Кредитование

Кредитный конвейер

НБЖ провел среди ИТ-директоров банков опрос по теме: почему банкам необходим кредитный конвейер, и как можно организовать его максимально быстро и с минимально возможными затратами.

НБЖ провел среди ИТ-директоров банков опрос по теме: почему банкам необходим кредитный конвейер, и как можно организовать его максимально быстро и с минимально возможными затратами.

БИНБАНК

Константин БОРОЗИНЕЦ, директор департамента единого заказчика ИТ-услуг

Кредитный конвейер необходим банкам, которые работают на рынке массовой выдачи кредитов для частных лиц и представителей малого бизнеса. Автоматизация и унификация процесса в рамках работы кредитного конвейера позволяют банку снизить стоимость обслуживания, уменьшить операционные риски, увеличить скорость, а значит, и количество выданных кредитов.

На текущий момент данное решение не является чем-то уникальным, и уже существует соответствующая экспертиза его внедрения в банках, а также необходимые программное обеспечение, архитектура и бизнес-процессы. Кроме того, ИТ-ландшафт современных банков предполагает наличие интеграционной платформы (шины интеграции) и развитого набора интеграционных сервисов. Это значительно упрощает внедрение такого решения, как кредитный конвейер. При выборе ИТ-решения для кредитного конвейера, в первую очередь, необходимо ориентироваться на хорошо зарекомендовавшие себя решения, на опыт построения систем, требующих высокой производительности бизнес-процессов и их интеграции. К таким решениям можно отнести систему «Банк-Клиент», CRM, различные интеграционные решения. Все эти компоненты так или иначе уже используются в банках, и данные технологии могут быть применены для построения конвейера. Внедрение кредитного конвейера ничем не отличается от внедрения любого другого банковского продукта и начинается со сбора бизнес-требований, описания бизнес-процессов, выработки архитектуры, выбора и доработки программного обеспечения. Обычно этот процесс занимает от шести месяцев до одного года.

Говоря о стоимости кредитного конвейера, хотелось бы отметить, что информационные технологии в банке - вообще недешевое удовольствие. Все зависит от бизнес-планов и экономической эффективности от внедрения технологии. Абсолютная стоимость не имеет принципиального значения. В конечном итоге окупаемость зависит от правильной бизнес-модели, качественно проработанных бизнес-процессов и использования технологий, обеспечивающих быструю обработку заявок. Наибольший эффект при минимизации рисков, возникающих при работе кредитного конвейера, достигается от использования систем мониторинга, которые не только контролируют инфраструктурные компоненты конвейера, но и обеспечивают «сквозной контроль» бизнес-процесса.

Росгосстрах Банк

Владимир ИВАНОВ, начальник управления сопровождения и развития информационных систем

В последнее время розничное кредитование стало одним из самых динамично  развивающихся  видов банковской деятельности.  В силу своих специфических особенностей (большой объем однотипных операций, необходимость сокращения времени на принятие решения о выдаче кредита) создание кредитного конвейера позволяет упростить заключение и ведение кредитных договоров и, как следствие, снизить издержки банка.

Сложность механизма кредитного конвейера определяется необходимостью реализации согласованного взаимодействия всех этапов жизни кредитного договора между несколькими информационными системами и различными группами исполнителей. Любой опыт создания кредитного конвейера необходимо адаптировать под нужды конкретного банка. Это обусловлено использованием различных информационных систем, применением разнообразных кредитных политик, разницей в кредитных продуктах.

Первым этапом внедрения кредитного конвейера можно считать запуск системы сопровождения кредитных договоров (рассылка уведомлений, прием платежей, учет и взыскание проблемной задолженности), так как без эффективно действующей системы сопровождения массовое заключение новых договоров может привести к общему коллапсу банка. Следующий этап внедрения кредитного конвейера - система регистрации кредитных заявок, позволяющая проводить первичный анализ заемщиков. Затем автоматизация открытия кредитных договоров при различных условиях (при непосредственном присутствии клиента в точке продаж, при получении его согласия на заключение кредитного договора дистанционно и т.п.). Далее - внедрение систем автоматического скоринга с возможностью использования ручного анализа в спорных моментах. Окупаемость кредитного конвейера, как и любой технологии, рассчитанной на массовое производство, зависит от его «заполняемое™», что, в свою очередь, определяется выбором основных параметров кредитных продуктов. Риски, возникающие при работе кредитного конвейера, разделяются на экономические и чисто информационные, которые, в свою очередь, могут увеличить вероятность возникновения экономических рисков. Для минимизации экономических рисков можно рассмотреть реализацию автоматического анализа заемщика несколькими специализированными системами - например, такой, как бюро кредитных историй. Также одним из факторов снижения экономических рисков является настройка маршрута прохождения кредитной заявки по всем этапам согласования -маршрута, не допускающего неоднозначности при оценке заявки. Пути снижения информационных рисков достаточно стандартны - ведение журналов регистрации действий пользователей, применение четкой системы разграничения прав доступа, резервирование каналов связи и критичных систем.

Московский кредитный банк

Антон СУВОРОВ, директор департамента информационных технологий

Поскольку под кредитным конвейером понимается программное обеспечение, автоматизирующее «конвейерную» обработку кредитных заявок, необходимость его использования зависит от природы бизнеса. Так, например, инвестиционный или корпоративный банкинг не нуждается в кредитном конвейере. Особое ограничение на использование накладывает также и операционная модель бизнеса. Если она основана на стратегии репликации, т.е. дублирования процессов и поддерживающего бизнес программного обеспечения в регионах, то создавать кредитный конвейер просто экономически нецелесообразно.

Таким образом, создание кредитного конвейера оправдано в случае сочетания сразу трех факторов. Во-первых, при наличии развитого розничного бизнеса в части как объемных, так и качественных показателей потока заявок. Во-вторых, при унификационной операционной модели с единой продуктовой линейкой во всех подразделениях банка. В-третьих, при определенной зрелости ИТ - централизованном программном обеспечении, проработанной ИТ-архитектуре и при наличии сильной ИТ-команды. Сложность кредитного конвейера полностью определяется соответствующим бизнес-процессом, количеством используемых программных компонент, логичностью и продуманностью ИТ-архитектуры. Наибольшей сложностью и наиболее интересной задачей в процессе создания кредитного конвейера является балансировка гибкости решения и его оптимальности в сроках внедрения, стоимости поддержки и модификации.

Всегда нужно исходить из того, что первично - бизнес или ИТ. ИТ является поддерживающим, вспомогательным механизмом для бизнеса. Как следствие, ИТ не должны ограничивать гибкость, адаптивность бизнеса, возможность адекватно реагировать на изменение потребностей клиентов, отношение клиентов и рынка к риску, необходимость изменения процедуры анализа кредитных заявок. При этом определяющим свойством кредитного конвейера является его гибкость. Бизнес постоянно меняется, соответствующие бизнес-процессы перестраиваются. Поэтому кредитный конвейер должен быть построен на решении от известного производителя, иметь историю успешных внедрений и реально использоваться в нескольких банках. В противном случае банк рискует оказаться в ситуации, когда он может стать заложником ИТ-решения, которое подходит исключительно текущему бизнес-процессу, но трудно модифицируется. С некоторого момента такая реализация кредитного конвейера начинает тормозить и ограничивать развитие бизнеса, замыкая его в сужающейся нише из постоянных клиентов, использующих одни и те же продукты банка. В этом случае ИТ-решение становится ответственным за стагнацию бизнеса. Внедрение любого ИТ-решения - это, с одной стороны, достаточно типовой и отработанный процесс, с другой стороны - искусство. Как типовой процесс, внедрение кредитного конвейера проходит следующие стадии: анализ текущего состояния бизнес-процесса, проектирование дизайна целевых бизнес- и ИТ-процессов, реализацию и тестирование, опытно-промышленную эксплуатацию, развертывание решения и ввод его в промышленную эксплуатацию.

Целесообразно производить внедрение кредитного конвейера раздельно по разным продуктам, с тем чтобы обеспечить раннее использование разработанного функционала и получить положительный эффект от внедрения кредитного конвейера как можно быстрее. Раздельное внедрение кредитного конвейера позволяет верифицировать модели целевых бизнес-процессов по частям, использовать эффект постоянного накопления, опыт создания и внедрения сходных бизнес-процессов по родственным продуктам, снизить эффект постоянного устаревания требований. Также становится легче устранить «эффект большого взрыва», когда банк начинает одновременно запускать большое количество сложных блоков. Повторю простую мысль: все - и успех, и провал - основывается на проработке деталей. Искусство внедрения кредитного конвейера начинается, когда банк вникает в детали проекта и осознанно балансирует свои риски и затраты.

Окупаемость кредитного конвейера зависит, прежде всего, от общего количества и регулярности потока кредитных заявок в разрезе продуктовой линейки банка, а также от степени стандартизации самих заявок. Именно поэтому для банка, не имеющего развитого розничного бизнеса, стоимость организации кредитного конвейера окажется неприемлемо высокой.

Внедрение кредитного конвейера замещает большое количество организационных рисков на риски технологические. При этом весь смысл внедрения данной технологии с точки зрения управления рисками состоит в том, чтобы совокупные операционные риски (которые включают как организационные, так и технологические) в общем итоге уменьшились.

Так как кредитные конвейеры часто используют совокупность различных систем, связанных интеграционным решением уровня ESB, для контроля технологических рисков банки применяют, в первую очередь, оркестраторы, средства мониторинга и планирования загрузки интеграционной шины и компонент решения.

Абсолют Банк

Кирилл ДРЕМАЧ, директор департамента информационных технологий

Для кредитования в области корпоративного бизнеса вполне можно обойтись без кредитного конвейера, так как каждый корпоративный кредит - это штучный товар с уникальными условиями. А вот в случае кредитования МСБ, а тем более при розничном кредитовании конвейер позволит существенно повысить скорость принятия кредитного решения, автоматизировать большое количество рутинных операций, получить качественную отчетность. При отсутствии автоматизированного кредитного конвейера банку придется нанимать новых сотрудников в условиях роста объемов кредитования. При больших объемах затраты на персонал могут быть весьма ощутимыми. Избежать таких затрат при повышении качества обслуживания клиентов как раз поможет кредитный конвейер.

Если банк - монолайнер с одним кредитным продуктом, условия которого неизменны, а объемы продаж велики, вполне можно обойтись сравнительно простым решением с заранее прописанной бизнес-логикой. Если же банк часто меняет условия существующих продуктов, корректирует кредитные политики в соответствии с изменившимися рыночными условиями, запускает новые продукты или выходит на новые сегменты рынка, то с точки зрения ИТ механизм кредитного конвейера будет очень сложным, так как надо предусмотреть высокую гибкость системы. Интеграция конвейера с существующими банковскими системами -также достаточно сложный и долгий процесс.

При выборе ИТ-решения для кредитного конвейера очень важен опыт предыдущих успешных внедрений. «Коробочных» кредитных конвейеров не бывает, каждое внедрение уникально. Как не бывает двух одинаковых банков, так не бывает и двух одинаковых кредитных конвейеров. Способность поставщика неоднократно и при этом успешно вписывать свое решение в условия конкретных банков говорит о его опыте, и высока вероятность того, что он не будет «тренироваться» на вас.

Для западных решений очень важен опыт внедрений именно в России, так как в этом случае учитываются российские особенности (требования регулятора, специфика работы служб безопасности, уникальные интерфейсы интеграции с кредитными бюро и т.д.) Неплохо иметь в команде несколько человек, имеющих опыт внедрения аналогичных решений. Это позволит избежать ошибок, исправлять которые потом будет дорого и долго.

Как при любом ИТ-внедрении, самое главное - это четко поставить и зафиксировать цель. Что мы хотим от внедрения, каковы критерии успеха? Скорее всего, целей будет много, ибо хочется всего и сразу, поэтому необходимо расставить приоритеты, расписав этапы внедрения. Затем нужно очень хорошо продумать и детально расписать будущий бизнес-процесс, обязательно привлекая при этом тех, кто в нем участвует сегодня и будет участвовать в будущем. Одновременно с этим формируются требования к системе, после этого можно будет приступить к выбору, четко понимая, чего мы хотим от системы. А дальше - как всегда: разработка, тестирование, внедрение.

Хороший кредитный конвейер со встроенной системой скорин-га, гибкими настройками бизнес-процессов и хорошими возможностями интеграции сам по себе стоит дорого. Внедрение и интеграция в существующий ИТ-ландшафт удваивают стоимость.

Цены варьируются от нескольких миллионов рублей за самое простое решение до десятков миллионов рублей в случае, если аппетиты заказчика возрастают. Окупаемость зависит от того, насколько хорошо продуман бизнес-процесс кредитования и насколько он эффективен. Нет смысла автоматизировать неэффективный процесс. Каждое внедрение кредитного конвейера надо рассматривать, в первую очередь, как отличную возможность провести оптимизацию неэффективного процесса и только потом его автоматизировать. Ну и, конечно, чем больше количество обработанных кредитных заявок, тем быстрее окупаемость. Существуют также дополнительные факторы, сильно влияющие на окупаемость, которые трудно измерить «в лоб». Например, если после внедрения кредитного конвейера время принятия решения снизилось с пяти дней до одного дня, то банк резко повысил свою конкурентоспособность на рынке, стал получать больше заявок на кредиты и, как следствие, увеличил свой кредитный портфель. Второй пример: если в результате внедрения конвейера повысилось качество принимаемых решений, то уменьшается количество «плохих» кредитов, снижается просрочка, высвобождаются резервы и т.д.

Риски, возникающие при работе кредитного конвейера, минимизируются следующим образом. Во-первых, автоматизированное решение само по себе снизит количество ошибок, допускаемых операторами. Это достигается различными проверками данных при вводе информации, предопределенным выбором следующего шага и пр. Во-вторых, за счет качественной интеграции кредитного конвейера с банковскими системами снижается риск искажения данных при переносе из системы в систему. В-третьих, некоторые шаги, которые при ручном процессе теоретически можно было не выполнять (в случае ошибки или злого умысла), при автоматизации являются этапом, не пройти который система не даст. Например, автоматическая проверка кредитной истории. В-четвертых, при хорошо настроенном журналировании на каждом этапе прохождения кредитной заявки остаются следы: кто, что и когда делал с заявкой, каковы результаты автоматической проверки кредитной истории. Это позволяет построить разнообразную отчетность, выстроить KPI, систему мотивации персонала и пр. Конечно, есть и ИТ-риски. Как и в случае с любой другой банковской системой, ИТ-риски минимизируются за счет использования процессов контроля над изменениями, за счет разделения прав доступа, регулярной проверки журналов безопасности, а также своевременной установки обновлений, устраняющих возможные уязвимости системы.

Начать дискуссию

Как выбрать надежного исполнителя для внедрения 1С

Разберем, где компания, которая собирается внедрить 1С, может найти исполнителя, и на что обращать внимание при выборе.

Как выбрать надежного исполнителя для внедрения 1С

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Сдать декларацию по УСН можно через личный кабинет ИП: как

Быстро и бесплатно сдать декларацию по УСН могут ИП, у которых есть квалифицированная электронная подпись.

🐟 Давно пора было, тут есть очевидные проблемы: реакция на введение маркировки икры

С 1 апреля и до 1 мая производители и импортеры икры должны быть зарегистрированы в системе «Честный ЗНАК» и полностью настроить все процессы по оплате кодов, подаче сведений в систему маркировки об обороте и выводу из него этой продукции.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

ЦБ сможет устанавливать реквизиты распоряжения клиента в национальной платежной системе

Регулятор установит формы распоряжений, по которым клиенты смогут получать денежные переводы по картам «Мир» и через СБП.

🎉 Новый сервис «Клерк.Консультации»: задайте вопрос эксперту и получите ответ в течение нескольких часов

Если вы столкнулись со сложной ситуацией на работе и нужен срочный совет, то обратитесь к экспертам «Клерка». В течение нескольких часов вы получите подробный ответ с рекомендациями. Выберете пакет консультаций и получите доступ к базе проведенных консультаций — более 20 тыс. ответов экспертов на разные вопросы в вашем распоряжении.

ФСБУ

Правила ФСБУ могут влиять на расходы по УСН

Налоговый учет на бухгалтерский не влияет, а бухучет на налоговый может. Поэтому ряд расходов на упрощенке зависит от того, как их учли в бухгалтерском учете. 

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

⏰ Уже завтра вы узнаете, как защитить себя при налоговых проверках

Получите советы адвоката и построите эффективную линию защиты своих прав при налоговых проверках.

ВЭД

Как вести учет ВЭД в 2024 году: изменения, документация и налоги

Бухгалтерский учет ВЭД фиксирует все действия, которые связаны с экспортом, импортом товаров, капитала или услуг, а также там отражается статус важных документов — это контракты, налоговые и таможенные декларации, инвойсы и т. д.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
ВЭД

Россия начнет торговлю с Ираном

Страны ЕАЭС будут торговать с Ираном: снимут ограничения на ввоз товаров, а также установят специальный режим для экспортеров.

Алкодекларация: как и когда подавать, нюансы, полезные советы

Предприятия и ИП — участники алкогольного рынка должны регулярно подавать алкодекларации в соответствующие ведомства. Рассказываем, что это за отчет, как и куда он подается в 2024 году, в какие сроки.

Алкодекларация: как и когда подавать, нюансы, полезные советы

⚡️В подписке «Клерк.Премиум» глобальные изменения. Расскажем, что у нас новенького

На этой неделе подписка «Клерк.Премиум» изменилась! В ней теперь есть две бесплатные консультации у наших экспертов и открыт доступ к базе из более чем 20 тыс. уже решенных вопросов. Теперь вы можете сэкономить время на ожидании ответа и найти похожую ситуацию в нашей базе консультаций.

⚡️В подписке «Клерк.Премиум» глобальные изменения. Расскажем, что у нас новенького

Верховный Суд: для ИП из реестра малого бизнеса не положено снижать размер штрафов

Особый порядок определения штрафов для бизнеса из категории «малое предприятие» распространяется только на юридических лиц, а не на индивидуальных предпринимателей.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как в 2024 году оплатить больничный по ГПД

С 2023 года организации и ИП должны уплачивать страховые взносы по гражданско-правовым договорам на случай болезни и материнства исполнителя. Рассказываем, как оплачивается пособие по временной нетрудоспособности таким лицам в 2024 году.

Как в 2024 году оплатить больничный по ГПД

При ввозе белорусских товаров надо платить НДС, даже если в Беларуси они необлагаемые

Неважно, какие НДС-льготы есть при реализации товаров в стране ЕАЭС. При ввозе в РФ этих товаров действуют свои правила и свои льготы.

Предварительно известен размер вычета за сдачу норм ГТО

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Про цифровой рубль. Будущее криптовалют в России обещает быть интересным

На прошлой неделе я выступила на конференции посвященной новым технологиям в бухгалтерском деле. Темой моего выступления были криптовалюты и цифровой рубль в частности. Решила поднять эту тему и со своими читателями.

Капитальное строительство разрешат вести без рабочих документов

Кабмин определит перечень строительных работ, которые можно проводить без проектной документации. Это сэкономит застройщикам время и деньги.

Банки

Модульбанк повысил лимит переводов на карты физлиц для селлеров до 30 млн рублей

Клиенты Модульбанка уже могут выпустить цифровую Маркет Карту мгновенно в личном кабинете банка.

Нужно ли уведомлять сотрудников о начале отпуска, если он вне графика

По общему правилу в отпуск работники ходят по графику, а за 2 недели до его начала работодатель уведомляет об этом. Уведомлять надо и в том случае, если сам сотрудник попросил отпуск вне графика.

Интересные материалы

Отличие субсидиарки от убытков

Почему кому-то конкурсный предъявляет иск об убытках, а кому-то субсидиарку?Чем они отличаются? Какие последствия наступают для ответчиков по таким искам?