Нужна ли печать в договоре

При проверке налоговая инспекция обнаружила, что поставщик не поставил печать под своей подписью в договоре, и признала договор поставки недействительным. Чем это грозит вам как покупателю? Что делать: платить штраф или спорить с налоговиками? Об этом читайте в нашей статье.

Материал предоставлен журналом
Практическая бухгалтерия (№2, 2003)

При проверке налоговая инспекция обнаружила, что поставщик не поставил печать под своей подписью в договоре, и признала договор поставки недействительным. Чем это грозит вам как покупателю? Что делать: платить штраф или спорить с налоговиками? Об этом читайте в нашей статье.

В ходе проверки налоговая инспекция может проверять любые документы, прямо или косвенно связанные с уплатой налогов. В том числе и договоры. И если обнаружит, что договор оформлен неправильно (например, в нем нет печати), признает его недействительным.
Как следствие, налоговики не примут соответствующие затраты в уменьшение налогооблагаемой прибыли и не разрешат принять к вычету НДС, уплаченный поставщику. А штраф за такое нарушение по статье 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога» Налогового кодекса составляет 20 процентов от неуплаченной суммы.
Существует и другая опасность.
Налоговая инспекция может признать договор, не удостоверенный печатью, как незаключенный. И оштрафовать вашу фирму за отсутствие необходимого первичного документа. Статья 120 Налогового кодекса «отсутствие первичных документов» классифицирует как «грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения».
Размер штрафа за такое нарушение – 5000 рублей. Если же налоговики посчитают, что это нарушение повлекло за собой неуплату налога на прибыль или НДС, штраф составит 10 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 рублей.
Так права ли налоговая инспекция? И нужно ли платить штраф? Давайте разберемся.
Во-первых, оштрафовать вас за одно и то же нарушение одновременно по статьям 120 и 122 Налогового кодекса налоговая инспекция не вправе (определение Конституционного Суда от 18 января 2001 г. № 6-0). Какой штраф применить в этом случае, будет решать только суд исходя из конкретных обстоятельств дела.
Во-вторых, первичный документ – это документ, который оформляет хозяйственную операцию, например передачу товара или денег. И он должен содержать все реквизиты, предусмотренные в Положении по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).
Но договор – это документ, который содержит только намерения сторон совершить действия: передать товар, оказать услуги или выполнить работу. А само действие будет оформляться уже другими документами – первичными. Например, передача товара – актом приема-передачи, оплата за переданный товар – платежным поручением и т. д. Следовательно, договор первичным документом не является. А раз так, налоговая инспекция не вправе требовать, чтобы в нем были указаны все реквизиты первичного документа.
Кроме того, и действующее законодательство не требует, чтобы стороны обязательно удостоверяли свои подписи в договоре печатями.
Пункт 1 статьи 160 Гражданского кодекса прямо говорит о том, что печать в договоре необходима, если это предусматривают «закон, иные правовые акты и соглашение сторон». Значит, если в законе или в договоре такого указания нет, договор не обязательно скреплять печатями.
Пример 1. ТОО «Новая Россия» заключило с Курганской независимой коллегией адвокатов договор на техническое обслуживание здания, принадлежащего коллегии. Но впоследствии ТОО обратилось в суд с просьбой признать заключенный договор недействительным, так как в нем отсутствовала печать фирмы.
Суд отказал ТОО в иске. В своем решении он указал, что по Гражданскому кодексу договор считается заключенным, если в нем согласованы все существенные условия: предмет, цена, сроки оплаты. Он также должен быть подписан сторонами.
Все эти условия ТОО и коллегия адвокатов в своем договоре согласовали. А наличие печати не является существенным условием. Следовательно, из-за отсутствия печати договор не может считаться незаключенным (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 ноября 1998 г. № Ф09-1032/98-ГК).
Конечно, чтобы избежать претензий налоговиков и неприятных разбирательств в суде, нужно оформлять договор правильно и удостоверять печатями подписи его сторон. Но если по какой-то причине вы этого не сделали, а налоговая инспекция расценивает это как «грубое нарушение» – не спешите платить штраф. Арбитражная практика показывает, что суд в такой ситуации, как правило, принимает сторону налогоплательщика.

С. ТРОЩИЛО,
редактор-эксперт журнала «Практическая бухгалтерия»

Начать дискуссию

Минпромторг аккредитовал 19 объектов промышленной инфраструктуры и 7 промкластеров

Министерство промышленности и торговли во втором квартале 2024 года включило в федеральный реестр 26 промышленных кластеров, индустриальных парков и технопарков.

Центробанк будет по-новому определять курс доллара и евро

Банк России отсечет крайние значения курса, которые выбиваются из среднего диапазона. Данные будут получены на основании сведений о внебиржевых торгах между банками.

Бесплатно с Расчеты с работниками

Как оплачивать работу в выходные и праздничные дни

Разбираем, по каким правилам платят зарплату за работу в выходные и праздничные дни.

Как оплачивать работу в выходные и праздничные дни

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

С 1 марта 2025 материнский капитал можно тратить на строительство жилых домов

Деньги на строительство жилого дома будут лежать на счете-эскроу. Подрядчик сможет их забрать после сдачи объекта.

Налог на имущество организаций: как рассчитывается и уплачивается

В Налоговом законодательстве действует термин «региональные налоги» (РН). Это обязательный сбор, который ФЛ и предприятия уплачивают в бюджет субъекта РФ: республики, края, области. Налог на имущество организаций – один из трех РН. По факту это налоговый сбор на недвижимое имущество, движимая собственность налогом не облагается.

Налог на имущество организаций: как рассчитывается и уплачивается

Как оформить бренд за рубежом и выйти на иностранный рынок

Вывести свой продукт на новый рынок — ответственное решение. Неважно, хотите вы оказывать услуги за рубежом, продавать товары или продвигать собственное приложение / игру / сервис, нужно позаботиться о защите интеллектуальной собственности. 

Как оформить бренд за рубежом и выйти на иностранный рынок
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»

Теперь узнавать больше о том, как ведется налоговый мониторинг, вы сможете от разработчика! Уже сейчас можно написать отзыв о продуктах компании и о работе с ней и задать свой вопрос.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»
НДС

Какие разделы декларации по НДС заполняют экспортеры

Экспортеры заполняют «экспортные» разделы декларации по НДС, исходя из правил, установленных для подтверждения нулевой ставки НДС.

Какие разделы декларации по НДС заполняют экспортеры

У «ВкусВилла» появился свой платежный сервис EshPay

Покупатели смогут в пять раз быстрее оплачивать покупки через QR-код в мобильном приложении «ВкусВилл».

Чем руководитель отличается от лидера, и есть ли у них что-то общее?

В современном мире бизнеса все чаще звучат термины «руководитель» и «лидер». И многие предполагают, что у этих понятий одинаковый смысл. Однако на практике данные роли отличаются друг от друга и требуют особенных навыков и подходов.

Чем руководитель отличается от лидера, и есть ли у них что-то общее?

⚡️ Итоги дня: сотрудника посадили в темную комнату и заставили уволиться, школьники поехали на отдых в Северную Корею, а детей будут снимать на свидетельство о рождении

Подготовили обзор главных событий дня — 22 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Как перевести ТМЦ из необлагаемой деятельности в облагаемую при ведении раздельного учета НДС в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0

Если говорить обобщенно и не вдаваясь в нюансы – раздельный учет применяется тогда, когда организация совмещает облагаемую и необлагаемую НДС деятельность. Применение раздельного учета позволяет выделить «входной» НДС, который относится к облагаемым операциям, и в дальнейшим предъявить эту сумму к вычету. Оставшуюся часть налога следует включить в стоимость приобретаемых товаров (услуг, работ).

Как перевести ТМЦ из необлагаемой деятельности в облагаемую при ведении раздельного учета НДС в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0

Остатки материнского капитала начислят как единовременную выплату

Сейчас у 750 тысяч семей накопились остатки материнского капитала на сумму 1,5 млрд рублей.

Экспорт

Более 530 экспортных лицензий Минпромторга выдано через платформу «Мой экспорт»

Государственная цифровая платформа «Мой экспорт» с сентября 2023 года значительно облегчила процедуру получения экспортных лицензий Минпромторга для российских компаний.

Верховный Суд инициировал изменения в Гражданский процессуальный кодекс

Пленум ВС РФ одобрил проект постановления о внесении в Госдуму проекта федерального закона с изменениями в ГПК.

Кадры

Цифра дня. Про «отличников»

Россияне рассказали, в каком возрасте чувствуют себя эффективнее всего на работе.

Цифра дня. Про «отличников»

Может ли работодатель вызвать сотрудника из отпуска

С согласия сотрудника работодатель может прервать отпуск. Если работник не согласен вернуться раньше положенного, к нему нельзя применять санкции.

Как работодателю оформить СНИЛС для иностранного гражданина в 2024 году

Иностранному гражданину, которого принимают на работу по трудовому договору или привлекают к выполнению работ/услуг по договору ГПХ, необходим российский СНИЛС. Рассказываем, как его оформить и какие существуют нюансы в 2024 году.

Как работодателю оформить СНИЛС для иностранного гражданина в 2024 году

🔥 Самый насыщенный день в 2024 году — уже близко! Расскажем обо всех ключевых изменениях в работе бухгалтера на конференции «Клерка»

На V Всероссийской бухгалтерской конференции эксперты расскажут о темах, которые сегодня волнуют всех бухгалтеров без исключений — реформа, затронувшая все налоги, новые правила работы, появление реестра воинского учета, новая отчетность.

Интересные материалы

Управление персоналом

Как мотивировать сотрудников к онлайн-обучению

Компания может разработать хороший курс с полезным материалом, но сотрудники не захотят учиться. Они говорят, что у них нет времени или не понимают, зачем это нужно. Иногда они начинают курс, но потом бросают. Если материалы действительно полезные и интересные, скорее всего, компания не уделила внимание мотивации сотрудников.

Как мотивировать сотрудников к онлайн-обучению