МП 5 10 мобилка
АУСН

Расчет налоговой нагрузки на УСН и АУСН на 2026 год

Наш калькулятор предназначен в первую очередь для тех, чьи доходы превышают 20 млн рублей, но не превышают 60 млн, так как лимит для применения АУСН на 2026 год остался прежним - 60 млн рублей, а от 20 млн на УСН появляется обязанность платит НДС. Но вы можете также просчитать и налоговую нагрузку при доходе менее 20 млн рублей. Прочитайте инструкцию, перед тем, как воспользоваться калькулятором.

Калькулятор налоговой нагрузки

Сравните налоговую нагрузку на разных налоговых режимах. Введите доход и расходы для автоматического расчета.

Важно: Калькулятор предназначен для расчета налоговой нагрузки при доходе до 60 млн руб. в год (лимит для АУСН). При превышении этого лимита АУСН недоступна, и сравнение режимов теряет смысл.
в рублях (годовой доход до 60 млн)
в рублях (только для режимов "доходы-расходы")
для дохода от 20 млн с НДС
Как пользоваться калькулятором:
1. Введите ваш годовой доход в рублях
2. Укажите расходы (если есть) — они будут учитываться для режимов "доходы-расходы", но не включайте в них сумму фиксированных взносов ИП
3. Выберите форму бизнеса - ИП с работниками или без или ООО
4. Если выбрали ставку НДС 22%, то укажите расходы с налогом. которые могут приняты к вычеты
5. Калькулятор автоматически рассчитает налоговую нагрузку для всех режимов и покажет самый выгодный вариант

После заполнения вы увидите подробное сравнение режимов УСН и АУСН с расчетом налогов, взносов и итоговой налоговой нагрузки.
Рекомендуемый режим —
Альтернативный режим — Сравнение с рекомендуемым

Расчет налоговой нагрузки при доходе до 20 млн руб. (без НДС)

Сравнение налоговых режимов для малого и среднего бизнеса без применения НДС

Показатель
УСН доходы (ИП без работников)
УСН доходы (ИП с работниками)
УСН доходы (ООО)
УСН доходы-расходы (ИП)
УСН доходы-расходы (ООО)
АУСН доходы
АУСН доходы-расходы
Доход
—
—
—
—
—
—
—
Расходы
—
—
—
—
—
—
—
Фиксированные взносы
—
—
—
—
—
—
—
Взнос 1% свыше 300 тыс.
—
—
—
—
—
—
—
Налоговая база УСН/АУСН
—
—
—
—
—
—
—
Налог УСН/АУСН (с учетом взносов)
—
—
—
—
—
—
—
Минимальный налог УСН/АУСН
—
—
—
—
—
—
—
ИТОГО платежи
—
—
—
—
—
—
—
Налоговая нагрузка
—
—
—
—
—
—
—

Расчет налоговой нагрузки при доходе от 20 млн руб. или с НДС

Сравнение налоговых режимов с учетом НДС по ставке 0%

Показатель
УСН с НДС доходы (ИП без работников)
УСН с НДС доходы (ИП с работниками)
УСН с НДС доходы (ООО)
УСН с НДС доходы-расходы (ИП)
УСН с НДС доходы-расходы (ООО)
АУСН доходы
АУСН доходы-расходы
Доход
—
—
—
—
—
—
—
Расходы (исключая взносы ИП)
—
—
—
—
—
—
—
Расходы с НДС
—
—
—
—
—
—
—
Фиксированные взносы
—
—
—
—
—
—
—
Взнос 1% свыше 300 тыс.
—
—
—
—
—
—
—
Налоговая база УСН/АУСН (с учетом взносов)
—
—
—
—
—
—
—
Налог УСН/АУСН
—
—
—
—
—
—
—
Минимальный налог УСН/АУСН
—
—
—
—
—
—
—
Налоговая база НДС
—
—
—
—
—
—
—
НДС 5%
—
—
—
—
—
—
—
НДС к вычету
—
—
—
—
—
—
—
НДС к уплате
—
—
—
—
—
—
—
ИТОГО платежи
—
—
—
—
—
—
—
Налоговая нагрузка
—
—
—
—
—
—
—

Важно! Для ИП с работниками калькулятор учитывает только фиксированные взносы, но взносы на работников тоже могут уменьшать налог (при режиме Доходы. в пределах 50%). А для ООО или для ИП на УСН Доходы минус Расходы они уменьшают налогооблагаемую базу.

Что такое АУСН?

Автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН), — это специальный налоговый режим, который введен в порядке эксперимента (Федеральный закон от 25.02.2022 №17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения»). Эксперимент по введению Авто УСН проводится в период с 1 июля 2022 года до 31 декабря 2027 года включительно.

К эксперименту по внедрению АУСН с 2025 года присоединились практически все регионы РФ. Включен ли ваш субъект в эксперимент, можно уточнить на сайте ФНС.

У режима есть свои особенности, убедитесь, что ваша организация соответствует всем, а не только уровню доходов.

Ограничения для АУСН

АвтоУСН могут применять организации и индивидуальные предприниматели, у которых одновременно соблюдаются следующие условия:

  • численность работников не более 5 человек;
  • годовой доход не более 60 млн руб.;
  • остаточная стоимость основных средств не более 150 млн руб.;
  • расчетные счета открыты только в уполномоченных кредитных организациях;
  • заработная плата работникам выплачивается только в безналичной форме;
  • не применяют иные специальные налоговые режимы.

Но это далеко не полный перечень ограничений. Иные условия установлены п. 2 ст. 3 Федерального закона № 17-ФЗ.

Сравнение налоговых режимов поможет выбрать оптимальный вариант с учетом структуры доходов и расходов вашего бизнеса. Рекомендуется пересчитывать нагрузку при значительном изменении оборотов компании в течение года.

Комментарии
7
  • Любовь М

    Добрый день. Калькулятор по режиму УСН "Доходы" с работниками не уменьшает налог на предполагаемые страховые взносы за работников.

  • MuRzIlKa

    Здравствуйте, а разве входящий НДС при АУСН дох-расх учитывается в составе расходов ?

  • Олеся

    Добрый вечер, при определении минимального налога по УСН (доходы-расходы) при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные покупателям. В формуле ошибка?

Популярные инструменты

Ключевая ставка ЦБ

Калькулятор НДС и налоговой нагрузки на УСН в 2026 году

КБК на 2026 год

Конструктор счета

Калькулятор налога самозанятых

Калькулятор отпускных

Показать еще

Разборы по этой теме

Смотреть все

Вебинары и записи вебинаров по этой теме

Смотреть все

Консультации по этой теме

12

Оперативные ответы практикующих экспертов по бухгалтерии, налогам, кадрам, праву, работе с 1С и другим темам, которые важны бухгалтерам, предпринимателям и кадровикам

Патент при переходе на АУСН

Добрый день! Вопрос в следующем: ИП был оформлен патент на весь 2026 год (с 01.01.26 по 31.12.2026), в сентябре 2026 г. было выявлено, что доход превысит 20 млн уже в следующем месяце и было принято решение перейти на АУСН с 01.10.26 Соответственно, патент был отменен с 01.10.26, ИП было подано заявление о прекращении деятельности по патенту по форме 26.5-4 КНД 1150026, отменят ли полностью патент за 2026 г.? Будут ли доходы в период с 01.01.2026 по 30.09.26 проходить по патенту или усн?

Эксперт:

Наталья В.

вычет НДС при АУСН

Реализация прошла в августе в период действия УСН с НДС 5%, поступили средства в сентябре (с 01.09 действует АУСН 8%), надо ли вычитать НДС включенный при поступлении средств при АУСН, или в расчет налога АУСН попадает полностью сумма поступившаяя на счет?

Эксперт:

Ирина Г.

Утрата права применения АУСН

Добрый день!

ИП применял АУСН с 01.01.2026 года. 29.09.2026 года доход превысил 60 млн руб. При подаче уведомления 30.09.2026 об утрате права применения АУСН выбран переход на УСН "Доходы".

  1. С какого момента ИП становится плательщиком УСН и НДС? с 01 сентября 2026 года?

  2. Что делать с чеками, пробитыми в сентябре 2026 года с системой налогообложения АУСН (без НДС)? Товары подлежат обязательной маркировке ЧЗ и количество чеков очень большое, несколько ККТ.

Эксперт:

Оксана С.

Переход с Патента на АУСН

Добрый день.У нас действующий патент по 16е число.Переход на АУСН возможен только с 1 го числа.Как нам правильно перейти на АУСН с момента окончания патента.Правильно я понимаю ,если патент до 16.11,то мы подаем заявление на АУСН 31.10 и Заявление о прекращении патента 31.10.И налоговая нам не пересчитывает никакие налоги?

Эксперт:

Наталья В.

Переход на АУСН с УСН (доходы) не сначала года.

Здравствуйте. Компания перешла на аусн с 1 апреля 2026 года. За 2026 год нужно будет сдать декларацию по УСН (т.к. была деятельность в 1 квартале по усн) Можно ли сдать годовую декларацию по УСН не в 2027 году а в октябре 2026 года? (Необходимо по технической причине). Нужно ли сдавать за год РСВ и 6 НДФЛ т.к. в 1 квартале были начисления.

Эксперт:

Ирина Л.

Переход на АУСН с УСН+ПСН

Здравствуйте!
ИП в октябре превысит 20 млн. Вид деятельности - торговля, есть патент на розницу до 30 сентября. На сегодняшний день совокупный доход по УСН и ПСН 19,5 млн рублей. Планируется перейти на АУСН, чтобы не стать плательщиком НДС на УСН.
Подскажите, как правильно поступить?
Нужно подать заявление на АУСН уже сейчас в сентябре и применять с 1 октября? Или если превышение 20 млн будет в первых числах октября, то НДС появляется со следующего месяца после превышения лимита. Патента в октябре не будет, поэтому в октябре ИП по-любому будет на УСН без НДС пока. Превышает лимит 20 млн и подаем заявление на АУСН с 1 ноября в течение октября?

Эксперт:

Наталья В.

Как вновь начать использовать автоУСН?

ИП в 2026 году применяет АУСН и теряет право из-за заключения агентского договора. С какого числа необходимо применять УСН? Можно ли в последующем вновь перейти на АУСН при соблюдении условий. Если да, то с какого времени?

Эксперт:

Екатерина К.

ИП на АУСН с сотрудниками и параллельно работа с другими ИП

Добрый день.

ИП на УСН 6% планирует с 1 октября перейти на АУСН и взять сотрудников. По условиям АУСН сотрудников должно быть не больше 5 человек+ сам ИП. при этом считается именно средняя численность, причем в нее входят не только штатные работники, но также внешние совместители и лица, работающие по гражданско-правовым договорам.

Подскажите, пожалуйста, если ИП периодически работает и платит другим ИП за оказание услуг, не будут ли такие услуги других ИП, считаться как гражданско-правовые договора? Это не будет причиной утраты АУСН?

Эксперт:

Оксана М.

Смотреть все консультации

Похожие материалы

ГлавнаяПодписка