Малый и средний бизнес

Договор франчайзинга. Шпаргалка для тех, кто столкнулся впервые

Франчайзинг – популярная, но очень сложная сделка, так как затрагивает основы бизнеса обеих сторон. Соответственно, у этого договора очень много правовых тонкостей. Юристы обеих сторон должны не только сами представлять себе все эти нюансы, но и объяснить последствия тех или иных условий сотрудникам коммерческих подразделений, которые ведут переговоры.

Франчайзинг – популярная, но очень сложная сделка, так как затрагивает основы бизнеса обеих сторон. Соответственно, у этого договора очень много правовых тонкостей. Юристы обеих сторон должны не только сами представлять себе все эти нюансы, но и объяснить последствия тех или иных условий сотрудникам коммерческих подразделений, которые ведут переговоры.

Аркадий Ли, адвокат

В терминологии российского гражданского законодательства франчайзинг именуется коммерческой концессией. Правовому регулированию этого договора посвящена глава 54 Гражданского кодекса.

СПРАВКА. Коммерческая концессия основана на том, что правообладатель за вознаграждение предоставляет пользователю право работать под своими средствами индивидуализации. Например, фирменным наименованием (фирмой), товарным знаком; передает ему информацию, составляющую коммерческую тайну, в том числе «ноу-хау», и оказывает разнообразное содействие в определенной сфере предпринимательской деятельности. С помощью франчайзинга правообладатель расширяет масштаб своего бизнеса без расходов на создание новых филиалов. Пользователь же снижает предпринимательский риск, работая под известной маркой, по отлаженным технологиям и на основе уже полученного опыта.

Что необычного в оформлении договора франчайзинга

На стороне правообладателя может выступать только коммерческая организация. Связано это с тем, что по договору коммерческой концессии предается право на использование фирменного наименования, которое может принадлежать только юридическому лицу. Следовательно, индивидуальный предприниматель быть правообладателем по договору коммерческой концессии не может, поскольку он выступает в гражданском обороте только под своим собственным именем (ст. 19 ГК РФ).

В качестве пользователя может выступать коммерческая компания или индивидуальный предприниматель.

Договор заключается только путем подписания единого документа. Этот договор не может быть заключен путем обмена документами посредством обмена письмами, факсами, телеграммами. То есть общее правило пункта 2 статьи 434 ГК РФ на него не распространяется.

Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора в связи с ничтожностью (п. 1 ст. 1028 ГК РФ).

ВОПРОС В ТЕМУ:

Прекращается ли договор коммерческой концессии, если исключительное право перешло от правообладателя к третьему лицу?

Нет, такой переход не является основанием для расторжения заключенного договора или внесения в него изменений и дополнений. По ГК РФ новый правообладатель становится стороной договора в части прав и обязанностей, относящихся к перешедшему исключительному праву.

Договор подлежит обязательной государственной регистрации (ст. 1028 ГК РФ). Причем для сторон коммерческой концессии договор вступает в силу с момента его подписания (либо иного момента, согласованного сторонами). Но в отношениях с третьими лицами стороны договора коммерческой концессии вправе ссылаться на договор лишь с момента его регистрации (ст. 1028 ГК РФ). Это относится и к случаям, когда регистрируются изменения к договору (ст. 1036 ГК РФ).

Действующий в 2007 году порядок регистрации договора коммерческой концессии утвержден приказом Минфина России от 12.08.05 № 105н.

По общему правилу договор франчайзинга регистрируют в органе, который зарегистрировал правообладателя в качестве юридического лица – то есть в налоговой инспекции. Однако если правообладатель «прописан» в иностранном государстве, то за регистрацией договора нужно обратиться в инспекцию, зарегистрировавшую пользователя.

Если в состав передаваемых по договору прав входят исключительные права, охраняемые патентным законом (патенты, товарные знаки и т.д.), договор подлежит регистрации еще и в соответствующем патентном ведомстве (п. 2 ст. 1028 ГК РФ). Несоблюдение этого требования также влечет признание договора ничтожным (недействительным). Порядок регистрации утвержден приказом Роспатента от 29.04.03 № 64.

Необходимо регистрировать любые изменения в договоре. Причем если изменения касаются исключительных прав, охраняемых законом, они регистрируются дважды: в налоговой инспекции и соответствующим патентным ведомством.

СПРАВКА.Отметим, что с 2008 года порядок государственной регистрации договоров коммерческой концессии изменится: ею будет заниматься «федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности» (т.е. Роспатент). Поправки с отсроченным сроком введения их в силу внесены Федеральным законом от 18.12.2006 № 231-ФЗ. В главу кодекса о коммерческой концессии со следующего года вносятся и другие изменения. В основном они носят технический и терминологический характер. Их необходимость вызыванас введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ и раздела VII – «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»

Особые существенные условия франчайзинга

Права, которые обязательно передаются пользователю. Прежде всего, необходимо указать права, которые передаются пользователю. Обратим внимание: среди этих прав обязательно должны быть:
- право на фирменное наименование и (или) и (или) коммерческое обозначение;
- право на охраняемую коммерческую информацию (которая нужна пользователю для осуществления переданных ему прав).

Указание на передачу этих в прав – существенное условие договора коммерческой концессии, если его не будут, суд может признать его незаключенным.

«Ссылаться на договор коммерческой концессии в отношениях с третьими лицами стороны смогут только после государственной регистрации франчайзинга»

Право на использование фирменного наименования (коммерческого обозначения) осуществляется в силу простого разрешения правообладателя. Такое разрешение включается в сам текст договора.

Теперь об охраняемой коммерческой информации. Необходимо указать в договоре действия, которые правообладатель должен совершить, чтобы обеспечить доступ пользователя к коммерческой тайне. То есть сведений, в отношении которых правообладатель осуществляет определенные защитные меры. К ним, в частности, можно отнести коммерческий опыт и «ноу-хау».

Думается, что недостаточно внести в договор формулировку «пользователь получает доступ к коммерческой информации правообладателя, составляющей его коммерческую тайну». Охрана коммерческой тайны осуществляется путем принятия целого пакета локальных внутрикорпоративных актов. Поэтому необходимо особо указать, какая конфиденциальная информация представляется пользователю, где именно отражен информация. Это может быть сделано как в самом договоре, так и в отдельном соглашении, которое прилагается к договору.

В договоре также указывается сфера деятельности, в отношении которой устанавливается коммерческая концессия: продажа определенных товаров, оказание услуг и т.д.

ВОПРОС В ТЕМУ:

Может ли правообладатель изменить свое фирменное наименование в период действия договора франчайзинга?

Запретить этого правообладателю нельзя. Но в таком случае правообладатель вправе потребовать либо расторжения договора с возмещением убытков, либо уменьшения вознаграждения, которое причитается правообладателю.

А вот если принадлежащее правообладателю право на фирменное наименование (коммерческое обозначение) прекращается вовсе, то прекращается и действие договора коммерческой концессии (п. 3 ст. 1037 ГК РФ).

Срок действия договора. В договоре коммерческой концессии указывается, заключен он на срок либо без указания срока – это существенно условие для данного вида договора. Если срок не будет назван, то любая из сторон имеет право отказаться от договора, предупредив другую сторону за шесть месяцев, поскольку договором не установлен более продолжительный срок (п. 1 ст. 1037 ГК РФ). Учитывая, что коммерческая концессия регулирует достаточно сложные взаимоотношения сторон (которых может быть и больше двух), мы можем порекомендовать все же устанавливать срок действия договора.

Вознаграждение правообладателя. Еще одно существенно условие договора коммерческой концессии. Формы вознаграждения могут быть самыми различными – в статье 1030 ГК РФ указаны лишь возможные варианты решения этого вопроса.

«Если срок договора не будет назван, то любая из сторон имеет право отказаться от него, предупредив контрагента за шесть месяцев»

На практике вознаграждение состоит из двух частей. Первая – взнос за присоединение к фирменной сети правообладателя. Вторая – последующие периодические платежи (определяемые по твердой шкале или в процентах от выручки).

Формулируя условия о вознаграждении, необходимо предусмотреть механизм пересмотра его размера, поскольку могут возникнуть соответствующие условия. Некоторые из них указаны в законе:
- изменение фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя;
- истечение срока действия иных исключительных прав, пользование которым предоставлено по договору коммерческой концессии.

В обоих случаях пользователь вправе поставить вопрос о соразмерном уменьшении вознаграждения, причитающегося правообладателю. Механизм такого уменьшения лучше заранее определить в договоре.

Примеры дискриминационных условий договора франчайзинга

Если вы представляете интересы пользователя, будьте готовы к тому, что другая сторона постарается включить в договор дискриминационные положения.

Несмотря на то, что коммерческая концессия в определенном смысле является видом совместной деятельности (стороны стремятся к достижению успеха сообща), экономические интересы пользователя и правообладателя различаются. Более того, часто франчайзинг носит неравноправный характер, так как пользователь находится скорее в подчиненных, чем в партнерских отношениях с правообладателем. Приведем несколько типичных примеров такого «столкновения интересов»:

  1. Условия о неконкуренции между сторонами дополняются правом для правообладателя размещать, например, торговые точки там, где он этого захочет. Как вариант – свободно заключать договоры с продавцами, реализующими товары на территории, в отношении которой действует пользователь.

    Кроме того, большинство правообладателей не предоставляют каких-либо эксклюзивных прав в отношении определенной местности, если пользователь действует на слишком большой территории.

  2. Пользователя обязывают для ведения бизнеса брать в субаренду помещения у правообладателя, который, в свою очередь, берет их в аренду у собственника. Правообладатель при этом извлекает прибыль как посредник. Тут можно посоветовать позаботиться о том, чтобы отношения по субаренде прекращались в момент прекращения действия договора коммерческой концессии.
  3. Обязанность пользователя покупать продукцию только и правообладателя или у указанных им поставщиков. Более того, часто запрещают приобретать товары у других организаций, даже если товары соответствуют согласованным сторонами критериям и стандартам.
  4. Установление подсудности споров, вытекающих из договора, в интересах правообладателя. Например, указывается, что все споры подлежат рассмотрению государственным судом по его месту нахождения, либо в определенном третейском суде.
  5. Пользователя обязывают внести, помимо периодических платежей, деньги в так называемые рекламные фонды. Однако в договоре часто не указывается, как эти средства будут расходоваться, а также обязанность правообладателя отчитываться об их использовании перед пользователем.

Начать дискуссию

Кадры

На рынке труда пенсионеры и студенты стали ценными кадрами

На фоне дефицита кадров компании заинтересовались в найме студентов и пенсионеров. Теперь им предлагают работу в 2 раза чаще.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Стритфуд — динамично развивающийся сегмент рынка общепита, популярный как у начинающих предпринимателей, так и у опытных рестораторов. Однако и здесь есть свои подводные камни. Разберем 7 главных ошибок, которые допускают владельцы стритфуда, и расскажем, какие из них можно избежать с помощью системы автоматизации кафе Fusion POS.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Модульбанк повысил лимит переводов на карты физлиц для селлеров до 30 млн рублей

С 1 мая все физлица могут бесплатно переводить между своими счетами до 30 миллионов рублей в месяц через СБП. В Модульбанке повышенный лимит переводов для селлеров доступен уже сейчас с Маркет Картой.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Незавершенное строительство позволяет претендовать на выкуп земли много ниже кадастровой стоимости

В Адыгее сотрудники полиции пресекли попытку приобретения земельных участков мошенническим путем путем незавершенного строительства.

КУБ дня. Про штрафы за статотчетность

До текущего года Росстат штрафами только пугал, а теперь наказывает. Как отбиться от штрафа, есть ли шанс?

КУБ дня. Про штрафы за статотчетность

Как принимать оплату через СБП и работать по 54-ФЗ с наименьшими затратами

Согласно закону 54-ФЗ, в большинстве случаев при приеме платежей от физических лиц бизнесу — будь то предприниматель или юридическое лицо — нужна онлайн-касса. По-другому, каждый платеж нужно фискализировать. Расскажем, как сделать это с наименьшими затратами.

Как принимать оплату через СБП и работать по 54-ФЗ с наименьшими затратами
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ

Изменят расчет НДФЛ по процентам от вкладов. Минимальный срок владения для продажи квартир будут считать по-новому для перепланировки и покупки за маткапитал.

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ

На одну госпошлину стало меньше

С 23 апреля транспортные средства, переданные фронту, освободили от уплаты госпошлины при постановке на учет.

ЕСХН

Когда применяющих ЕСХН освободят от уплаты налога на имущество

Налог на имущество организаций можно не платить только в отношении объектов, которые участвуют в производстве, переработке и продаже сельскохозяйственной продукции.

Реклама

ФАС обвиняет Сбер в нарушении рекламного законодательства

Потребители из рекламного сообщения не смогли получить полную информацию о кредитном продукте Сбербанка, их ввели в заблуждение привлекательные ставки, выделенные жирным шрифтом.

Глава Минфина: в России нужна «донастройка» налогов

Антон Силуанов готов предложить бизнесу идеи по модернизации фискальной системы.

Брокерские компании восстановились после убытка в 2022 году

Известно, что брокеры получили 33,7 млрд рублей чистой прибыли за 2023 год и стали больше зарабатывать на услугах по размещению ценных бумаг.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Берешь и запускаешь: как Telega.in меняет правила игры в размещении рекламы в Телеграм для бизнеса

Телеграм уже давно не просто мессенджер — это полноценная арена для маркетологов, которые каждый день соревнуются за внимание аудитории. Платформа активно развивается, предлагая все новые и новые рекламные инструменты. Но с ростом возможностей возникает и потребность в автоматизации. Здесь на сцену выходит Telega.in, превращая сложные процессы в дело пяти минут.

Берешь и запускаешь: как Telega.in меняет правила игры в размещении рекламы в Телеграм для бизнеса

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Еще один великолепный МИФ о техподдержке СБИС

Пишу в техподдержку СБИС так мол и так, почему Уведомление не доходит до ФНС?

Еще один великолепный МИФ о техподдержке СБИС

Обязательное применение МЧД СФР с 11 марта 2024 года: кто может отчитываться без доверенности, переходный период

СФР с 11 марта 2024 года начал принимать отчеты от страхователей в электронном виде с машиночитаемыми доверенностями — МЧД СФР. Теперь документы больше не получится сдать на сайте фонда с помощью скан-копий бумажных доверенностей. Разбираемся, что поменялось для страхователей и как сейчас представлять отчеты в СФР.

Обязательное применение МЧД СФР с 11 марта 2024 года: кто может отчитываться без доверенности, переходный период

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на май 2024 года.

Уменьшение патента на взносы, если у ИП несколько патентов

Не самая справедливая тема, а что делать. Вы знаете (я надеюсь) что патент можно уменьшать на фиксированные взносы ИП, а еще на взносы с зарплаты работников. И правила очень похожи на уменьшение упрощенки на взносы, но, как говорится, есть нюанс.

Уменьшение патента на взносы, если у ИП несколько патентов

💳 МВД хочет ввести уголовную ответственность за передачу банковских карт незнакомцам. Адвокат: это не способствует снижению количества преступлений

Ведомство уже подготовило законопроект, который позволит отправлять за решетку тех, кто помогает мошенникам выводить украденные деньги.

Интересные материалы

Корпоративная социальная ответственность. Что это такое

Любой бизнес не может существовать в изоляции от общества, так как является его полноценным участником. Это относится как к крупным корпорациям, так и к малым или средним предприятиям.

Корпоративная социальная ответственность. Что это такое