Право

Право осуществлять спасательные и поисковые операции принадлежит судам, плавающими под флагом РФ

Иностранное судно, зарегистрированное в Российском международном реестре судов, плавающее под Государственным флагом Российской Федерации, намерено осуществлять поисковые и спасательные операции. Правомерно ли осуществление данной деятельности, данным судном?

Вопрос: Иностранное судно, зарегистрированное в Российском международном реестре судов, плавающее под Государственным флагом Российской Федерации, намерено осуществлять поисковые и спасательные операции. Правомерно ли осуществление данной деятельности, данным судном?

Ответ: Осуществление иностранными судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации:

  • неправомерно, до 01.07.2011;
  • правомерно, в соответствии с частью 2 статьи 4"Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ, после 01.07.2011.

Обоснование: Частью 1 статьи 15 "Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ (Далее — Закон №81-ФЗ) установлено, что право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется судам, находящимся в собственности:

  • граждан Российской Федерации;
  • юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
  • муниципальных образований.

Исходя из части 1 статьи Закона №81-ФЗ судно подлежит регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (далее - реестры судов):

  • Государственном судовом реестре;
  • судовой книге;
  • бербоут-чартерном реестре;
  • Российском международном реестре судов.

Согласно части 7 статьи Закона №81-ФЗ в Российском международном реестре судов регистрируются суда, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг. К использованию судов для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа относится также сдача судов в аренду для оказания таких услуг.

Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, могут использоваться для перевозок и буксировки в каботаже в соответствии с пунктом 2 статьи 4 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона №81-ФЗ (в редакции действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Далее — Закон №141-ФЗ) перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) осуществляются судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, за исключением судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Исходя из части 2 статьи 4 Закона №81-ФЗ, (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона №141-ФЗ) в соответствии с международными договорами Российской Федерации или в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, перевозки и буксировка в каботаже могут осуществляться судами, плавающими под флагом иностранного государства, а также судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов.

Таким образом, в нормах Закона №81-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона №141-ФЗ) не установлено что иностранные суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не имеют права осуществлять спасательные и поисковые операции. В Законе №81-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона №141-ФЗ) не содержится положений об осуществлении иностранными судами, зарегистрированными Российском международном реестре судов поисковых и спасательных операций. Таким образом, осуществление данными судами подобной деятельности, является неправомерным. Также, положениями Закона №81-ФЗ установлено, что иностранные суда имеют право плавать под Государственным флагом Российской Федерации.

Однако, Закона №141-ФЗ вводит изменения в статью 4 Закона №81-ФЗ, дополняя и изменяя части 1 и 2. Также, данная статья дополняется частью 2, а часть 2 статьи 4 Закона №81-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона №141-ФЗ) меняет нумерацию, и в новой редакции Закона №81-ФЗ, данная часть имеет номер 3.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона №81-ФЗ перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) осуществляются судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 4 Закона №81-ФЗ деятельность, связанная с ледокольной проводкой, поисковыми, спасательными и буксирными операциями, подъемом затонувшего в море имущества, гидротехническими, подводно-техническими и другими подобными работами, во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации осуществляется судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации.

Исходя из части 3 Закона №81-ФЗ в соответствии с международными договорами Российской Федерации или в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, перевозки и буксировка в каботаже и иная предусмотренная пунктом 2настоящей статьи деятельность могут осуществляться судами, плавающими под флагом иностранного государства.

Таким образом, изменения внесенные Законом 141-ФЗ прямо устанавливают, что право осуществлять спасательные и поисковые операции принадлежит судам плавающими под Государственным флагом Российской Федерации. Частью 2 статьи 4 Закона №81-ФЗ прямо не установлено право иностранных судов, зарегистрированных в международном реестре судов Российской Федерации. Однако, в связи с данными изменениями, иностранные суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов и плавающие под Государственным флагом Российской Федерации имеют право осуществлять спасательные и поисковые операции.

Исходя из пункта 1 Постановления №404 в соответствии со статьей 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: установить, что перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) могут осуществляться судами, плавающими под флагом иностранного государства, а также судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов, в случае, если:

а) для перевозок и буксировки требуется специализированный флот, отсутствующий в составе судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре Российской Федерации;

б) необходимо обеспечить срочные перевозки и буксировку и невозможно осуществить это судами, зарегистрированными в Государственном судовом реестре Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Постановления №404 перевозки и буксировка в каботаже судами, плавающими под флагом иностранного государства, могут осуществляться только между портами, открытыми для захода иностранных судов.

Пунктом 3 Постановления №404 установлено, что разрешение на перевозку и буксировку в каботаже судами, плавающими под флагом иностранного государства, а также судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов, выдается Федеральным агентством морского и речного транспорта в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации.

Таким образом, данным постановлением установлены случаи, при которых, иностранные суда, плавающие под Государственным флагом иностранного государства, имеют право осуществлять каботаж между морскими портами Российской Федерации. Данные случаи не имеют отношения к случаю, описанному в рассматриваемом вопросе.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Таким образом, Закон №141-ФЗ вступает в силу, по истечении 10 дней с момента официального опубликования. Данный федеральный закон опубликован в "Российской газете", N 130, 20.06.2011, следовательно, Закон 141-ФЗ вступает в силу 01.07.2011.

Начать дискуссию

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Интересные материалы

Кредитование

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру