Бухгалтерские программы

Мифы и реалии компонентной автоматизации

Сегодня много говорится о перспективах компонентного подхода. Дескать, компании скоро навыпускают множество кубиков, и разработчикам останется только собирать из них готовые системы. Да и лоскутная автоматизация (сборка КИС из разных систем или их модулей) в России весьма популярна. В этой связи интересно мнение доктора Уильяма Трэкза, руководителя подразделения Lockheed Martin Federal Systems, входящего также в состав научной лаборатории ВВС США. Он считает, что в области компонентных технологий имеется немало мифов.

Мифы и реалии компонентной автоматизации

Сергей Бобровский

Сегодня много говорится о перспективах компонентного подхода. Дескать, компании скоро навыпускают множество кубиков, и разработчикам останется только собирать из них готовые системы. Да и лоскутная автоматизация (сборка КИС из разных систем или их модулей) в России весьма популярна. В этой связи интересно мнение доктора Уильяма Трэкза, руководителя подразделения Lockheed Martin Federal Systems, входящего также в состав научной лаборатории ВВС США. Он считает, что в области компонентных технологий имеется немало мифов.

Миф 1. Важно, что компоненты дают вам.
Реалия. Важно, что компоненты могут вам сделать.
Когда число компонентов, приобретаемых у разных поставщиков, увеличивается, сложность взаимосвязей между ними стремительно растет, и возникает множество проблем с безопасностью, распределением нагрузки и обработкой ошибок.

Миф 2. Компонентные системы могут проектироваться сверху вниз.
Реалия. Компонентные системы строятся снизу вверх.
Современные методологии предусматривают обязательное определение требований к системе на самых ранних этапах проектирования, что требует итерационного подхода к разработке - быстрого создания прототипа и его совершенствования. Для этого приходится прибегать к анализу реальных возможностей и настройкам компонентов уже с самого начала проекта.

Миф 3. Открытая архитектура позволяет решить проблемы взаимодействия компонентов.
Реалия. Нет стандартного определения "открытой архитектуры" или "открытой системы", поэтому принцип "подключи и работай" выполняется далеко не всегда.
Хотя делаются попытки создать подобные стандарты, число подключаемых компонентов для них еще слишком мало.

Миф 4. Вам не надо тестировать покупаемые компоненты.
Реалия. Вам надо тестировать компоненты более жестко, чем собственное ПО, потому что вы не знаете, как эти компоненты создавались.
Компоненты нередко имеют ошибки как внутри кода, так и ошибки реализации внешних интерфейсов.

Миф 5. Компоненты можно отбирать после тщательного анализа.
Реалия. Компоненты выбираются на основе демо-роликов или рекламных статей.
Компонентный рынок слишком молод, и для него еще не выработаны эффективные способы оценки и отбора нужных продуктов.

Миф 6. Компоненты сопровождаются хорошей документацией.
Реалия. Многие возможности компонентов недокументированы.
Нередко неполная или ошибочная документация (что связано с молодостью рынка и стремлением поставщиков быстро выпустить новые продукты) может привести к серьезным сбоям в работе создаваемой системы.

Миф 7. Можно настраивать компонентные системы в соответствии с собственными нуждами.
Реалия. Требуется подстраивать процессы работы организации под возможности компонентов.
Правило 80/20 применимо к большинству компонентных систем - 20% возможностей компонента удовлетворяют 80% потребностей пользователя. Но при этом реализация оставшихся 20% стоит значительно дороже, чем при обычной разработке ПО, потому что влезть внутрь компонента и изменить его невозможно. Поэтому ведущие поставщики компонентов никогда не меняют их и выполняют в полном соответствии с требованиями. Соответственно, не выпускаются новые версии компонентов, а выпускаются новые наборы под другой торговой маркой, чтобы при попытке сделать обновления не возникали проблемы.

Миф 8. Использование компонентов - лучшая современная технология.
Реалия. Компонентная технология - во многом дань моде и результат побочной деятельности компании-разработчика.
Не бывает компонентов, в которых есть все, что вам надо. Обычно компоненты содержат множество настроек, менять которые придется самостоятельно.

Миф 9. Компонент покупается как обычный продукт.
Реалия. Покупается право на использование конкретной версии компонента. Частый выпуск новых версий компонентов приводит к сокращению срока их обслуживания и повышению расходов на обновление.

Миф 10. Компания-разработчик будет исправлять находимые в компонентах ошибки.
Реалия. Компания-разработчик исправит ошибки в следующей версии компонента. Это следствие из предыдущего пункта.

Миф 11. Крупный клиент может влиять на компанию-разработчика компонентов и даже обЪединиться с ней.
Реалия. На разработку компонентов влияет рынок.
Когда покупателей много, разработчик руководствуется собственными интересами получения прибыли.

Миф 12. Компонентный подход - это спасение.
Реалия. Компоненты негативно влияют на процесс создания ПО, ошибочно стимулируя высшее руководство сокращать запланированное время на разработку.

Миф 13. Компоненты после их покупки можно свободно использовать в разных проектах.
Реалия. Расходы на увеличение сложности проекта с активным использованием компонентов значительно превышают выгоду от покупки готовых компонентов.

Миф 14. Можно не покупать новые версии компонентов.
Реалия. В таком случае теряется сопровождение.

Миф 15. Можно заплатить разработчику, чтобы он модифицировал компоненты нужным образом.
Реалия. Придется заплатить третьей фирме, чтобы она модифицировала компоненты нужным образом.

И несколько правил по работе с компонентами.

Правило 1. Стоимость компонента - 1% от расходов на программирование аналогичных функций.

Правило 2. Максимальный рыночный срок жизни компонента - 2 года.

Правило 3. Период полураспада компонента - 6 месяцев. 6 месяцев - это срок, по истечении которого вследствие быстрого морального старения необходимо оценивать и планировать к внедрению новую версию компонента.

Правило 4. Оценивать компонент надо в реальном окружении, с учетом его реальных взаимосвязей с создаваемой системой.

Правило 5. Никогда не добиться 100%-ного компонентного решения из-за того, что внутренность компонентов закрыта от пользователя и не может им контролироваться.

Правило 6. Чем меньше число пользователей компонентов, тем выше его цена и лучше обслуживание.

Правило 7. Главный недостаток компонентного подхода - короткая жизнь компонентов.

Правило 8. Не используйте последние версии компонентов.

Правило 9. При использовании компонентов снижается время на разработку и увеличивается время на интеграцию модулей.

Правило 10. Процесс выбора компонента приводит либо к снижению, либо к увеличению риска неудачи проекта.

Правило 11. Компонентные системы никогда не удовлетворят нужды пользователей.

Пока компоненты подходят для использования в небольших проектах, при решении- хорошо известных популярных задач, когда можно применить небольшое число проверенных и неизменяемых компонентов и когда доказан механизм корректного взаимодействия компонентов.

© Планета КИС

Начать дискуссию

С 29 апреля — новая форма уведомления в налоговую о невозможности подачи документов в срок

ФНС утвердила новые форму и формат уведомления в налоговую о невозможности представления в установленные сроки документов и информации в электронной форме.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Роскомнадзор заблокировал 150 VPN-сервисов

Ведомство без решения суда заблокировало около 700 материалов с рекламой сервисов по обходу блокировок.

Бухгалтер или бугалтер? Как рассказать историю о своей профессии правильно 

Откуда произошло и что означает слово «бухгалтер»? Кто был первым бухгалтером? И был ли этот человек миллионером?

Бухгалтер или бугалтер? Как рассказать историю о своей профессии правильно 
2
Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

На ликвидацию банка QIWI нужно больше 2 млрд рублей

Основная статья расходов — затраты на увольнение сотрудников, они составят почти 1,9 млрд рублей.

Отпуска

Правительство Таиланда согласовало 60-дневный безвизовый режим для россиян

Кабинет министров Таиланда принял решение о 60-дневном безвизовом режиме для россиян с 1 мая, сообщил премьер страны.

Психологические типы бухгалтеров, которые встречаются на практике

Бухгалтеры играют жизненно важную роль в организациях, выполняя задачи, связанные с финансовым учетом и отчетностью. Помимо технических навыков, им необходимы определенные психологические качества для эффективного выполнения своей работы.

1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Маркетплейсы просят власти сохранить право на платный возврат товаров

Удержание платы за возврат товаров на склад не позволит недобросовестным продавцам получать преимущество, заказывая товары конкурентов в отдаленные регионы.

Самозанятого признали работником. Как считать НДФЛ?

Должен ли при таком доначислении учитываться налог, уплаченный самим самозанятым?

Самозанятого признали работником. Как считать НДФЛ?

Как доказать добросовестность при покупке автомобиля у банкрота?

Купить автомобиль с рук или в автосалоне и не стать участником судебного дела, на сегодня задача не из легких, но еще сложнее выиграть суд, если арбитражный управляющий продавца подаст иск о признании договора купли-продажи недействительной сделкой.

С 1 мая налоговую отчетность нужно сверять с новыми контрольными соотношениями

В связи с изменениями в НК ФНС утвердила новый перечень контрольных соотношений показателей налоговых деклараций и расчетов.

Возможные ошибки в декларации УСН для ИП: проверьте перед отправкой

Крайний срок для подачи декларации ИП в 2024 году — 25 апреля. До дедлайна осталось всего несколько дней, но перед подачей отчетности не забудьте тщательно ее проверить. Мы собрали основные ошибки, которые встречаются в декларациях УСН у ИП. Нет ли их в вашей декларации? 

Возможные ошибки в декларации УСН для ИП: проверьте перед отправкой

Организация эффективной коммуникации компании. Для чего необходима и как наладить

Одним из главных процессов, позволяющих эффективно взаимодействовать отдельным сотрудникам, отделам, филиалам компании, является налаживание эффективно работающих коммуникаций.

Организация эффективной коммуникации компании. Для чего необходима и как наладить
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Пострадавшие предприятия из Белгорода получат 1,2 млрд рублей

Малый и средний бизнес, который пострадал от обстрелов, получит помощь от государства.

Восстановление товарного учета селлеров: пошаговый план, стоимость, нюансы

Восстановление товарного учета — неотъемлемая часть работы, с которой рано или поздно может столкнуться бухгалтер маркетплейсов. В статье поделились пошаговым планом, который поможет не запутаться, а также наглядно показали операции по восстановлению на WB, Оzon, Яндекс Маркет и Мегамаркет.

Восстановление товарного учета селлеров: пошаговый план, стоимость, нюансы

Мемы от великих художников. Пост для поднятия настроения

Продолжаем собирать мемы от великих художников. Ловите подборку картин, которые отлично подходят для бухгалтерских и не только мемов.

Мемы от великих художников. Пост для поднятия настроения
4
Зарплата

Работодатели обязаны оплачивать сверхурочную работу с учетом стимулирующих выплат

Теперь нельзя начислять сверхурочные только на основании тарифной ставки или оклада работника. В расчет нужно включать компенсационные и стимулирующие выплаты.

25 апреля надо сдать уведомление на НДФЛ с кодом 31/01, до 3 мая – с кодом 31/11

До 25 апреля бухгалтеры должны сдать ЕНП-уведомление, куда входит НДФЛ, аванс по УСН и имущественные налоги.

Экспорт

Власти продлят требования по продаже валютной выручки до конца года

Экспортеров обяжут до конца 2024 года продавать не меньше 90% от суммы зачислений на российские счета по внешнеэкономическим контрактам.

Как привлечь должника к субсидиарной ответственности? Решение ВС

Верховный Суд определил признаки, которые нужны для привлечения бывшего гендиректора к субсидиарной ответственности

Как привлечь должника к субсидиарной ответственности? Решение ВС

Интересные материалы

Должная осмотрительность и транспортная безопасность. Новый законопроект

Юристы часто обсуждают, как именно необходимо соблюдать важное (хоть и не прописанное в законе) требование о появлении должной осмотрительности.