Вопрос: С 1 января 2026 г. действует норма права, которая позволяет организациям, впервые перешедшим на применение УСН и выбравшим ставку НДС 5% и 7%, отказаться от применения указанной налоговой ставки в течение четырех последовательных налоговых периодов начиная с первого налогового периода, за который предоставлена налоговая декларация по налогу на НДС, в которой отражены операции, подлежащие налогообложению по указанной налоговой ставке.
Нововведения были введены в 2025 г., и на текущее время организации, предоставляющие гостиничные услуги, уже не укладываются в рамки этого года (четыре последовательных налоговых периода). С января 2025 г. эти самые четыре последовательных календарных квартала уже истекли. И по итогам года стало понятно, что большое число простых гостиниц (не сетевых) просто не выдерживают такое налогообложение.
В соответствии с вышеизложенным и руководствуясь требованиями действующего законодательства Российской Федерации, предлагается рассмотреть возможность организациям, предоставляющим гостиничные услуги, предоставить возможность менять ставку налога до истечения 12 последовательных календарных кварталов.
Ответ: В связи с указанным письмом о предоставлении информационной справки по предложениям, содержащимся в обращениях от 7 апреля и 17 апреля 2026 г., Департамент налоговой политики сообщает следующее.
В частности, автором обращения предлагается внести в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) изменение, согласно которому организации или индивидуальному предпринимателю, применяющим упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и которые с 1 января 2025 г. начали исчислять налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке в размере 5 (7) процентов в отношении услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостинице, предоставляется право на отказ от применения указанной налоговой ставки.
В связи с этим отмечаем, что с 1 января 2025 г. согласно положениям Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, признаются налогоплательщиками НДС. В связи с этим указанные организации и индивидуальные предприниматели исчисляют НДС для уплаты в бюджет в порядке, установленном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 145 Кодекса в редакции, действующей с 1 января 2026 г., организации или индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не имеют оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если у организации или индивидуального предпринимателя за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация или индивидуальный предприниматель переходит на УСН, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, сумма доходов, определяемых в установленном порядке, превышает в совокупности: 60 млн рублей за 2024 г., 20 млн рублей за 2025 г., 15 млн рублей за 2026 г., 10 млн рублей за 2027 г. и последующие годы.
При этом пунктом 8 статьи 164 Кодекса предусмотрено, что указанные организации и индивидуальные предприниматели при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащих налогообложению НДС, имеют право исчислять НДС по налоговым ставкам в размере 5 (7) процентов при соблюдении условий, установленных данным пунктом статьи 164 Кодекса.
Согласно абзацу первому пункта 9 статьи 164 Кодекса организация или индивидуальный предприниматель обязаны применять налоговую ставку, предусмотренную подпунктом 1 или 2 пункта 8 статьи 164 Кодекса, в течение не менее 12 последовательных налоговых периодов начиная с первого налогового периода, за который представлена налоговая декларация по НДС, в которой отражены операции, подлежащие налогообложению по указанной налоговой ставке, если иное не предусмотрено данным пунктом, абзацем пятым подпункта 1 или абзацем пятым подпункта 2 пункта 8 статьи 164 Кодекса.
Так, с 1 января 2026 г. действуют положения абзаца второго пункта 9 статьи 164 Кодекса, согласно которым организация или индивидуальный предприниматель, применяющие УСН, впервые перешедшие на применение налоговой ставки НДС в размере 5 (7) процентов, вправе отказаться от применения указанной налоговой ставки в течение четырех последовательных налоговых периодов начиная с первого налогового периода, за который представлена налоговая декларация по НДС, в которой отражены операции, подлежащие налогообложению по указанной налоговой ставке.
В связи с этим предусмотренный указанным абзацем вторым пункта 9 статьи 164 Кодекса отказ от налоговой ставки НДС в размере 5 (7) процентов применяется организацией или индивидуальным предпринимателем, применяющими УСН, и которые с 1 января 2026 г. впервые перешли (перейдут) на исчисление НДС по указанной налоговой ставке.
Что касается организации или индивидуального предпринимателя, применяющих УСН, и которые в 2025 г. перешли на исчисление НДС по налоговой ставке в размере 5 (7) процентов, то указанные организация или индивидуальный предприниматель имеют право отказаться от указанной налоговой ставки, при условии, что у данных организации или индивидуального предпринимателя по состоянию на 1 января 2026 г. не истекли четыре последовательных налоговых периодов начиная с первого налогового периода, за который ими представлена налоговая декларация по НДС, в которой отражены операции, подлежащие налогообложению по налоговой ставке в размере 5 (7) процентов.
Таким образом, организация или индивидуальный предприниматель, применяющие УСН и имеющие за 2024 г. сумму дохода, превышающую в совокупности 60 млн рублей, и которые с I квартала 2025 г. перешли на исчисление НДС по налоговой ставке в размере 5 (7) процентов, обязаны применять указанную налоговую ставку в течение не менее 12 последовательных налоговых периодов начиная с I квартала 2025 г.
Предложение о предоставлении организации или индивидуальному предпринимателю, применяющим УСН, и которые с I квартала 2025 г. перешли на исчисление НДС по налоговой ставке в размере 5 (7) процентов в отношении услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостинице, права на отказ от применения указанной налоговой ставки не поддерживается на основании следующего.
В 2025 г. количество организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН и уплачивающих НДС в связи с тем, что у них за 2024 г. сумма доходов превысила в совокупности 60 млн рублей, составило 3,6 процента от общего количества организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН.
В 2026 г. вышеуказанное количество организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН и уплачивающих НДС, увеличилось на 7,6 процента за счет количества налогоплательщиков, применяющих УСН, которые с 1 января 2026 г. стали плательщиками НДС, поскольку у них за 2025 г. сумма доходов превысила в совокупности 20 млн рублей.
В 2027 г. и последующие годы количество налогоплательщиков, применяющих УСН и уплачивающих НДС, будет увеличиваться за счет количества налогоплательщиков, применяющих УСН, у которых за соответствующие календарные года сумма доходов будет превышать размер, установленный вышеуказанным пунктом 1 статьи 145 Кодекса.
Следует учитывать, что действующие с 1 января 2026 г. нормы Кодекса, предусматривающие отказ от применения налоговой ставки НДС в размере 5 (7) процентов, в первую очередь, направлены на адаптацию организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, у которых сумма доходов не превышает в совокупности 60 млн рублей и которые с 1 января 2026 г. обязаны (будут обязаны) уплачивать НДС.
С учетом изложенного устанавливать для организации или индивидуального предпринимателя, применяющих УСН, у которых за 2024 г. сумма доходов превысила в совокупности 60 млн рублей и которые в I квартале 2025 г. перешли на исчисление НДС по налоговой ставке в размере 5 (7) процентов, по нашему мнению, представляется нецелесообразным.
Кроме того, принятие такой нормы только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН и оказывающих услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостинице, будет противоречить норме статьи 3 Кодекса, согласно которой законодательство о налогах и сборах Российской Федерации основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Одновременно обращаем внимание, что до 1 января 2025 г., то есть в период, в который организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН и оказывающие услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостинице, должны были принять решение о применяемой ими с 1 января 2025 г. налоговой ставке по НДС, Департамент в письмах от 31 октября 2024 г. N 03-07-11/106814, от 12 ноября 2024 г. N 03-07-11/111464, от 14 ноября 2024 г. N 03-07-11/112772, от 23 декабря 2024 г. N 03-07-11/130057 и других разъяснял особенности применения указанными организациями и индивидуальными предпринимателями как налоговой ставки по НДС в размере 0 процентов, предусмотренной подпунктом 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса, так и налоговой ставки по НДС в размере 5 (7) процентов, предусмотренной пунктом 8 статьи 164 Кодекса.
Директор Департамента
Д.В.ВОЛКОВ
28.04.2026


