Зачем акционеру ИТ

Призрак, бродящий по Европе и Америке, наконец добрел и до России, и рано или поздно акционеры любого российского предприятия узнают его имя — ИТ-решение для создания корпоративной информационной системы. Акционеров начинают терзать смутные сомнения — деньги, требующиеся на его внедрение, весьма существенны, а выгоды неочевидны. С одной стороны, дружный хор поставщиков ИТ-решений убеждает акционеров, что без внедрения серьезной полнофункциональной информационной системы выход на мировой рынок компании заказан. С другой стороны, молчаливый пример компаний, принятых в "хорошее рыночное общество" без проверки на ИТ-фактор, подсказывает решение повременить с внедрением и потратить деньги на что-нибудь действительно нужное.
839 313


Елена Некрасова,
Металлургический коммерческий банк приступил к созданию системы безналичных расчетов "Meta-Card", основанной на использовании технологической платформы SmartCity. Первоначально эта система была предназначена для начисления и выдачи заработной платы работникам двух градообразующих предприятий Череповца — крупнейшего металлургического комбината Северо-Западного региона "Северсталь" и Сталепрокатного завода. Однако уже первые месяцы работы системы "Meta-Card" самым благоприятным образом сказались на финансовом положении предприятий города, позволив решить целый ряд социальных проблем, стоявших перед Череповцом. Задержки выплат заработной платы сократились с шести месяцев до двух недель, сократились сроки прохождения денежных средств. Заметно снизились расходы по обналичиванию и инкассации. В итоге экономия средств, по данным пресс-службы ОАО "Северсталь", превысила 300 000 долларов, что даже по тем временам составляло приличную сумму. Введение безналичного оборота денежных средств позволило получить высокую экономическую отдачу от внедрения системы "Meta-Card" как для Меткомбанка, так и для промышленных и торговых предприятий города за счет реально "работающих" денежных средств.

И, напоследок, еще один пример из практики "АйТи": один из известных металлургических субхолдингов, поставив перед собой задачу достичь высокой степени капитализации своих заводов, разбросанных по стране, решил выйти на публичный рынок с собственными ценными бумагами и обратился к крупному инвестиционному банку с просьбой подготовить план работ по размещению облигационного займа на период два-три года. Первым условием, выставленным банком, было получение консолидированной финансовой отчетности по группе предприятий, заверенной аудитором. Первое, что услышало руководство субхолдинга от западного аудитора — отказ от проверки консолидированной отчетности, собранной вручную. Заключение о состоянии финансовой отчетности компания-аудитор бралась сделать только при наличии информационной системы субхолдинга, позволяющей вести учет в единых корпоративных стандартах. Причем за этим требованием не стояло сговора компании-аудитора с конкретным поставщиком ИТ-решения: рекомендаций по внедрению от аудитора не последовало. В результате компания реализовала проект по созданию общей модели управления субхолдингом и разработке требований к системе. Теперь силами компании "АйТи" эта система будет внедряться. Итак, здесь импульсом к созданию информационной системы послужило желание "дешево" занять деньги на публичном рынке. Если соотнести ставки по кредитам, ставки по ценным бумагам, которые предполагается разместить на фондовом рынке, и стоимость проекта по внедрению системы, то видно, что даже небольшой по размерам облигационный займ несколько раз окупает этот проект. Но почему же "ручной" способ формирования отчетности не устроил аудиторов?

Риск — дело… дилетантское

Фритьоф Нансен, чье имя у большинства романтически настроенных домоседов ассоциируется с рискованными путешествиями, полными приключений, считал, что эти самые приключения случаются с теми, кто плохо подготовился к путешествию. "Если летчик идет на задание как на подвиг — значит, он к заданию не готов", — говорят воздушные асы. Альпинисты, покоряющие восьмитысячники, обескураживают начинающих героев-первопроходцев своим педантизмом в стремлении предугадать и исключить возможные риски предстоящего восхождения… Профессионалы не любят рисковать.

Профессионалы той самой аудиторской компании, о которой шла речь выше, вовсе не были апологетами высоких технологий. Бумажный способ ведения отчетности не устраивал их по иной причине. Аудиторы достаточно серьезно относятся к оценке рисков ошибок, связанных с ведением финансового учета. В территориально распределенных компаниях ведение финансовой отчетности в бумажном виде сопряжено с такой степенью риска получения недостоверной информации, что аудитор не берет на себя заверение такой отчетности. Информационная система позволяет свести эти риски к минимуму и… становится источником новых рисков.

Одним из международных стандартов оценки рисков в информационных системах является стандарт CobiT, описывающий набор правил по оценке рисков внедрения и эксплуатации ИС. Этот документ создан Ассоциацией аудиторов информационных систем, причем под аудитом в данном случае подразумевается не технический аудит, а аудит эффективности внедрения и использования информационных технологий в бизнесе. CobiT является на сегодняшний день одним из самых детализированных стандартов в данной области. Документ этот может быть использован как внутренними, так и внешними аудиторами ИС. "У нас есть несколько специалистов по CobiT, — делится опытом Иван Глушков, — и сейчас все чаще к нам обращаются ИТ-специалисты предприятий с просьбой провести аудит именно в соответствии с международными ИТ-стандартами, результаты которого могут быть использованы акционерами. Это напоминает финансовый аудит, который тоже строится в соответствии с определенными правилами, а любой аудит, построенный с нарушением стандартов, достоверным не является. Ведь что такое аудит? Это выражение мнения о достоверности или о соответствии чего-либо определенным стандартам. Поэтому CobiT — отправная точка для ИТ-специалистов, стремящихся избежать в работе неприятных сюрпризов".

Отрадно заметить, что первые примеры цивилизованного подхода к внедрению ИТ для поддержки бизнеса уже появились в России: придя к необходимости поддержания уровня развития своей корпоративной информационной системы в соответствии с международными стандартами, принятыми в телекоммуникационных компаниях мира, АО "Вымпелком" обратился к "АйТи" с просьбой провести анализ совокупной стоимости владения ИТ (Total Cost of Ownership, ТСО) для своих московских офисов, где общее число пользователей ИТ-системы составляет более двух тысяч человек. В основу этого проекта была положена методология оценки ТСО и инструментального средства TCO Manager компании Gartner. Ее применение позволило получить и проанализировать полную информацию о среде распределенных вычислений и совокупной стоимости владения ИТ-системы, провести сравнение организации ИТ-процессов и стоимости владения ИТ-системой с аналогичными показателями для репрезентативной группы компаний из базы данных Gartner для этой отрасли. На основе полученных данных были выработаны рекомендации по оптимизации инвестиций в ИТ и процессов эксплуатации информационной системы "Вымпелкома" на основе повышения качества инвестиций, технологии, организации процессов, степени удовлетворенности конечных пользователей. Параллельно компанией "АйТи" было проведено обучение персонала заказчика методологии оценки ТСО, что вкупе с приобретением инструментального средства TCO Manager и его локализацией, выполненной "АйТи", позволит специалистам "Вымпелкома" самостоятельно организовать процесс ежегодной технологической оценки ТСО внутри компании.

Эволюция CIO

ИТ-менеджеру необходимо сначала понять требования со стороны сложившейся структуры управления предприятием к информационной системе, затем, исходя из этих требований, строить эту систему. На сегодняшний день такой подход еще недостаточно популярен у ИТ-менеджеров российских предприятий в силу того, что будучи хорошими техническими специалистами, они не всегда готовы вникать в проблемы бизнеса и управления. Это заведомо тупиковый путь: ИТ-менеджер ограничивает для себя возможность построения правильных ИТ-решений. Такой подход — наследие недавнего прошлого, когда большинство предприятий были построены по функциональной модели управления. Главный энергетик отвечал исключительно за энергообеспечение завода, главный механик — за работоспособность станков и инструментов, главный бухгалтер — за ведение бухгалтерского учета. Соответственно, ИТ-менеджер рассматривается как еще один "главный по…" и является, по сути, "завхозом" компьютерного хозяйства. Для того чтобы начальник АСУ стал CIO, он должен формулировать требования к своему ИТ-хозяйству с точки зрения бизнес-процессов предприятия. Это сложно: надо вырваться из функциональной модели управления, что ломает привычные "политические" установки внутри завода и требует от ИТ-специалистов изменения взглядов на собственную роль в деятельности организации. Но иначе предприятие неизбежно останется в ситуации, когда "один кроит, другой режет, третий пришивает пуговицы — а за качество никто не отвечает".

Пока же для российских предприятий довольно типична ситуация, когда начальники ИТ-подразделений находятся в подчинении финансовых директоров. Это объясняется тем, что до недавнего времени финансисты были основными заказчиками ИТ-структур внутри предприятия. Поэтому выводы о том, надо или не надо внедрять какое-либо ИТ-решение, фокусировались на финансовом директоре. В результате сложился своеобразный "гибрид" специалиста — финансовый директор с зачатками функций CIO. Однако эти специалисты не являются и никогда не будут являться профессиональными CIO: у них нет необходимого "бэкграунда" для решения ИТ-задач. В это же самое время "главный айтишник", которому следовало бы эволюционировать в CIO, спокойно сидит в своей "технической" заводи. Однако как только предприятие попадает в условия жесткой конкуренции и, следовательно, перед ним во всей остроте встают задачи интенсификации производства, начальник АСУ оказывается перед выбором: либо делать резкий качественный скачок "наверх", создавая технологии, позволяющие предприятию быть успешным в этой борьбе и, следовательно, принимать адекватные управленческие решения на уровне совета директоров, либо выполнять свои функции в прежних рамках и, тем самым, вычеркнуть себя из участия в управлении бизнесом. Отрадно, что предпочтение все чаще отдается первому пути. Об этом свидетельствует статистика академии "АйТи", разработавшей совместно с МГУ программу "Экономика информационных систем". В нее вошли курсы, рассчитанные как на ИТ-специалистов, стремящихся понять проблемы бизнеса, так и на руководителей, которым необходимо понимать возможности информационных технологий для поддержки бизнеса. Интерес к новой программе академии "АйТи" со стороны потенциальных слушателей еще раз подтверждает предположение о том, что бизнес все острее ощущает значимость ИТ-составляющей.

Этот качественный сдвиг осознают и поставщики ИТ-решений, что отражается на постепенном изменении форм работы с клиентом.

Ваш успех — наш успех

Например, i2 Technologies — известная и довольно успешная американская компания, занимающаяся разработкой программного обеспечения для построения корпоративных информационных систем, строит проекты по внедрению своих систем таким образом, что в качестве вознаграждения за работу ей перечисляется определенный процент прибыли, полученной предприятием в результате внедрения системы. На старте проекта компания договаривается с заказчиком, каким образом будет оцениваться экономический эффект, и в дальнейшем совместными усилиями специалистов поставщика и заказчика проводится его оценка. Однако не надо думать, что "хитрая" i2 Technologies придумала какие-то волшебные критерии, которые всегда выполняются. Это было бы неуважением к заказчикам — и, следовательно, привело бы к потере репутации компании. Многие заказчики — и у нас, и на Западе — уже "обожглись" на проектах с недобросовестными поставщиками и извлекли из этого горького опыта уроки. Поэтому производитель ПО заинтересован в том, чтобы задачи, которые ставит руководство предприятия в крупном ИТ-проекте, были успешно решены. "Загадывать — дело неблагодарное, — говорит Иван Глушков, — но мне кажется, что в обозримом будущем, лет через пять-шесть, по такой схеме будет действовать достаточно много компаний-поставщиков".

839 313

Начать дискуссию

Объявления об онлайн-продаже табака могут заблокировать без решения суда

Чтобы заблокировать интернет-ресурс с информацией о дистанционной продаже табачной продукции, понадобится больше 3-х месяцев. Власти хотят ввести механизм внесудебной блокировки — такой же, какой сейчас действует в отношении алкоголя.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Почему не существует шутки, которая нравится всем? Проведем эксперимент

Маяковский считал, что театр — это не отображающее зеркало, а увеличительное стекло. Если продолжить эту мысль поэта, то юмор —это не отображающее зеркало и даже не увеличительное стекло.

Почему не существует шутки, которая нравится всем? Проведем эксперимент

Как обезопасить массовые выплаты внештатникам

Компании, которые сотрудничают с большим числом внештатников, проводят массовые выплаты со своего счета. Такие платежи могут нести риски с точки зрения ИФНС и банков. Рассказываем, в чем причины и как обезопасить переводы.

Как обезопасить массовые выплаты внештатникам
Лучшие спикеры, новый каждый день
НДС

Уточнят нормы НК об НДС 0% при экспорте

Торгово-промышленная палата России (ТПП) предложила исключить двойное толкование норм о международной перевозке с точки зрения налогового законодательства.

За уклонение от исправительных работ будут чаще сажать под стражу

Минюст разработал законопроекты, регулирующие вопрос заключения под стражу осужденных, которые уклоняются от принудительных работ.

Дивиденды апреля. Ну вот, опять богатеть

Обновил дивидендный календарь, оставил дивиденды, которые утверждены на апрель, а также известные дивиденды на май, а то в апреле дивидендов совсем уж мало. Возможно, ещё появятся, ведь начинается главный дивидендный сезон, когда компании начинают выплачивать финальные годовые дивиденды, у многих из которых нет промежуточных.

Дивиденды апреля. Ну вот, опять богатеть
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

«Утренний бухгалтер» № 5608. Будут изменения по имущественным налогам

Законопроект уже внесен в думу.

УСН

⚡ Срочное разъяснение ФНС: как заполнить уведомление о переходе на УСН

В форме 26.2-1 ювелиры должны ставить код налогоплательщика — 4 но можно и 3.

Быть бухгалтером хочу, пусть меня научат... или нет. Можно ли стать бухгалтером самому с нуля и что для этого надо знать

Меня на этот пост вдохновил вопрос пользователя в телеграм-канале. Она попросила помощи в заполнении упрощенной отчетности и уточнила — справится ли она сама, если она не бухгалтер? И, правда, а можно ли вести учет и при этом не иметь образования бухгалтера и всему научиться самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
315
Мошенничество

Сотрудник банка отдохнул за границей и обогатился за счет клиентки на 29 млн рублей

Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Ростовской области выявили факт многомиллионного мошенничества в особо крупном размере сотрудником банковской организации.

406
ВЭД

Три главных изменения 2024 года для бухгалтера ВЭД

Продавцы из ЕАЭС начнут платить налоги в российскую казну, бизнес освободят от отчетности по мелким сделкам с зарубежными партнерами, а цифровые активы становятся обычным способом расчета.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
363

Обязательную маркировку ювелирных изделий перенесут на 2025 год

Чтобы снизить нагрузку с Пробирной палаты, которая будет ставить клеймо на украшения, Минфин перенесет срок обязательной маркировки на 1 сентября 2025 года.

146
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

С 1 мая запустят эксперимент по маркировке моторных масел

Для борьбы с контрафактом на рынке Минпромторгу предложили включить в эксперимент по маркировке не только моторные масла для автомобилей, но и свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления.

3
205

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Акцент на проверки

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. «Клерк» приглашает на вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему. Вы можете задавать спикеру вопросы и он ответит на них в прямом эфире.

Иллюстрация: freepik/freepik
Экспорт

Минпромторг сократит список экспортеров, которые могут получать транспортные субсидии

Изменения затронут только тех, кто занимается экспортом товаров из высокомаржинальных групп.

Импорт

С 1 апреля 2024 порог беспошлинного ввоза товаров, возможно, вернется к уровню €200 евро

Но подготовка новых нормативных документов не началась.

213
УК РФ

Опасное производство 2 года работало без лицензии и получило доход 26 млн рублей

В Ставропольском крае перед судом предстанет обвиняемый в незаконном предпринимательстве с извлечением дохода на сумму более 26 млн рублей.

Обеспечительные меры при ВНП, предварительные обеспечительные меры + защитный лайфхак

Всегда ли налоговики могут наложить обеспечительные меры (арест) на имущество по результатам проверки?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
7
146

Кто имеет право работать неполный день

Если у сотрудников есть основания для неполной занятости, работодатель должен установить удобный для работника график и снизить нагрузку.

Интересные материалы

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на апрель 2024 года.