Кредитование

Управление ростом

He секрет, что в современной России компаниям малого и среднего бизнеса нелегко развиваться - не в последнюю очередь потому, что им трудно получать необходимое для развития финансирование.

He секрет, что в современной России компаниям малого и среднего бизнеса нелегко развиваться - не в последнюю очередь потому, что им трудно получать необходимое для развития финансирование.

Многие банки предпочитают работать с «крупняком», способным предоставить в качестве обеспечения солидные залоги, поручительства владельцев бизнеса, ценные бумаги с высокими рейтингами и т.д. «Малышам» и «середнякам» зачастую приходится довольствоваться «крохами с барского стола»: кредитные организации, еще не оправившиеся от последствий кризиса, в большинстве своем относятся к ним настороженно.

Но большинство - еще не значит все. НОМОС-БАНК считает, что как раз малый бизнес станет со временем одной из основ для экономического роста в России. Сотрудники Департамента по работе с малым бизнесом НОМОС-БАНКа видят свою цель в том, чтобы всемерно помогать компаниям малого бизнеса, «выращивать» их с той заботой и теплотой, с какой садовники из цветочных луковиц выращивают восхитительные цветы и растения. Образ, возможно, немного помпезный, но правильный. То, что сегодня является небольшим бизнесом, со временем может стать огромной компанией, которой будут гордиться не только ее создатели, но и вся страна. Естественно, подобное превращение занимает несколько секунд только в сказках, а в реальной жизни оно требует огромного труда от руководителей проекта, а от банка, который работает с компанией, - готовности поддержать, лояльности, заботы и теплоты.

Олег Юшков

Олег Юшков - директор Департамента по работе с малым бизнесом - относится к числу тех специалистов, которые обладают, по российским меркам, рекордным опытом работы в сфере кредитования и поддержки малого бизнеса. «Сначала я оказался кредитным инспектором в Сбербанке, но проработал там недолго. Европейский банк реконструкции и развития производил набор кредитных экспертов, я попал в их число, потом стал консультантом ЕБРР. Постепенно «дослужился» до должности координатора банка по региону, то есть фактически стал вторым лицом в Фонде поддержки малого бизнеса в российской структуре ЕБРР, - рассказывает Олег. - Потом, понимая, что ситуация в нашем банковском секторе начинает кардинально меняться, я перешел на работу в один из крупнейших государственных российских банков». На вопрос, какие кардинальные перемены начались в 2006 году, Олег отвечает: «До этого кредитные организации в России не уделяли малому бизнесу большого внимания, фактически не работали с ним. Начиная с середины 2000-х годов практически все банки стали разрабатывать соответствующие программы. Именно осознание этого факта подвигло меня к смене места работы».

Почему Олег в качестве нового места приложения своих знаний и навыков выбрал именно НОМОС-БАНК? «На мое решение повлияло сразу несколько факторов. Во-первых, то, что в НОМОС немного раньше меня пришел Роман Лесохин, с которым мы вместе работали в Фонде поддержки малого бизнеса в ЕБРР и в рамках совместного проекта министерств атомной промышленности России и США. Во-вторых, потому что я хотел работать в коммерческом банке, где был бы иной подход к бизнесу, чем в государственном. С этой точки зрения, мы с НОМОСом подошли друг другу идеально:  банк хотел диверсифицирoвать свой бизнес, продолжая развитие в качестве универсального банка». Стремление достичь этой цели заставляет НОМОС-БАНК «заполнять» разрыв между «розницей» и обслуживанием крупных корпоративных клиентов. Как результат, гораздо больше внимания начинает уделяться развитию такого направления, как кредитование малого бизнеса», - поясняет Олег. О команде, которая теперь занимается в НОМОС-БАНКе кредитованием малого бизнеса, Олег Юшков отзывается не просто тепло, а с нескрываемой гордостью. «Я уверен, что на российском рынке нет аналогов нашей команде: у специалистов, которые входят в ее состав, накоплен 10-15-летний опыт работы в сфере МБ. И все мы работаем не только ради максимизации прибыли банка, но и потому что осознаем: мы формируем средний класс в России - людей с активной жизненной позицией, - подчеркивает Олег. - Могу с полной ответственностью сказать, что это не только мое отношение, его в полной мере разделяют все участники нашей команды. Залог нашего успеха еще и в том, что мы все единомышленники; нам не надо «притираться» друг к другу, мы руководствуемся одними и теми же принципами и подходами».

Что касается профессионализма новой команды, то, по словам г-на Юшкова, он подтверждается конкретными результатами. «Два года назад НОМОС-БАНК занимал 50-е место в рейтинге по объемам кредитования малого бизнеса; сейчас мы вошли в ТОП-15 по этому показателю. Для того чтобы обеспечить такие быстрые темпы роста, конечно, пришлось немало потрудиться, перестроить существовавшую инфраструктуру. Это касается и обновления стандартов обслуживания малых предприятий, и формирования специализированного отношения к малому бизнесу как к особой целевой группе. Мы изменили этот подход, стали применять различные принципы при кредитовании крупного и малого бизнеса. Сами видите, что это привело к заметным результатам – банк расширил число потенциальных клиентов, которых раньше не взялся бы обслуживать, и при этом одновременно снизил риски по кредитованию малого бизнеса», – рассказывает директор Департамента.

Останавливаться на достигнутом «команда мечты» не собирается. «Мы рассчитываем, что по прошествии следующих пяти лет мы не просто закрепимся в ТОП-15 по объемам кредитования малого бизнеса, но и войдем в ТОП-5. Мы «целимся» примерно в 3% рынка и считаем эту цель вполне достижимой», – улыбается Олег.

Роман Лесохин

Роман Лесохин – заместитель директора Департамента по работе с малым бизнесом – пришел в НОМОС-БАНК первым из «команды мечты», уже вслед за ним в банк перешли Олег Юшков и Александр Шишкин. «И с тем и с другим я работал на протяжении многих лет, а с Олегом, можно сказать, начинал карьеру еще в ЕБРР». В НО-МОС-БАНК Романа Лесохина привело стремление использовать огромный накопленный опыт для решения новых и очень амбициозных задач. Естественно, возникает вопрос, не страшно ли было в разгар кризиса оставлять «тихую гавань» – госбанк – и переходить на работу в коммерческий банк, который по определению более подвержен перепадам рыночной конъюнктуры. «Действительно, в НОМОС-БАНК я пришел в сложный для банковского рынка период – кризис находился еще в достаточно острой фазе. При этом задача стояла амбициозная – поднимать обслуживание малого бизнеса в НОМОСе приходилось практически «с нуля». Без команды единомышленников, без моих коллег-профессионалов это было бы просто невозможным», – признается Роман.

К моменту прихода Романа направление по работе с малым бизнесом уже существовало, но последовавшая работа по созданию инфраструктуры по масштабам сопоставима не с «перестройкой», а с реализацией абсолютно нового проекта. «Подходы к работе с малым бизнесом в НОМОС-БАНКе сейчас – это принципиально иные подходы по сравнению с теми, которые существовали два года назад. Они несопоставимы», – констатирует Роман.

Чем конкретно занимается г-н Лесохин в должности заместителя директора Департамента по работе с малым бизнесом? «Фактически я являюсь исполнительным управляющим, – говорит он. – Мой непосредственный руководитель, Олег Юшков, занимается определением и решением стратегически важных для нашего направления задач на самых разных уровнях, непосредственно курирует развитие бизнеса в части sales-management, в моих руках находится оперативное исполнение принятой стратегии. В первую очередь, я сосредоточен на кредитном процессе, рисках и product-management. Если с кредитованием и рисками более-менее понятно, о чем идет речь, то product-management подразумевает технологии разработки и продвижения конкретных продуктов. Здесь речь идет о сложной технологической «цепочке», начиная от поиска клиента, предложения клиенту продуктов, отвечающих потребностям бизнеса, и заканчивая моментом нажатия «кнопки» выдачи кредита, а также последующим его возвратом», – рассказывает Роман. И эта «цепочка» поточного кредитования малого бизнеса, по словам специалиста, должна работать по принципу хорошо настроенного и отлаженного «кредитного конвейера».

Естественно, одно из непременных условий целостности «цепочки» – правильный подбор сотрудников. «И у меня, и у других наших бизнес-кураторов большой опыт привлечения и обучения сотрудников, многих из них мы знали лично по работе в регионах еще до прихода в НОМОС. И, конечно, здесь как нельзя более справедлив лозунг «кадры решают все» – именно благодаря профессионалам «на местах», которых я называю нашей фронт-метакомандой, мы успешно реализуем наши проекты и начинания», – признается Роман.

Еще один очень важный блок, который курирует г-н Лесохин, – риски. «Мы внедрили в банке западную модель оценки рисков, институциональным продвижением которой в России исторически занимался ЕБРР. Она сильно отличается от той, которой придерживается большинство наших «коллег по цеху». В рамках этой передовой модели проводится полный финансовый анализ бизнеса потенциального заемщика – не используется формальный подход, основанный исключительно на анализе данных официальной отчетности. Мы изучаем реальный бизнес клиента, состояние финансовых потоков, наличие и состояние обеспечения и т.д.», – поясняет Роман.

Как и Олег Юшков, Роман Лесо-хин абсолютно уверен – «команда мечты» вполне способна достичь новых высот, в том числе ввести НОМОС-БАНК по объемам кредитования малого бизнеса в ТОП-5 ведущих банков. «Скажу больше – мы надеемся не только сделать это, но и превратить НОМОС в лидера среди частных банков, работающих в сегменте малого бизнеса. Стимулами при этом для нас являются готовность руководства банка к развитию бизнес-блока, понимание им важности и перспективности развития направления МБ в целом для банка и, конечно, личные амбиции.

Я считаю, что в НОМОС-БАНКе собралась лучшая команда управленцев, и мы уже начали доказывать это рынку с помощью конкретных цифр и результатов», – резюмирует Роман.

Александр Шишкин

Александр Шишкин – начальник Управления кредитования и развития бизнеса Департамента по работе с малым бизнесом – пришел в НОМОС-БАНК в мае 2009 года по приглашению Романа Ле-сохина. «Мы раньше вместе работали, и здесь, в НОМОС-БАНКе, наши пути снова пересеклись, – рассказывает Александр. – Естественно, перспектива работать вместе с ним сыграла немаловажную роль. Любая смена места деятельности – очень ответственный шаг, и важно, чтобы рядом оказались люди, с которыми комфортно и интересно работать. Но не меньшим стимулом было то, что работа в НОМОС-БАНКе – это возможность реализовать себя, претворить в жизнь свои планы и идеи».

Уже в рамках НОМОСа Александр сделал впечатляющую карьеру. «Сначала я занимал должность регионального директора Департамента по работе с малым бизнесом. В этой «ипостаси» я курировал регионы – прежде всего, Сибирь и часть «точек» продаж в других регионах России. В сентябре исполнится год с тех пор, как я был назначен на должность начальника Управления и в этой должности стал курировать все отделы по работе с малым бизнесом в филиальной сети НОМОС-БАНКа», – поясняет Александр.

«Банкиры, к сожалению, редко задумываются над тем, какую роль играет институт региональных директоров; в некоторых финансово-кредитных структурах даже нет таких должностей, – говорит г-н Шишкин. – Между тем, значимость этой роли в продвижении банковских продуктов и услуг в регионах трудно переоценить. Региональный директор отвечает за все, начиная с выбора места для открытия нового подразделения и заканчивая конкретными финансовыми результатами, которые демонстрирует та или иная «точка продаж». Если бизнес-план не выполнен, то за это, прежде всего, отвечает региональный директор – значит, он не сумел наладить эффективную работу в конкретном филиале или регионе в целом. На «плечи» директора ложатся задачи по подбору и обучению персонала и с точки зрения осуществления продаж, и с точки зрения анализа кредитных рисков. Фактически региональный директор – своего рода «коуч», тренер: он приезжает в регионы и на личном примере показывает сотрудникам, как следует выстраивать отношения с клиентами, какую информацию о компаниях-заемщиках необходимо собирать и как ее анализировать».

Александр, активно занимавшийся «коучингом» во время пребывания в должности регионального директора, и сейчас продолжает обучать персонал «на местах».

Естественно, и региональный директор и человек, который курирует институт региональных директоров, должны учитывать специфику «точек продаж». «Региональная специфика играет важную роль при формировании продуктового предложения, – считает Александр. – Есть промышленные регионы, и для них будут востребованы одни кредитные продукты, есть регионы, где лучше развита сфера услуг, и для них «на пике спроса» будут находиться совсем другие продукты. Необходимо учитывать, сколь ни странным это может показаться, и климатический фактор, поскольку под влиянием климата формируется менталитет людей. Например, в южных регионах люди более открытые, они быстрее откликаются на новые предложения, которые делает им банк. В регионах, расположенных на севере страны, картина несколько иная. Если все регионы «стричь под одну гребенку», то результатом будет появление «аутсайдеров». А это, как я уже говорил, будет свидетельствовать о том, что я и региональные директора, которые находятся в моем подчинении, недоработали».

На вопрос, есть ли у него любимые регионы, Александр отвечает с улыбкой: «Я с большой симпатией отношусь к тем регионам, которые я курировал в должности регионального директора. Там я принимал сотрудников на работу, общался с клиентами, участвовал в становлении бизнеса. Но это ни в коем случае не означает, что другим регионам уделяется меньше внимания – бывает, что как раз наоборот. За не совсем успешные регионы душа болит больше, чем за «регионы-локомотивы», и стараешься, чтобы первые тоже «подтянулись» по объемам продаж».

В среднесрочной перспективе, как признается Александр, работы у него еще прибавится: в соответствии с недавно принятой стратегией развития Департамента по работе с малым бизнесом НОМОС-БАНК планирует увеличить и численность регионов своего присутствия, и численность персонала в «точках продаж». «Это естественный процесс: есть физическая способность человека выдавать определенное количество кредитов. «Перегружать» сотрудника – значит, идти на заведомый риск совершения им ошибок, увеличивать роль «человеческого фактора». Поэтому мы знаем: если будем наращивать объемы бизнеса – а именно таковы планы банка, – то мы должны будем увеличить и число сотрудников, обслуживающих этот бизнес. Что же касается дополнительной нагрузки, которая при этом ляжет на меня, то я ее не боюсь, а, наоборот, приветствую. Решать новые, все более амбициозные задачи – именно для этого я и пришел в НОМОС-БАНК», – резюмирует Александр.

СПРАВКА О БАНКЕ

Группа НОМОС-БАНКа занимает 8 место среди крупнейших российских банковских групп по размеру активов и 2 место среди крупнейших российских частных универсальных банков: консолидированные активы составили 569,7 млрд рублей, а собственный капитал — 61,3 млрд рублей по состоянию на 31 марта 2011 года.

На начало 2011 года Группа НОМОС-БАНКа занимала 9 место по размеру филиальной сети в России, обладая примерно 300 филиалами и офисами в экономически значимых регионах страны. Деятельность банка преимущественно сосредоточена в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской области, Тюменской области (включая Ханты-Мансийский автономный округ), Новосибирской области, Хабаровском крае. НОМОС-БАНК предоставляет полный спектр банковских услуг клиентам корпоративного, розничного и малого сегментов бизнеса.

Альфия Абсалямова

Альфия Абсалямова – один из представителей «команды мечты», которая работает в НОМОС-БАНКе. «Я пришла в НОМОС в ноябре 2009 года по приглашению людей, с которыми я работала ранее. Конечно, для меня много значило то, что вместе со мной будут работать специалисты, которых я хорошо знала, но был и еще один немаловажный фактор, повлиявший на мой выбор, – рассказывает Альфия. – НОМОС активно развивал сегмент кредитования малого бизнеса, и, конечно, это сулило и новые вызовы, и новые интересные задачи, и новые испытания для меня, как для специалиста».

В НОМОС-БАНКе Альфия работает управляющим директором в Управлении кредитования и развития бизнеса Департамента по работе с малым бизнесом. «Одна из моих задач – набор персонала в курируемые мною «точки» продаж продуктов для малого бизнеса, обучение сотрудников, коучинг. Мы также курируем процессы взаимодействия сотрудников с клиентами. У каждого куратора в нашем Управлении семь-восемь «точек», – поясняет специалист. – Наша работа подразумевает не только дистанционное руководство процессом из офиса, но и частые командировки в «точки» продаж, организацию и проведение «Дней малого бизнеса» – специальных обучающих мероприятий для сотрудников банка с целью повышения их квалификации».

«Обучение, на мой взгляд, – постоянный процесс, – рассказывает Альфия, – причем мы не только учим сотрудников, но и учимся сами. Конечно, бывают случаи, когда приходится серьезно «натаскивать» персонал. Скажу по своему опыту – это вполне решаемая задача».

Конечно, свое влияние на процесс обучения сотрудников оказывает специфика кредитования малого бизнеса. «Кредитование МБ – по определению более сложное направление бизнеса, чем кредитование розницы. Там все гораздо проще: «забил» цифры в ско-ринговую систему и получил от нее ответ, можно или нельзя кредитовать потенциального заемщика. У нас все обстоит иначе: все клиенты разные, занимаются различными направлениями бизнеса, у каждой компании своя структура бизнеса. Так что под одну «программу» их не подведешь. Поэтому сотрудники регулярно проходят у нас разные «курсы» обучения. Это необходимо, потому что ситуация на рынке меняется, «продуктовые» предпочтения клиентов – тоже, постоянно возрастают и их требования к качеству услуг, которые оказывает банк. Все эти перемены необходимо учитывать при привлечении заемщиков.

Хотела бы отметить, что наше обучение носит не только теоретический, но и практический характер: кураторы вместе с сотрудниками выезжают к клиентам и наглядно демонстрируют своим «подопечным», как следует вести переговоры, на чем нужно акцентировать внимание, как находить «точки соприкосновения» между банком и клиентами», – подчеркивает Альфия. «Не стоит думать, что обучение проходят только сотрудники «на местах» – в этом процессе обязательно участвуют и руководители Департаментов и Управлений», – продолжает свой рассказ г-жа Абсалямова.

Альфия отмечает, что обучать сотрудников приходится не только навыкам сбора и анализа финансовой информации, но и психологии. «При работе с компаниями МБ очень важно добиться доверия клиента – того, чтобы он «раскрыл» перед банком не только официальную отчетность, но и управленческую, ту, которая отражает реальную картину бизнеса компании. Всем банкирам, работающим в направлении кредитования МБ, известно, как нелегко этого добиться. И конечно, всегда стремишься к тому, чтобы клиент раскрылся перед тобой как человек», – подчеркивает г-жа Абсалямова.

Хотя Альфия моложе других участников «команды мечты», чувство материнства по отношению к клиентам МБ присуще и ей. «Часто бывает так, что ты буквально «выращиваешь» компанию – от первого микрокредита до следующих, уже куда более крупных займов. Конечно, в таких случаях возникает особое отношение к компании, ты действительно начинаешь рассматривать ее как своего ребенка, которого ты «поставил на ножки», – улыбается Альфия.

Виктор Шерстюк

Виктор Шерстюк пришел в НОМОС-БАНК без малого полтора года назад на должность начальника Управления развития технологий и поддержки продаж. Его стаж работы на банковском рынке куда более продолжителен – свыше 15 лет. «До прихода в НОМОС-БАНК я работал в одном из крупнейших государственных банков, где совместно с Олегом Юшковым и Романом Лесохиным занимался развитием кредитования малого и среднего бизнеса.

В НОМОС-БАНКе у нас появилась возможность снова собраться командой, и, конечно, такой шанс нельзя было упускать», – рассказывает Виктор Шер-стюк. Наличие команды единомышленников, объединенных общей идеей и общим делом, – это, по мнению Виктора, как раз залог успеха развития любого направления банковского бизнеса, будь то розница, кредитование малого бизнеса или обслуживание крупных корпоративных клиентов.

«Большое уважение вызывал и сам банк – стабильная структура, которая на протяжении многих лет успешно занималась преимущественно корпоративным финансированием, придерживаясь консервативной стратегии. В последние годы НОМОС-БАНК уверенно развивает розничный сегмент, соответственно, появились новые задачи, которые призвана решать в том числе и наша команда», – поясняет свой выбор Виктор.

Опыт, полученный на предыдущем месте работы, по словам Виктора, очень помог, а на «базе» частного банка легче «обкатывать» и применять новые, более передовые технологии. «Я уверен, что НОМОС может стать одним из лидеров в сфере кредитования малого бизнеса, все необходимые предпосылки для этого у банка есть. Руководство понимает, что речь идет об очень перспективном направлении, к тому же кредитование малого бизнеса позволяет диверсифицировать структуру кредитного портфеля банка. За последние полтора года нам удалось добиться существенного увеличения объемов выдаваемых кредитов и «нарастить» клиентскую базу».

На вопрос о том, каков функционал его должности, Виктор поясняет: «Наше Управление занимается совершенствованием методологии кредитных процессов, финансовым планированием, разработкой системы отчетности. Одна из важнейших задач – развитие «продуктовой» линейки с учетом потребностей и пожеланий клиентов банка». Где-то специалисты стараются чуть-чуть опередить рынок, предлагая новые «продукты», где-то вынуждены, по словам Виктора, «догонять паровоз», перенимая у коллег по цеху best practice – лучшее из того, что было наработано на российском банковском рынке в течение последних 15 лет.

Роль технологической поддержки процесса кредитования очень велика, рассказывает Виктор. «Использование собственного опыта, а также лучших банковских наработок позволяет нам привлекать качественных клиентов, поддерживать приемлемый уровень просроченной задолженности, что немаловажно, поскольку кредитование малого бизнеса – по определению достаточно рискованный сегмент. При этом надо отметить высокий уровень качества кредитного портфеля, сформированного за последние полтора года. Это очень хороший показатель, потому что полтора года – как раз тот срок, когда «выходят на просрочку» изначально некачественные кредиты», – подчеркивает Виктор.

Естественно, технологическая база, подведенная под процесс кредитования, может дать банку и другие преимущества – например, она позволяет ускорить процесс рассмотрения и одобрения кредитных заявок. «Не секрет, что многим клиентам в сегменте малого бизнеса деньги зачастую нужны «здесь и сейчас», они не могут ждать несколько недель, пока банк примет решение по их запросу. В ряде случаев клиенты даже готовы переплачивать за скорость, обращаясь в микрофинансовые организации или к частным «ростовщикам». Чтобы не потерять потенциальных заемщиков, банку необходимо организовать кредитный «конвейер». Не могу сказать, что в НОМОСе он уже есть, но мы работаем над решением этой задачи, поскольку понимаем, что в этом сегменте как раз самая высокая доходность», – рассказывает Виктор. Кредитный «конвейер», по его словам, позволит объединить разрозненные сейчас процессы в единое целое, и тогда специалисты банка смогут прослеживать «жизнь» кредита от первого звонка или письма потенциального клиента до осуществления им последнего платежа уже в качестве действующего заемщика.

Общаясь с Виктором, начинаешь понимать, что для него развитие кредитования малого бизнеса – не просто работа, за которую он получает зарплату, а, как ни пафосно бы это звучало, дело всей жизни. «Всегда очень приятно видеть, что клиент, которого ты кредитовал пять-семь лет назад еще на стадии становления бизнеса, превратился теперь в крупную компанию с узнаваемым и в России, и за рубежом брендом. Когда снова встречаешься с такими клиентами или просто видишь их продукцию на полках магазинов, начинаешь понимать, что и твоя заслуга в его успехах есть: ведь ты был среди тех, кто помог и поддержал этот бизнес», – заключает Виктор.

Ольга Головкина

Ольга Владимировна Головкина, в отличие от остальных членов dream team, работает в банке более пяти лет. «У меня немного другая история, – рассказывает она. – В НОМОС-БАНК я пришла в 2006 году, имея к тому времени более 10 лет опыта работы в банковском бизнесе, и ни разу не пожалела о принятом тогда решении. НОМОС-БАНК – крупная финансово-кредитная организация, у него большой потенциал для развития, и, что очень важно, он дает сотрудникам возможность проявить себя». Есть и еще один момент, обуславливающий лояльность Ольги Владимировны именно к НОМОСу. «Банк фактически открыл для меня направление кредитования малого бизнеса, во многом потому что еще несколько лет назад четкого деления на крупный и малый бизнес в кредитных организациях не было. В НОМОС-БАНКе я получила возможность специализироваться именно в этом направлении и очень благодарна за это банку», – признается Ольга Владимировна.

Очень тепло отзывается г-жа Головкина и о сложившемся в банке коллективе – как о новой команде, частью которой она стала, так и о сотрудниках возглавляемого ею Управления контроля технологии кредитования. «Что касается новой команды, то отношения в ней сложились просто замечательные, мы понимаем друг друга, потому что цель у нас одна – всемерно развивать направление бизнеса, за которое мы отвечаем. А если говорить о сотрудниках моего Управления, то хотела бы отметить следующее: я постоянно делюсь с коллегами накопленным опытом, но и они не остаются в долгу, постоянно учат меня чему-то новому, поскольку коллектив у нас молодой, ребята энергичные, быстро осваивают новые направления, подсказывают интересные идеи. Так что мы постоянно обогащаем друг друга», – подчеркивает Ольга Владимировна.

Хороший коллектив, конечно, очень важен, но не меньшее значение Ольга Владимировна придает тем задачам, которые решает ее Управление. «Мы «продвигаем» наши технологии кредитования в Москве, Московской области и в регионах; контролируем выдачу кредитов; принимаем и рассматриваем так называемые нестандартные кредиты; обсуждаем их на Кредитном комитете; обучаем коллег в филиалах и отделениях банка», – рассказывает Ольга Владимировна.

Сложно сказать, какая из стоящих перед Управлением задач является наиболее актуальной – по словам Ольги Владимировны, решение каждой из них принципиально важно с точки зрения успешного развития кредитования малого бизнеса. «Если говорить о контроле выдачи кредитов, то здесь мы отслеживаем, прежде всего, соответствие выдаваемых кредитов стандартам и технологиям банка. Таким образом, мы делаем первую оценку заявок, одобренных сотрудниками кредитных подразделений «на местах». Если «всплывают» значительные расхождения со стандартами и технологиями банка, то мы отправляем кредитные заявки на доработку, если речь идет о несущественных «нюансах», исправляем их самостоятельно. Плюс к этому, отслеживаем соответствие решения, принятого Кредитным комитетом, и его исполнения», - поясняет Ольга Владимировна.

На вопрос о том, какой политики придерживается НОМОС-БАНК по отношению к потенциальным заемщикам, желающим получить кредит на нестандартных условиях, г-жа Головкина отвечает так: «НОМОС-БАНК в принципе очень лоялен по отношению к своим клиентам. Поэтому мы стараемся найти индивидуальный подход к таким заемщикам и предлагаем условия, приемлемые и для них, и для банка». Такой подход, по мнению Ольги Владимировны, абсолютно логичен. «Малые предприятия - это особая категория, их нельзя сравнить с корпоративными клиентами. Они начинают свой бизнес «с нуля», им надо помочь сделать первые шаги в развитии», -подчеркивает она.

Как и ее коллеги, г-жа Головкина считает оказание такой поддержки своей миссией и очень радуется, когда видит, что компании, кредитовавшиеся в НО-МОС-БАНКе, стабильно развиваются. «Особенно это приятно, когда ты видел ту или иную компанию «на старте», а теперь она успешный игрок на своем поле. Честно скажу, сознание того, что ты при-частен к ее успеху, очень важно», - признается Ольга Владимировна.

СВИДЕТЕЛЬСТВО УСПЕХА

Кредитование малого бизнеса является одним из приоритетных и быстрорастущих направлений деятельности НОМОС-БАНКа. По итогам 2010 года объем кредитного портфеля Группы НОМОС-БАНКа по малому бизнесу (по МСФО) составил 19,1 млрд рублей (рост 260% по сравнению с аналогичным показателем 2009 года). Объем привлеченных средств клиентов увеличился, достигнув 22,0 млрд рублей (рост 368% по сравнению с аналогичным показателем 2009 года). В 2011 году Группа НОМОС-БАНКа также поддерживает высокие темпы развития малого бизнеса. По итогам 1 квартала 2011 года объем кредитования предприятий малого бизнеса Группы НОМОС-БАНКа составил 20,9 млрд рублей (рост по сравнению с началом 2011 года составил 9,2%). По состоянию на 31 марта 2011 года банк обслуживал около 64 тыс клиентов малого бизнеса.

Начать дискуссию

ЕНС (ньюанс процедуры взыскания) - опасность кредитования бизнеса за счет несвоевременной уплаты налогов.

Рассмотрим занятный, но не сильно "подсвеченный" момент, связанный с формированием решения о взыскании налогов и сборов в условиях действия ЕНС. Как следствие - приостановление операций по счетам.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Мишустин пошел на второй срок: какие задачи стоят перед правительством и кто останется в кресле

10 мая 2024 года депутаты Госдумы утвердили Михаила Мишустина в должности председателя Правительства России. Его кандидатуру внес президент.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году

Любому бизнесу важно находить эффективные решения по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью и поддержанию стабильного денежного потока. Один из наиболее действенных финансовых инструментов — факторинг. Рассмотрим основные виды факторинга и поможем определиться с выбором оптимального решения для вашего бизнеса.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году
Лучшие спикеры, новый каждый день

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Рассказываю.

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде
Общество

Куда идут в аспирантуру: самые востребованные направления

Росстат назвал самые распространенные направления подготовки среди выпускников в аспирантуре по итогам 2023 года.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
УК РФ

На юрлиц стали чаще возбуждать уголовные дела за таможенные нарушения

Таможенные органы отчитались, что возбудили 641 уголовное дело в 1 квартале 2024 года.

Стартовал эксперимент с электронными студенческими билетами и зачетками: что дает

Электронные студенческие билеты и зачетные книжки появятся на Госуслугах. Их можно использовать наравне с бумажными.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить

Компании и предприниматели сотрудничают с внештатниками на основании договора ГПХ. Рассказываем, на какой срок можно составить договор гражданско-правового характера, и какие последствия могут быть, если указать срок неверно.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить

До 17,5% от Абрамовича. Свежие облигации: Евраз на размещении

Горняки и металлурги пришли к нам за деньгами, а инвесторы и рады, что не только в лизинг и стройку можно инвестировать. Круто, но есть нюанс — отсутствует финансовая отчётность после 1П2022. Ни за весь 2022 год, ни за 2023 год отчётности нет. Посмотрим, как же так получается, и оценим необходимость участия в этом размещении.

До 17,5% от Абрамовича. Свежие облигации: Евраз на размещении

С Днём Победы!

9 мая, когда мы отмечаем День Победы, мы вспоминаем не только о тех, кто сражался на фронтах, но и о тех, кто с огромным мужеством выдерживал испытания в тылу. Среди них моя бабушка, Ольга Ефимовна, чья история наполнена не только горечью утраты, но и невероятной жизненной силой.

Путин: через 6 лет смертность от ДТП должна снизиться в 1,5 раза

В рамках достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» президент поставил задачу снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Инвестиции

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом

Ситуация: ты покупаешь акции компании, которая внезапно становится токсичной и месяц за месяцем нащупывает новое дно. Классический пример — ВТБ. Но это было всегда, а вот более свежие примеры — Сегежа или народное достояние. Газовая компания вообще держится в топ-3 по популярности среди акций, а её ближайшие перспективы не менее туманны, чем Альбион.

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом
Социальный вычет

Изменился состав документов для получения налогового вычета за обучение

По расходам на образование с 1 января 2024 года в налоговую нужно принести справку об оплате услуг. Раньше для получения социального налогового вычета по НДФЛ были нужны платежные документы и договор.

7

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!

Коллектив «Клерка» поздравляет всех с Днем Великой Победы!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!
3
Законопроекты

Губернаторам могут разрешить продлевать майские праздники

Госдума начинает рассматривать законопроект, который может разрешить региональным властям давать людям больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей региона поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Инвестиции

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Нет ничего постыдного в том, чтобы инвестировать в навоз, даже если этот навоз берёт долги в юанях под 8%. Сегодня у нас в гостях Акрон — очередной эмитент, который позволяет инвесторам заработать в валюте. Крайне интересный выпуск, достойный находиться в портфелях всех любителей валюты.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Интересные материалы

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот