Вычет по расходам на лечение родителей
Социальный налоговый вычет по расходам на лечение родителей можно получить при соблюдении определенных условий. Это право предусмотрено статьей 219 Налогового кодекса РФ.
Социальный налоговый вычет по расходам на лечение родителей можно получить при соблюдении определённых условий. Это право предусмотрено статьёй 219 Налогового кодекса РФ.
Условия для получения вычета
Вы можете получить вычет, если:
являетесь налоговым резидентом РФ (находитесь на территории России не менее 183 дней в году, за который оформляете вычет);
платите НДФЛ с доходов (работаете по трудовому договору, договору ГПХ или имеете другой доход, облагаемый НДФЛ);
сами оплачивали лечение родителей (не через работодателя или иное лицо);
имеете подтверждённое родство с родителями (потребуется свидетельство о рождении);
лечение было оказано организацией, имеющей лицензию на медицинскую деятельность. Клиника должна быть зарегистрирована в России — лечение за границей не даёт права на вычет.
Вычет не положен:
индивидуальным предпринимателям на специальных режимах налогообложения;
самозанятым;
безработным и тем, кто не платит НДФЛ с доходов;
если лечение оплатил кто-то другой;
если лечение было оказано в организации без лицензии.
За какие расходы можно получить вычет
В состав вычета входят:
оплата медицинских услуг, входящих в установленные законодательством перечни (приёмы врачей, анализы, УЗИ, операции, стоматология, реабилитация и др.);
покупка лекарств, назначенных лечащим врачом (при наличии рецепта);
уплата страховых взносов по договору добровольного медицинского страхования (ДМС), если страховая организация оплачивает медицинские услуги.
В вычете откажут, если хотите оформить его за БАДы, косметологические процедуры, массаж без медицинских показаний.
Сроки подачи заявления
Вычет можно заявить за последние три года, предшествующие году подачи заявления. Например, в 2026 году можно вернуть деньги за лечение, оплаченное в 2023, 2024 и 2025 годах. Вычет за оплату лечения можно получить только за тот год, в котором были оплачены медицинские услуги.
Лимиты
С 2024 года максимальный лимит на социальные налоговые вычеты (исключая расходы на обучение детей и дорогостоящее лечение) составляет 150 тыс. рублей в год. Сумма возврата составит 13% от фактических расходов, но не более 19 500 рублей (150 000 × 13%). Если годовые затраты составили менее 150 тыс. рублей, возврат будет рассчитан от фактической суммы.
Для дорогостоящего лечения (которое входит в отдельный перечень, установленный Правительством РФ, например, ЭКО, сложные операции, трансплантация, имплантирование зубов, протезирование суставов) лимит не применяется — вычет можно получить с полной суммы затрат. Определить вид лечения (простое или дорогостоящее) можно по коду, указанному в справке об оплате медицинских услуг (код 1 — для обычного лечения, код 2 — для дорогостоящего).
Способы получения вычета
Через налоговую инспекцию. По окончании года, в котором оплачивалось лечение, нужно подать в налоговый орган по месту регистрации декларацию по форме 3-НДФЛ и пакет документов. Документы можно предоставить лично, отправить заказным письмом или загрузить в личный кабинет на сайте ФНС. ФНС проверит документы в течение 3 месяцев с даты их предоставления. После окончания проверки налоговая в течение 30 дней переведёт деньги на указанный банковский счёт.
Через работодателя. Не дожидаясь окончания года, в котором вы оплачивали лечение, можно предоставить в налоговый орган заявление о подтверждении права на получение вычета и пакет документов, подтверждающих расходы. В течение 30 дней с момента подачи заявления ФНС рассмотрит его и направит работодателю уведомление о вашем праве на вычет. После этого работодатель будет выплачивать зарплату без удержания НДФЛ до тех пор, пока вы не получите всю сумму вычета.
В упрощённом порядке (для расходов на медицину, понесённых с 2024 года, но не распространяется на медикаменты). Нужно обратиться в организацию или к ИП, где были оказаны услуги, с письменным заявлением. На его основании организация или ИП передадут в налоговую сведения о фактических расходах. После этого в личный кабинет налогоплательщика придёт уведомление о возможности оформления вычета в упрощённом порядке. Нужно проверить данные, указать реквизиты для перечисления средств, подписать и отправить заявление обратно. Срок камеральной проверки в этом случае составляет до одного месяца.
Необходимые документы
Для оформления вычета потребуются:
справка об оплате медицинских услуг (форма КНД 1151156) — должна быть оформлена на имя налогоплательщика, а не пациента;
рецептурный бланк формы 107-1/у (или выписной эпикриз) и платёжные документы (чеки) на покупку лекарств;
документы, подтверждающие родство (свидетельство о рождении);
декларация по форме 3-НДФЛ (не требуется при оформлении через работодателя или в упрощённом порядке).
Если вычет оформляется через работодателя, декларация 3-НДФЛ и справка 2-НДФЛ не нужны.
Важно: сумма возврата за лечение родителей не может превышать НДФЛ, уплаченный за тот же год. Перенести вычет на другие годы нельзя.
Подписывайтесь на мой канал https://telegram.me/Elena_Kyorn
Информации об авторе
Этот пост написан блогером Трибуны. Вы тоже можете начать писать: сделать это можно .

