Клерк.Ру

Надежные и экономичные

Герой популярного советского фильма 60-х годов любил повторять: «Точно, как в аптеке». Банковские центры обработки данных (ЦОДы) как раз были созданы для реализации этого принципа. Они берегут информационные ресурсы компании, гарантируя их полную сохранность и доступность в любой момент. Последний тренд в проектировании и организации ЦОДов – оптимизацию средств – жестко продиктовал экономический кризис.

ТРЕБОВАНИЯ ВРЕМЕНИ

В России банки и финансовые компании являются активными и «зрелыми» потребителями центров обработки данных. В минувшее десятилетие росли требования по отчетности банков и прозрачности бизнеса. А с развитием розницы состояние IT-структуры для банков стало играть критическую роль – все больше бизнес-процессов стало подлежать автоматизации и учету. «Все это диктует высокие требования к работе банковской ИТ-инфраструктуры. А они следующие: непрерывность работы, высокая доступность информации, защита от рисков и предотвращение ошибок, гиб кость и масштабируемость под задачи развивающегося бизнеса», – замечает Руслан Заединов, руководитель направления центров обработки данных компании КРОК. Современный российский банковский ЦОД – это безотказно работающая централизованная интегрированная система, которая включает «сейфы» для информации: серверы, системы хранения и передачи данных. Также важной составляющей являются сложнейшие инженерные системы, гарантирующие бесперебойную работу, – промышленные системы кондиционирования, электропитания, пожар ной и информационной безопасности, защиты от несанкционированного физического доступа. Заметим также, что основным средством отказо- и катастрофоусточивости банковского ЦОДа является резервирование, при котором необходимо обеспечить плавный переход всех критически важных информационных систем в резервный центр обработки данных. «Специфика ЦОДа для банка – обеспечение максимальной отказоустойчивости. Бизнес банка практически непрерывен, и ЦОД должен функционировать непрерывно, – замечает главный исполнительный директор по информационным технологиям БАНКА УРАЛСИБ Владимир Пасынков. – Неработоспособность систем может вызвать панику среди клиентов и, как следствие, финансовые трудности для банка.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Сложившаяся экономическая ситуация диктует более высокие требования к сторонней компании – партнеру по созданию ЦОДа и требует учитывать при выборе такие нетехнические аспекты, как стабильность, подверженность компании экономическим изменениям, прозрачность бизнеса, детальное изучение структуры управления компании и клиентов, «рыночность» клиентов. Еще один аспект, который специалисты советуют принять во внимание, – возможность получать услуги оператора после введения ЦОДа в эксплуатацию. Руслан Заединов советует выбирать крупного IT-интегратора, который сможет взять на себя обслуживание и администрирование центра, плюс разрешить проблемы, которые могут возникнуть с вендорами. По мнению Владимира Пасынкова, главными критериями являются параметры сервиса (гарантируемое время функционирования и т.п.), цена и надежность компании-интегратора. Серьезного внимания со стороны банка заказчика потребует документирование проекта. Недостаточность документации может повлечь за собой сбои в работе систем, замечают эксперты. К тому же уже на этапе технического задания можно говорить об экономии средств. Тогда уже следует оценить важность различных информационных систем для бизнеса банка, ответить на вопрос, какую информацию следует держать в собственном хранилище, а какую отдавать в аутсорсинг. Аутсорсинг имеет свои преимущества хотя бы потому, что предполагает относительно не большой срок строительства ЦОДа – лишь несколько недель на установку оборудования и программного обеспечения (для сравнения: строительство собственного ЦОДа занимает от одного до пяти месяцев в зависимости от на значения и условий функционирования). Однако российские банки не стремятся прибегать к нему. По мнению Владимира Пасынкова, банкам практически во всех случаях необходимо использовать собственный ЦОД, хотя бы из соображений безопасности данных. Но есть и исключения – например, использование стороннего хостинга собственного интернет-портала. А в условиях отсутствия централизованных транзакционных банковских систем бан кам приходится организовывать собственный ЦОД в каждом из филиалов.

📌 Реклама

КАК ОПТИМИЗИРОВАТЬ РАСХОДЫ

В последние годы затраты банков на развитие IT-структур были одними из самых высоких в отраслях. Кризис же потребовал элементарной экономии и постоянного контроля за целевым использованием средств. По словам экспертов, большую часть денег – порядка 40% – съедают затраты на поддержку центра обработки данных. Выход из сложной ситуации с финансами на проектном этапе – модульная, или кластерная, организация, при которой ЦОД можно вводить в эксплуатацию частями. Однако при этом необходимо учесть, замечает Руслан Заединов, что если upgrade серверов возможен, то upgrade инженерного оборудования исключен. Замена кондиционера на более мощный и неизбежные при этом сварочные работы неподалеку от работающего сервера могут поставить крест на дорогостоящем оборудовании. А вот технология виртуализации позволяет не только сэкономить, но и сделать IT-систему банка более эффективной, повысить ее адаптацию к разным ситуациям в бизнесе. «Технология виртуализации позволяет гибко распределять ИТ-ресурсы между прикладными системами, обеспечивать четкое соответствие ресурсов и изменяющихся задач бизнеса», – говорит Руслан Заединов. Подобные технологии не только востребованы на Западе, но, по сло вам экспертов, являются там общепринятым стандартом. Открытая архитектура IT-решения позво ляет сосредоточивать данные на одной машине при сокращении бизнеса – например, закрытии региональных филиалов или сворачивании розничного бизнеса. В то же время такое решение упрощает ситуацию слияния-поглощения. Подобно тому, как авиакомпании при слиянии стремятся сделать единую IT-плат форму для регистрации пассажиров, банки стремятся иметь некое стандартное решение распределения информации, в том числе клиентской. Кстати, сейчас подобные решения особенно востребованы – никто не ожидал, что кризис сделает процессы банковских слияний и поглощений столь быстрыми и столь массовыми. Еще один аспект экономии – электроэнергия. На нее при обслуживании ЦОДа, по расчетам экспертов из CNews Analitics, расходуется до 25% средств, выделенных на создание центра. По мнению экспертов, расход электроэнергии можно оценить еще на этапе проектирования ЦОДа – стоимость сервера от ведущего вендера равна сумме затрат на оплату потребляемой им электроэнергии в течение двух-трех лет. Другой момент, который нужно принять во внимание еще на начальном этапе покупки сервисного оборудования (кондиционеров, чиллеров и т.п.), – соотношение стоимости, надежности, эффективности и эксплуатационных рас ходов при условии невозможности замены оборудования в течение ближайших нескольких лет после введения центра обработки данных в эксплуатацию. Эксперты уверены: лучше потратить больше, чем купить дешевые компоненты, которые принесут трудности и потребуют новых затрат на эксплуатацию. Сэкономить на электроэнергии также позволят правильная оценка количества платформ и нагрузки серверов, оптимальное их расположение в хранилище по отношению к сервисным системам и постоянный мониторинг расходов электроэнергии и оценка затрат.

📌 Реклама

АКЦЕНТ

В соответствии с американским стандартом TIA-942 и европейским – EN 50173-5 ЦОДы делятся на 4 категории, начиная от tier1, где практически ни одна система (ИТ или инженерная) не дублируется, и заканчивая максимально надежным четвертым классом, где все элементы имеют резервы и нет точек отказа. Отдельные требования по безопасности банковской информации обозначены в «Положении организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» (ЦБ РФ от 16.12.2003 №242П), «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы РФ» (от 02.11.2004).

Мнение эксперта

«Да» в пользу ЦОДов
Сергей Травин, системный аналитик компании Технос-К

Российское информационное пространство отличается высокой степенью резонансности: если кто-то «аукнул» про использование центров обработки дан ных, то на сотнях и тысячах сайтов тут же возникает отклик. Сейчас эта тема на слуху, и уже каждый специалист свое мнение по этому поводу высказал. Правда, все комментарии пока идут исключительно со стороны компаний, предлагающих услуги по предоставлению ЦОДов в аренду или пользование вместе с IT-аутсорсингом сопутствую щих сервисов либо без оного. Немногочисленные потребители это го сектора услуг скромно помалкивают. При этом как-то возникает ассоциация с известным симбиозом цеха стеколь щиков и мальчишек с рогатками. Однако техническому прогрессу быть, и технологии, получившие распространение во всем мире, не могут обойти нашу страну стороной. Есть несколько соображений в пользу расширения рынка создания и предоставления в аренду ЦОДов, которые могут быть подкреплены категорическим «да». Повсеместное распространение са мых разнообразных классов компьюте ров неизбежно привело к снижению та кого важного показателя, как расчетная стоимость на достижение необходимого числа транзакций в секунду. Сейчас этот показатель не превышает 5$/tpsE для массовой продукции, а для особо мощных систем снижается ниже трех долларов. На протяжении жизни нынешнего поколения компьютерщиков себестоимость транзакции упала в сот ни и тысячи раз. По этой причине любой продвинутый тинейджер сегодня может «на коленке» создать виртуальный сервер со вполне приличной (для отдельно взятой семьи) производительностью в пределах своего ноутбука. Если же кого-то интересует сервер масштаба предприятия – поверьте на слово, дешевле обойдется воспользоваться услугами профессионалов. А уж создавать собственный ЦОД или арендовать стойки с оборудованием в уже имеющемся – думайте сами, считайте сами. Второе. Создать IT-систему, наладить резервирование обработки данных, организовать сносную систему архивирования и хранения информации – построить такой информационный «свечной заводик» доступно любому отцу Федору. Но вот дальше начинает срабатывать правило Парето: для того чтобы обеспечить 90% своих потребностей, достаточно 10% усилий, а вот при дальнейшем продвижении к совершенству сопротивление среды с каждым шагом возрастает в геометрической прогрессии. И если говорить об уровне надежности 99,99% (т.е. совокупное время всех отказов в течение года не должно превышать 52 минут), тогда невольно вспоминаешь, что такой уровень сервиса правильнее покупать только у крупных и сильных производителей. Очевидно, что сказанное относится в первую очередь к телекоммуникационным компаниям, для которых показатели надежности и доступности первостепенны, но в какой-то мере и к банкам, особенно если они претендуют на круглосуточное розничное обслуживание. Кстати, мы как-то не задумываемся о том, что все услуги по платежам с пластиковых карт обслуживаются совершенно независимыми процессинговыми центрами. Такой вид аутсорсинга банкиров не пугает – значит, привыкнут они и к остальному. И наконец, третье. «Ледоколами инноваций», естественно, выступают те компании, у которых прибыльность несколько превышает среднерыночную. Не случайно в числе первых пользовате лей ЦОДов – региональные подразделения энергетических сетевых компаний и лидеры банковского рынка. Скажем им спасибо за то, что для продвижения нового вида услуг они принимают на себя избыточную часть финансовой нагрузки, непосильной для большинства предприятий малого и среднего бизнеса. Пройдет десяток лет, и пользование ЦОДами станет повсеместным, хотя сейчас эта «модная игрушка» по карману далеко не всем. Но ведь престиж и имиджевая компонента бизнеса играют не последнюю роль, особенно для банков и страховых компаний.

Подборка полезных мероприятий

Разместить
📌 Реклама