В чем разница между управленческим и бухгалтерским учетами?

Любая хозяйственная операция должна найти отражение в учете по определенным правилам. Это должно быть в программе для учета или таблице, если компания маленькая. И если все операции находят свое отражение в учете, можно будет формировать определенные отчеты.
В чем разница между управленческим и бухгалтерским учетами?

В деятельности любой организации происходит множество хозяйственных операций. Это и покупка материалов, и их списание, производство готовой продукции и ее реализация, платежи поступления от клиентов и так далее. По сути, все движения можно разделить на три категории — движения денег (поступления и выплаты), доходов и расходов, и движения активов и пассивов — движения имущества и возникновения и гашения обязательств.

Любая хозяйственная операция должна найти отражение в учете по определенным правилам. Это должно быть в программе для учета или таблице, если компания маленькая. И если все операции находят свое отражение в учете, можно будет формировать определенные отчеты.

И главные принципы учета — это непрерывность и своевременность.

Давайте поговорим про виды учета. И начнем с бухгалтерского

Бухгалтерский учет должен вестись по таким же правилам — т.е. все хозяйственные операции должны быть занесены в учетную программу непрерывно и своевременно. И тогда мы можем увидеть информацию о состоянии компании. То есть бухгалтерский учет тоже может и должен давать информацию о состоянии компании!

Почему же чаще всего так не происходит. Причин здесь несколько:

  1. На старте бизнеса чаще всего бухгалтера принимают для сдачи отчетности, а не для внутреннего учета. Иногда и на аутсорсе. А отчетность сдается раз в квартал или раз в год. Следовательно, бухгалтер вносит операции только для того, чтобы сформировать отчетность, также иногда раз в квартал или даже раз в год. Для того чтобы сдать отчетность. Даже если это делается раз в месяц, то чаще всего это с большим опозданием.
  2. Вторая причина в том, что бухгалтерский учет ведется с помощью двойной записи — бухгалтерских проводок. И собственник и руководитель компании конечно не может понять бухгалтерские отчеты — все эти дебеты и кредиты.
  3. Третья причина, что бухгалтеру опять же не ставится задача вести учет в необходимых разрезах — в разрезе необходимых статей, направлений деятельности.

И это основные причины, почему бухгалтерский учет очень часто не дает информации для себя — для руководителей, чтобы видеть какое положение дел в компании и принимать решение на основе этих данных. А воспринимается только учет для внешних органов.

Но так как бухучет в следствие всех этих причин не ведется для себя, владелец, руководитель компании не имеет информации о том, сколько прибыли заработала компания, какова маржинальность и рентабельность направлений деятельности и групп товаров.

Возникает такое понятие, как управленческий учет — учет для себя!

Что же такое Управленческий учет?

Это учет, который ведется для того, чтобы собственник видел в каком состоянии сейчас находится его компания, мог принимать управленческие решения и в том числе планировать.

Еще основным различием управленческого и бухгалтерского учета является то, что у бухучета функция только учетная — учитывать факт, правильно заносить и сдавать отчетность. А у управленческого учёта есть задача получить информацию о фактических данных и разработать план. После того как разработаны планы нужно сравнивать факты плана, выявлять отклонения, анализировать, и дальше ставить планы. Управленческий учёт предназначен именно для принятия управленческих решений собственников компаний.

Кто должен его вести этот управленческий учёт?

В небольших компаниях это чаще всего решает владелец бизнеса. В сегменте средних предприятий — бухгалтер или специалист по управленческому учету (экономист). В крупных предприятиях за управленческий учет обычно отвечает за финансовый менеджер или финансовый директор.

Управленческий учёт составляет 3 главных итоговых отчёта:

  1. Отчёт о движении денежных средств, в котором можно посмотреть поступления клиентов в определённых разрезах, выплаты денежных средств, остатки, чистый денежный поток. И таким образом контролировать движение денег, не допускать кассовых разрывов и ставить план по движениям денег
  2. Отчёт о доходах и расходах или бюджет доходов и расходов в которых мы обязательно доходы, расходы в разрезе направлений деятельности, в разрезе статей. Собираем промежуточную прибыль по каждому направлению деятельности, смотрим общую прибыль компании, рентабельность и так далее. Этот отчёт показывает бизнес модель компании и позволяет с его помощью ставить планы по достижению прибыли.
  3. Управленческий баланс. В нем мы смотрим стоимость имущества, источники данного имущества, каково соотношение собственного и заёмного капитала, смотрим чистый капитал, как растёт прибыль компании и тд.

Могут быть составлены дополнительные вспомогательные управленческие отчёты при необходимости.

Главное преимущество управленческого учёта в том, что он оперативен и также он служит для планирования. Когда вы ставите планы вам нужно обязательно ещё и собирать факт и контролировать достижения ваших планов.

Так откуда же брать факт?

В идеале, если данный о фактическом исполнении ваших планов вы будете получать из бухгалтерского учета. Для того чтобы это у вас получилось вам нужен и бухгалтерский и управленческий учёт. Бухгалтерский учет должен стать оперативным, то есть он должен вестись своевременно в постоянном режиме. Данные в бухгалтерском учёте нужно вести в том же разрезе в каком ведется у вас управленческий. Тогда вы сможете получать данные о фактическом состоянии вашего предприятия на данных бухгалтерского учёта. Если вы этого не сделаете, то вам придётся вести два параллельных учёта управленческий и бухгалтерский. Если у вас есть необходимость получать информацию о реальном состоянии вашей компании и строить планы, то вам лучше обратиться за настройкой управленческого учёта, который будет синхронизирован с бухгалтерским, чтобы у вас не было двойного учета.

Начать дискуссию

Ипотека

ВТБ будет выдавать ипотеку в Крыму через РНКБ

Жители любых регионов страны смогут приобрести недвижимость в Крыму, а жители полуострова смогут оформить ипотеку в отделениях дочернего банка РНКБ.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Решение суда: в товарных знаках нельзя указывать «№1»

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Вклады

Ставку по некоторым вкладам хотят отвязать от ключевой, но Минэкономразвития против

Центробанк предложил создать специальные вклады для малоимущих, которые получают социальную поддержку. Изначально доходность по таким вкладам определяли как ключевую ставку ЦБ + 1%, но есть и другие предложения.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Домашний адрес как место работы в трудовом договоре с дистанционщиком: правильно ли так

Дистанционные сотрудники работают по трудовому договору вне места нахождения работодателя и вне стационарного рабочего места, прямо или косвенно находящегося под контролем работодателя.

8

🎡Викторина на «Клерке». Проверьте, как вы отчитались за I квартал

На «Клерке» викторина! Проверьте, насколько вы крутой бухгалтер, а заодно узнайте, как вы отчитались за первый квартал. Разыгрываем приз! Поторопитесь!

Создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина, Клерк
4

Покупка криптовалюты банкротом: как избежать оспаривания сделки?

Как суды относятся к сделкам с криптовалютой в случае банкротства? Судебная практика и рекомендации.

Покупка криптовалюты банкротом: как избежать оспаривания сделки?
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату

Даже самая достойная зарплата бухгалтера после пары лет без повышения становится не очень впечатляющей. Цены на жизнь растут, а индексация окладов оставляет желать лучшего. Рассказываем, что делать специалисту, который хочет повысить доход, но не может достучаться до начальства. 

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату

Не удивили: чем в основном занимается молодежь в качестве ИП и самозанятых

5,2 млн молодых людей зарегистрированы в качестве самозанятых, а предпринимательскую деятельность через ИП ведет 1 млн человек в возрасте до 35 лет.

С 1 мая вводится маркировка БАДов и антисептиков

Все участники оборота биологических активных добавок к пище (БАД), антисептиков и дезинфицирующих средств с 1 мая 2024 года должны передавать данные о движении маркированной продукции через электронный документооборот (ЭДО) между участниками.

Условия работы НПД противоречат ТК РФ, приостановка переводов. Обзор для бухгалтера

Налоговые новости с Петром Захарченко. Все самое интересное из мира налогов в видео-обзоре.

Для малого бизнеса в сельском хозяйстве будут дополнительные меры поддержки: какие именно

Президент поручил правительству разработать дополнительные меры поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

💥Обзор к утру среды: косметика из нефти, на АЭС Фукусима-1 отключилось электричество, Михаилу Ефремову отказали в УДО

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Заставили отдать 3 миллиона, взять в штат 212 подрядчиков и оштрафовали на 500 k — как самозанятые стали сотрудниками?

Привет, я Павел из «Патрикеев и партнеры». Разберу на примере реального судебного дела, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Читайте, как налоговая вычисляет и штрафует бизнес.

Заставили отдать 3 миллиона, взять в штат 212 подрядчиков и оштрафовали на 500 k — как самозанятые стали сотрудниками?
6

Куда развиваться тем, кому «давит» карьерный потолок 

Существует мнение, что совершенствоваться в профессии можно бесконечно. Не всегда это так. Иногда мы чувствуем, что «уперлись в потолок». Работа больше не приносит удовольствия и перспектив. Разбираемся, что делать, если такая ситуация уже произошла.

Куда развиваться тем, кому «давит» карьерный потолок 
Общество

Туристы могут поехать в Таиланд на 60 дней без визы

Временный порядок безвиза сроком на 90 дней закончит действовать 30 апреля, но с 1 мая российские туристы смогут находиться в Таиланде без визы 60 дней.

Что такое мораторий на проверки бизнеса и на какие компании он распространяется в 2024 году?

Мораторий на проверки бизнеса — это временное ограничение плановых и внеплановых контрольных мероприятий, проводимых государственными органами (МЧС, Роспотребнадзор, Роскомнадзор и др.) для надзора за предпринимательской деятельностью.

Иллюстрация: Вера Ревина/«Клерк»

Ключевая ставка останется 16% — и точка

В пятницу 26 апреля будет очередное заседание ЦБ по ключевой ставке, на котором её оставят без изменений с вероятностью выше 90%. Конечно, бизнесу тяжеловато развиваться в таких условиях, население тоже в печали, ставки по ипотекам конские, да и в целом кредиты дорогие. Это, конечно, не мешает людям их брать.

Ключевая ставка останется 16% — и точка

Как бухгалтеру не выгореть на работе. Советы экспертов

В бухгалтерской профессии сочетаются высокие требования, строгие сроки и требование к точности, что может привести к выгоранию. Вот несколько советов, как бухгалтерам избежать выгорания и поддерживать свое благополучие:

​Критерии однодневок. Высокий уровень риска

Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот. Такое послание получил персонаж одного классического произведения. Мы в классики не стремимся, но можем перефразировать: «Если время и деньги дороги вам, держитесь подальше от контрагентов у которых есть критерии однодневок с высоким уровнем риска».

​Критерии однодневок. Высокий уровень риска

Интересные материалы

Социальные предприниматели зарабатывают в РФ миллиарды: какие это сферы деятельности

Выручка индивидуальных предпринимателей, который работают в социальной сфере, составила 17,9 млрд рублей, а юридических лиц — 84,6 млрд.