Финансовый анализ

Due diligence по-русски: документальная проверка (часть 2)

Нам задали вопрос на форуме, как проверить бизнес до приобретения. Мы ответили, что лучше всего ориентироваться на документооборот и финансовый анализ. В данной публикации, делается примерное видение, как проводится формальная проверка, которая не дает, конечно, полной картины.
Due diligence по-русски: документальная проверка (часть 2)
Иллюстрация: MART PRODUCTION / pexels

В предыдущей публикации мы приводили цифры 1997/1908 PriceWaterhouseCoopers, что показателям традиционного бухгалтерского учета в значительной мере утратили ценность по опросам представителей высокотехнологичных отраслей США и Канады им доверяют лишь 7% инвесторов, 16% аналитиков и 13% руководителей фирм и они годиться для оценки. Думаем, что сейчас эти показатели еще ниже, а российский бизнес никогда не питал особых иллюзий относительно отчетности.

Тем не менее, для нас важно видеть «нулевую отметку», то есть как проводится традиционная проверка. Фактически, мы тут приводим ответ, который обсуждался на форуме:

I. Мы начинаем делать финансовый анализ организации, который проводится по бухгалтерской отчетности. Выделают 4 группы финансовых коэффициентов и еще одна группа показателей:

1) Коэффициенты автономии и коэффициент финансовой зависимости. Условно эти коэффициенты показывают, насколько организация независима от кредиторов. Коэффициенты этой группы показывают соотношение собственного капитала организации и заемного.

2) Коэффициенты ликвидности. Ликвидность — способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной. Ликвидность — способность обращаться в деньги. Насколько быстро активы организации могут быть проданы.

3) Коэффициенты эффективности (в том числе рентабельности). Эти показатели позволяют определить, насколько эффективно менеджмент компании управляет активами, доверенными ему владельцами компании. Данные коэффициенты показывает отношение прибыли к капиталу, к продажам, себестоимости товаров и т.п.

4) Коэффициенты деловой активности. Показатели деловой активности предприятия характеризуют, как развивается и растет организация в экономическом плане. Для оценки деловой активности обычно применяют две группы коэффициентов — показатели оборачиваемости активов и показатели управления активами предприятия. Эти коэффициенты отвечают на вопросы, как быстро в среднем, например, может быть продан весь товар на складах организации или как быстро погашается дебиторская задолженность.

5) Анализ активов. Исследуются структура активов, источники формирования и т.д. Осуществляются сравнение с пассивами. Обычно такой анализ делается предварительно, т.к. позволяет очень быстро получить общие выводы.

II. Далее, обычно анализируется в каких судах участвовало предприятие, как в арбитражах и в судах общей юрисдикции, третейских судах, с какими результатами. Сколько было подано жалоб в суд заявлений на государственные органы, учреждения, фонды, с какими результатами?

III. Далее, анализируется какие проверки и когда были, смотрятся акты ФНС, документы прокуратуры, ГИТ, полиции и т.д. (если были такие проверки). Выводы и результаты проверок зачастую показывают основные риски бизнеса со стороны государства.

IV. Проводится инвентаризация. Обычно в организациях проводите только формальная инвентаризация, даже без выхода на место. Эта проблема общая для всего мира. Цифры показывают, что в 90% после проведения настоящей выявляются недостачи, излишки.

V. Далее, проводится детальный экспертный анализ контрагентов (дебиторов, кредиторов), также владельцев организации. Если есть сомнительные, сразу можно говорить, что умножаются риски. Обычно речь идет о фирмах-однодневках, эксперты такие контакты видят сразу, как и опытные налоговые инспекторы, хотя у последних есть различные базы данных и стоп-листы.

VI. Право. Анализ договоров: ответственность, применимость санкций к партнёрам, задолженности, наличие договоров, приложений, порядок оформления и отвественности. Доверенности: учет, списки лиц, полномочия.

VII. Далее, проводится проверка персонала: текучесть кадров, квалификация персонала, структура штата, материальная ответственность, уровни оплаты труда, системы мотивации, эффективность структуры организации. Имеются ли в бизнесе все 4 роли в топ-менеджменте по И.К.Адизесу? Если нет, чем это оправдано и на какой стадии жизненного цикла развития находится предприятие?

VIII.Документооборот. Далее, проводите проверка наличия всех необходимых документов: по основным средствам, по оборудованию, по кадрам, по охране труда и технике безопасности, по воинскому учету, по организации работы с персональными данными и коммерческой тайной и т.д. Есть ли номенклатура дел и архив, если есть, как они организованы? Анализ устава и учредительных документов. Анализ полномочий руководителя. Имеются ли отведённые за документооборот помимо главного бухгалтера?

а) Также, изучаются приказы по основной деятельности за текущий год и предыдущий год;

б) изучаются кадровые приказы за текущий год и предыдущий;

в) изучаются принципы построения документооборота, работы с входящей и исходящей корреспонденцией и внутренними документами;

г) изучается система контроля и исполнения решений руководства, дисциплина.

IX.Автоматизация. Какое программное обеспечение используется, какое оборудование, какова обеспеченность персонала, какова структура информационной безопасности. Внедрен ли ЭДО, у кого есть электронный ключи, кому выданы МЧД. Как часто обновляется программное обеспечение? Есть ли резервное копирование и хранение информации, как оно устроено? Есть ли специальные помещения, устройства для хранения, защиты средств коммуникации, серверов? Насколько обучены сотрудники работе с информационными системами, как они поддерживаются, обучаются?

X. PR (или «связи с общественностью») и реклама. Есть ли у предприятия сайт или сайты, есть ли странички в социальных сетях, каналы в телеграм, регулярно ли они обновляются. Каковые основные информационные поводы или события за последнее время у предприятия? Есть ли традиционная реклама, медиапланы. Как выстроена работа с местными властями, общиной? Публичны ли руководители компании, есть ли у предприятия лицо (лица)для медиа?

XI. Маркетинг. Как выстроены продажи, кто типичный покупатель? Каковые предпочтения покупателей и какие критические точки воздействия на его мнение о покупке? Какова основные требования к отделу продаж, к менеджерам по продажам? Ценообразование: системы, скидки, бонусы, надбавки и т.п. Логистика: склады, транспорт, доставка, обработка заказов.

Как учитываются маркетинговые ожидания в производстве/закупках? Каковы основные маркетинговые инструменты используются и как? Как учитывает руководство предприятия выводы и анализы маркетологов?

XII. Имеется ли у предприятия стратегия, миссия? Если есть, как они учитываются в текущей деятельности? Насколько информированы владельцы бизнеса о его работе? Насколько выстроены отношения с поставщиками, подрядчика и клиентами? Какие глобальнее риски и возможности есть у предприятия? Какие внутренние ресурсы имеются у компании, а такте какова главные проблемы предприятия?

Есть ли план развития на 3 года, на 5 лет, на 10 лет, на больший срок, в чем он заключается? Как эти стратегические планы соотносятся с представлениями и целями владельцев бизнеса и ключевыми партнерами? Каковые стратегические планы в области HR (управления персоналом), стратегии маркетинга и PR, внутренней и внешней логистики, управления ресурсами?

XIII. Внешнеэкономическая-деятельность. Имеется ли у предприятия международные сделки, если есть, то с какими странами? Имеется ли перспектива работы с международными компаниями, если сейчас таких сделок нет? Есть ли счета за рубежом, в зарубежных банках? Если есть международные сделки, каков их объем? Каковы взаимоотношения валютным контролем и таможенными органами, есть ли бартерные сделки? Насколько прибыльны международные сделки и каковые перспективы?

Исходя из вышеуказанных критериев, как можно построить интегральный числовой показатель? Какие пункты являются критичными для принятия решения о продаже/покупке или нуждающимся в более глубоком анализе?

Начать дискуссию

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.

Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 
Кадровый учет

Перемещение работника

В данном материале рассмотрим, как выглядит процедура перемещения сотрудника. Поговорим о том, какими документами оформляется это кадровое мероприятие. Разберем, в чем состоят отличия между перемещением и переводом работника.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Семь ошибок в общении с покупателями на маркетплейсе и как их избежать

Общение важно в любых отношениях: дружеских, семейных, профессиональных. В бизнесе с помощью правильно выстроенного контакта с клиентами можно отстраиваться от конкурентов и увеличивать продажи. Рассказываем, как правильно наладить общение с клиентам на Ozon и какие ошибки часто допускают продавцы.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Экономика России

Набиуллина: ЦБ не исключает дополнительного повышения ключевой ставки

Годовой прогноз по инфляции повысили до 6,5-7%. Центробанк решил отказаться от базового сценария развития экономики.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления

В статье разберем причины эмоционального выгорания и способы его преодоления.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: загрузку видео на YouTube замедляют, Wildberries будет платить «белым хакерам», а многодетные семьи чаще всего берут кредиты

Подготовили обзор главных событий дня — 26 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Инвестиции

На Мосбирже появится 15 новых ценных бумаг

Непубличные компании разместят 15 новых акций по закрытой подписке на платформе MOEX START.

Регистрация ККТ

📠 Госдума упростила регистрацию контрольно-кассовой техники. Оценка налогового юриста

ИП смогут не применять ККТ, если оказывают услуги в сфере образования, физической культуры и спорта.

Инвестиции

Стоит ли участвовать в IPO и какой доход это может принести

После затишья в 2022 году и осторожного начала движения в 2023 российские компании в 2024 году стали активно выходить на биржу и предлагать свои акции. Насколько успешно проходят сейчас IPO и стоит ли в них участвовать инвестору? Узнали у экспертов.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Запрос документов ИФНС из другого региона, как отвечать на налоговые требования, нюансы ФСБУ 27/2021— в новом дайджесте Разборов

Сегодня в дайджесте вы найдете не только текстовые разборы, но и конспекты вебинаров, которые помогут вам разобраться в работе с самозанятыми в 2024 году и научат отвечать на требования ФНС.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру