Банки

Эффективность управления – главное требование времени

А. Панфилов: «Современные стандарты качества управления позволили «Гарант-Инвесту» доказать свою стрессоустойчивость»

А. Панфилов: «Современные стандарты качества управления позволили «Гарант-Инвесту» доказать свою стрессоустойчивость»

Банк «Гарант-Инвест» можно считать рекордсменом: за 16 лет деятельности он трижды становился лауреатом Национальной банковской премии: в 2005, 2008 и 2009 годах. При этом каждый раз - в разных номинациях: «За достижения в инвестиционной деятельности и развитии рынка недвижимости», «Социально ответственный банк» и «За внедрение современных технологий управления». Председатель совета директоров «Гарант-Инвест» Алексей Панфилов считает это закономерным: для одноименного банка инвестиционная деятельность, социальная ответственность и современные технологии управления - это три опоры, три кита, на которых строится его работа. О том, чего уже удалось достичь, и о планах банка «Гарант-Инвест» на будущее он рассказал в интервью НБЖ.

НБЖ: Когда говорят о передовых технологиях и стандартах управления, первое, что приходит на ум непосвященному человеку, - это автоматизация, ИТ-обеспечение и т. д. «Гарант-Инвест» был отмечен в рамках V Юбилейной Национальной банковской премии потому, что оказался наиболее «продвинутым» в этих вопросах?

А. ПАНФИЛОВ: Современный банковский бизнес, конечно, не может быть эффективным без использования передовых ИТ-технологий. Но в нашем случае, я полагаю, речь идет в целом об эффективности управления банком и, если хотите, о забытом сегодня понятии «производительность труда». Между тем как раз по этому показателю Россия сильно отстает от стран с развитой экономикой, и наши банки, к сожалению, тоже далеко не всегда уделяют этому должное внимание.

Отличие нашего банка - в том, что он за 16 лет своей деятельности разработал эффективные стандарты управления. Благодаря применению их на практике мы видим, насколько эффективным является финансовое управление -вплоть до того, что мы знаем, куда вложен каждый рубль, какова отдача от его вложения, каковы риски его инвестирования и т. д. Повторюсь: не каждый крупный банк способен дать исчерпывающие ответы на эти вопросы. А «Гарант-Инвест» живет по принципам ры-ночно-плановой экономики.

НБЖ: Интересный термин: плановую экономику принято считать порождением социализма, а не рынка. А крупный банк, наверное, не может оценить с точностью до рубля эффективность вложений, потому что оперирует миллиардами…

А. ПАНФИЛОВ: Мне термин «рыночно-плановая экономика» кажется очень удачным. Рынок как раз и требует четкого планирования всех действий, выработки тех самых стандартов, о которых я говорил выше. А что касается ваших слов о крупных банках, то их проблемы - не в количестве средств под управлением, а в качестве самого управления. Управление должно быть комплексным, поэтому выработанные нами стандарты охватывают всю деятельность банка - и оценку рисков, и качество обслуживания, и выбор клиентов, и диверсификацию клиентской базы. Последнее принципиально важно, и нынешний кризис это продемонстрировал. Все мы помним, что были банки, упавшие из-за того, что их бизнес был «завязан» на одном крупном клиенте. Мы такие вещи не допускали, поэтому пережили кризис достаточно спокойно и даже существенно прибавили в этом году - и по клиентской базе, и по ключевым финансовым показателям.

НБЖ: То есть фактически применение эффективных стандартов управления сделало банк стрессоустойчивым.

А. ПАНФИЛОВ: Совершенно верно. Не спорю, на рынке много банков, которые покажут по итогам года большую прибыль, чем мы. Но «Гарант-Инвест», например, за все время кризиса сократил всего четырех человек -это тоже о многом говорит. Вспомните, какие массовые увольнения провели другие участники рынка! Это значит, что банки были раздутыми с точки зрения штатов. А мы, как я уже говорил, очень четко оценивали эффективность работы каждого подразделения, понимали, сколько человек необходимо для совершения тех или иных операций, развития тех или иных направлений деятельности банка.

НБЖ: Но чтобы производить подобные оценки, тоже нужен персонал, причем высококвалифицированный.

А. ПАНФИЛОВ: Не такой большой, как вы, наверное, думаете. Во всяком случае, штат аналитиков здесь не требуется. Есть система внутренних показателей, она автоматизирована, работает уже несколько лет.

НБЖ: Но кризисный 2009 год, который как раз заканчивается, заставил вас что-то поменять в ваших стандартах управления?

А. ПАНФИЛОВ: Конечно. Разработанные нами стандарты эффективны, но я никогда не скажу, что они идеальны. Мы в январе 2009 года действительно внесли изменения в систему управления, во внутренние нормативные документы банка. И сделали это не только во исполнение требований регулятора рынка, но и потому, что возникла такая необходимость. При этом мы постарались так перестроить свою работу, чтобы доля времени, которую мы тратим на внешний мир, на выстраивание отношений с клиентами, стала больше. А доля внутренней «бюрократии» -время, затраченное на составление внутренней отчетности, заполнение не всегда нужных формуляров, - меньше.

НБЖ: То есть сам процесс выстраивания отношений с клиентами подвергся изменениям под влиянием кризиса?

А. ПАНФИЛОВ: Конечно. Мы, например, стали более внимательными при проверке репутации клиента и при проверке его операций. Особое внимание стали уделять именно репутации. Насколько мне известно, ряд банков как раз пошел иным путем: они уменьшили «фильтры» при отборе клиентов, стали смотреть сквозь пальцы на прецеденты, когда источник состояния клиента не является «прозрачным» или операции, которые он запрашивает, сомнительны. Мы - противоположность этому подходу, мы «фильтры» как раз увеличили.

НБЖ: К оттоку наиболее состоятельных клиентов это не привело?

А. ПАНФИЛОВ: Нет. Кто-то, конечно, оказался «отсеянным», некоторым потенциальным клиентам мы дали понять, что не стоит приходить к нам с деньгами непонятного происхождения. Но при этом к нам в течение 2009 года пришло достаточно много состоятельных клиентов, которые легально владеют крупными суммами. Это, кстати, говоря, очень показательно. Мы предъявляем высокие требования к репутации клиентов, а клиенты выбирают «Гарант-Инвест», ориентируясь на нашу хорошую репутацию, а не только на доходность наших вкладов. Потому что, честно скажу, ставки по вкладам на рынке можно найти и выше, мы ни разу за весь 2009 год не поднимали их выше 14,5% годовых в рублях. Даже по специальным программам для VIP-клиентов.

НБЖ: 14,5% - действительно весьма умеренный показатель.

А. ПАНФИЛОВ: Да. Ни 16%, ни 17%, ни тем более 18% у нас ни разу не было. Тем не менее за год прирост вкладов физлиц составил почти 1 млрд руб. И это при том, конечно, что кто-то забирал свои средства, но этот отток, как вы видите, был с лихвой компенсирован.

Секрет успеха прост: нам верят, потому что знают: «Гарант-Инвест» -это банк, который существует уже 16 лет, он без потерь пережил все кризисы, с которыми российская банковская система столкнулась в этот период. Он никогда не подводил своих клиентов и всегда отличался очень высоким уровнем обслуживания.

НБЖ: А этот высокий уровень тоже, вероятно, возник в результате разработки и применения определенных стандартов?

А. ПАНФИЛОВ: Да. Мы, кстати, придаем стандартам качества услуг огромное значение в нашей деятельности. «Гарант-Инвест» - средний по размеру банк, мы не можем конкурировать с «гигантами» рынка по величине клиентской базы, по валюте баланса и т. д. Но мы можем и должны опережать их, с точки зрения качества обслуживания клиентов, с точки зрения эффективности ведения бизнеса и с точки зрения производительности труда. Если позволительно прибегнуть к такому сравнению, мы должны быть похожи на пятизвездочный отель. Он может быть небольшим, особенно по сравнению со стоящим рядом огромным трехзвездочным отелем. Но качество обслуживания в «пяти звездах» должно быть несопоставимым. И тогда он, несмотря на свои скромные размеры, будет всегда востребован, и люди будут постоянно останавливаться в нем.

Начать дискуссию

Контроль за ведением воинского учета и штрафы в 2024 году

В прошлом году увеличили штрафы за нарушения в сфере воинского учета. Контроль за его ведением усиливается: многие организации ожидают проверок военкомата уже в ближайшее время. Рассказываем, как проходят проверки и какие есть штрафы.

Контроль за ведением воинского учета и штрафы в 2024 году

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Выплаты многодетным на погашение ипотеки продлили: срок

В 2024 году многодетные получат порядка 50 млрд рублей на погашение жилищного кредита.

Какие меры принудительного исполнения можно применить к должнику

Рассказал о мерах применяемых к должнику, которые помогут быстрее исполнить решение суда.

Лучшие спикеры, новый каждый день

И Москва, и Сочи опять подорожали. Что произошло с ценами на недвижимость в этих городах за месяц?

Продолжаю следить за тем, что происходит с ценами на недвижимость в Москве и в Сочи. Как думаете, где цены выросли сильнее? А что будет с ипотекой? Вот и узнаем. В прошлый раз я смотрел февраль–март. Изучаем, что произошло за месяц, думаем, что будет дальше.

И Москва, и Сочи опять подорожали. Что произошло с ценами на недвижимость в этих городах за месяц?

Официально: даны прогнозы роста основных показателей экономики

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

​Вчера поспешил, сегодня — опоздал. И как же правильно?

Вот уж действительно головоломка. Вчера налоговики тебе сказали: «Поспешишь — нас насмешишь», а сегодня: «Сам виноват. Надо было раньше думать». А на кону, между прочим, опять деньги.

​Вчера поспешил, сегодня — опоздал. И как же правильно?
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
1
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Интересные материалы

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.