Банки

Регулятор во фраке

В начале октября с подачи президента РФ министр финансов Антон Силуанов объявил о возможности создания в России в 2013–2014 годах финансового мегарегулятора на базе Банка России
313 0

В начале октября с подачи президента РФ министр финансов Антон Силуанов объявил о возможности создания в России в 2013–2014 годах финансового мегарегулятора на базе Банка России. За последние десять лет подобные анонсы с называнием самых разных сроков звучали неоднократно. Однако на этот раз есть основания полагать, что заявление министра не относится к разряду ритуальных.

Приставка «мега» предполагает изъятие значительного объема полномочий у ряда ведомств, так что интерес к дискуссии — равно как и к затягиванию решения вопроса — всегда был очевиден.

Идея создания мегарегулятора как институционального инструмента надзора за тремя китами финансового рынка — секторами банковских, инвестиционных и страховых услуг — впервые публично была высказана еще в 2003 году. Тогдашний глава Минэкономразвития Герман Греф на одном из заседаний правительства сетовал на неэффективность финансовой системы государства, которая не способна обеспечить потребности экономики в инвестициях, и назвал раздробленность регулирования одной из причин сложившейся ситуации. «Хватит появляться в коротких штанишках, — резюмировал Греф. — Пришла пора выйти во фраке, как пристало респектабельному джентльмену». Разумеется, роль джентльмена (единого регулятора) он предлагал сыграть Минэкономразвития. На тот момент в ведении ЦБ находились банковское дело и валютные биржи, в ведении Минфина — страхование, а функции по контролю над инвестиционным сектором были причудливым образом поделены между ФКЦБ России, Минтруда, Минфином и антимонопольным ведомством. Уже в то время всерьез рассматривались возможности создания института, объединяющего надзор за тремя основными финансовыми секторами, — и межведомственная борьба за то, кому надлежит ходить во «фраке», шла нешуточная. В результате в 2004 году была создана ФСФР, взявшая под контроль фондовый рынок и невалютные биржи, а из Минфина выделена ФССН, занявшаяся контролем страхового сектора. На протяжении 2005–2007 годов лоббист создания мегарегулятора глава ФСФР Олег Вьюгин активно продвигал идею о передаче контроля над всеми финансовыми секторами в его ведомство, однако в результате подковерной борьбы ему пришлось уйти в отставку, а новый глава службы подобной активности не проявил. В 2010 году Минфин подготовил проект указа президента об упразднении ФСФР и передаче ее надзорных функций ФССН, а нормативной — Минфину, что не нашло поддержки руководства страны, и в итоге упразднили ФССН, подконтрольную Минфину, а ее функции, наоборот, передали ФСФР, которая, таким образом, вобрала в себя многие функции мегарегулятора.

Новая концепция предлагает в течение 2013–2014 годов объединить функции ЦБ и ФСФР путем присоединения последней к Банку России. В связи с таким соломоновым решением уместен разговор о бочке меда и ложке дегтя. С одной стороны, ЦБ имеет уникальный опыт и успехи в области пруденциального надзора, возможность за счет собственной прибыли финансировать в технологическую инфраструктуру, располагает опытной командой профессионалов. С другой — вполне справедливы и опасения участников рынка насчет того, в какой мере Банк России перенесет традиции жесткой надзорной политики в новые сферы своего контроля: не окажутся ли и без того слаборазвитые сегменты финансового рынка зарегулированными насмерть, благо жертвовать экономическим ростом в угоду текущим целям в последние годы для государства стало делом обыденным. Не совсем прилична и ситуация, при которой ЦБ, будучи активным участником рынка ценных бумаг, начнет заодно его регулировать. Некоторый вздох облегчения среди экспертного сообщества вызвал тот факт, что правительство все же удержалось от соблазна создать мегарегулятор в виде новой структуры и подчинить ее, например, Минфину. Банк России, хоть и с множеством оговорок на практике, можно назвать относительно независимым от правительства институтом — а значит, возможность использования полномочий мегарегулятора в сиюминутных целях будет ограничена.

Абстрагируясь от формы мегарегулятора, интересно рассмотреть вопрос в его сущности: какие выгоды получит страна от обновленного института. Во время кризиса его создание рассматривалось в основном в контексте стратегии обустройства в Москве мирового финансового центра (МФЦ) и вступления в Международную организацию комиссий по ценным бумагам (IOSCO). И то и другое предъявляет высокие требования к качеству надзора на финансовых рынках. Сегодня в России во многом различны требования к расчету нормативов для разных субъектов финансового сектора; только банки имеют собственный план счетов. Так что создание мегарегулятора могло бы значительно снизить межведомственные барьеры и унифицировать подход к регулированию и надзору за отдельными сегментами финансового сектора. Заметно облегчится и возможность оценки рисков всех сегментов финансового рынка как единой системы — за счет возможности вести наблюдение за участниками рынка на консолидированной основе, тем более при введении системы пруденциального надзора не только за банками. Это необходимо делать, поскольку ситуация, когда компания, под управлением которой находятся средства, в сотни раз превышающие размер ее активов, сдает отчеты раз в квартал, не является нормальной. На практике сейчас ни один орган не собирает достаточно полной статистической информации, отражающей положение дел на финансовом рынке в совокупности и учитывающей деятельность всех его участников. Оптимизирует единый орган и бюджетные расходы на администрирование надзора — за счет единого управления органом, а также «эффекта масштаба».

В то же время структура и задачи любого регулятора должны быть адекватными структуре объекта регулирования. Иными словами, строить универсальный финансовый регулятор имеет смысл при наличии развитого рынка универсальных финансовых инструментов. В противном случае раздутая структура вряд ли принесет положительный эффект, а вот концентрация на одних объектах регулирования ценой ошибок при регулировании других — вполне вероятна. Окидывая взором структуру рынка финансовых услуг (особенно региональных), мы видим, что сложные гибридные и составные финансовые продукты пока не получили должного распространения. Тем не менее бурное развитие рынков платежных систем, микрофинансовых организаций, ПИФов и НПФов обещает скорое изменение такой ситуации. Кроме того, все большее число финансовых организаций интегрируется друг с другом, входит в состав того или иного холдинга, центральным звеном которого, как правило, выступает какой-либо коммерческий банк. В этом свете создание мегарегулятора на базе Банка России представляется вполне логичным шагом.

Несмотря на множество доводов в пользу создания мегарегулятора, есть и серьезный риск «за деревьями не увидеть леса»: правительство, отдавая такие огромные полномочия ЦБ, отчасти теряет контроль над проектом по созданию МФЦ в Москве.

Да и вопрос о том, насколько приоритетной задачей является совершенствование регулирования того, что еще толком не создано, стоит весьма остро. Такие проблемы, как несоответствие стандартов финансовой отчетности мировым, негативный инвестиционный климат, неспособность удержать капитал внутри страны, низкая роль сбережений населения в инвестиционном процессе, требуют незамедлительного решения. На этом фоне мегарегулятор будет выглядеть как вещь полезная, но отнюдь не главная.

Вслед за выступлением Антона Силуанова, естественно, всплыл вопрос о персоналиях: кому будет доверено носить пресловутый «фрак» и руководить институтом со столь весомыми полномочиями. В прессе в этой связи сразу же всплыло имя экс-министра финансов Алексея Кудрина. Тот сначала открестился от слухов, а затем подтвердил, что такое предложение ему действительно поступило, но не уточнил, готов ли он его принять. Назначение Кудрина могло бы решить задачу по его возвращению из лагеря оппозиции, где тот формально пребывает, в команду президента, а мегарегулятор одновременно получил бы в качестве руководителя профессионала высшей квалификации. Впрочем, учитывая, что в 2011 году Кудрин отказался от поста главы ЦБ, интрига в отношении того, кто возглавит обновленное ведомство, пока сохраняется.

Комментарии

1
  • НатальяС
    Очередная синекура.

Быть бухгалтером хочу, пусть меня научат... или нет. Можно ли стать бухгалтером самому с нуля и что для этого надо знать

Меня на этот пост вдохновил вопрос пользователя в телеграм-канале. Она попросила помощи в заполнении упрощенной отчетности и уточнила — справится ли она сама, если она не бухгалтер? И, правда, а можно ли вести учет и при этом не иметь образования бухгалтера и всему научиться самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
152

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Сотрудник банка отдохнул за границей и обогатился за счет клиентки на 29 млн рублей

Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Ростовской области выявили факт многомиллионного мошенничества в особо крупном размере сотрудником банковской организации.

ВЭД

Три главных изменения 2024 года для бухгалтера ВЭД

Продавцы из ЕАЭС начнут платить налоги в российскую казну, бизнес освободят от отчетности по мелким сделкам с зарубежными партнерами, а цифровые активы становятся обычным способом расчета.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
270
Лучшие спикеры, новый каждый день

Обязательную маркировку ювелирных изделий перенесут на 2025 год

Чтобы снизить нагрузку с Пробирной палаты, которая будет ставить клеймо на украшения, Минфин перенесет срок обязательной маркировки на 1 сентября 2025 года.

С 1 мая запустят эксперимент по маркировке моторных масел

Для борьбы с контрафактом на рынке Минпромторгу предложили включить в эксперимент по маркировке не только моторные масла для автомобилей, но и свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления.

114

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Акцент на проверки

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. «Клерк» приглашает на вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему. Вы можете задавать спикеру вопросы и он ответит на них в прямом эфире.

Иллюстрация: freepik/freepik
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Экспорт

Минпромторг сократит список экспортеров, которые могут получать транспортные субсидии

Изменения затронут только тех, кто занимается экспортом товаров из высокомаржинальных групп.

С 01 апреля 2024 года порог беспошлинного ввоза товаров, возможно, вернется к уровню €200 евро

Но подготовка новых документов не началась.

УК РФ

Опасное производство 2 года работало без лицензии и получило доход 26 млн рублей

В Ставропольском крае перед судом предстанет обвиняемый в незаконном предпринимательстве с извлечением дохода на сумму более 26 млн рублей.

Обеспечительные меры при ВНП, предварительные обеспечительные меры + защитный лайфхак

Всегда ли налоговики могут наложить обеспечительные меры (арест) на имущество по результатам проверки?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
7
119

Кто имеет право работать неполный день

Если у сотрудников есть основания для неполной занятости, работодатель должен установить удобный для работника график и снизить нагрузку.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на апрель 2024 года.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Каким числом выставлять счет-фактуру на аванс: бухгалтеры разбираются с формулировками в НК. «Ночной бухгалтер» № 1652

В телеграм-канале «Клерка» бухгалтеры спорили о том, какую дату указать в счет-фактуре на аванс — день получения аванса или любую из последующих пяти дней, которые даны на выставление документа. Истину нашли (вроде).

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
222
IT-компании

Яндекс запустил линейку нейросетей YandexGPT третьего поколения

Искусственный интеллект нового поколения лучше работает со сложными задачами. Бизнес может самостоятельно дообучить нейростеть.

61
Бесплатно с Архив документов

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс

Разбираемся в мини-курсе, какие типы хранения кадровых документов выделяют и какова продолжительность хранения кадровых документов.

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс
НДФЛ

В 2024 году ФНС разошлет уведомления на НДФЛ с процентов по вкладам за 2023 год

В 2024 году вкладчикам впервые необходимо будет уплатить НДФЛ с процентов от банковских вкладов за 2023 год.

Перерасчет имущественных налогов будут делать по-новому

Физлица будут направлять в ИФНС заявления на перерасчет налога на имущество, земельного и транспортного, к которому можно приложить документы, а можно и не прикладывать. Налоговики будут рассматривать это заявление 30 дней.

Как разработать эффективную программу обучения для новых сотрудников

Обучение персонала — сложный и многогранный процесс. Если проводить его правильно, он может стать ключевым инструментом для усиления корпоративной культуры, увеличения продуктивности и стимулирования мотивации сотрудников.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
5
66
УК РФ

Поиск бывшего гендира может вылиться в вымогательство

Сотрудники главного управления уголовного розыска МВД совместно с коллегами из Красноярского края задержали подозреваемых в серии вымогательств у бизнесменов.

Интересные материалы

Обзоры новостей

⚡️Итоги дня: Ozon изменил расчет сбора, Дурова призвали внимательнее следить за Telegram, Камчатку трясет

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.