Клерк.Ру

Добровольная ликвидация юридического лица

Какие действия обязано совершить юридическое лицо в процессе своей добровольной ликвидации? Каковы основные этапы ликвидации – от принятия решения о закрытии организации до уничтожения печати? Сколько времени займут ликвидационные процедуры? Есть ли возможность их упростить? Обо всем этом пойдет речь в настоящей статье.

Принятие решения о ликвидации

Процедура ликвидации начинается с принятия решения о ликвидации. Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их ликвидации, регулируются нормами ГК РФ и Закона о регистрации. В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников). Данная норма продублирована в п. 1 ст. 21 Закона об АО и в п. 1 ст. 57 Закона об ООО.

Пунктом 1 ст. 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Пунктом 1 ст. 20 Закона о регистрации детализировано, чтоучредители (участники) юридического лица в течениетрех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган (ФНС).

Формы сообщения, представляемые в связи с ликвидационными мероприятиями, а также порядок заполнения этих форм утверждены Приказом ФНС России №ММВ-7-6/25@. В ходе ликвидации используются:

  1. уведомление о ликвидации юридического лица (форма Р15001);
  2. заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001).
Итак, первое, что нужно сделать в рамках информирования регистрирующего органа, – представить уведомление о ликвидации с основанием «в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица» (п. 2.1 приложения 8 к Приказу ФНС России №ММВ-7-6/25@).

ФНС по отношению к организациям выступает одновременно и как фискальный, и как регистрирующий орган. Обязанности налогоплательщика по отношению к налоговому органу в связи с фактами хозяйственной деятельности прописаны в ст. 23 НК РФ. Обязанности организации по отношению к регистрирующему органу, которым является та же налоговая служба, установлены Законом о регистрации. До 24.08.2013 организации информировали налоговый орган в связи со своей ликвидацией дважды:

  1. по форме Р15001;
  2. по форме С-09-4, утвержденной Приказом ФНС России №ММВ-7-6/362@.
С принятием Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» ранее предусмотренная ст. 23 НК РФ обязанность налогоплательщиков сообщать о своей ликвидации в налоговый орган отменена. На данное обстоятельство обращаем особое внимание, поскольку форма С-09-4 из Приказа ФНС России №ММВ-7-6/362@ до сих пор не исключена.

На основании пп. 3 п. 3 ст. 28 Закона о страховых взносахо начале процедуры ликвидации следуетуведомитьтакже внебюджетные фонды.

Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ.

Создание и работа ликвидационной комиссии

Второй шаг после принятия решения о ликвидации – это назначение участниками организации ликвидационной комиссии или ликвидатора (п. 2 ст. 62 ГК РФ). С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62 ГК РФ). На основании п. 3 ст. 20 Закона о регистрации учредители (участники) юридического лица уведомляют регистрирующий орган о ликвидации по форме Р15001 в связи с формированием ликвидационной комиссии, назначением ликвидатора (п. 2.2 приложения 8 к Приказу ФНС России №ММВ-7-6/25@).

В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ и Приказом ФНС России №САЭ-3-09/355@ ликвидационная комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» объявление о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации объявления о ликвидации. Объявление размещается вне зависимости от наличия кредиторов.

Представление отчетности во время процедуры ликвидации

Пока идет процедура ликвидации, организация как налогоплательщик представляет бухгалтерскую отчетность в общем порядке (Письмо ФНС России от 07.08.2012 №СА-4-7/13101), а как лицо, находящееся в процессе ликвидации, – промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс.

Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, о перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК РФ). После составления промежуточного баланса на основании п. 3 ст. 20 Закона о регистрации в налоговый орган необходимо направить уведомление о ликвидации по форме Р15001 в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 2.3Приказа ФНС РоссииММВ-7-6/25@).

Ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

Дополнительно установлены обязанности ликвидируемой организации по отношению к внебюджетным фондам. Пунктом 3 ст. 11 Закона об индивидуальном учетеи п. 4 ст. 9 Закона о пенсионных накоплениях установлено, что организация обязана в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса представить в ПФРсведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц и реестр застрахованных лиц, за которых уплачены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

Увольнение сотрудников

Сотрудники ликвидируемой организации подлежат увольнению в порядке, установленном ТК РФ. На основании ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации. Гарантии и компенсации сотрудникам в связи с ликвидацией организации, а также обязанности работодателя прописаны в ст. 178 и 180 ТК РФ.

В целях содействия занятости населения ликвидируемые организации обязаны на основании п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» сообщить в службу занятости об увольнениях не позднее чем за два месяца, а в случае массового характера увольнений – не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Удовлетворение требований кредиторов

Ликвидационная комиссия принимает меры для выявления кредиторов и получения дебиторской задолженности, а также письменно (заказным письмом с уведомлением о вручении) сообщает кредиторам о ликвидации юридического лица.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п. 3 ст. 63 ГК РФ).

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (абз. 2п. 3 ст. 63 ГК РФ).

После того как суд примет решение о признании ликвидируемой организации банкротом, требования кредиторов подлежат удовлетворению в порядке, предусмотренном процедурой банкротства.

Особенности ликвидации в рамках банкротства

Если в процессе ликвидации будет установлена невозможность удовлетворения требований всех кредиторов, организация подлежит ликвидации по упрощенной процедуре банкротства, установленной гл. 11 Закона о банкротстве. Упрощенный порядок предполагает, что после принятия судом решения о признании ликвидируемого должника банкротом такие меры, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, при банкротстве ликвидируемого должника не применяются (п. 1 ст. 225Закона о банкротстве).

Итак, при обнаружении недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (п. 2ст. 224Закона о банкротстве).

Закон о банкротстве особо выделяет ситуацию, когда недостаточность средств выявлена после принятия решения о ликвидации юридического лица, но до создания ликвидационной комиссии. В этом случае в соответствии с п. 3ст. 224Закона о банкротстве заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд подает учредитель (участник) или руководитель ликвидируемой организации; при этом упрощенный порядок банкротства не используется (п. 3 ст. 225Закона о банкротстве).

Ведение дел переходит от ликвидационной комиссии к конкурсному управляющему. На основании п. 2 ст. 225Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.

Завершение процедуры ликвидации

Согласно требованиям п. 1 ст. 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001). В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Законом о регистрации порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены;
  • ликвидационный баланс;
  • документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию добровольной ликвидации организации на основании пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
  • документ, подтверждающий подачу в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1 – 8 п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 11 Закона об индивидуальном учете и п. 4 ст. 9 Закона о пенсионных накоплениях.
На основании заявления регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней принимает решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 22 и п. 1 ст. 8 Закона о регистрации), вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ, а также выдает заявителю подтверждающий документ. После внесения записи в ЕГРЮЛ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование (п. 8 ст. 63 ГК РФ). По завершении процедуры в соответствии с п. 6 ст. 22 Закона о регистрации регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица в журнале «Вестник государственной регистрации».

Послеликвидационные мероприятия

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК РФ). Совершение записей в бухгалтерском учете производится на основании решения собственников о распределении имущества. В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ распределение имущества ликвидируемой организации не признается реализацией. Операции по передаче имущества участникам обнуляют баланс организации.

После этого следует выполнить заключительные действия:

  1. закрыть расчетный счет;
  2. передать документы на хранение в архив;
  3. уничтожить печати и штампы.

Закрытие расчетного счета

После проведения расчетов с учредителями (участниками) организации ликвидационная комиссия закрывает расчетный счет в банке. Следует отметить, что специальных сроков закрытия расчетного счета не установлено, ликвидационная комиссия может это сделать в любой момент. Однако ликвидационной комиссии удобнее выполнять свои функции, если она распоряжается расчетным счетом на всем протяжении процедуры ликвидации. Для этого надо, во-первых, после назначения ликвидационной комиссии внести изменения в карточку образцов подписей, а во-вторых, отложить закрытие расчетного счета до момента получения свидетельства о ликвидации организации, с тем чтобы иметь возможность рассчитаться по всем долгам, недоимкам, оплатить непредвиденные расходы. Закрытие банковского счета осуществляется по заявлению ликвидационной комиссии (ликвидатора) о закрытии банковского счета и выписке из ЕГРЮЛ. Напоминаем, что обязанность по уведомлению налоговых органов и внебюджетных фондов о закрытии расчетного счета с 01.05.2014 отменена.

Передача документов в архив

Далее следует определить судьбу документов в соответствии с архивным законодательством. Пунктом10 ст. 23 Закона об архивном деле установлено, что при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда РФ архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

Документы на хранение передаются в упорядоченном виде. Поэтому еще на первых этапах ликвидации ликвидационная комиссия должна оценить объем работы по оформлению документов в архив. Упорядочение документов для архива, а также уничтожение документов, срок хранения которых истек, можно произвести своими силами или поручить специализированной организации. Договор хранения документов с архивом можно заключить на любом этапе ликвидации, причем лучше это не откладывать на конец.

Уничтожение печатей и штампов

Разделом 7 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» установлены случаи, при которых печати подлежат уничтожению. Одним из таких случаев является ликвидация организации. Уничтожение производится по акту с отметкой в регистрационно-учетных формах.

Как упростить ликвидацию организации?

Если организация неработающая (нет сотрудников, кредиторов) или загодя сотрудники и обороты были переведены в другую организацию, то можно провести ликвидацию проще. Для этого необходимо реализовать активы и закрыть все расчеты до начала процедуры ликвидации как таковой. Это освободит от рассылки писем кредиторам, от реализации имущества в особом порядке, возможно, сократит время нахождения организации в процессе ликвидации. В этом случае промежуточный ликвидационный баланс не будет отличаться от окончательного баланса, так как разница между этими балансами заключается именно в наличии кредиторской задолженности. Все предлагаемые подготовительные мероприятия, конечно, не освободят от необходимости публикации в «Вестнике государственной регистрации» и ожидания сроком два месяца, ведь закон предполагает возможность ситуации, при которой могут быть выявлены кредиторы, не отраженные в учете. Некоторые особо осторожные организации не заявляют о своей ликвидации, выжидая истечения сроков давности налоговых проверок, и приступают к формальным процедурам уже после того, как прошли три полных года после завершения хозяйственных операций.

В завершение отметим, что участники организации имеют право прекратить процедуру ликвидации. Для этого надо подать в регистрирующий орган все ту же форму Р15001 с отметкой в п. 2.4, что данная форма представлена в связи с принятием решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица (решение об отмене решения о ликвидации юридического лица прилагается).

  1. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
  2. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  3. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
  4. Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
  5. Приказ ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ «Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 НК РФ, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».
  6. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
  7. Приказ ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации».
  8. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
  9. Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
  10. Порядок реализации имущества установлен Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
  11. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  12. Соответствующие нормы исключены из законодательства Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ.
  13. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
  14. Утверждены Росархивом.