Как новый китайский вирус может повлиять на экономику во всем мире. Мнение эксперта

Несмотря на то, что прошел только лишь месяц, новый 2020 год уже успел принести миру серьезные вызовы. Конфликт Ирана и США, экологическая катастрофа в Австралии и, наконец, вспышка смертельно опасной эпидемии в Китае. Последняя проблема в течение буквально нескольких дней вошла в топ новостей ведущих информационных агентств мира. Сегодня коронавирус уже преодолел границы Поднебесной и постепенно распространяется по территории Евразии и других континентов.

Согласно информации, предоставленной Национальной комиссии по здравоохранению КНР, на 16 февраля в клинических условиях вирус COVID-19 был подтвержден у 68 500 человек, всего вирусом заразились свыше 69 тысяч человек. От недуга скончалось 1665 заболевших, полностью выздоровели 9419 пациентов.

После всесторонней оценки ситуации, 30 января Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила эпидемию коронавируса угрозой всемирного значения. В свою очередь, Международный валютный фонд признал влияние эпидемии на глобальную экономику. О том, какие изменения мировой экономики и финансовых рынков может вызвать дальнейшее распространение эпидемии, мы решили поговорить с экспертом, основателем инвестиционного продукта Deposit2 Артемом Гиневским.

- Современный Китай по уровню ВВП сегодня обладает второй в мире экономикой. Каким образом эпидемия отразиться на экономической ситуации и темпах роста Поднебесной?

Пока еще рано говорить о непосредственных последствиях эпидемии коронавируса, так как она в самом разгаре. Тем не менее, учитывая блокаду аэропортов и торговых хабов Сингапура и Гонконга, общие потери ВВП Китая могут составить 7-10%. Такие прогнозы не высосаны из пальца. Дело в том, что уже в первых числах февраля 2020 года рухнули цены на финансовых и сырьевых биржах на сырьевую группу, произведенную в Китае. Так мировой рынок отреагировал превентивно на ситуацию с эпидемией.

- Падение цен на Китайские товары – проявление элементарного страха или все же закономерная тенденция?

Безусловно, импортеры боятся распространения болезни, хотя, согласно заключениям вирусологов, коронавирус не представляет никакой опасности вне человеческого организма. То есть, заразиться вы можете только непосредственно от носителя, а не посредством контактов с неодушевленными предметами. Но у страха глаза велики. Поэтому фьючерсные котировки на металлы, товары агропромышленного комплекса, энергоносители в первый понедельник февраля упали на 8%. Кроме того, серьезно подешевела медь, нефтепродукты и пальмовое масло. Одновременно вирус ударил и по рынку ценных бумаг, на котором акции китайских предприятий серьезно просели (до уровня дневного лимита) всего за несколько минут после открытия торгов.

Серьезно пострадали и игорные заведения в КНР. Так, например, выручка развлекательного центра Las Vegas Sands в Макао из-за вспышки эпидемии упала на 80%, хотя обычно это время года (в Китае новогодние каникулы) игорные заведения этой особой экономической зоны забиты до отказа и от посетителей нет отбоя. В связи с угрозой заражения многие казино вынуждены были закрыться, так как в приоритете сегодня здоровье и безопасность персонала и клиентов.

- На основе каких моделей и факторов экономисты могут прогнозировать дальнейшее развитие ситуации?

Артем Гиневский: эпидемии коронавирусов такого класса уже не новинка для нашей цивилизации. Поэтому нам известно, что обычно развитие массовых эпидемий приводит к частичной экономической блокаде определенных территорий. Страдает прежде всего торговля, сфера туризма и рекреации, а, следовательно, под удар в первую очередь попадают продовольственные и сырьевые рынки.

- Каким образом такая динамика отобразиться на общемировой экономике?

Подобные процессы мы уже несколько раз наблюдали в прошлом ХХ и в начале ХХІ столетии. Последний всплеск произошел в 2002-2003 годах. Тогда, если вы помните, мировая общественность была крайне обеспокоена вспышкой коронавируса SARS (атипичной пневмонии). Как следствие, Поднебесная потеряла два процентных пункта квартального роста, которые успешно вернула себе уже в следующем квартале. Однако уже в следующих кварталах финансово-экономическая ситуация в стране постепенно стабилизировалась, а по общим итогам года рост экономики Китая составил около 10%. Таким образом, общий эффект от вируса в течение года был полностью нивелирован. В долгосрочной перспективе отдельные вспышки такой пневмонии в разных регионах планеты на практике никак не отразились на макроэкономических показателях. Общие потери мировой экономики тогда составили около 40 миллиардов долларов, что по сути является каплей в море. Однако, следует учитывать, что в настоящее время Китай интегрирован в мировую экономику совершенно в на другом уровне. Так, на конец 2019 года доля этого гиганта в общемировом ВВП составляет 17%. По сути, Китай сегодня обладает второй по мощности экономикой на планете, поэтому любые его взлеты и падения так или иначе отобразятся на общемировой ситуации.

- Какие сценарии развития финансово-экономической ситуации вы считаете наиболее реалистичными?

Пока что можно только пробовать осторожно прогнозировать влияние. Так, например, Bloomberg уже успел оценить потери от развития эпидемии в 160 млрд долларов США. По мнению авторитетного The Wall Street Journal, китайская экономика в первом квартале 2020 года упадет приблизительно на один процентный пункт к среднему 4,9%. Goldman Sacs предсказывает уменьшения роста экономики США на 0,4-0,5 процентного пункта в начале этого года, а затем его возобновление во втором. При этом аналитики считают, что влияние на годовые макроэкономические показатели будут минимальными. Вспышка коронавируса вызывает тревогу в Китае и других странах, и это совершенно понятно. Тем не менее, с точки зрения экономики, паниковать пока слишком рано.

Однако не стоит исключать и возможности затяжного перманентного кризиса, который сможет так или иначе зацепить ведущие мировые державы. В случае, если эпидемии продлится достаточно долго и не затихнет к весне, китайская экономика будет постепенно проседать, увлекая за собой других игроков мировых рынков. Однако даже в таком случае у китайских государственных регуляторов существуют серьезные ресурсы для выравнивании ситуации. Речь идет прежде всего о проведении монетарной и бюджетной экспансии. Благо, финансовые резервы банковской системы Поднебесной высоки, а соотношение долга госсектора к ВВП на сегодняшний день находится на контролируемом уровне. Поэтому, при прогнозировании следует учитывать, что власти Китая всегда смогут использовать это пространство для ослабления последствий эпидемического кризиса и поддержания своей экономики.

- В течение февраля 2020 года коронавирус распространяется чрезвычайно активно. Может ли это привести к общемировому коллапсу?

Да, действительно, процесс распространение этого штамма коронавируса, несмотря на все усилия медиков, пока не удается блокировать. Согласно данным, предоставленным ВОЗ, это заболевание наблюдается уже в семнадцати странах мира. Тем не менее, повода для паники нет. Смертность от коронавируса в пределах 2-4%, при этом обычно осложнениям подвержены пожилые люди, а также пациенты с ослабленным иммунитетом. Велика вероятность, что эта эпидемия заглохнет сама собой или же уже этой весной вирусологи объявят о получении рабочей вакцины. Тогда особо беспокоиться не о чем. Во всяком случае, не стоит ожидать катастрофы планетарного масштаба формата пандемии гриппа так называемой «испанки», которая в буквальном смысле потрясла человечество, забрав на тот свет до 5% населения Земли в начале прошлого столетия.

Отдельные специалисты полагают, что агрессивный штамм, который сегодня распространяется по странам и континентам, впервые появился именно в уханьских лабораториях, где был выведен в качестве биологического оружия массового поражения. Согласно этой версии, каким-то образом произошла утечка или же вирус прорвался наружу в результате деятельности группы злоумышленников. Такая гипотеза в формате теории заговора или ныне модной конспирологии, безусловно, имеет право на существование. Хотя в таком случае остаются неясными мотивы и цели преступников. Не для кого не секрет, что существуют и гораздо более мощное биологическое оружие, способное буквально за несколько недель уничтожить или серьезно потрепать население всех континентов.

- А какой вариант развития событий вы считаете наиболее пессимистичным?

Действительно, некоторые китайские аналитики сегодня предсказывают тотальное распространение эпидемии. Согласно их гипотезе, что в случае серии мутаций вирус все-таки распространится по всем континентам. В таком случае заболевание перенесет около 2/3 населения планеты. Молодежь и люди среднего возраста скорее всего смогут без особых проблем перенести недуг, а вот старики и больные с ослабленным иммунитетом находятся в зоне риска. Для них заболевание может закончится серьезными осложнениями и даже летальным исходом. В таком случае может погибнуть несколько сотен миллионов человек.

Еще один важный момент. Следует учитывать, что футурология наука неблагодарная, зачастую ошибается и дает сбои, поэтому точно предсказать по какому именно сценарию будет развиваться ситуация в дальнейшем сегодня не возьмется ни один специалист.

- Какое влияние дальнейшее распространение эпидемии может оказать на российскую экономику?

Российские аналитики расходятся во мнении касательно развития ситуации для отечественных рынков. В любом случае, существуют определенные риски, так как в последние годы в двусторонних торгово-экономических связях наблюдается подъем, который выражается в высоких темпах роста товарооборота, расширении инвестиционного сотрудничества, активизации межрегиональных и приграничных связей, заметным усилении интереса российских и китайских деловых кругов к взаимному сотрудничеству.

С 2010 г. Китай для России – торговый партнер номер один. В 2014 г. российско-китайский товарооборот увеличился на 6,8% до 95 284,98 млн долларов США. Товарооборот России с США в 2014 г. вырос на 5,6% по сравнению с 2013 годом, достигнув 29,2 млрд долларов США. В свою очередь, Китай занимает четвертое место в списке крупнейших торговых партнеров России и первое место среди партнеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Учитывая такую динамику, можно предполагать, что российская экономика при неблагоприятном развитии ситуации может пострадать из-за сокращения внешнеторгового оборота с Поднебесной. Такая тенденция в целом очевидна, ведь согласно официальной статистике, за прошлый 2019 год (период с января по ноябрь 2019) внешнеторговый оборот России с Китаем достиг 100 млн долларов США, а это ни много, ни мало - 16,5% от внешнеторгового оборота России.

Согласно оценкам главы Центрального банка России, влияние на экономику нашего государства на февраль месяц оценивается как незначительное. Однако постепенный спад китайской и общемировой экономики однозначно негативно отразится на экономической ситуации в нашем государстве из-за уменьшения спроса на основные виды энергоносителей, а также падение нефтяных котировок. Плюс дополнительный урон может нанести и сокращение онлайн-торговли, ведь не секрет, что отечественные потребительские рынки на прямую зависят от экспорта китайских товаров. В таком случае, российским ритейлерам и импортерам придется дополнительно осваивать новые рынки, налаживать торгово-экономические связи с новыми партнерами.

Тем не менее, сегодня российские власти рассчитывают на то, что серьезного спада мировой экономики от последствий эпидемии коронавируса можно будет избежать с помощью консолидированных усилий мировой общественности. В любом случае, паниковать не стоит. Мир успешно переживал и не такие испытания.

Больше полезных новостей и разных обсуждений вы можете найти в личном инстаграм-аккаунте Артема Гиневского, подписывайтесь!