Как подготовиться к внедрению 1С:ERP за пять шагов

С чего начинается внедрение ERP-системы? С издания соответствующего приказа или подписания договора с исполнителем? Практика показывает: фундамент проекта закладывается задолго до этих контрольных точек — ещё на подготовительных этапах. Разберём их вместе.
Как подготовиться к внедрению 1С:ERP за пять шагов

До активной фазы проекта у участников есть множество возможностей повлиять на конечные характеристики, сроки и стоимость внедрения. Более того, чем раньше предпринимаются действия, тем сильнее эффект.

Глобально внедрение ERP — это не просто перенос бизнес-процессов в новую информационную систему, но и переход всей компании из одного устойчивого состояния в другое. Некоторые эксперты даже разделяют ERP- и ИТ-проекты.

  • ERP-проект более длительный. Он коренным образом трансформирует деятельность организации: её культуру, структуру, рабочие процессы, ожидания относительно цифровых компетенций сотрудников. И именно поэтому требует качественного управления организационными изменениями.

  • ИТ-проект — составная часть ERP-проекта. Он включает в себя техническую реализацию: развёртывание системы, настройку и доработку.

Ежегодные отчёты агентства Panorama Consulting показывают: внимание руководства к организационному менеджменту проектов внедрения постепенно растёт. В 2022 г. 75% руководителей фокусировались на этом аспекте серьёзно или умеренно (против 72% в 2017 г.). На это влияет аккумуляция опыта внедрений, успешные и не очень кейсы конкурентов. Однако, по мнению агентства, многие компании по-прежнему стремятся сэкономить на change management, что чревато срывом сроков, саботажем сотрудников и другими проблемами.

Один из самых популярных и практико-ориентированных подходов к управлению изменениями — модель Коттера. В этой статье мы рассмотрим пять её компонентов, которые соответствуют этапам подготовки к активной фазе проекта (ИТ-проекту).

1. Понимание необходимости изменений

В компании появляется человек, осознавший потребность во внедрении ERP-системы. Он может стать инициатором проекта. Чтобы продвинуть эту идею, ему нужно выяснить интересы спонсоров и ключевых ЛПР: собственника, гендиректора, финдиректора, ИТ-директора, главного бухгалтера, директора по продажам и пр. А после — заручиться их поддержкой, предоставив подкреплённое цифрами технико-экономическое обоснование в разрезе выявленных интересов. В этом помогут официальные данные по экономическому эффекту продукта, кейсы компаний со схожей структурой и бизнес-процессами, референс-визиты на аналогичные предприятия.

Бывает, интерес во внедрении видит только IT-директор или финдир, который пришёл из другой компании и знает, как автоматизация помогает бизнесу. А у собственника или гендира может не быть этого понимания. Всё и так работает — зачем тратить деньги на что-то «неизвестное»? Ситуация разрешится в пользу проекта, если инициатор отстоит его необходимость, апеллируя к цифрам и опыту знакомых компаний.

Кристина Шаврина, заместитель директора по развитию

2. Формирование группы поддержки

Итак, спонсоры проекта и ЛПР убеждены в необходимости изменений. Скорее всего они готовы содействовать, но вряд ли будут включаться на всех уровнях. Для этого нужна группа поддержки. Обычно она состоит из сотрудников, которые способны добиться согласия руководства или сами обладают достаточными полномочиями для принятия решений. Важно привлечь в группу поддержки и противников перемен: в процессе обсуждения они помогут выявить риски, скорректируют вектор и, вполне возможно, перейдут в лагерь реформаторов. Следует отличать группу поддержки от рабочей группы.

  • Группа поддержки — идейные вдохновители, которые формируют цели и видение проекта и продвигают их среди сотрудников (ERP-проект).

  • Рабочая группа — ключевые пользователи системы, которые участвуют во внедрении в связке с исполнителем (ИТ-проект).

С началом ИТ-проекта группа поддержки может расширяться/сужаться и трансформироваться в рабочую. Управляет рабочей группой руководитель проекта (РП), который может быть назначен уже на этом этапе. Он также возьмёт на себя взаимодействие с исполнителем, оперативный контроль и планирование, обеспечит материально-техническую базу и организует обучение пользователей. Иногда роль РП играет инициатор или другой сотрудник с целевыми компетенциями. Но надо учитывать, что управленческие задачи займут от 40% до 100% рабочего времени кандидата. Поэтому нередко РП нанимают со стороны.

3. Формулировка целей

У проекта внедрения появились влиятельные сторонники, он начинает жить собственной жизнью. Чтобы процесс не вышел из-под контроля, самое время задать ориентиры. Зачем компании в принципе ERP-система, каких результатов с помощью неё хочется достичь? В основу ответа ложатся интересы ЛПР. Они должны быть формализованы в виде целей по методике SMART. Также стоит убедиться, что цели понятны всем участникам проекта — от спонсоров для рядовых пользователей.

Формулировкой целей ни в коем случае не занимается исполнитель. Это должен делать заказчик, ведь именно ради его интересов запускается проект. Без цели внедрение лучше не начинать. Иначе попадёте в петлю бесконечных затрат и незавершённых задач.

Кристина Шаврина, заместитель директора по развитию

4. Информирование

Чем раньше вы начнёте информировать широкий круг сотрудников о грядущих изменениях, тем меньше сопротивления встретите. Как только ЛПР пришли к пониманию целей, пора запускать «рекламную кампанию» проекта и собирать обратную связь. Инструменты для этого — общие собрания, корпоративные новости, объявления, доносящие необходимость и ценность внедрения. В идеале административные рычаги (приказы и пр.) служат лишь дополнением к мотивационной работе с сотрудниками.

Конечно, люди не захотят «ломать» устоявшийся быт и будут вставлять палки в колёса. Это отчасти нормально, так устроена наша психология: человек не любит, когда вмешиваются в его зону комфорта. Важно, чтобы руководство само было морально готово к переменам и могло убедить в этом сотрудников. В противном случае привычка работать в Excel победит.

Кристина Шаврина, заместитель директора по развитию

5. Устранение препятствий

  • Нехватка компетенций. Даже если ЛПР и участники рабочей группы настроены на изменения, они не всегда в полной мере понимают концепцию ERP-системы, её возможности и свою роль в проекте. Чтобы поднять уровень информированности, можно организовать обучение — например от учебного центра 1С.

  • Нет понимания потребностей. Перед стартом ИТ-проекта следует определить, какие работы должны быть сделаны для достижения целей, какие подсистемы — запущены в эксплуатацию. Требования к ПО выдвигают только бизнес-заказчики (линейные руководители): именно им, а не исполнителям/консультантам/сторонним экспертам, работать в программе. Важно правильно формализовать полученную от заказчиков информацию, проверить на непротиворечивость, сгруппировать по бизнес-процессам и степени приоритетности — вероятно, в несколько итераций. Обычно это задача РП. Впоследствии к работе подключаются исполнители, которые могут помочь с формализацией и уточнением деталей. Требования наверняка будут корректироваться на этапах обследования и моделирования. Однако первичное понимание поможет расставить акценты.

  • Коммуникационные провалы. Без налаженной коммуникации согласование решений по проекту затягивается, а важные нюансы упускаются из виду. Чтобы избежать этого, рекомендуем подготовить короткий документ, описывающий стандарт коммуникации между участниками: каналы общения, формат и частоту, порядок логирования информации, правила согласования документов (временные рамки, лимит итераций и пр.). С этим же стандартом полезно ознакомить и подрядчика, чтобы он знал, как с вами работать.

  • Проблемы с согласованием бюджета. Чтобы спонсоры проекта выделили достаточный бюджет, он должен быть обоснован. Дать точное представление о стоимости вашего внедрения, увидеть неочевидные сложности и риски, а также предложить варианты оптимизации конечной суммы поможет исполнитель. Поэтому его можно и нужно привлекать к защите бюджета. А чтобы заранее определить вилку стоимости проекта и понять, из чего она складывается, воспользуйтесь нашими калькуляторами перехода на «1С:ERP».

Калькуляторы помогают:

  • сделать экспресс-оценку и определить «вилку» стоимости;

  • обосновать и защитить бюджет проекта;

  • понять, за счёт чего можно сэкономить;

  • проверить, все ли учтено, чтобы не пролететь с доп. расходами во время реализации.

Начать дискуссию

Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Передача долей (акций) российских компаний в ДИТ как способ структурирования владения бизнесом

Можно ли передать долю в компании в инвестиционное товарищество и какие преимущества дает данный способ структурирования владения бизнесом.