Клерк.Ру

Право осуществлять спасательные и поисковые операции принадлежит судам, плавающими под флагом РФ

Вопрос: Иностранное судно, зарегистрированное в Российском международном реестре судов, плавающее под Государственным флагом Российской Федерации, намерено осуществлять поисковые и спасательные операции. Правомерно ли осуществление данной деятельности, данным судном?

Ответ: Осуществление иностранными судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации:

  • неправомерно, до 01.07.2011;
  • правомерно, в соответствии с частью 2 статьи 4"Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ, после 01.07.2011.
Обоснование: Частью 1 статьи 15 "Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ (Далее — Закон №81-ФЗ) установлено, что право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется судам, находящимся в собственности:

  • граждан Российской Федерации;
  • юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
  • муниципальных образований.
Исходя из части 1 статьи Закона №81-ФЗ судно подлежит регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (далее - реестры судов):

  • Государственном судовом реестре;
  • судовой книге;
  • бербоут-чартерном реестре;
  • Российском международном реестре судов.
Согласно части 7 статьи Закона №81-ФЗ в Российском международном реестре судов регистрируются суда, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг. К использованию судов для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа относится также сдача судов в аренду для оказания таких услуг.

Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, могут использоваться для перевозок и буксировки в каботаже в соответствии с пунктом 2 статьи 4 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона №81-ФЗ (в редакции действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Далее — Закон №141-ФЗ) перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) осуществляются судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, за исключением судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Исходя из части 2 статьи 4 Закона №81-ФЗ, (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона №141-ФЗ) в соответствии с международными договорами Российской Федерации или в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, перевозки и буксировка в каботаже могут осуществляться судами, плавающими под флагом иностранного государства, а также судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов.

Таким образом, в нормах Закона №81-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона №141-ФЗ) не установлено что иностранные суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не имеют права осуществлять спасательные и поисковые операции. В Законе №81-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона №141-ФЗ) не содержится положений об осуществлении иностранными судами, зарегистрированными Российском международном реестре судов поисковых и спасательных операций. Таким образом, осуществление данными судами подобной деятельности, является неправомерным. Также, положениями Закона №81-ФЗ установлено, что иностранные суда имеют право плавать под Государственным флагом Российской Федерации.

Однако, Закона №141-ФЗ вводит изменения в статью 4 Закона №81-ФЗ, дополняя и изменяя части 1 и 2. Также, данная статья дополняется частью 2, а часть 2 статьи 4 Закона №81-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона №141-ФЗ) меняет нумерацию, и в новой редакции Закона №81-ФЗ, данная часть имеет номер 3.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона №81-ФЗ перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) осуществляются судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 4 Закона №81-ФЗ деятельность, связанная с ледокольной проводкой, поисковыми, спасательными и буксирными операциями, подъемом затонувшего в море имущества, гидротехническими, подводно-техническими и другими подобными работами, во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации осуществляется судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации.

Исходя из части 3 Закона №81-ФЗ в соответствии с международными договорами Российской Федерации или в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, перевозки и буксировка в каботаже и иная предусмотренная пунктом 2настоящей статьи деятельность могут осуществляться судами, плавающими под флагом иностранного государства.

Таким образом, изменения внесенные Законом 141-ФЗ прямо устанавливают, что право осуществлять спасательные и поисковые операции принадлежит судам плавающими под Государственным флагом Российской Федерации. Частью 2 статьи 4 Закона №81-ФЗ прямо не установлено право иностранных судов, зарегистрированных в международном реестре судов Российской Федерации. Однако, в связи с данными изменениями, иностранные суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов и плавающие под Государственным флагом Российской Федерации имеют право осуществлять спасательные и поисковые операции.

Исходя из пункта 1 Постановления №404 в соответствии со статьей 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: установить, что перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) могут осуществляться судами, плавающими под флагом иностранного государства, а также судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов, в случае, если:

а) для перевозок и буксировки требуется специализированный флот, отсутствующий в составе судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре Российской Федерации;

б) необходимо обеспечить срочные перевозки и буксировку и невозможно осуществить это судами, зарегистрированными в Государственном судовом реестре Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Постановления №404 перевозки и буксировка в каботаже судами, плавающими под флагом иностранного государства, могут осуществляться только между портами, открытыми для захода иностранных судов.

Пунктом 3 Постановления №404 установлено, что разрешение на перевозку и буксировку в каботаже судами, плавающими под флагом иностранного государства, а также судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов, выдается Федеральным агентством морского и речного транспорта в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации.

Таким образом, данным постановлением установлены случаи, при которых, иностранные суда, плавающие под Государственным флагом иностранного государства, имеют право осуществлять каботаж между морскими портами Российской Федерации. Данные случаи не имеют отношения к случаю, описанному в рассматриваемом вопросе.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Таким образом, Закон №141-ФЗ вступает в силу, по истечении 10 дней с момента официального опубликования. Данный федеральный закон опубликован в "Российской газете", N 130, 20.06.2011, следовательно, Закон 141-ФЗ вступает в силу 01.07.2011.