нерезидентом   (списание со
счета и зачисление на счет) во исполнение договора комиссии?
     В  соответствии  с  пунктами  2.2.8   и   2.2.9     Положения N157-П
комиссионер-резидент вправе без разрешения  Банка  России   переводить на
счет   комитента-нерезидента   и    зачислять,    в    том    числе    от
комитента-нерезидента, иностранную валюту в счет исполнения Договора.
     В соответствии с пунктом 2.2.8 Положения N  157-П  комитент-резидент
вправе   без    разрешения    Банка    России          переводить на счет
комиссионера-нерезидента иностранную валюту в счет  исполнения  Договора.
Операции   по    зачислению    иностранной    валюты,    полученной    от
комиссионера-нерезидента   комитентом-резидентом   на   свой   транзитный
валютный счет, указанными пунктами Положения N 157-П не регулируются.

1419

     ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 

24 января 2003 г.N 47

"Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2003 г. базовой части трудовой пенсии"

     В целях реализации статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях
в  Российской   Федерации"   и   статьи   25       Федерального закона "О
государственном   пенсионном   обеспечении   в   Российской    Федерации"
Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить коэффициент индексации с  1  февраля  2003  г.  базовой
части трудовой пенсии в размере 1,06.
     2. Пенсионному фонду Российской Федерации довести до территориальных
органов, осуществляющих пенсионное  обеспечение,  коэффициент  индексации
базовой части трудовой пенсии, утвержденный настоящим постановлением, для
увеличения соответствующих  пенсий,  установленных  согласно  федеральным
законам  "О  трудовых   пенсиях   в   Российской     Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 52,  ч.1,  ст.4920)   и "О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"  (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст.4831; 2002,  N  30,
ст.3033).

Председатель Правительства
Российской Федерации                                          М.Касьянов

87143
1333

       

Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №05-3-06/3/202 от 14.12.2001

Письмо Фонда социального страхования Российской Федерации №02-08/06-2486П от 14.12.2001
«Об отражении расходов на цели государственного социального страхования»

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и Фонд социального страхования Российской Федерации рассмотрели письмо Управления МНС России по Ульяновской области от 06.07.2001 №16-05-13/3749@ о порядке отражения расходов на цели государственного социального страхования в расчетах по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу) организациями, являющимися одновременно плательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и единого социального налога (взноса), и сообщают следующее.

Если организация или индивидуальный предприниматель переведены на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, но одновременно осуществляют и иные виды деятельности, то они уплачивают единый социальный налог (взнос) с выплат, производимых в пользу наемных работников по всем основаниям за выполнение работ по видам деятельности, не переведенным на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

В соответствии с пунктом 2.10 Инструкции о порядке расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.02.2001 №11, страхователи, являющиеся одновременно плательщиками единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и ведущие раздельный учет доходов и расходов по соответствующим видам деятельности, производят в счет начисленного единого социального налога (взноса), подлежащего зачислению в Фонд, расходы по государственному социальному страхованию только в отношении тех работников, выплаты в пользу которых включаются в облагаемую базу для уплаты единого социального налога (взноса), подлежащего зачислению в Фонд. Указанные расходы отражаются в расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (ф. 4-ФСС РФ), утвержденной Постановлением Фонда от 30.11.2000 №113, и в расчете по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу), утвержденному Приказом МНС России от 29.12.2000 №БГ-3-07/469 (в редакции Приказов МНС России от 07.03.2001 №БГ-3-07/80 и от 18.07.2001 №БГ-3-05/243).

В отношении работников, выплаты в пользу которых включаются в облагаемую базу для уплаты единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, расходы на цели государственного социального страхования осуществляются и отражаются в отчетности следующим образом.

Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, оплату дополнительных выходных дней по уходу за детьми – инвалидами распределяются пропорционально долям выплат в пользу работника, включаемых в облагаемую базу для уплаты единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Выплаты единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социальных пособий на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению, оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников и оздоровление детей, размер которых не зависит от размера заработной платы работника и, соответственно, суммы которых не могут быть разделены пропорционально долям выплат в пользу работника, включаемых в облагаемую базу для уплаты единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, производятся в счет начисленного единого социального налога (взноса). Эти расходы отражаются в расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (ф. 4-ФСС РФ) в разделе 1 «Расчеты по единому социальному налогу» и расчете по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу) за счет средств доли единого социального налога (взноса), причитающейся Фонду социального страхования Российской Федерации.

Государственный советник
налоговой службы III ранга С.Х. Аминев

Заместитель Председателя
Фонда социального страхования
Российской Федерации Л.Н. Рау

 


















508

       

Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №05-3-06/3/202 от 14.12.2001

Письмо Фонда социального страхования Российской Федерации №02-08/06-2486П от 14.12.2001
«Об отражении расходов на цели государственного социального страхования»

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и Фонд социального страхования Российской Федерации рассмотрели письмо Управления МНС России по Ульяновской области от 06.07.2001 №16-05-13/3749@ о порядке отражения расходов на цели государственного социального страхования в расчетах по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу) организациями, являющимися одновременно плательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и единого социального налога (взноса), и сообщают следующее.

Если организация или индивидуальный предприниматель переведены на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, но одновременно осуществляют и иные виды деятельности, то они уплачивают единый социальный налог (взнос) с выплат, производимых в пользу наемных работников по всем основаниям за выполнение работ по видам деятельности, не переведенным на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

В соответствии с пунктом 2.10 Инструкции о порядке расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.02.2001 №11, страхователи, являющиеся одновременно плательщиками единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и ведущие раздельный учет доходов и расходов по соответствующим видам деятельности, производят в счет начисленного единого социального налога (взноса), подлежащего зачислению в Фонд, расходы по государственному социальному страхованию только в отношении тех работников, выплаты в пользу которых включаются в облагаемую базу для уплаты единого социального налога (взноса), подлежащего зачислению в Фонд. Указанные расходы отражаются в расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (ф. 4-ФСС РФ), утвержденной Постановлением Фонда от 30.11.2000 №113, и в расчете по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу), утвержденному Приказом МНС России от 29.12.2000 №БГ-3-07/469 (в редакции Приказов МНС России от 07.03.2001 №БГ-3-07/80 и от 18.07.2001 №БГ-3-05/243).

В отношении работников, выплаты в пользу которых включаются в облагаемую базу для уплаты единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, расходы на цели государственного социального страхования осуществляются и отражаются в отчетности следующим образом.

Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, оплату дополнительных выходных дней по уходу за детьми – инвалидами распределяются пропорционально долям выплат в пользу работника, включаемых в облагаемую базу для уплаты единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Выплаты единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социальных пособий на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению, оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников и оздоровление детей, размер которых не зависит от размера заработной платы работника и, соответственно, суммы которых не могут быть разделены пропорционально долям выплат в пользу работника, включаемых в облагаемую базу для уплаты единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, производятся в счет начисленного единого социального налога (взноса). Эти расходы отражаются в расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (ф. 4-ФСС РФ) в разделе 1 «Расчеты по единому социальному налогу» и расчете по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу) за счет средств доли единого социального налога (взноса), причитающейся Фонду социального страхования Российской Федерации.

Государственный советник
налоговой службы III ранга С.Х. Аминев

Заместитель Председателя
Фонда социального страхования
Российской Федерации Л.Н. Рау

 


















28061
582

Опубликовано: Журнал "Расчет" №1-2002год.

Алена ТАРАСОВА

С 2003 года фирмы Татарстана на самом деле могут пройти регистрацию по принципу "одного окна".

В Казани 20 декабря открылся Единый регистрационный центр (ЕРЦ). Его существование избавляет местные фирмы от необходимости обивать пороги целого списка ведомств. Обратившись в центр, можно пройти госрегистрацию, встать на учет в налоговой, ФСС и Пенсионном фонде. Кроме этого через центр фирмы получают коды по общероссийским классификаторам от Госкомстата и узнают, сколько они должны платить в региональное отделение ФСС.
Республика Татарстан всегда славилась высоким уровнем своего технического развития. Видимо, поэтому местные чиновники смогли воплотить в жизнь принцип "одного окна" чуть ли не год назад. В те времена это было "окно" регистрационной палаты - там можно было найти представителей всех нужных ведомств. Процедура регистрации занимала три дня.
Однако с 1 июля прошлого года начал действовать закон, который возложил обязанности по госрегистрации на налоговиков. Причем время этого мероприятия увеличивалось до пятидневной рабочей недели. Местным властям ничего не осталось делать, как подчиниться закону и установить в республике новый порядок.
Тем не менее идея с "одним окном" была настолько удачна, что местное правительство не захотело ею пренебречь и реанимировало ее. Причем процедура регистрации стала занимать еще меньше времени - всего 14 рабочих часов, то есть неполных два дня.
Чтобы зарегистрироваться, нужно передать в центр пакет документов. Сотрудники центра проводят госрегистрацию фирмы, вносят данные о ней в Единый реестр юридических лиц и ставят ее на налоговый учет. После этого по электронной почте выписка из реестра рассылается в территориальные отделения ФСС и Пенсионного фонда. Отделению Госкомстата требуются оригиналы документов, поэтому туда их везет курьер.
Госкомстат ставит организацию на учет, присваивает ей коды по общероссийским классификаторам, а затем электронной почтой направляет сведения в отделения ФСС и Пенсионного фонда. Далее фонды обрабатывают всю полученную информацию и "прописывают" фирму у себя.
После того как все эти ведомства поставят фирму на учет, они должны направить в регистрационный центр оригиналы подтверждающих документов. Через некоторое время его сотрудники будут готовы выдать полный пакет необходимых свидетельств, извещений и уведомлений.
"Все требования федерального законодательства сохранены, - рассказывает главный государственный налоговый инспектор отдела по учету и регистрации налогоплательщиков УМНС Республики Татарстан Айрат Хакимов. - Преимущества "одного окна" заключаются в том, что работа по регистрации юридических лиц во всех ведомствах ведется параллельно. А благодаря системе электронного документооборота процесс идет быстрее. Вместе с тем обращаться за регистрацией в такой центр вовсе не обязательно. Для тех, кто хочет самостоятельно обегать все фонды, остается общепринятая процедура".
Казанский центр - только первая ласточка. В I квартале 2003 года местные власти намерены открыть такие по всей республике. Однако когда именно это произойдет, пока не очень ясно, все зависит от сроков финансирования. Если кабинет министров возьмет организацию центров под свой контроль, есть шанс, что центры действительно будут открыты в течение I квартала.
К сожалению, Татарстан - это еще не вся Россия. Большинство граждан об "одном окне" могут пока только помечтать. По закону объединены только две процедуры - госрегистрация и постановка на налоговый учет. Как известно, всем этим занимается МНС, и оно не будет добровольно обременять себя дополнительными обязанностями - "не предусмотрено". Поэтому в большинстве регионов фирмам пока приходится регистрироваться в фондах самостоятельно.
Вывод напрашивается сам собой - нужно сделать так, чтобы закон обязывал ведомства работать по принципу "одного окна". Для этого должны быть внесены поправки в действующее законодательство. Кстати говоря, специалисты фондов и МНС уже сейчас над этим работают. Как нам сообщили в департаменте регистрации юридических лиц МНС, новый порядок регистрации фирм должен быть готов в первом полугодии, то есть к лету он уже начнет действовать. Остается надеяться, что опыт Татарстана поможет чиновникам найти решение правильное и в срок.

3331
3084
3103

Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России акцентирует внимание налогоплательщиков на том, что на бланках строгой отчетности обязательно надо указывать ИНН, код по ОКПО и выходные сведения типографии. В письме от 26.12.02 № 16-00-24/61 Минфин России приводит аргументы в поддержку правомерности подобных требований налоговиков.

Главное финансовое ведомство неоднократно сообщало, что ИНН - обязательный реквизит для бланков строгой отчетности. На сей раз Минфин России еще и объясняет, почему идентификационный номер обязателен.

МНС России в приказе от 27.11.98 № ГБ-3-12/309 установило, что индивидуальный номер должен быть проставлен на документах, если это предусмотрено законодательством. А бланки строгой отчетности могут заменять чек ККМ на основании Положения по применению ККМ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.93 № 745. Этот документ устанавливает требования к обязательным реквизитам чеков. В частности, на нем должен быть и ИНН организации или предпринимателя. А раз бланк приравнивается к чеку, то идентификационный номер налогоплательщика должен присутствовать обязательно.

Теперь о парочке других не менее важных реквизитов бланка строгой отчетности. Первый - это код организации по ОКПО. Бухгалтерский департамент Минфина напоминает, что Госкомстат России установил: на всех первичных документах должен быть указан код организации по ОКПО. А бланки строгой отчетности являются первичным документом, следовательно, код по ОКПО должен на них присутствовать.
Второй - это выходные сведения типографии. На бланке обязательно должны быть указаны данные о типографии, которая их отпечатала. Такое требование основывается на том, что применяться могут только бланки строгой отчетности, изготовленные типографским способом, следовательно, они являются типографской продукцией. А выходные сведения типографии идентифицируют предприятие, изготовившее бланки.

742

Пока Госдума работает над новой редакцией закона о валютном регулировании и валютном контроле, Центробанк занялся облегчением порядка покупки валюты. В указании от 17.01.03 № 1223-У (вступит в силу через десять дней после официального опубликования) ЦБ РФ установил новые правила, по которым российские предприятия должны покупать валюту для расчетов с зарубежными поставщиками товаров.

Как известно, приобретать чужеземные дензнаки для расчета с иностранными партнерами предприятия-резиденты могут только через уполномоченные на то банки. Причем если валюта покупается до ввоза товаров в Россию, фирма-покупатель обязана открыть в банке депозит. Так вот, если сейчас сумма такого вклада эквивалентна 100 процентам от суммы денег, за которые покупается валюта, то с момента вступления в силу указания № 1223-У на депозит нужно будет вносить лишь 20 процентов от этой суммы. Это первое новшество.

Второе. Сейчас от суеты с депозитами при покупке валюты освобождены только госпредприятия и госучреждения. А согласно новому порядку, от обязанности вносить деньги на депозит будут избавлены любые организации, которые не намерены покупать валюту на сумму более 10 тыс. долларов США.

И, наконец, третье. Свежеиспеченный порядок не распространяется на валюты, которые не являются свободно конвертируемыми. Правда, пока не существует документа, который бы определял, валюты каких стран можно отнести к неконвертируемым в отношении договоров об импорте товаров. Закон о валютном регулировании и валютном контроле дает лишь общее определение: не является свободно конвертируемой та инвалюта, "которая не обменивается без ограничений на валюту другого иностранного государства при осуществлении текущих валютных операций".

Кроме того, новое указание Банка России несколько меняет и порядок возврата предприятию депозита, открытого до ввоза товаров в Россию. Теперь ситуаций, позволяющих вернуть депозит, будет гораздо больше. Например, деньги можно будет получить обратно, предъявив документы, подтверждающие утрату товара вследствие аварии, или предоставив решение суда о признании иностранного поставщика банкротом.