Михаил Шурдов и ЧЭАЗ много кому не дают покоя

Чебоксарский электроаппаратный завод, системообразующее предприятие Чувашской республики, в следующем году собирается праздновать юбилей — 80 лет работы на рынке электротехники. В связи со знаковым событием ЧЭАЗ достаточно часто попадает в поле зрения средств массовой информации. Председатель Совета директоров ЧЭАЗ Шурдов Михаил Аркадьевич тоже отмечает круглую дату — в 2021 году исполнится 20 лет как он возглавил предприятие, переживавшее на тот момент тяжелый, кризисный период.

Электроаппаратчики планируют отметить знаковое событие: охотно делятся архивами, демонстрируют современные достижения завода журналистам и блогерам, активно ведут коммуникации с цифровыми СМИ. Впрочем, своя ложка дегтя на повестке дня тоже имеется: с начала года завод и лично Михаил Шурдов подвергаются информационным атакам в цифровых медиа, причем в большинстве своем тех, которые совершенно далеки от Чувашии, электротехнической индустрии, и которым далеко не свойственны так называемые “журналистские расследования”. Вся история носит заказной характер, видный невооруженным глазом, и в которой стоит хорошо разобраться, прежде чем делать окончательные выводы.

Ретроспектива

История, которую не глядя перепечатывают второсортные блоги, берет свое начало c иска районной прокуратуры Чебоксар к Чебоксарскому электроаппаратному заводу от 2019 года. Все в основном касается гранта, полученного ЧЭАЗ и Уфимским государственным нефтяным техническим университетом в 2010 году от Министерства образования на совместную разработку и выпуск высокотехнологичного комплекса электрооборудования — высоковольтных частотно-регулируемых приводов (ВЧРП).

Казалось бы, с чего вдруг районной прокуратуре инициировать иск по договору почти десятилетней давности, да еще исполненному согласно всем правилам и стандартам и проверенным-перепроверенным множеством комиссий со стороны непосредственно Минобра, а также Счетной палаты и Финмониторинга? Ну тут, как говорится, если ружьё висело на стене в первом акте, то выстрелит в завершающем. Но вот театр абсурда с этого выстрела лишь начался. Дело было передано в Арбитражный суд Чувашской республики и по сей день находится там — несмотря на попытки истцов взять ЧЭАЗ измором, оно разваливается буквально на ходу и вот-вот в нем будет поставлена окончательная жирная точка. Однако, видимо не это являлось и до сих пор является основной целью заказчика — пока суд длится и постоянно переносится, всевозможные СМИ продолжают тему муссировать, пытаясь запачкать репутацию завода и лично Шурдова. Зачем? Разматываем клубок дальше.

Первыми открыли огонь медиа местного разлива, запустив серию “псевдо-расследований” по информации, слитой с той же местечковой прокуратуры. Если разобраться пристально, то создавалось впечатление, что статьи получили большой резонанс — уж больно много анонимных комментаторов сбегалось на каждую публикацию. Но вот откуда этим знатокам было взяться? ЧЭАЗ всегда был предприятием крупным, но сугубо отраслевым и в массовом информационном поле практически не присутствовал. Столь нездоровый интерес в Интернете объясняется уже хорошо обкатанной технологией “фабрики троллей” — и раз заказ получен, надо отрабатывать. Анонимные тролли не учли, что многие сотрудники завода не скрывались за псевдонимами и фейк-аккаунтами и на ряде площадок открыто выступили в защиту предприятия от откровенного поклепа.

Вторым актом стали публикации в медиа побольше — “темник” касательно суда с ЧЭАЗ полетел в Москву и был перепечатан в нескольких СМИ, видимо с расчетом привлечь внимание крупного бизнеса и высокопоставленных чиновников к заводу явно в негативном контексте. По инсайдерской информации, многие партнеры завода получали анонимные письма со ссылками на публикации о судебном процессе. Отсюда уже прослеживается явная нездоровая ангажированность — покачнув авторитет лидера индустрии (согласно отраслевым данным, Чебоксарский электроаппаратный занимает до 80% рынка в отдельных сегментах) заказчик рассчитывал на обеспокоенность на рынке и… какие-то перемены.

Что происходит сегодня

Чуда черного пиара не произошло, но зато получилось по Шекспиру: много шума из ничего. История стремительно забылась. Чебоксарцы доверия к ЧЭАЗ не утратили, на высшем уровне никто на информационное шапито тоже внимания особо не обратил — в конце августа в Чувашию с рабочим визитом прибыл министр промышленности Денис Мантуров и высоко оценил работу завода. Минпромторгу ЧЭАЗ и Шурдов представили результаты работы НИОКР последних лет: новые силовые модули на элементной базе карбида кремния, электромагнитные контакторы и многое другое.

Разумеется, инфотроллям ничто не помешает снова обозвать разработки ЧЭАЗ “дешевой китайчатиной”, “шильдиками с иероглифами”, да и чем только еще в голову не взбредет кукловодам этого медийного цирка. Отдохнув пару месяцев, они снова взялись за старое, но уже не с размахом по большим изданиям — то ли деньги кончились, то ли никто не хочет связываться с откровенной желтухой. Теперь из темы судебной тяжбы выжимают последние соки второсортные блогеры, сомнительные инфопорталы и даже далекие региональные медиа. Например, с чего бы вдруг ни с того, ни с сего обсуждать судебные дрязги чувашского предприятия, а также фигуру Михаила Шурдова на страницах второстепенного издания города Уссурийска?

Есть смутное подозрение, почему крупные издания больше не берут такую “заказуху”: горе-медиакиллеры нарисовали новый “темник”, в котором требуют в негативном ключе вплетать в историю дела Министерство образования, Транснефть и другие крупные имена. А это уже, извините, совсем другой уровень наброса, последствия которого надо осознавать в полной мере. Здравомыслящие и мудрые медиа-личности это понимают и от подобной дурнопахнущей истории, пусть и хорошо подкрепленной хрустящими купюрами, отнекиваются.

В итоге, если посмотреть на все происходящее чуть свысока, получается, что сегодня, накануне большого юбилея, Чебоксарский электроаппаратный завод и личность его председателя Совета директоров действительно не дает покоя очень многим, но за всей этой медийной армией скорей всего стоит всего лишь один бенифициар, чья цель — запачкать ЧЭАЗ как можно грязнее.

Другое дело в том, что насколько серьезно сформулированы вышеупомянутые медиа-набросы. На поверхностном уровне нарратива все выглядит как огромная коллективная махинация с участием ЧЭАЗ, Минобороны и Минобразования. Но вы, читатель, задайте себе вопрос: неужели предприятие с 80-летней историей, годовой выручкой в 6-7 млрд рублей, контрактами с крупнейшими системообразующими предприятиями РФ, а также его руководитель-собственник с 20-летним стажем вдруг позарились на “распил” относительно невеликого гранта в несколько траншей, с огромной цепочкой из проверяющих органов (читай: “надо было бы делиться с каждым”) на местном и федеральном уровнях, а также с достаточно большими издержками на производственный цикл? Надо ли было опытному промышленнику Михаилу Шурдову рисковать всем тем, что он создавал не один год?