1 из 3 подростков в кризисной ситуации обращается за психологической помощью

Большинство российских подростков (89%) выражают доверие психологам и считают, что к ним нужно обращаться при наличии конфликтов в семье (64%), в сложных жизненных ситуациях, например, при разводе родителей, переезде или смерти близкого (59%), при буллинге (56%) и других критических проблемах.
1 из 3 подростков в кризисной ситуации обращается за психологической помощью

Большинство российских подростков (89%) выражают доверие психологам и считают, что к ним нужно обращаться при наличии конфликтов в семье (64%), в сложных жизненных ситуациях, например, при разводе родителей, переезде или смерти близкого (59%), при буллинге (56%) и других критических проблемах. Более половины опрошенных (59%) за последние пару лет сталкивались с ситуациями, требующими психологической помощи. Однако опыт обращения к психологам имеет только каждый пятый (20%) – 1 из 3 подростков, имевших такую потребность. Об этом говорят результаты исследования Аналитического центра НАФИ, проведённого по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации[1].

Установки подростков в отношении психологической помощи

Российские подростки демонстрируют высокую осознанность в вопросах психологической помощи. Практически все (98%) знают о том, что входит в компетенции психологов (66% – разбираются в этом хорошо, а 32% – в общих чертах), и выражают высокую степень доверия к этим специалистам (89%).

В ТОП-5 ситуаций, в которых, по мнению подростков, может потребоваться психологическая помощь, входят:

  • конфликты и недопонимания в семье (64%),

  • сложные жизненные ситуации (развод родителей, переезд, смерть близкого человека – 59%),

  • конфликты со сверстниками (например, травля в классе, группе – 56%),

  • проблемы с самооценкой (49%).

Также девушки и юноши от 14 до 18 лет считают, что к психологу нужно обращаться при сильных переживаниях из-за экзаменов или контрольных (48%), при проблемах в личной жизни, например, из-за несчастной любви или после расставания с девушкой или парнем (43%), при неприятных эмоциональных состояниях, таких как частая агрессия, стресс или грусть (37%), а также в случае конфликта с учителями (36%).

В наименьшей степени подростки рассматривают в качестве повода для обращения к психологу сложности со своим здоровьем (14%).

Подростки готовы активно рекомендовать своим друзьям обратиться к психологу, если у тех возникнут проблемы (87%), а также выражают потенциальную готовность обращаться к психологу сами (78%). При этом личная готовность на получение психологической помощи почти в 2 раза ниже, чем общая установка на то, что в той или иной ситуации требуется помощь.

График 1. ТОП-5 ответов на вопросы о том, в каких ситуациях может
быть уместна психологическая помощь,

в % от всех опрошенных

При наличии ряда позитивных установок в отношении психологической помощи, юные россияне демонстрируют также и негативные, в том числе, основанные на стереотипах. Так, например, более половины подростков (55%) хотели бы держать в тайне факт обращения к психологу, 42% опрошенных считают, что психолог – удел слабых, а люди с сильным характером могут преодолеть свои проблемы самостоятельно и не нуждаются в помощи. Более трети подростков (38%) признаются в том, что в их жизни есть серьезные переживания, которые они не готовы обсуждать с кем-либо. Еще 8% россиян говорят, что иметь психологические проблемы стыдно.

Приемлемые форматы психологической помощи

Большинство подростков хорошо знакомы с разными способами получения психологической помощи. Наиболее приемлемыми для себя они в первую очередь называют частного психолога (61%), телефон доверия (46%), психологические центры (38%) и психолога в школе, ссузе или вузе (32%).

Что касается телефона доверия, то осведомленность о нем демонстрируют 92% опрошенных. 5% подростков когда-либо звонили на единый общероссийский телефон доверия для детей и подростков. Однако практически каждый пятый респондент, никогда не звонивший по телефону доверия, задумывался о том, чтобы это сделать. Чаще всего это респонденты с низким достатком, проживающие с отчимом или мачехой, девушки 16-18 лет, а также те, кто имел опыт обращения за психологической помощью другим способом.

В меньшей степени юные россияне называют приемлемым обращение в медицинский центр (16%), подростковый клуб (13%) или кризисный центр (5%).

Самый приемлемый формат работы с психологом в глазах подростков – это личные встречи (88%). Каждый десятый (11%) готов был бы вести коммуникацию по телефону. 9% готовы на общение в письменном виде, в чате или по электронной почте, 8% – по видеосвязи.

В ситуациях, когда подростков просят выбрать тот способ получения психологической помощи, который они бы выбрали в реальной жизни для себя, картина противоположная, и самый распространенный ответ – никуда не обратятся за помощью (30%).

Личный опыт получения психологической помощи

Более половины подростков (59%) за последние 2 года переживали ситуации, которые требовали психологической помощи.

Треть опрошенных сталкивались с такими ситуациями редко (32%), почти каждый пятый – время от времени (17%), а каждый десятый часто (10%).

Чаще всего с трудностями, требующими привлечения психолога сталкивались девушки (13% против 6% юношей) и опрошенные из семей с низким уровнем доходов (24%).

20% участников исследования заявили, что испытывают психологические проблемы сейчас. Ровно столько же – 20% – говорят, что имеют опыт обращения к психологу. Это в 3 раза меньше тех, кто переживал кризисные ситуации за последние 2 года, и обозначает, что к психологу обратился только 1 из 3 подростков, имеющих такую потребность.

Те, кто имел непосредственный опыт обращения за психологической помощью, чаще всего получали эту услугу у частного психолога (48%), психолога в школе, вузе или ссузе (39%), в психологическом (18%) или медицинском центре (11%).

Психологическую помощь по телефону доверия получали 5% опрошенных, имевших опыт работы с психологом, 3% обращались в подростковый клуб, 2% – в кризисный центр.

Самыми распространенными барьерами обращения к психологу, по мнению опрошенных, являются:

  • недоверие и убежденность в том, что психолог не сможет помочь (49%),

  • страх, неловкость, боязнь открыться незнакомому человеку (46%),

  • установка на то, что с проблемами нужно справляться самостоятельно (42%),

  • переживание за реакцию родителей или сверстников, если они узнают об обращении к психологу (34%),

  • сомнение в том, что разговор останется в тайне (27%),

  • отсутствие информации о том, куда можно обратиться со своей проблемой (27%).

Несмотря на высокую информированность подростков о работе психологов, имеет место информационный барьер: по словам 15% опрошенных, их сверстникам может не хватать информации о том, как работает психолог.

На самом последнем месте стоит барьер доступности. Каждый 10% заявил, что в его населенном пункте нет ни психологических центов, ни отдельных специалистов, к которым можно было бы обратиться с частной проблемой.

Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ:

«Исследование показало подверженность подростков стереотипам в отношении получения психологической помощи. В первую очередь, это убеждение в том, что работа с психологом должна быть покрыта тайной, во вторую – что сильный человек должен решать свои проблемы сам. Эти стереотипы нуждаются в активном развенчивании, так как именно на них зиждется большинство барьеров, останавливающих молодых россиян от выражения запроса на получение психологической помощи.

Кроме того, для выстраивания эффективной информационно-просветительской и профилактической работы с подростками следует учитывать их гендерные различия и возрастные особенности. В силу возраста, подросткам свойственно завышать свою информированность о возможностях получения психологической помощи и одновременно занижать свою реальную потребность в ней. В то же время девушки более восприимчивы к информации о психологической помощи и к ним следует обращаться, апеллируя к чувствительности, эмпатии – с этими терминами они чаще всего связывают образ психолога. Информация для юношей должна подаваться с учетом их установки на самостоятельное решение проблемы – необходимо подкреплять их чувство взрослости, подчеркивать мужество в обращении к психологу и ответственность за разрешение ситуации».

[1] Исследование проводилось в декабре 2022 года посредством глубинных интервью и количественного опроса. Опрошены 1600 человек в возрасте 14-18 лет, проживающие в субъектах Российской Федерации, на территории которых Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, реализуется пилотный проект по созданию Многофункциональных семейных центров (МФЦ): в Волгоградской, Иркутской, Калужской, Новгородской, Новосибирской, Орловской, Тульской и Челябинской областях. Была соблюдена разработанная для исследования структура выборочной совокупности, обеспечивающая равный объем опрошенных в каждом из пилотных регионов (по 200 респондентов), а также репрезентирующая население данных регионов в возрасте 14-18 лет по полу и возрастным группам (14-15 лет, 16-18 лет).[1] Максимальный размер статистической погрешности данных для выборки в целом составил не более ±2,45% (при доверительной вероятности 95%).

Комментарии

5
  • Алейда

    Неплохая тенденция

    • VadimBA
      Неплохая тенденция

      Одно дело выражать доверие... Какой процент из них попробует обратиться к психологу? На мой взгляд, не больше 5%.

      • Алейда

        Это хоть что-то, чем "в наше время никаких психологов не было и ничего нормальными выросли". Кто им сказал, что они нормальные, правда

        • VadimBA

          Были бы нормальные, думали бы своей головой, а не телевизором.

  • avdotjadolgova

    Проблема ещё и в том, что квалифицированных специалистов, способных оказать помощь подростку, очень мало. Особенно это касается небольших городов, ну а о посёлках или сёлах и говорить не приходится. Штатные психологи в школах, обычно ни о чём.

Маркетплейс Ozon получил предупреждение от ФАС

Предприниматели пожаловались в ФАС на неопределенные условия в договорах с маркетплейсом Ozon, а также на навязчивые предложения поучаствовать в акции «Баллы за скидки».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Требования к комплектации укладок, наборов, комплектов и аптечек для оказания первой помощи на 2024 год

Предлагаем ознакомиться со всеми актуальными приказами Минздрава на 2024 год, которые содержат требования к комплектации укладок наборов комплектов и аптечек для оказания первой помощи.

Иллюстрация: freepik/freepik
НДФЛ

Налоговики сложат зарплату и доход от брокеров и доначислят НДФЛ 15%

За 2023 год налоговые агенты отдельно считают НДФЛ по каждой налоговой базе, а ФНС потом все суммирует и пересчитывает налог с дохода свыше 5 млн рублей.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Спрос на акции «МТС банка» в 15 раз превысил объем выпуска

Размещение акций «МТС банка» на Мосбирже стало рекордным по числу заявок от инвесторов.

Перевод на удаленку: не все так просто

Согласно статье 312.1 Трудового Кодекса РФ, удалённо может работать любой сотрудник организации, в том числе занимающие руководящие должности и генеральный директор. Но для этого должно быть достаточно оснований, а также технических возможностей, чтобы обеспечить дистанционную работу сотрудника.

В ОАЭ завершился международный бизнес-форум «Мир возможностей»

Участники форума нашли точки соприкосновения для дальнейшего сотрудничества России и ОАЭ в медицине, образовании, спорте, торговле и деятельности по развитию искусственного интеллекта.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Командировка на майские праздники: оплачиваем правильно

Командировка работника может выпасть на майские праздники или «захватить» несколько выходных дней. Оплачивать такие дни нужно по особым правилам.

Иллюстрация: Coworking Bansko/pexels

Учет офисных расходов при УСН

Офис — это не только место, в котором трудятся сотрудники. Это еще и дополнительные обязательные расходы, которые несет регулярно компания. Причем таких затрат бывает куда больше, чем может показаться на первый взгляд. В статье разъяснено, какие расходы на содержание офиса может понести налогоплательщик, если он находится на упрощенной системе налогообложения (УСН). Также прописано, как при данной системе учитывать подобные затраты.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Акция 3+1 только до конца мая!

Оформи рекламную кампанию на 3 месяца и получи дополнительный месяц гарантированных лидов в подарок!

Акция 3+1 только до конца мая!
Создать объявление

Какая сумма предельной базы для начисления взносов в 2024 году

Корректировка предельной базы для исчисления страховых взносов осуществляется ежегодно. 2024 год исключением не стал. В ее размер вновь были внесены изменения. Чтобы не столкнуться со сложностями, необходимо знать размер установленного лимита, а также правила, в соответствии с которыми происходит исчисление размера взносов. Расскажем, про сумму предельной базы для начисления взносов в 2024 году.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

💥 Путин анонсировал второй масштабный этап расчистки нормативной базы

Президент поручил правительству улучшить законодательство и контрольно-надзорную деятельность с помощью механизма регуляторной гильотины.

Бесплатно с Фиксированные взносы ИП

Как теперь уменьшать налог по УСН на взносы ИП: разъяснения ФНС с примером

Временные прошлогодние правила по взносам 1% стали постоянными.

Как теперь уменьшать налог по УСН на взносы ИП: разъяснения ФНС с примером
7
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

При оплатах через СБП продавец должен применять ККТ: можно ли удаленно

Если клиент платит через систему быстрых платежей, то нужно применить ККТ. Но иногда эта ККТ может быть удаленная, иногда – находиться по месту расчетов.

К вопросу об оформлении договоров. Как нагляднее и удобнее оформлять введение и реквизиты

Данная статья посвящена оформлению договоров. Советы от нашей компании.

1
3-НДФЛ

Не делайте этих ошибок при заполнении 3-НДФЛ

До 2 мая включительно физлица должны сдать 3-НДФЛ за 2023 год, если в прошлом году была продажа имущества, получение недвижимости в дар не от близких родственников и т. д.

Центробанк сохранил ключевую ставку 16%

Банк России не будет снижать ключевую ставку до тех пор, пока не будет достигнута цель по инфляции вблизи 4%.

ВЭД

Президент поддержал создание координационного центра для работы российского бизнеса на новых рынках

Сейчас все министерства работают с новыми рынками, все крупные компании работают с новыми рынками, но это все происходит в рамках каждого из направлений, за которое отвечает то или иное ведомство или компания.

ФНС банкротит компанию, которая развивает сеть магазинов «Ноу-хау»

Московские налоговики хотят признать несостоятельной компанию «Мобиленд», связанную с магазинами электроники «Ноу-хау».

В госзакупках будут работать офсетные контракты

Чтобы IT-компании больше средств вкладывали в инновационные технологии, в законодательство о госзакупках добавят офсетные контракты.

Интересные материалы

Как ИП уменьшить налог по УСН за 1 квартал на взносы 1% за 2024 год, если уведомление уже сдано

Не все ИП оперативно среагировали на новые разъяснения ФНС про уменьшение налога по УСН на взносы 1% за 2024 год. Кто-то не учел новые правила и переплатил налог, кто-то еще не уплатил, но уведомление уже сдал. Уведомление можно пересдать, переплату вернуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру