Документ № 03-04-09/41066 ТипПисьмо Дата принятия 23.04.2025 Редакция от 01.01.1970

Минфин РФ: Письмо № 03-04-09/41066 от 23.04.2025

Вопрос: О ставках НДФЛ с 01.01.2025, налоговых преференциях в отношении доходов семей с детьми и введении с 2026 г. ежегодной семейной выплаты гражданам РФ, имеющим двух и более детей.

Ответ: В связи с письмом от 13.03.2025 Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта норма развивает закрепленную в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) с 1 января 2025 г. устанавливаются налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере от 13 до 22 процентов в зависимости от размера налоговых баз за налоговый период.

В частности, из положений пункта 2.1 статьи 210 и пункта 1 статьи 224 НК РФ (в редакции Федерального закона N 176-ФЗ) следует, что по основным видам доходов, включая заработную плату, налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц в части налоговой базы, превышающей 2,4 миллиона рублей до 5 миллионов рублей в год, устанавливается в размере 15 процентов.

Таким образом, если заработная плата работника в месяц составит от 200 тысяч рублей до 416,6 тысячи рублей, дополнительная уплата налога составит 2 процентных пункта с суммы, превышающей 200 тысяч рублей.

При этом отмечаем, что НДФЛ является одним из основных источников формирования доходной части региональных и местных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств которых соответствующими органами власти, в частности, оказывается адресная поддержка отдельным категориям граждан.

Меры социальной поддержки, которые установлены федеральным законодательством семьям с детьми, как правило, освобождены от налогообложения НДФЛ. Также не подлежат обложению НДФЛ доходы в денежной и (или) натуральной форме, полученные отдельными категориями граждан в порядке оказания им социальной поддержки в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации, законами и (или) иными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, НК РФ в отношении доходов, полученных семьями с детьми, установлены налоговые преференции в виде как налоговых вычетов, так и освобождений от обложения НДФЛ получаемых доходов.

Отдельно отмечаем, что вопросы правоотношений, связанных с поддержкой семей, имеющих детей, в первую очередь являются предметом регулирования законодательства Российской Федерации в сфере социальной защиты, в том числе женщин и детей.

Федеральным законом от 13.07.2024 N 179-ФЗ "О ежегодной семейной выплате гражданам Российской Федерации, имеющим двух и более детей" с 2026 года вводится ежегодная семейная выплата гражданам Российской Федерации, имеющим двух и более детей (далее - выплата).

За выплатой может обратиться каждый из работающих родителей (усыновителей, опекунов, попечителей), имеющих двух и более детей, при условии, что такие родители (усыновители, опекуны, попечители) являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживают на территории Российской Федерации, являются налоговыми резидентами Российской Федерации и с их доходов уплачен налог на доходы физических лиц в году, предшествующем году обращения за назначением выплаты.

Выплата назначается, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на год, предшествующий году обращения за назначением выплаты.

Размер выплаты будет определяться в виде разницы суммы уплаченного налога на доходы физических лиц за год, предшествующий году обращения за указанной выплатой, и суммы налога на доходы физических лиц, рассчитанного с того же дохода по ставке 6 процентов в полном объеме.

Директор Департамента

Д.В.ВОЛКОВ

23.04.2025

 

Начать дискуссию
ГлавнаяПодписка