Внедрение автоматизированной системы. Сколько это стоит?

Внедрение автоматизированной системы. Сколько это стоит? Целью этой статьи является анализ примерных затрат среднего предприятия на автоматизацию учетных задач на основе программного обеспечения отечественных производителей. Данные для расчетов были взяты из прайсов софтверных фирм России, опубликованных в Интернете по состоянию на середину марта 2003 года.

Целью этой статьи является анализ примерных затрат среднего предприятия на автоматизацию учетных задач на основе программного обеспечения отечественных производителей. Данные для расчетов были взяты из прайсов софтверных фирм России, опубликованных в Интернете по состоянию на середину марта 2003 года.

На этапе предварительных переговоров вопрос о стоимости автоматизации всегда интересует руководителей и директоров предприятий. Даже, несмотря на аргументы о том, что величину затрат можно оценить только после проведения некоторого предварительного обследования, уточнения целей и задач автоматизации, многие руководители, терпеливо выслушав все аргументы в пользу такого подхода, вкрадчиво спрашивают, ну а все-таки, скажите, сколько это все же будет для нас стоить?

Для проведения анализа договоримся о критериях оценки. Итак, предположим, требуется автоматизировать учет среднего производственного предприятия с позаказным производством численностью около 300 человек персонала. Планируемое число автоматизированных рабочих мест – 10.

Планируются следующие автоматизируемые рабочие места:

  • главного бухгалтера.
  • реализации и финансового результата;
  • учета основных средств и нематериальных активов;
  • учета материалов;
  • учета кассовых операций, банка, услуг, подотчетных лиц;
  • учета капитальных вложений, ценных бумаг;
  • учета выпуска продукции, расчетов со вспомогательными подразделениями;
  • учета заказов, счетов поставщиков, платежных поручений;
  • расчета заработной платы и кадрового учета;
  • Рабочее место администратора.

Для упрощения расчетов примем, что все работы по установке, наладке (адаптации), вводу в действие системы и ее последующее сопровождение осуществляет поставщик программного обеспечения.

Для реализации проекта выделены следующие этапы:

Этап Трудоемкость, человеко/часы
Предпроектное обследование 300
Техническое проектирование (адаптация программных решений к специфике задач предприятия) 450
Ввод в действие (включающий в себя: обучение персонала, опытную эксплуатацию в течение 1 квартала, приемо-сдаточные испытания 650
ИТОГО по проекту 1400

Кроме того, интересны также условия последующего сопровождения, т.е. необходимо оценить стоимость владения системой после ввода ее в действие. Итак, будем оценивать проекты по следующим критериям: стоимость прикладного программного обеспечения, стоимость работ по внедрению, затраты на сопровождение при его объеме 120 часов в год. Таковы исходные данные.

В качестве анализируемого программного обеспечения выберем пакеты, наиболее распространенные на территории России, такие как «Парус», «БЭСТ», «1С».


«Парус»

Приведенные ниже данные взяты на основании информации, опубликованной на сайте корпорации «Парус» http://www.parus.ru/:

Стоимость прикладного программного обеспечения. Для автоматизации указанных выше задач, на наш взгляд, достаточно только двух модулей из многообразного перечня, предлагаемого компанией:

2.1. Стоимость серверной части

Наименование модулей Цена (в у.е.) Кол-во Стоимость(в у.е.)
1. Учет фактических затрат и калькуляция себестоимости 2917.00 1 2917.00
2. Бухгалтерский учет 583.00 1 583.00

Стоимость серверной части: 3500.00

2.2. Стоимость клиентской части

Наименование Стоимость 1 лицензии(в у.е.) Кол-во лицензий Стоимость(в у.е.)
1. Учет фактических затрат и калькуляция себестоимости 583.00 5 2915.00
2. Бухгалтерский учет 583.00 5 2915.00

Стоимость клиентской части: 5830.00
Итого стоимость программного обеспечения: 9330.00
НДС: 20%
Стоимость программного обеспечения с НДС: 11196.00

Общая продолжительность внедрения системы «под ключ», по предложениям «Паруса» будет составляет 36-38 недель, что при 36-ти часовой рабочей неделе как раз и составит нашу плановую трудоемкость по проекту в 1400 часов.

Предлагается следующий состав работ:

Наименование работ Продолжительность
Предпроектные работы (Определение границ автоматизации; Опрос руководства предприятия и сотрудников на рабочих местах; Описание бизнес-процессов.) 8 нед.
Техническое моделирование и разработка ТЗ- Построение модели «как будет в «Парусе»; Составление ТЗ на разработку пользовательский отчетов, процедур, дополнительных табличных приложений. 10 нед.
Проектные работы. Инструкции для каждого рабочего места, инструкция для администратора системы, план обучения персонала, электронные формы первичных и отчетных документов (в переделах согласованного на этапе предпроектных работ перечня); Действующий макет системы управления предприятием в соответствии с утвержденным ТЗ; Защита макета, отработка замечаний, деловая игра. 4 - 6 нед.
Запуск в эксплуатацию. Подготовка администраторов ПО "Корпорации ПАРУС" и СУБД Oracle; Инсталляция СУБД Oracle; Инсталляция ПО "Корпорации ПАРУС"; Конвертация необходимых массивов информации; Подготовка мастер-группы из числа представителей Заказчика; Поддержка пользователей на рабочих местах. 8 нед.
Подготовка конечных пользователей 6 нед.

Стоимость услуг c НДС: 22392.00
Общая стоимость проекта c НДС: 33588.00

Следует заметить, что для функционирования данного варианта системы требуется СУБД Oracle. Кроме того, не удалось выяснить стоимость модуля «Управление персоналом», с помощью которого осуществляется расчет заработной платы и кадровый учет. Поэтому данный модуль не включен в стоимость программного обеспечения.

Сопровождение.

«Парус» декларирует, что в течение года после приобретения пользователи могут получать бесплатно следующий комплекс услуг:

  • Консультации по «горячей линии»
  • Консультации в консультационном зале в офисе «Паруса»
  • Получение обновлений версий соответствующей комплектации в офисе «Паруса»

По истечению года вышеперечисленные услуги становятся платными. Стоимость годового сопровождения составляет 30% от текущей стоимости системы. В нашем случае это составит чуть более 3350,00 у.е. или примерно 280 у.е. ежемесячно. Для внесения других изменений в систему, оплата строится из расчета примерно 130-180 у.е. за один новый документ или отчет.


«БЭСТ»

Данные по программе «БЭСТ» взяты с официального сайта компании «Интеллект-Сервис» http://www.intellect-service.ru/, а также ее официального представителя в Санкт-Петербурге.

Программное обеспечение система БЭСТ-ПРО

Модульный состав программы Стоимость у.е.
Финансовый учет
Главная книга 120
Учет денежных средств 120
Учет основных средств 120
Счета-фактуры 100
Учет договоров 120
Расчеты с дебиторами и кредиторами 100
Итого 680
Логистика
Управление запасами 180
Управление закупками 180
Управление сбытом 180
Учет работ и услуг 110
Итого 650
Управление производством
Учет производства (Конфигурация продукции. Управление цехом. Калькуляция затрат) 500
Планирование производства 500
Итого 1000
Управление персоналом
Учет заработной платы 450
Учет кадров 60
Итого 510
Всего 2840

Следует заметить, что для обеспечения работоспособности системы требуется СУБД Pervasive

Стоимость внедрения системы под ключ можно оценить исходя из следующих позиций (по данным http://bestsoft.spb.ru/ компании Интеллект-Сервис СПб):

  • Экспертная оценка применимости программного продукта для конкретного заказчика, выработка заключения и рекомендаций по внедрению
  • Разработка технологии ведения учета с помощью программного продукта
  • Настройка программного продукта на учетную политику пользователя по предоставленному техническому заданию
  • Средняя ставка специалиста по системе БЭСТ в Санкт-Петербурге составляет 20 у.е. в час.

Исходя из общей трудоемкости по проекту 1400 человеко/часов, затраты на его реализацию составят 28000 у.е. Данная сумма может быть уменьшена, т.к. компанией Интеллект-сервис предусмотрена система скидок (до 10% от стоимости программного обеспечения). Данных о скидках на работы в располагаемых нами материалах нет. Кроме того, в состав работ должна попасть установка и проверка работоспособности программного продукта на вычислительной технике клиента. Стоимость этих работ составляет 10% от стоимости комплекта поставки. В нашем случае это составит 284,00 у.е.

Всего по проекту с учетом стоимости программного обеспечения — 31124,00 у.е.

Сопровождение.

Представители компании Интеллект-Сервис предлагают гарантийное и постгарантийное сопровождение системы БЭСТ. Годовая стоимость сопровождения, предусматривающего консультации по «горячей линии» и получение обновлений, составляет 20%-30% от стоимости приобретенной лицензии. В нашем случае это составит не менее 568,00 у.е. в год. Стоимость дополнительного абонементного обслуживания для пользователей, находящихся на гарантийном (постгарантийном) обслуживании для комплекса в составе 10 рабочих мест составит 1500 у.е на год за 288 часов обслуживания. Обслуживание объемом в 120 часов в год соответствует тарифному плану на 6 месяцев и составит 750 у.е. Таким образом, ежемесячные затраты на сопровождение, с учетом необходимости оплаты гарантийного сопровождения, составят около 100 у.е. в месяц.


'1С'

Основной источник информации — сайт компании «ЛОЗА» www.loza.spb.ru

Программное обеспечение, у.е.

1С: Предприятие V 7.7 сетевая
1C:Комплексная поставка (все компоненты + производство+финансовое планирование) 1500

Внедрение

ЭТАПЫ Продолжительность
Предпроектное обследование 7,4 недели
Предварительное обследование 2 дня
Обследование и анализ функциональной деятельности автоматизируемых участков 5 дней
Обследование и анализ документооборота автоматизируемых участков 10 дней
Анализ полученного материала 5 дней
Разработка технического задания на создание автоматизированной системы учета предприятия 10 дней
Согласование, утверждение отчетных материалов 5 дней
Внедрение 22,6 недель
Техническое проектирование 13,1 недели
Утверждение плана счетов 2 дня
Разработка и утверждение алгоритмов закрытия счетов затрат 1 день
Модификация прототипа в соответствии с требованиями технического задания 30 дней
Разработка, отладка и тестирование форм регламентированной отчетности 204 часа
Ввод в действие 21 неделя
Разработка и согласование структуры справочников 10 дней
Разработка правил информационного наполнения справочников 5 дней
Согласование графика документооборота 5 дней
Подготовка исходных данных к началу опытной эксплуатации 10 дней
Подготовка программы опытной эксплуатации 3 дня
Резерв 7 дней
Опытная эксплуатация 65 дней
Передача системы в промышленную эксплуатацию 8 дней
Стоимость работ, у.е. (в том числе НДС) 14700,00

Всего по проекту, с учетом стоимости программного обеспечения — 16200,00 у.е.

Сопровождение

Приобретаемый пакет программного обеспечения 1С обслуживается по линии информационно-технологического сопровождения (ИТС). В состав данного вида услуг входит ежемесячная доставка компакт-диска ИТС, который содержит все действующие на момент его выпуска редакции программного продукта, а также многочисленные материалы справочного характера, полезные утилиты и многое другое.

В течение года, с момента приобретения программного обеспечения, подписка ИТС бесплатная. В последующем, стоимость одного CD-диска составляет не более 25 у.е. Для обеспечения сопровождения нетиповой конфигурации программы, какой является внедряемая система, требуются работы специалистов. Средняя ставка оплаты работы специалиста по 1С в Санкт-Петербурге составляет 20 у.е. в час. То есть, при годовом объеме сопровождения в 120 часов, затраты на его проведение составит 2400 у.е. в год, или 200 у.е. в месяц. Следует заметить, что официальные партнеры 1С отказывают в обслуживании при отсутствии подписки на ИТС. Годовая подписка на ИТС (после истечения срока бесплатной подписки) составляет около 276 у.е. в год.

Конечно, данная подборка имеет достаточно много ограничений и не может претендовать на законченность, но, тем не менее, дает некоторое представление о возможной стоимости подобных проектов. В любом случае конечная цена будет в значительной мере зависеть от конечных целей проекта, статуса исполнителя и других факторов. По мнению некоторых экспертов, стоимость одинаковых по составу задач, количеству задействованного персонала на проектах может отличаться в 1,5-2 раза. В основном это зависит от уровня общей организации на предприятии-заказчике, личных качеств руководителя проекта со стороны заказчика, точки зрения руководства на роль и место автоматизированной системы в жизни предприятия, скорости принятия решений руководством.

Таким образом, опираясь на приведенные выше выкладки, можно отметить, что в проекте по автоматизации финансово-хозяйственной деятельности предприятия львиную долю затрат занимает процесс ввода системы в действие. Соотношение стоимости самого программного пакета со стоимостью работ по его внедрению составляет примерно от 1:2 в случае с «Парусом», до 1:10 в случае БЭСТ, 1С. Общая продолжительность работ по вводу в действие автоматизированной системы практически не зависит от выбранного программного обеспечения, и составляет в среднем порядка 9 месяцев. Эксплуатация системы - затраты на сопровождение, после ввода системы в действие, в среднем составляют 100-300 у.е. в месяц.

Приведенные в данной статье цифры свидетельствуют о том, что проекты описываемого типа, в общем-то, находятся в одной ценовой нише. И было бы большим заблуждением при выборе системы и исполнителя работ ориентироваться только на затратную часть проекта. В конце концов, система приобретается для решения определенных задач, и, в конечном итоге, эффект от ее внедрения далеко не всегда можно оценить деньгами.

Андрей Круглов
Компания "Лоза 1С"

Начать дискуссию

Евгений Коваленко, основатель Verol: цель — достичь оборота в 1 миллиард рублей в 2024 году, вдохновляясь примером Дональда Трампа

Сняли второй эпизод проекта «ТоТ еще разговор»

Евгений Коваленко, основатель Verol: цель — достичь оборота в 1 миллиард рублей в 2024 году, вдохновляясь примером Дональда Трампа
8

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
НК РФ

Донастройка налоговой системы должна сделать ее более справедливой и к гражданам, и к бизнесу, и к регионам

Заместитель председателя Совета Федерации Николай Журавлев заявил, что донастройка налоговой системы должна учитывать задачи развития регионов РФ.

Утвердили рекомендации, посвященных вопросам совершенствования налогового законодательства

Повышение НДФЛ, налога на прибыль, обложение УСН с оборотом более 60 млн.руб. в год НДС и другие изменения в НК РФ. Обзор для бухгалтера.

Лучшие спикеры, новый каждый день

У стран СНГ будет свой Налоговый кодекс

Страны СНГ накопили уникальный опыт в сфере разработки национальных налоговых кодексов, заявили в Совете Федерации.

Экономика России

700 км федеральных трасс реконструируют и построят в этом году

Почти 700 км федеральных трасс реконструируют и построят по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в 2024 году.

Майский микро-аванс, шестичасовая рабочая пятница для женщин, споры вокруг НДФЛ и День кадровика: дайджест самого интересного 📢«Ночной бухгалтер» № 1689

Собрали самое интересное за сегодняшний день: праздник у работников кадровой службы, повышение ставок НДФЛ, сокращенная пятница женщинам и жалобы сотрудников на скромный майский аванс. Вас также ждут тесты, мозгонапрягатель, мемы на мотивы картин великих художников и разные полезности для бухгалтера.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Кредитование

Банкам и МФО запретили выдавать кредиты клиентам с долговой нагрузкой выше 80%

Центробанк установил новые ограничения для кредитования заемщиков с высокой долговой нагрузкой.

☀️😎 Лето ближе ― цены ниже! До понедельника еще ниже суперцены на топовые курсы «Клерка»

Чтобы выходные не прошли зря, мы снизили цены на курсы по учету на маркетплейсах, зарплате, кадрам и бухгалтерии с нуля. Успейте купить за 3 690 рублей, утром в понедельник они подорожают!

🌴До понедельника снизили цены на курсы по маркетплейсам, зарплате, кадрам и бухгалтерии с нуля!

Чтобы выходные не прошли зря, мы снизили цены на курсы по учету на маркетплейсах, зарплате, кадрам и бухгалтерии с нуля. Успейте купить за 3 690 рублей, утром в понедельник они подорожают!

🌴До понедельника снизили цены на курсы по маркетплейсам, зарплате, кадрам и бухгалтерии с нуля!
2
Инвестиции

Инвесторы подали больше миллиона заявок на разблокировку активов

Инвестиционная палата разделит полученные иностранные ценные бумаги на лоты и предложит их зарубежным инвесторам.

Бесплатно с

Отчет о зарубежных счетах в 2024 году: о чем сообщать, кому и когда

Налоговые и валютные резиденты России, имеющие счета за рубежом, обязаны отчитываться перед налоговиками. Рассказываем, как это делается правильно и что будет, если ошибиться. 

Отчет о зарубежных счетах в 2024 году: о чем сообщать, кому и когда
Проверки

Для частных вузов, школ и детсадов отменили плановые проверки: что вместо них

Правительство отменило проверки в учебных заведениях, чья деятельность является высокорисковой, в пользу их замены профилактическими мероприятиями.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Интернет и IT

VK объявила, что свернет работу ICQ с 26 июня 2024 года

Компания сосредоточится на развитии «VK Мессенджера» и коммуникационной платформы для бизнеса VK Workspace

Поправки в Налоговый кодекс внесут в весеннюю сессию

У Минфина осталась неделя, чтобы внести поправки в НК. Такие сроки определены по той причине, что изменения будут требовать поступления ресурсов в течение года.

Товарный знак

НСПК регистрирует товарный знак Papayya

НСПК регистрирует товарный знак Papayya «для существующего технологичного продукта», пишет Rusbase. Какого — не уточняется.

Таможенное право

Главное — порядок и форма: как подать жалобу в таможенные органы

Уральское таможенное управление напоминает порядок обжалования в вышестоящие таможенные органы, минуя суды.

Главное — порядок и форма: как подать жалобу в таможенные органы
Банки

Важные тезисы из обзора финансовой стабильности ЦБ за четвертый квартал 2023 и первый квартал 2024

«Ситуация в российском финансовом секторе сейчас стабильна, но важно накапливать буферы капитала на случай стресса и принимать меры, способствующие снижению уязвимости», — ЦБ.

ЭДО

Как санкции влияют на МЧД: четыре способа получить преимущества от нововведения

Электронный вариант бумажной доверенности, подписанный квалифицированной электронной подписью руководителя, прочно входит в обиход с 1 сентября 2024 года. Однако не все компании смогут воспользоваться новшеством в полной мере.

Как санкции влияют на МЧД: четыре способа получить преимущества от нововведения
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: искусственный интеллект будет следить за мусорками, 40% россиян не знают условий льготной ипотеки, а Nissan выпустит духи с ароматом шин

Подготовили обзор главных событий дня — 24 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интересные материалы

Резюме бухгалтера

Как бухгалтеру составить идеальное резюме? Проверьте, что вы отправляете работодателям

Для бухгалтера грамотное резюме — залог хорошего места. Работодатели ищут тех, кто умеет себя системно преподнести и выделить свои преимущества среди массы соискателей.