Вопрос: Об учете расходов на приобретение доли (ее части) в уставном капитале организации в целях НДФЛ при ее продаже.
Ответ: Департамент налоговой политики (далее - Департамент) в связи с обращением ООО от 25.05.2026 по вопросу налогообложения доходов физических лиц сообщает, что в соответствии с Регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения, в частности, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Департамент разъясняет следующее.
Абзацем вторым подпункта 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса предусмотрено, что при продаже доли (ее части) в уставном капитале общества, при выходе из состава участников общества, при получении денежных средств, иного имущества (имущественных прав) акционером (участником, пайщиком) организации в случае ее ликвидации, при уменьшении номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве (по договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством) налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества (имущественных прав).
В соответствии с абзацем двадцать четвертым подпункта 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса в случае, если расходы, связанные с приобретением доли в уставном капитале общества, понесены путем передачи обществу или третьим лицам имущества и (или) имущественных прав, доходы от получения которых освобождены от налогообложения в соответствии с пунктом 60.2 статьи 217 Кодекса, в состав расходов налогоплательщика, связанных с приобретением доли в уставном капитале общества, включается сумма, равная стоимости таких имущества и (или) имущественных прав по данным учета передающей иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) на дату получения налогоплательщиком таких имущества и (или) имущественных прав, но не выше их рыночной стоимости, определяемой с учетом положений статьи 105.3 Кодекса на дату получения налогоплательщиком таких имущества и (или) имущественных прав.
Согласно пункту 11 статьи 226 Кодекса при исчислении налоговым агентом в соответствии с главой 23 Кодекса суммы налога налоговый агент на основании заявления налогоплательщика учитывает фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, которые в соответствии с главой 23 Кодекса учитываются при исчислении суммы налога.
В качестве документального подтверждения соответствующих расходов физическим лицом должны быть представлены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, на основании которых это физическое лицо произвело соответствующие расходы, документы, подтверждающие факт и сумму оплаты соответствующих расходов. В случае представления физическим лицом оригиналов документов налоговый агент обязан изготовить заверенные копии таких документов и хранить их в течение пяти лет.
Заместитель директора Департамента
Р.А.ЛЫКОВ
27.07.2026


