Бухгалтерские программы

Проблемы внедрения автоматизированных систем по МСФО

Основным назначением автоматизированных систем по МСФО является сокращение времени на подготовку отчетности. В особенности это актуально для предприятий, которые обязаны публиковать свою отчетность в определенные сроки и к тому же несколько раз в год, например по требованию бирж, на которых котируются ценные бумаги предприятия.

Основным назначением автоматизированных систем по МСФО является сокращение времени на подготовку отчетности. В особенности это актуально для предприятий, которые обязаны публиковать свою отчетность в определенные сроки и к тому же несколько раз в год, например по требованию бирж, на которых котируются ценные бумаги предприятия. Кроме того, при автоматизации процесса проверки информации как на этапе ввода ее в систему, так и на этапе проверки непротиворечивости данных в отчетности значительно сокращается количество ошибок, связанных с «человеческим фактором». В связи с этим потребность в таких программах с каждым годом растет. Однако на рынке пока нет ни одного широко распространенного и при этом удовлетворительного по качеству программного продукта для составления отчетности по МСФО. Это обусловлено тем, что его создание связано с определенными сложностями.

Игорь КОЗЛОВ

Вначале рассмотрим проблемы на этапе разработке программы.

Отсутствие квалифицированных кадров

Данная проблема, как известно, – одна из наиболее острых в области подготовки отчетности по МСФО вообще, а для написания программного обеспечения в области МСФО в особенности. Для изготовления качественного продукта, подходящего для конкретного предприятия, необходимо участие сразу трех групп специалистов.

1. Методологи. Они формулируют требования к программе, исходя из тех задач, которые она призвана решать, определяют, что и каким образом (методологически) будет делать программа. Эти специалисты должны уметь составлять отчетность по МСФО, владеть полной информацией об особенностях учета на предприятии данной отрасли, в идеале –иметь общее представление о принципах программирования.

Отсутствие таких специалистов на предприятии и связанная с этим полная передача функций методолога подрядчику, внедряющему программный продукт, как правило, приводит к получению готового программного решения, которое не вполне удовлетворяет потребностям предприятия-заказчика, что в дальнейшем оборачивается существенными затратами на его доработку. Конечно, можно заключить договор с двумя организациями, одна из которых формирует методологию при тесном взаимодействии с учетными службами заказчика, а вторая – реализует ее в программном продукте. При этом качество программного продукта будет выше, чем при разработке и методологии, и программы одним подрядчиком. Но данный вариант подразумевает увеличение затрат, на что может пойти не каждое предприятие.

2. Специалисты, формирующие техническое задание – документ, на основании которого программисты пишут код программы. Помимо знания платформы (1С, Axapta и т.д.), для создания качественного продукта совершенно необходимо, чтобы специалисты, формирующие задачу для программистов, умели составлять отчетность по МСФО или, как минимум, были в курсе основных принципов и требований международных стандартов. В противном случае проект может увязнуть в постоянных переделках и согласованиях с методологами. Программисты будут утверждать, что все, прописанное в техническом задании, сделано, а методологи – что идеология программы не отвечает требованиям МСФО или же программа просто неудобна в работе. При этом обе стороны будут правы каждая по-своему. Разработанный в результате программный продукт обычно представляет собой компромиссный вариант между тем, что было нужно методологам, и тем, что посчитали возможным сделать программисты.

Задача данной группы специалистов, помимо всего прочего, – взять на себя функцию посредника между методологами и программистами. Сначала на этапе постановки задачи, они должны объяснить методологам, что можно сделать в программе, а что нет (например, если в 1С нельзя запрограммировать закрепление столбцов, то ставить такую задачу перед программистами бессмысленно). Далее, когда задача поставлена, данная группа специалистов должна пояснить программистам, как лучше реализовать в программе идеологию, заложенную в нее методологами. Увы, в настоящее время такие специалисты – большая редкость…

3. Программисты, пишущие код программы. Сложность поиска таких специалистов и стоимость их услуг зависят от платформы, на которой планируется автоматизировать подготовку отчетности. Тем не менее, найти таких специалистов, как правило, значительно проще, чем специалистов из предыдущей группы.

Выбор исполнителя для проекта

Для решения задач по автоматизации особенно актуально решение вопроса о том, кто, собственно, будет этим заниматься. Для начала следует определиться с тем, будут работы проводиться своими силами или с привлечением подрядчиков. Впрочем, трудности ожидают и в одном, и в другом случае.

Проведение работ с помощью внутренних ресурсов

Первая и самая главная проблема при таком решении – найти необходимые внутренние ресурсы. Это чревато большими затратами на оплату труда персонала, поэтому следует оценить, оправданны ли они. Для такой оценки необходимо ответить себе на следующий вопрос: «Понадобятся ли такие специалисты и в таком количестве по окончании проекта?» Если ответ будет скорее положительный, чем отрицательный, то это будет мощным аргументом в пользу проведения работ по автоматизации собственными силами. Однако в большинстве случаев ответ отрицательный. Поэтому компании обычно предпочитают вариант с привлечением подрядчика. Кроме того, еще одна проблема реализации проекта собственными силами состоит в том, что при таком варианте документация (техническое задание, инструкции и т. д.) имеет тенденцию быть неполной, а иногда и вовсе отсутствовать. Это может быть связано как с нехваткой у программистов-разработчиков времени, так и с желанием «привязать» к себе работодателя за счет эксклюзивности получившейся программы. Грамотная документация необходима для поддержания функционирования программы, внесения в нее изменений и для передачи дел от одного человека, работающего с программой, другому.

Привлечение подрядчика

Если собственные ресурсы отсутствуют, а набирать соответствующий персонал нецелесообразно, то для выполнения работ по автоматизации подготовки отчетности по МСФО можно привлечь стороннюю организацию. Однако здесь тоже есть свои сложности.

Во-первых, большинство подрядчиков не слишком хорошо понимают потребности предприятия и стремятся продать свои уже готовые продукты, не особенно заботясь о том, насколько они подходят для конкретного заказчика. Чтобы предотвратить подобное развитие событий, следует создать совместную команду, в которую со стороны предприятия будет входить хотя бы один методолог. Его задача – следить за соблюдением интересов компании. Кроме того, в состав команды должны быть включены представители всех трех перечисленных выше групп специалистов.

Во-вторых, если при реализации проекта своими силами в программу как во время работ над ней, так и после их завершения возможно вносить практически любые изменения без значительного увеличения стоимости проекта, то подрядчик за все доработки обязательно потребует дополнительной оплаты, а не только дополнительного времени. Проблема усугубится при недостаточной квалификации специалистов, составляющих техническое задание. В этом случае придется выяснять отношения не только по вопросу, кто должен доделывать или переделывать программу, но и кто за какие именно изменения должен платить.

Специфика решаемой задачи

Составление отчетности по МСФО сопряжено с принятием решений, основанием для которых служит профессиональное суждение составителей. Запрограммировать его невозможно. Даже с учетом имеющейся в любой автоматизированной системе возможности вводить ручные корректировки и исправлять посчитанные системой цифры, возникнут определенные сложности, ограничения. Пример последних – невозможность изменения формулы, «зашитой» в код программы. Не всегда возможно досконально описать языком формул все виды расчетов со всеми возможными вариантами.

Как пример приведем расчеты, связанные с консолидацией капитала группы. Основная процедура здесь – взаимозачет инвестиций в материнской компании против капитала дочерней (в том числе и той части нераспределенной прибыли, которая была заработана до покупки дочерней компании материнской). Однако, например, если дочерняя компания выпускает дополнительное количество акций, а материнская компания их выкупает, то сумма денежных средств, уплаченных за них дочерней компании, не будет считаться в полном объеме инвестицией (деньги из группы ушли не полностью, а лишь в доле меньшинства в дочерней компании после совершения сделки). При трансформации отчетности каждый раз составляется отдельный расчет, который должен быть изменен в соответствии с новой информацией.

Кроме того, существует множество других даже не столько полезных, сколько «приятных» функций, которые невозможно предусмотреть в каждой программе (например, суммирование чисел только по выделенным ячейкам). Поэтому нахождение оптимального компромисса между объемом работ, производительностью программы и удобством работы пользователя –одна из первоочередных задач, решаемых на этапе разработки программы.

Далее рассмотрим проблемы на этапе внедрения.Их следует разделить на две части: проблемы при внедрении системы параллельного учета и проблемы при внедрении системы, автоматизирующей процесс трансформации отчетности.

Внедрение системы параллельного учета

Основной принцип системы параллельного учета – это введение в систему учета по РСБУ дополнительных признаков, на основании которых впоследствии составляется отчетность по МСФО.

Например, при первом применении МСФО необходимо переоценить основные средства. Делается это либо с применением индексов инфляции, либо при помощи независимых оценщиков. Полученная любым из таких способов сумма присваивается каждому основному средству, и весь последующий учет по МСФО, включая списание, начисление амортизации и прочие изменения стоимости, будет вестись исходя из этой «новой» стоимости основных средств. Отчетность, составленная при помощи системы параллельного учета, получается точнее, чем полученная при трансформации, однако и сложностей при ее внедрении больше.

Первая сложность – это снова подбор персонала. Для работы в такой системе можно нанять бухгалтеров, имеющих представление об МСФО, а можно научить уже имеющихся бухгалтеров проставлять те или иные признаки в системе. Первый вариант для составления отчетности идеален за исключением того, что платить им придется существенно больше, чем обычным бухгалтерам. При втором варианте значительно возрастает риск ошибок, поскольку работающий с программой параллельного учета ставит тот или иной признак или сумму не на основании своего понимания того, как это должно быть отражено в отчетности по МСФО, а просто потому, что это прописано в инструкции. При этом прописать в инструкции все возможные варианты учета каждой операции довольно трудно.

Отдельно следует рассмотреть проблему обеспечения единой учетной системы на всех подразделениях и предприятиях группы компаний (при составлении консолидированной отчетности). Если единая система отсутствует, то автоматизация параллельного учета значительно усложняется (вплоть до полной его неприемлемости) ввиду необходимости работать с данными различных учетных программ, консолидировать их.

Еще одна проблема, которая может возникнуть при внедрении системы параллельного учета по МСФО, связана с настройкой программы, в соответствии с которой уже ведется российский учет. Если в ней не предусмотрен достаточно подробный учет (например, отсутствует формирование себестоимости по статьям калькуляции), то для составления отчетности по МСФО ее придется дорабатывать. Затраты на такие доработки могут быть весьма существенными, поэтому необходимо делать выбор между ними и неполной автоматизацией процесса подготовки отчетности.

Внедрение автоматической системы трансформации отчетности по российским стандартам в отчетность по МСФО

Этот вариант является компромиссным, не решающим проблему с отчетностью кардинально. Поэтому его целесообразно проводить в жизнь только в тех компаниях, где проблемы с персоналом или с учетной системой (или обе проблемы в совокупности) невозможно решить за разумное время или средства. Сущность этого подхода состоит в том, что из учетной базы каждого предприятия выгружается информация по данным российского учета, которая определенным образом обрабатывается для получения отчетности по МСФО.

Первая проблема, возможная при данном методе автоматизации, – это обеспечение выгрузки из различных учетных систем предприятий холдинга. В таких случаях обычно головной компанией задается единый формат выгрузки, а ее автоматизация перекладывается на плечи филиалов и дочерних компаний. Кроме того, необходимо обеспечить непротиворечивость входящих данных. Как правило, из программы выгружается не вся необходимая для подготовки отчетности информация: часть ее должна заполняться бухгалтером вручную. Поэтому в этих данных возможны ошибки и противоречия с имеющейся в базе информацией. Проблему можно решить с помощью формирования сверки по выгруженной информации. Например, актив баланса должен сходиться с пассивом, что необходимо автоматически проверять при выгрузке, и при несоблюдении данного равенства выдавать предупреждение или вообще запрещать выгрузку.

Следующая сложность состоит в том, чтобы обеспечить достаточную гибкость программы с целью дать составителям отчетности простор для выражения своего профессионального мнения. Результат работы недостаточно гибкой программы будет нуждаться в последующей корректировке. Поэтому необходимо обеспечить как можно больше возможностей для изменения как входящих данных, так и посчитанных в программе, настроек условий и счетов для проводок.

Подводя итоги, можно сказать, что эффективность проекта по автоматизации подготовки отчетности по МСФО оценивается точно так же, как эффективность любого другого проекта, а именно сопоставлением полученной выгоды с понесенными затратами. Значит, риски проекта состоят либо в переоценке первого, либо в недооценке второго. Все рассмотренные выше проблемы касаются того, как правильно оценить и оптимизировать выгоды от проекта и затраты на него. Однако с уверенностью можно сказать, что только при заинтересованности всех участников проекта в том, чтобы продукт получился качественный, можно рассчитывать на успех.

Мaтериал предостaвлен журналом "Новые системы финанового учёта"

Начать дискуссию

За год количество занятых увеличилось до 74 млн человек

В мае 100 тысяч человек нашли работу, общее число трудоустроенных выросло до 74,1 млн.

Госзакупки у малого и среднего бизнеса превысили 4 трлн рублей

Компании с государственным участием обращаются к МСП-поставщикам за услугами по страхованию и финансовому посредничеству.

Ведение бизнеса

Больше 8 тысяч проектов запустили в рамках программы «Мама-предприниматель»

Мамы несовершеннолетних детей могут пройти тренинги и получить грант в 100 тысяч рублей на открытие собственного бизнеса.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Курортный сбор

Туристический налог не войдет в состав ЕНП

С 2025 года вводят новый налог – туристический. Его будут платить отели. Уплата будет идти на отдельный КБК.

Отчетность

Компании могут обязать публиковать нефинансовую отчетность

Мосбиржа хочет обязать эмитентов раскрывать нефинансовую отчетность, при этом для таких данных не будут устанавливать специальный формат.

К процедуре внесудебного банкротства стали обращаться в пять раз чаще

За полгода россияне начали больше 25 тысяч процедур внесудебного банкротства, из них 60% заявлений приходится на пенсионеров и получателей пособий.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Инвестиции

Какая ЗП нужна, чтобы взять ипотеку? Недвижка не падает, обвал акций, доллар, IPO, дивиденды, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Можете выкидывать калькуляторы, они бесполезны. Теперь чтобы взять ипотеку без льгот, нужно иметь зарплату выше средней по региону в 3–4 раза. Грустно? А ведь это ещё не всё. На рынке произошёл очередной обвал, доллар не хочет расти, везде пессимизм кроме оптимизма у тапателей хомяков.

Какая ЗП нужна, чтобы взять ипотеку? Недвижка не падает, обвал акций, доллар, IPO, дивиденды, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест
Налог на прибыль

Снижение налога на прибыль при закрытии дочерних организаций. Советы из практики

Эта статья будет полезна владельцам бизнеса, финансовым директорам и бухгалтерам, занимающимся налоговым планированием. В статье рассматриваются практические методы снижения налогового бремени, связанные с передачей имущества дочерней организации компании-учредителю.

Снижение налога на прибыль при закрытии дочерних организаций. Советы из практики

470 тысяч женщин оформили пособие по беременности

Минимальный размер пособия в 2024 году составляет больше 88 тысяч рублей.

По долгам участников СВО приостановили 760 тысяч исполнительных производств

Участникам СВО и их семьям также оказывают бесплатную юридическую помощь и предоставляют иные меры социальной поддержки.

НДФЛ

Работодатель не удерживает НДФЛ с возмещенных сотруднику расходов при переезде за границу

Компенсационные выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, не облагаются НДФЛ и взносами.

В Московской области число представителей малого и среднего бизнеса выросло на 5%

Показатель роста предпринимательской активности в Подмосковье оказался выше среднего по стране. В сфере малого и среднего бизнеса работает больше 128 тысяч компаний и 297 тысяч ИП.

Налоговые штрафы

Отложенную переплату будут учитывать при начислении штрафов за налоговые долги

За неуплату налога из-за занижения налоговой базы положен штраф 20%. Его не будет, если на ЕНС все время было положительное сальдо. Теперь будут учитывать не только сальдо ЕНС, но и зарезервированные суммы.

Акцизы

Акцизы на алкоголь каждый год будут расти на уровень инфляции

На спирт будет установлена нулевая ставка акциза, если продукция из этанола продается аптекам или для производства парфюмерии, бытовой химии и красок.

Инвестиции

Рынок падает. Пополнил брокерский счёт на 300 000 в июле. Что купил? Часть 1

Продолжаю ежемесячное инвестирование, в июле удалось пополнить брокерский счёт на рекордные 300 000 рублей, а значит можно провести традиционный анпакинг покупок на бирже. Продолжаются распродажи в отделе акций и облигаций, дополнительные скидки дарит дивидендный сезон, так что удалось приобрести много интересного.

Рынок падает. Пополнил брокерский счёт на 300 000 в июле. Что купил? Часть 1

Налог на сахар и пустой дом, загадочная история в финансовом обзоре

Налоговые события в России и мире

Налоговая реформа еще не начала действовать, а у бухгалтеров уже есть вопросы к ФНС про НДС для упрощенцев. 😡«Ночной бухгалтер» № 1723

У бухгалтеров, что называется, наболело. Они хотят получить ответы на вопросы, которые возникли в ходе принятия поправок в НК на 2025 год. Вопросов много, они могут стать большой проблемой для бизнеса в следующем году. Предполагаем, что вместо принятия продуманной редакции кодекса будут снова многочисленные письма и разъяснения.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
ЕАЭС

Какую отчетность нужно сдавать ИП на УСН при работе с контрагентом из ЕАЭС

Если ИП начал импортировать товар из любой страны ЕАЭС, то ему придется сдавать особую отчетность. Рассказываем, что должен сдать ИП и какие налоги ему нужно уплатить.

Какую отчетность нужно сдавать ИП на УСН при работе с контрагентом из ЕАЭС

Разбираемся, как заполнить ЕФС-1, проходить проверки, оформлять и оплачивать сверхурочную работу бухгалтера и получать налоговые уведомления через Госуслуги

Новый дайджест подписки Клерк.Плюс! 

Разбираемся, как заполнить ЕФС-1, проходить проверки, оформлять и оплачивать сверхурочную работу бухгалтера и получать налоговые уведомления через Госуслуги

Интересные материалы

Что сдавать ИП и организациям за второй квартал 2024 (полугодие): обзор для всех режимов налогообложения

Что и когда сдавать во втором квартале 2024 года ИП с работниками и без на УСН, ОСНО, ЕСХН и ПСН, а также организациям на ОСНО, УСН и ЕСХН. Мы объединили в обзоре информацию о сроках и формах отчетов (ссылки на бланки и инструкции по заполнению тоже найдете здесь).