Что внутри сталинской высотки на Котельнической набережной: много фото и впечатления

Мы сняли квартиру на 23 этаже легендарной сталинской высотки на Котельнической набережной — ради интереса и ради красивого вида. В этом фоторепортаже покажу, что там с планировками, подъездами, паркетом и ощущением истории. Смотрим, что скрывается за монументальным фасадом.

Дом на Котельнической набережной — это, безусловно, история. Монументальная, пафосная, знаменитая. Мы сняли двухкомнатную квартиру на 23 этаже ради эксперимента — попробовать пожить в одной из сталинских высоток.

Высотка на Котельнической набережной

Ощущения — неоднозначные. Вид из окон завораживает, город раскинулся, как на ладони. Да и само ощущение — ты внутри легенды, в квартире, возможно, с такой же планировкой жил кто-нибудь из знаменитостей прошлого века. Но вместе с тем это и история боли: лифты, кажется, помнят Хрущёва, вентиляция — Брежнева, а паркет уложен с таким энтузиазмом, что хочется обнять строителей и спросить — зачем?

Планировки проигрывают современным, коммуникации изношены, а весь дом — как пожилой интеллигент: с ореолом значимости, но с ворохом болезней и привычек, которые не исправить. Где-то 80 процентов владельцев квартир сдают их посуточно через интернет. Квартира в сутки стоит чуть больше 10 тысяч рублей, а помесячно – 100 тысяч. Вот они и сдают посуточно. Дом превратился в хостел.

Жить тут — опыт, точно достойный рассказа. Но повторять его, пожалуй, не хочется.

История создания

1949 г., Строительство высотного дома на Котельнической набережной. Внизу видны оставшиеся от переулков домики. На их месте был сооружен гараж, на крыше которого была разбита детская площадка. Где-то в этих домах, видимо, и поселены были были каторжники. Видна будка часового.

Дом на Котельнической набережной — одна из легендарных сталинских высоток, символов послевоенной Москвы. Его строительство началось в 1938 году, по проекту архитектора Дмитрия Чечулина, однако из-за войны завершили работы только в 1952-м. Идея заключалась в создании не просто жилого дома, а монументального символа новой советской эпохи, демонстрирующего силу и амбиции государства.

Дом построен в месте слияния Яузы и Москвы-реки, на мощном фундаменте из свай. Его центральная башня возвышается на 176 метров, что сделало здание одним из самых высоких в Европе на момент завершения. Внутри разместили просторные квартиры для партийной элиты, писателей, артистов и академиков. В доме жили, например, Фаина Раневская и Андрей Вознесенский.

Интерьеры дома — это отдельная история: высокие потолки, лепнина, мрамор, дубовые лестницы. Даже сегодня, спустя десятилетия, дом сохраняет ореол московской аристократии и является памятником архитектуры федерального значения.

Строительство этого дома курировал лично Лаврентий Берия.    Как и на многих других масштабных стройках того времени, здесь широко использовался труд заключённых и "спецконтингента" - пленных немцев, работавших до 1951-го года. Вплоть до 1953-го тюремный лагерь находился непосредственно на строительной площадке, а последний год заключённых возили из лагеря, расположенном в Заморинском переулке. «Лагерное отделение № 4» по адресу Котельническая набережная, 1/15, было создан приказом от 22 июня 1948 года. В лагере содержались мужчины и женщины. Они жили в бараках и палатках. Согласно заявлению начальника лагеря, сделанному в начале 1949-го, запланированная вместимость — 2200 человек, а фактическое среднее значение — 1602 человека. Для обеспечения охраны лагерь и строительную площадку огораживал забор высотой до 3 метров, поверх которого было натянуто пять линий колючей проволоки. Перед забором существовала полутораметровая предупредительная зона, где было запрещено находиться любому человеку. Параллельно с 4-м отделением с того же года действовал лагерь заключённых на Лихоборском строительном заводе, где производились стройматериалы для высотного здания. Естественно, было немало легенд, связанных со строительством таким способом - от замурованных в стены трупов до попытки побега с использованием фанерных крыльев.

Все лестницы внутри корпусов выходят во двор — неслучайное архитектурное решение, рассчитанное на безопасность и приватность.

Поначалу дома предназначались для сотрудников НКВД. Однако после смерти Сталина и ареста Берии в 1953 году ордеры на квартиры стали выдавать представителям культурной элиты — писателям, артистам, учёным, инженерам.

Комфорт, о котором сегодня можно только мечтать

Жителям был обеспечен полный спектр инфраструктуры буквально у порога. Вот лишь часть того, что было доступно:

  • Булочная — до самого закрытия в 2000-х считалась лучшей в округе. Булочница приходила в холл корпуса Б с корзиной и продавала хлеб пенсионерам.

  • Гастроном — с заказным столом, аквариумом и фирменными стеклянными конусами для сока.

  • Овощной магазин, сберкасса, почта-телеграф, букинист, парикмахерская, ателье для военных и гражданских, прачечная.

  • Детский сад, прогулочная группа для дошкольников, кружки и детская площадка — включая, как говорят, «лучшую в Москве» горку для катания на санках.

  • Детская поликлиника, стадион, спортивная площадка, гараж, кинотеатр, библиотека.

  • Красные уголки — места для голосования, собраний и праздников. Избирательный участок работает до сих пор.

  • Общественный транспорт — остановки рядом, как и собственная диспетчерская.

  • Паспортный стол прямо в холле корпуса Б.

  • Консьержки в стеклянных будках в каждом подъезде. В 90-х входы объединили, и всё стало через центральный подъезд.

  • Фасад, смотрящий на Кремль, по праздникам подсвечивали прожекторами.

  • Собственная электроподстанция, от двух до четырёх лифтов на подъезд, бомбоубежище (говорят, есть — и трудно в это не поверить).

  • Филиал гостиницы "Варшава" — первый находился на Октябрьской.

Быт, архитектура и атмосфера

Почтовые ящики были встроены прямо в двери квартир. Почтальон поднимался на верхний этаж и, пробегая вниз, разносил почту.

Квартиры отличались большой площадью, высокими потолками (до 3,4 метра) и массивными дверями. Холлы были украшены росписями и барельефами, магазины — облицованы мрамором и гранитом, повсюду — дубовые двери, паркет, немецкая плитка и другие качественные материалы.

Этот дом до сих пор хранит атмосферу того времени, когда для "трудящихся" действительно старались.

Читайте первую часть фоторепортажа: Что находится на последних этажах сталинской высотки на Котельнической набережной?

Итак, поехали:

Лифты

За неделю проживания лифты ремонтировали дважды, и в итоге один из них окончательно сломался. Сами кабины выглядят довольно современно, но при каждом движении объявляют этаж и включают мелодии — звучит это неожиданно и, честно говоря, раздражающе.

Ещё одна странность: только в одном лифте есть кнопки всех 30 этажей, в остальных — максимум 24. Впрочем, это не загадка. Объяснение — в первой части фоторепортажа: Что находится на последних этажах сталинской высотки на Котельнической набережной?

Подьезд

23 этаж. Оригинальные таблички

Холл этажа. Слева и справа — по два лифта. Между ними — по две арки, за каждой из которых расположены две квартиры. Просторно, симметрично и с лёгким налётом театральности. Диван, люстра, аутентичный кафель.

Кстати, в другом крыле этой же высотки жила великая балерина Галина Уланова. По преданию, однажды она поскользнулась на гладкой плитке в лифтовом холле и чуть не подвернула ногу. После этого на её этаже плитку заменили на нескользящую.

Слева и справа — входы в квартиры. В центре — выход на лестничный марш. Дубовые массивные двери — те самые, с момента постройки дома. Не скрипят вовсе, выглядят надёжно и служат до сих пор. В каждой двери вмонтирован почтовый ящик, у каждой — свой звонок. Всё по старинке, но работает — как и много десятилетий назад.

Прихожая

Дверь обшита дерматином. На фото слева — вход на кухню и в санузлы (конечно, раздельные). Рядом — замурованная дверь черного выхода на лестничную клетку. Справа — дверь в кладовку, а ещё правее — вход в комнату. Напротив входной двери — ещё одна комната с балконом.

Кладовка

Дубовый паркет очень плохой сборки.

А вот тут была небольшая дверь — тот самый черный выход, ведущий на лестничный марш. Когда-то через него можно было незаметно покинуть квартиру — по-тихому, без парадного. В сталинских домах их часто делали именно как дополнительный путь — на случай ЧП, для прислуги или просто для удобства.

Вот тут слева и справа как раз и есть эти самые черные выходы на лестничной площадке. В центре выходи из

Санузлы

В санузлах и на кухне оригинальный кафель. Санузел разделенный. Это ванная

Это туалет. Электрическую вытяжку видимо сделали чуть позже и запитали электричество от лампочки освещения

Кухня

Кухня, по-советски маленькая.

Вот здесь можно рассмотреть заваренный люк мусоропровода — когда-то крайне удобное решение, которое пришлось заварить во всех квартирах высотки из-за нашествия тараканов.

В окно можно рассмотреть свой же балкон

На кухне нашли правила проживания в квартире. Из интересного запрещено подниматься на этажи выше 24-го

Первая комната

Из необычного: помимо разделенных санузлов, комнаты все проходные

Балкон

С кондиционерами, конечно беда.

Вторая комната

Лепнина

Виды

Виды, это самое прикольное

А это вид на саму высотку.

Люди

Вот список известных жильцов сталинской высотки на Котельнической набережной, составленный на основе доступных источников:​

Актёры и актрисы:

  • Фаина Раневская

  • Нонна Мордюкова

  • Лидия Смирнова

  • Клара Лучко

  • Михаил Жаров

  • Борис Новиков

  • Александр Ширвиндт​

Музыканты и певцы:

  • Людмила Зыкина

  • Никита Богословский

  • Вилли Токарев

Поэты и писатели:

  • Александр Твардовский

  • Андрей Вознесенский

  • Евгений Евтушенко

  • Роберт Рождественский

  • Василий Аксёнов

  • Константин Паустовский​

Балет:

  • Галина Уланова​

Современные жители:

  • Дмитрий Нагиев

  • Ефим Шифрин

  • Игорь Шувалов

Что дальше

А мы, ради интереса, сняли ещё на неделю квартиру в другой сталинской высотке — на Кудринской площади, у станции «Баррикадная». Архитектурно — всё те же монументальные формы, лепнина, масштаб. Но состояние здания оказалось куда более плачевным.

Дому на Котельнической набережной повезло — в нем жили знаменитости, поэтому за ним следили тщательнее: и фасад чистенький, и внутри всё чинят вовремя. А вот здание на Кудринской площади, наоборот, как-то забыли — фасад обветшал, коммуникации не ремонтировались уже давно, и всё это сильно заметно. Первый этаж встречает запахом такой силы, что путь до лифтов превращается в испытание: приходится идти, зажав нос. И это не фигура речи. В остальном — дух сталинской эпохи всё так же витает, но скорее как напоминание, что монументальность — не гарантия уюта.

Информации об авторе

Этот пост написан блогером Трибуны. Вы тоже можете начать писать: сделать это можно .

Комментарии

10
  • Arhimed0

    Из интересного запрещено подниматься на этажи выше 24-го

    Мне больше отметился момент что нельзя двери трогать!!!

    Причём не только соседские, но даже и технические!

    Даже ТРОГАТЬ нельзя!

    (интересно, что будет если я бы всё же потрогал?

    Вот такими запретами как раз и вводится дополнительный интерес!

    Не запрещали бы - может быть даже и не захотелось бы. А так.... буду в ВАших Колымах - обязательно специально полапаю! )

    Ну и на лисапете нельзя! А я как раз первый свой лисапет осваивал как раз катаясь по дому! У меня такой был... чем-то похожий на известной картине про двойку ))))

  • Arhimed0

    Жить тут — опыт, точно достойный рассказа. Но повторять его, пожалуй, не хочется.

    Удивительный вывод.

    Расскажете подробности?

Интересные материалы