Адвокат

Как компании подготовиться к выездной налоговой проверке

В самом конце 2019 года налоговая инспекция разослала компаниям решения о назначении выездных налоговых проверок. Некоторые компании получили решение буквально 30 декабря.
Как компании подготовиться к выездной налоговой проверке

В самом конце 2019 года налоговая инспекция разослала компаниям решения о назначении выездных налоговых проверок. Некоторые компании получили решение буквально 30 декабря, а кто-то на бланках от 2020 года получил решение, датированное декабрём 2019 (да, есть и такие).

Рассылать решение под самый Новый год — стандартная практика налоговой. Так она получает возможность проверить деятельность компании не только за 3 года, предшествующие 2019, но и весь 2019 год. Другой целью инициации проверки 2019 годом является проверка 2016 года, в котором у многих налогоплательщиков полно скелетов в шкафу.

Что должна сделать компания, которая получила решение о назначении выездной налоговой проверки? Как можно скорее обратиться к опытному адвокату, который специализируется на налоговых делах. Мы заявляем об этом однозначно и чётко.

Из этой статьи вы узнаете, как налоговый адвокат готовит компанию к визиту инспекторов и что он успевает сделать, чтобы максимально защитить бизнес.

Почему инспекция назначила в отношении компании выездную налоговую проверку?

Потому, что своих сервисах, в первую очередь АСК НДС-2, инспекция увидела, что компания имеет какие-то сделки с недобросовестными контрагентами.

Представим, что компания покупала кирпич у контрагента «Альфа», который, по мнению налоговой, этот кирпич поставить не мог. Почему не мог? У него нет техники, нет персонала, он работает с низкой налоговой нагрузкой и заявляет слишком большой вычет по НДС. Возможно, он не заплатил НДС с продажи этого кирпича. Все это инспекция видит в своих сервисах и делает вывод, что этот контрагент — техничка, что покупки кирпича на самом деле не было.

Директор компании, в отношении которой назначена выездная налоговая проверка, как правило, понимают, какие контрагенты его компании интересуют налоговую.

Итак, мы знаем, что инспекция будет доказывать фиктивность купли-продажи кирпича у контрагента «Альфа».

Задача налогового адвоката № 1: проанализировать документы, оформляющие спорную сделку, найти в них недостатки оформления, противоречия и принять меры

Когда сотрудники инспекции придут в офис, они в первую очередь начнут смотреть договор и первичные документы по этой сделке:

  • кто подписывал договор со стороны компании и со стороны Альфы;
  • когда был подписан договор и когда подписывались первичные документы (товарные накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры);
  • в первичных документах они смотрят номенклатуру товара, его стоимость, вес, объём и так далее.

Какую информацию инспекция получает из этих документов? Самую разную, например:

  • стоимость купленного кирпича;
  • его объем;
  • даты доставки и место, куда был доставлен кирпич;
  • каким транспортом он доставлялся;
  • кто был водителем и т.д.

Зачем это нужно инспекции? Чтобы найти в договоре и первичных документах нестыковки. Нестыковки позволят инспекции заявить о фиктивности сделки. Что это могут быть за нестыковки? Любые:

  • договор со стороны компании «Альфа» подписывал человек, который не был её директором в день подписания договора, хотя в договоре значится, что это директор;
  • вес доставленного кирпича — 10 т, а доставлялся он согласно документам обычной Газелью, у которой грузоподъёмность — полторы тонны;
  • в товарно-транспортной накладной указаны номер и марка автомобиля, которым был доставлен кирпич. Однако инспекция из своей информационной базы знает, что этот номер принадлежит автомобилю совершенно другой марки;
  • кирпича слишком много, компании он в таком объеме не нужен, так как у неё нет договоров на соответствующее строительство. При этом в распоряжении компании этого кирпича нет.

Оплошностей при составлении договора и первичных документов может быть сколько угодно. Задача адвоката на этом этапе — проанализировать эти документы, сопоставить их друг с другом, критически оценить, выявить в них непротиворечия, понять, каким образом эти противоречия возникли и принять соответствующие меры.

Итак, этот этап пройден. Документы на бумажных носителях изучены, противоречий в них нет. Что дальше?

Когда инспекция изучит документы, она начнёт копать под компанию с помощью свидетельских показаний.

Задача налогового адвоката № 2: подготовить свидетелей к допросам

Из документов инспекция знает, какой товар поставлялся, откуда и куда, кто его перевозил на каком автомобиле, кто был продавцом, а кто водителем, кто подписывал договор со стороны продавца и т.д. Всех людей, причастных к этой сделке, налоговая будет допрашивать как свидетелей. Кто эти люди:

  • директора обеих компаний;
  • менеджер покупателя, который искал, у какой бы компании купить кирпич и нашёл «Альфу»;
  • менеджер Альфы;
  • сотрудники склада Альфы, которые занимались отгрузкой кирпича;
  • сотрудники базы/склада/стройплощадки, куда кирпич был доставлен (завсклада, кладовщик);
  • прораб, который строил из этого кирпича какие-либо сооружения, если из этого кирпича что-либо строилась. Если не строилось, то вопрос, где кирпич;
  • сторож или сотрудник охраны на объекте заказчика, который открывал ворота транспорту, который привёз кирпич на базу склада или стройплощадку и сделал соответствующую запись в журнале;
  • и, возможно, один из самых интересных для налоговой персонажей — водитель, который кирпич перевозил.

Кстати, в последнее время инспекция очень дотошно изучает, как спорный товар попал к покупателю. Например, в одном деле инспекция детально изучила, как ведется журнал учета посетителей, как водитель транспорта получает пропуск для проезда на склад на территории компании: сначала водитель отмечается на посту охраны, потом звонит в один из отделов компании, затем проходит в этот отдел, получает там документы, возвращается к охране, охранник выписывает пропуск и только тогда транспорт с грузом проезжают на территорию компании.

Всё это инспекция очень подробно излагает в акте и решении по выездной проверке, а потом и в суде. В этом деле инспекция настаивала, что все эти манипуляции оставляют документальный след, но компания не смогла предъявить никаких документов, подтверждающих, что водитель и товар вообще попадали на территорию компании, а значит, сделка была фиктивна. Инспекция выиграла суд в описанном случае.

Что нужно налоговой от этих людей? Информация, причём информация, противоречащая тем данным, которые налоговая получила, изучая договор и первичные документы. Иными словами, налоговой нужны противоречия и нестыковки между показаниями свидетелей и первичными документами. Это позволит оспорить сделку.

Если хотя бы часть из указанных выше персонажей ответят на вопросы налоговой недостаточно четко, или вообще не сможет ответить, или что-то перепутает, то налоговая сделает вывод, что сделки на самом деле не было.

Разумеется, разным «действующим лицам» будут задаваться разные вопросы. Например, у менеджера в числе прочего спросят, каким образом он искал продавца, кто согласовывал с продавцом условия договора, кто согласовывал объем поставки и т.д.

И вот здесь у компании есть риск проколоться. Если в компании большую часть обычных сделок контролируют и проводят менеджеры, а эту сделку почему-то вел лично директор (сам нашёл эту компанию, сам вышел на связь, сам обсудил все важные моменты договора, переписку вёл со своей личной почты), и менеджеры про эту сделку ничего не знают, то для инспекции это будет сигналом, что сделка фиктивна.

У сторожа спросят, приезжал ли грузовой транспорт с кирпичом на базу/склад, попросят предъявить соответствующие записи в журнале.

У водителя спросят, откуда и куда он вёз товар, на каком автомобиле он это делал, кто выдавал товарно-транспортные накладные, в какой момент и так далее.

У заведующего складом спросят, знает ли он поставщика «Альфа», привозился ли на склад кирпич, кто его привозил, каким образом этот кирпич оприходовался, что происходило с кирпичом дальше, как он перед продавался или использовался в собственном строительстве и так далее.

Что делает налоговый адвокат? Фактически инспекция может проверить деятельность компании за 3 года, предшествующие году назначения проверки. Совершенно естественно, если за 3-4 года, которые прошли со времени оформления сделки, сотрудники что-то забудут. У водителя может быть по несколько маршрутов за один день из одной компании в другую. Он уже сто раз забыл про кирпич из компании «Альфа».

Но проблема в том, что даже самая естественная и нормальная забывчивость будет истолкована инспекцией как доказательство того, что с товаром никто не соприкасался, значит его не было, и поэтому сделка фиктивна. Какие в связи с этим задачи стоят перед налоговым адвокатом? Он должен:

  • понять, кто может быть свидетелем по сделке с компанией «Альфа»;
  • подготовить этих людей к допросу, то есть провести работу, чтобы эти люди освежили в памяти детали этой сделки и были готовы ответить налоговой на десятки вопросов.

Подготовка свидетелей запросу проходит с учётом того, какую функцию они выполняли. Инспекция будет задавать директору одни вопросы, менеджеру другие, водителю третьи. Адвокат должен предусмотреть эти вопросы.

Задача налогового адвоката № 3: обезопасить электронные источники информации

Свидетели и документы на бумажных носителях — это не все источники информации для налоговой. Вероятнее всего, инспекция придет в компанию с выемкой, в ходе которой будет смотреть, какая информация хранится в компьютерах компании, на жестких дисках, ноутбуках, флешках. Будет искать доказательства нереальности сделки там.

Иногда случается, что инспекция находит на компьютере компании файл, который должен был быть прислан контрагентом, например, счёт-фактура. Однако из свойств файла понятно, что он был изготовлен на компьютере компании. Для инспекции это аргумент, что сделка нереальна.

Инспекторов обязательно заинтересует электронная почта сотрудников, содержимое жестких дисков и профессиональных программ, например, 1С.

Но чего нет, то найти невозможно. Существуют методики, которые позволяют исключить доступ инспекции к информации, которая для неё не предназначена.

Задача налогового адвоката состоит в том, чтобы организовать работу сотрудников компании так, чтобы риск доступа инспекции к определенной информации был исключён. Возможно, для этого придется отказаться от части привычек. Например, если какая-то информация хранилась на жестких дисках компьютеров, то её придется перенести в облачное хранилище или удаленный сервер и работать в нём. Если сотрудники привыкли к автозаполнению полей «логин» и «пароль», то им придется отказаться от этой привычки и вводить логин и пароль каждый раз самостоятельно. Способы защиты электронной информации компании не ограничиваются тем, что изложено выше.

Задача налогового адвоката № 4: доказать, что должная осмотрительность была проявлена

Когда инспекция доначисляет налоги, она всегда обвиняет компанию в том, что та не проявила должную осмотрительность. То есть не собрала достаточное количество информации о компании, с которой собиралась работать.

Налоговый адвокат доказывает обратное. Каким образом? Например, он получает банковские выписки контрагента и доказывает, что контрагент несёт расходы, свойственные его бизнесу — платит аренду, коммунальные услуги, канцтовары и так далее.

Также разумно найти компании, которые работали с этим контрагентом, остались довольны работой с ним и могут это подтвердить.

Кроме того, есть вариант разработать ряд локальных актов самого налогоплательщика, которые регламентируют поиск, анализ и оценку благонадежности контрагентов.

Что в итоге?

В результате проведенных мероприятий компания готова встретить инспекторов во всеоружии, представить по требованию все документы и пояснения. Свою позицию о реальности сделки компания обоснует свидетельскими показаниями и документами. Таким образом, риск многомиллионных доначислений сводятся к минимуму.

Однако работа налогового адвоката на этом не заканчивается. Адвокат вовсе не сидит сложа руки, подготовив компанию к визиту инспекторов. Выездная налоговая проверка может длиться до года, при этом инспекция проводит разные мероприятия — осмотры, встречные проверки контрагентов, одних и тех же сотрудников она может вызывать на допросы по много раз. Адвокат со своей стороны корректирует действие сотрудников проверяемой компании, принимает участие в редактировании ответов на требования налогового органа, проводит мероприятия по сбору доказательств реальности деятельности контрагентов и сделок с ними.

Поэтому всё или почти всё из перечисленного выше делается не только до начала выездной проверки, но и в течение её. Это не отменяет важности подготовительной работы.

Компания должна быть подготовлена к визиту инспекторов до того, как они появятся на пороге. Пытаться что-то сделать, когда инспекторы уже изучают содержимое программы 1С, счета-фактуры, договоры и товарно-транспортные накладные, можно, но вероятность положительного исхода для компании многократно снижается.

Выводы

Когда компания получает решение о назначении выездной налоговой проверки, самое разумное — обратиться к налоговому адвокату, который полно и всесторонне подготовит компанию к проведению проверки.

Подготовка компании к проведению проверки предполагает защиту информации на бумажных носителях и в электронном виде; работу со свидетелями; обоснование того факта, что компания проявила должную осмотрительность.

Результат подготовки компании к проведению выездной проверки — минимальный риск налоговых доначислений.

Работа адвоката не ограничивается подготовкой компании к проведению выездной. Когда выездная уже идёт, адвокат корректирует действия сотрудников проверяемой компании, участвует в редактировании ответов на требования налоговой, собирает доказательства реальности деятельности контрагентов компании.

Начать дискуссию

Что делать, если мобильный оператор требует оплатить навязанные услуги

Роспотребнадзор разъяснил, что все правовые основы деятельности в области связи установлены федеральным законом № 126-ФЗ «О связи».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Предложено провести эксперимент по маркировке моторных масел

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

Глава РСПП: повышение налога на прибыль не должно влиять на инвестируемую часть прибыли

Александр Шохин назвал дифференциацию по налогу на прибыль организаций справедливой и важной для развития страны.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Озвучены цели развития РФ до 2030 года: жизнь будет дольше, бедных будет меньше

Основные национальные цели развития России на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года утвердил свои указом Президент.

Роспотребнадзор: что нужно знать, чтобы принять доставленный другому человеку заказ

Роспотребнадзор разъяснил, может ли принять заказанный и доставленный товар родственник или коллега, знакомый.

В России создается новая свободная экономическая зона

Депутаты одобрили законопроект, который предоставит предпринимателям из Белгородской, Курской и Брянской областей такие же льготы, как у бизнеса из Новороссии.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Коды ОКВЭД

Что будет и что делать, если не подтвердили основной вид деятельности ОКВЭД в СФР

Страхователю, который не подтвердил ОКВЭД, СФР вправе установить взносы на травматизм по самому «опасному» виду деятельности из тех, что были заявлены в ЕГРЮЛ (постановление Кабмина от 01.12.2005 № 713). Рассказываем, что можно сделать в такой ситуации.

Что будет и что делать, если не подтвердили основной вид деятельности ОКВЭД в СФР

Единый реестр военнообязанных заработает 1 ноября: как будут вручать повестки и какие ограничения накладываются на граждан

Правительство утвердило постановление, которое регулирует работу единого реестра военнообязанных и реестра повесток. Согласно документу, обе системы должны заработать 1 ноября 2024 года.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Госдума хочет заморозить авторские гонорары иноагентов

Власти планируют заблокировать доходы от монетизации авторов и исполнителей, которые были признаны иностранными агентами. Их деньги будут лежать на специальном счете до тех пор, пока они не вернутся в Россию.

Больничные

Что нового в правилах работы с электронными больничными с 1 мая 2024 года

С 1 мая 2024 года изменены правила работы с электронными больничными. Теперь для того, чтобы запросить в СФР сведения из электронных больничных бухгалтерии нужна машиночитаемая доверенность, выданная руководителем компании.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Утвержден первый ГОСТ на электронные учебные устройства для детей

Росстандарт утвердил национальный стандарт ГОСТ Р 71345-2024 «Средства обучения. Устройства учебные электронные для детей общие требования».

Проводки по начислению и уплате единого налогового платежа

Для бухгалтерского учета единого налогового платежа (ЕНП) налогоплательщики должны завести обособленный субсчет, на котором будут отражаться платежи в бюджет и зачет налоговых обязательств. О порядке отражения в бухучете операций по ЕНП читайте в статье.

Иллюстрация: nensuria/freepik
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Инвестиции

Российским инвесторам разрешили выводить доходы со счетов типа «С»: условия

Если после 1 марта 2022 года в цепочке владения ценными бумагами не было представителей недружественных стран, то инвесторы могут вывести свои доходы со специальных счетов.

Отменять фиксированные взносы для ИП-пенсионеров не будут: почему

Если ИП-пенсионеров освободить от уплаты фиксированных взносов, то начнется перерегистрация бизнеса на пенсионеров ради экономии на взносах. Поэтому освобождать пенсионеров от «фиксов» не будут.

⚡️ Итоги дня: Путин стал президентом еще на 6 лет, выросли цены на кофе, а на заводе Toyota начнут выпускать Aurus

Подготовили обзор главных событий дня — 7 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Прощайте автообзвоны и СМС рассылки. Как бизнесу без штрафов рекламировать свои услуги?

Сегодня расскажу, правда ли, что бизнесу придется попрощаться с автообзвонами и рекламными рассылками.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Не шутка: в России впервые промаркировали пиво для собак

В ходе эксперимента промаркирована партия пива для собак методом этикирования, код нанесен на крышку на производстве «Апиценна».

Выписки из государственного адресного реестра заказали больше 130 000 пользователей

Получить выписку из ГАР можно бесплатно, направив запрос в налоговые органы во время личного визита, по почте или через порталы ФИАС и Госуслуги.

Бесплатно с НДФЛ

Кто будет платить налог с процентов по вкладам за 2023 год. Мини-курс

Разбираемся в мини-курсе, проценты по каким вкладам за 2023 год будут облагаться НДФЛ, какие проценты налогом не облагаются и по какой формуле рассчитать сумму налога.

Кто будет платить налог с процентов по вкладам за 2023 год. Мини-курс

Интересные материалы

ПУСН, УДСН: как назовут новый налоговый режим и каким он будет. 👀«Ночной бухгалтер» № 1678

Бухгалтеры обсуждают новую XL-упрощенку. Пострадавшим от паводков дадут отсрочку по налогам. Камеры увидят вас везде. Никому не рассказывайте, сколько зарабатывают коллеги. Налоговики напомнили, как зачесть переплату на ЕНС. И другие новости дня.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру