Материал подготовлен специалистами Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения
Антимонопольный орган привлек организацию к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.38 КоАП РФ, за размещение рекламы на опоре знака дорожного движения на отдельном щите (наименование организации и способ проезда (стрелка)). Размещение данной информации расценено антимонопольным органом как нарушение запрета, установленного частью 3 статьи 19 Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". Правомерна ли позиция антимонопольного органа?
Ответ: Позицияантимонопольного органа будет правомерной, если суд расценит наименование организации как рекламу. Свою позицию организации придется доказывать в суде.
Обоснование: В соответствии с частью 1 статьи 14.38 КоАП РФ размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, или размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (Далее – Закон №38-ФЗ) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона №38-ФЗ ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 5 Закона №38-ФЗ реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.
Согласно части 3 статьи 19 Закона №38-ФЗ распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона №38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно пункту 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
С учетом арбитражной практики (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2008 N А36-818/2008, постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2011 N А70-11144/2010) размещение информации на опоре знака дорожного движения может быть расценено как реклама в случае, например, если она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирует и поддерживает интерес к нему и его продвижение на рынке.
Суд и антимонопольный орган, для признания информации, содержащей наименование организации и телефон, рекламой, могут руководствоваться критериями, установленными статьёй 3 Закона №38-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37.
Начать дискуссию