Попытка обсуждения вопросов этики бизнеса фирмы "1С"

Я являюсь руководителем предприятия-партнера фирмы "1С". Недавно возникли проблемы взаимоотношений фирмы "1С" и ее партнеров, связанные с тем, что многие партнеры не соблюдая условий договора, занимались т.н. "демпингом". В связи с эти мною была предпринята попытка обсудить в закрытой конференции партнеров фирмы "1С" тему "Этика и бизнес". Ниже привожу текст моего выступления. Буду рад отзывам и замечаниям.

Попытка обсуждения вопросов этики бизнеса фирмы "1С"

Добрый день!

Я являюсь руководителем предприятия-партнера фирмы "1С". Недавно возникли проблемы взаимоотношений фирмы "1С" и ее партнеров, связанные с тем, что многие партнеры не соблюдая условий договора, занимались т.н. "демпингом". В связи с эти мною была предпринята попытка обсудить в закрытой конференции партнеров фирмы "1С" тему "Этика и бизнес". Ниже привожу текст моего выступления. Буду рад отзывам и замечаниям.

С.Поляков, ген. директор ООО "Златоглав
"Уважаемые коллеги!

В связи с событиями, происходящими сейчас в Москве (демпинг, приостановка отгрузки некоторым франчайзи), предлагаю обсудить тему "этика бизнеса" применительно к взаимоотношениям фирмы "1С" и ее партнеров.

Давно хотелось высказать несколько соображений на эту тему. Прошу не судить меня строго - это не статья, а просто изложение некторых соображений по данному вопросу.

В бизнесе, как и в любом проявлении жизни, существуют взаимоотношения между людьми, в частности, взаимоотношения между партнерами. Эти взаимоотношения регламентируются различными нормами (законами, постановлениями, договорами, соглашениями и т.п.). Но "писанными" законами невозможно предусмотреть все многообразие ситуаций, которые ежечасно возникают в любом деле. Предпринимателю постоянно приходится принимать решения, полагаясь только на свой разум и свою совесть. Кроме законов писанных, существуют еще и "неписанные", но всем хорошо известные нормы человеческих взаимоотношений. Эти "неписанные" законы относятся к области этики.

Фирма "1С" с самого начала своей деятельности заявило о себе как о "высокоэтичном сообществе". Одним из принципов фирмы "1С" является "Быть надежным и выгодным партнером, честно относиться к партнерам, конечным пользователям, сотрудникам". Этот принцип явился для меня лично, и не только для меня, а, судя по беседам с другими франчайзи, и для весьма многих, определяющим в принятии решения стать партнером фирмы "1С". В то время, да и сейчас, трудно найти фирму, которая с таким вниманием и с такой заботой относилась бы к своим партнерам. "1С" фатически облагодетельствовала многих людей. Фактически, "1С" создала десятки тысяч рабочих мест, дала возможность "запустить" свое дело без больших затрат, а самое главное, быть уверенным в том, что тебя завтра не "кинут", а твое дело не "загнется". Кроме того, фирма "1С" занимается обучением партнеров, постоянно повышая их уровень, устраивает грандиозные семинары, банкеты, заграничные поездки и многое другое. Но, самое главное, фирма "1С" действительно честно относится к своим партнерам, никогда не нарушая взятых на себя обязательств перед ними. В наше время, время разгула "дикого" рынка, время безнравственности и безответственности, фирма "1С" является приятным исключением. Мы, партнеры, уже воспринимаем это как данность, чуть ли не как закон, и уже даже пытаемся диктовать "1С", что она должна, а что не должна делать, исходя из ее же политики. К хорошему человек очень быстро привыкает. И любое маленькое неудобство уже воспринимает чуть ли не как посягательство на свои "неотЪемлемые права".

Пример. Когда фирма "1С" обязала партнеров бесплатно доставлять диск ИТС покупателям "комплексных", какую бурю негодования это вызвало!

Но в нашем "праведном негодовании" мы забываем, что тот, кто нам дал эти права, имеет право их в любой момент отнять. Потому что эти наши "права" даны нам не навечно, а в рамках определенных условий. И аппелировать мы здесь можем только к законам морали.

Относясь честно к своим партнерам, "1С" имеет полное право требовать честности и от них.

Понятие "честность" не прописано никакими законами, актами, постановлениями. Это понятие относится к области морали, этики. Зачастую этические нормы входят в противоречие с писанными законами. Можно не нарушить закон, но поступить безнравственно. Верно и обратное: можно поступить честно, но при этом нарушить закон.

Пример. Фирма-франчайзи N заявляет, что не нарушает договор франчайзинга (допустим), когда устанавливает цены в условных единицах, 25 руб. за 1 у.е., но при этом поступает нечестно. Фирма M, отгружая программы в рассрочку (у покупателя не хватает денег, чтобы оплатить полностью сразу, но очень нужна программа), формально договор нарушает, но поступает честно, намереваясь все же получить всю сумму с покупателя. Кто-то записывает "пиратам" новый релиз по формально предЪявленной регистрационной анкете, якобы не зная, что она липовая, а другой отказывается это делать даже за деньги, зная, что обновляет пиратам, хотя "анкета" при этом налицо.

Возникает вопрос: а почему партнеры должны честно относиться к "1С", если она сама относится к ним честно? На первый взгляд, кажется, это очевидно. Если я тебе дал в долг, и ты знаешь, что я не буду тебя убивать, если не отдашь, то я вправе надеяться на твою честность? Вроде бы, так и должно быть. Но, к сожалению, это очевидно не для всех.

Я хотел бы выделить 3 основные ступени честности:

Первая. Честность "из страха". Человек поступает честно, потому что боится наказания за нечестность.

Пример. Продавец не обсчитывает покупателя, опасаясь того, что его "посадят".

Вторая. Честность "из выгоды". Человек поступает честно, потому что это выгодно.

Пример. Один мой знакомый банкир из собственного опыта понял, что с беспринципными людьми, которых интересуют только деньги, лучше не связываться. Они непредсказуемы, поэтому велик риск потери денег. Он работает только с предсказуемыми порядочными людьми, и его бизнес от этого выигрывает. Ему не нужно тратить дополнительные средства для "слежки" за клиентом, и при этом он сохраняет свое драгоценное здоровье, будучи уверенным в своих партнерах. Даже в случае ошибки, потери бывают не так велики, как в кажущихся очень выгодными сделках с "рискованными" людьми. За счет честности снижается степень риска.

Третья. Честность ради любви к правде. Это самая высшая ступень честности, когда человек поступает честно, даже когда это ему не выгодно, из любви к правде. Таких людей немного, но они есть. Поступить бесчестно для такого человека означает причинить себе тяжкие моральные страдания, а поступить честно - получить высшее внутреннее удовлетворение.

Пример. Иван дал в долг большую сумму денег своему другу Сергею для того, чтобы он вложил их в свое дело и отдал деньги в установленный срок. Об этой сделке не знал никто, даже близкие родственники Ивана. Случилось так, что Иван внезапно погиб в автомобильной аварии. Дело, которое начал Сергей, провалилось, и деньги Ивана пропали. Сергей, будучи порядочным и честным человеком, пошел к вдове Ивана, Анне, рассказал ей все и сказал, что намеревается продать свою единственную квартиру, чтобы отдать долг. Анна, удивившись честности Сергея, простила ему этот долг.

Не нужно обЪяснять, что быть честным - хорошо, а быть нечестным - плохо. Это каждый знает в глубине своей души, по совести.

Пример. Когда я говорю пользователям "пиратских" версий программ "1С", что они поступают нехорошо, большинство из них начинают смущенно улыбаться, отводить взгляд или бурно защищаться, приводя бесчисленные аргументы в свое оправдание. Но все эти проявления говорят лишь о том, что у них еще сохранилась совесть.

Наличие совести, правды всегда было присуще русскому человеку (не по национальности русскому, а по принадлежности к русской цивилизации, культуре, духовности). Эти понятия не выветрились и в так называемый "советский" период жизни нашей страны, а в некотором смысле даже укрепились. Поэтому, делая ставку на менталитет "советского человека", фирма "1С" не может исключить эти понятия из своих отношений с партнерами, бывшими "советскими людьми".

Коренное отличие нашей "русской этики" от "западной" состоит в том, что западная этика бизнеса предполагает лишь первые 2 ступени из рассмотренных трех. Т.е. все в конечном итоге сводится к выгоде, к деньгам. Деньги - бог века сего западной цивилизации, основа ее основ, цель и средство ее существования. Западный бизнесмен честен только потому, что он знает, что, по выражению К.Маркса, выигрывая как продавец, он в конечном итоге проигрывает как покупатель. Опять же выгодно быть честным в смысле получения кредитов, "кредитов доверия". Западная цивилизация рассматривает человеческое общество как машину, где люди - винтики, где все взаимосвязано. И если ты хочешь быть винтиком в этой машине - соблюдай правила, например, будь честным, не нарушай взятых обязательств и т.п. Для русского же менталитета деньги никогда не являлись мерилом всего на свете (хоть нам сейчас и пытаются навязать такой взгляд). А мерилом всего являлись и являются понятия Истины и Добра. Вот на этих принципах и хотелось бы строить этику нашего бизнеса.

Но сейчас нужно констатировать, что мы, партнеры "1С", находимся даже не на 2-й и не на 1-й ступени этой лестницы, а вообще "на нуле". Т.е., мы в некотором роде "беспредельщики" (не все, разумеется, но многие). С этим пора кончать. Это никому не нужно, никому не выгодно (даже самим "беспредельщикам"), да и просто нехорошо. Первая ступень - страх потерять поставки - запущена. Жаль только, что с некоторым опазданием. Так давайте поднимемся еще на хотя бы одну ступень.

PS В качестве принципа взаимоотношений с фирмой "1С" предлагаю следующий:
"Не делай другому того, чего себе не желаешь".
Не хочешь быть обворованным - не воруй.
Не хочешь, чтобы тебе "сбили" цену, не демпингуй!
Хочешь, чтобы твоя фирма процветала - думай о благе партнеров.
Не хочешь, чтобы тебя обманывали - БУДЬ ЧЕСТНЫМ!
"Не делай другому того, чего себе не желаешь".


[форум "Богословие и экономика" на www.sobor.ru]

Комментарии

6
  • Хранитель_врат
    этика и бизнес - вечный философский спор... лично я считаю, чем сильней 1с будет давить - тем лучше. слишком тесно на рынке... в киеве - 36 партнеров! я считаю, что проблема только в одном - выполняющий все формальные требования 1с страдать не должен от санкций.
  • Хранитель_врат
    по поводу вашего трепетного отношения к вашим клиентам - это лажа чистой воды. чтобы доказать обратное, за те деньги которые вы от нас получаете, увеличьте плиз нумерную телефонную базу. я работаю с десятком бухгалтеров - дозвониться до вас невозможно
  • Хранитель_врат
    в рыночной экономике цена на товар должна регулироваться спросом и предложением. а попытка "1с" и иже с ними держать цены на плановом уровне - противоестественное извращение, а посему нарушалось, нарушается и нарушаться будет. совет здесь может быть только один. меньше занимайтесь тупой перепродажей коророк, а больше - разработкой программ. в конечном итоге это принисёт гораздо больше прибыли.

    антон секачёв / blackhole@sekachev.ru
3-НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка 3-НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

1
Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Интересные материалы

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.