Кредитование

Современный розничный банк немыслим без ИТ

Отмечая несомненный рост банковской розницы, невозможно обойти вниманием высокие технологии, потому что уже в ближайшие годы их развитие будет определять успех той или иной кредитной организации в конкурентной борьбе на рынке предоставления розничных банковских услуг.

Отмечая несомненный рост банковской розницы, невозможно обойти вниманием высокие технологии, потому что уже в ближайшие годы их развитие будет определять успех той или иной кредитной организации в конкурентной борьбе на рынке предоставления розничных банковских услуг.

Предпосылки для роста розницы

Ритейл и розничное кредитование остаются в 2013 году драйверами развития российского банковского сектора.

В настоящее время по-прежнему существует немало предпосылок для роста розничного бизнеса. Главной из них, по мнению директора по информационным технологиям ХКФ Банка Алексея Евтушенко, является очень низкое проникновение банковских услуг и розничных кредитов в России по сравнению с развитыми государствами. Например, соотношение кредитов физическим лицам к ВВП страны составляет всего 12,4% - наименьший показатель среди стран БРИКС.

Низкое проникновение банковских услуг можно также отметить и на региональном уровне. Согласно статистике Банка России высокая институциональная насыщенность отмечается только в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, в остальных она низкая.

Другим важным фактором, способным обеспечить оптимистичные перспективы для развития розницы, безусловно, являются инновационные технологии. «Жители России открыты к новинкам, -подчеркивает Алексей Евтушенко. - Это заметно даже на улице. У многих самые последние модели смартфонов и планшетных компьютеров. По данным исследования comScore еще в 2011 году Россия заняла первое место среди всех европейских стран по количеству пользователей Интернета. Эти же тенденции в полной мере относятся и к банковским продуктам».

Заместитель директора департамента продуктов и технологий банка «Стройкредит» Марина Панферова считает, что в настоящее время существуют скорее не количественные, а качественные предпосылки роста розничного банковского бизнеса в нашей стране, например: подключение к системе межведомственного электронного взаимодействия, которое позволит использовать сервисы электронного правительства, а также введение УЭК (универсальной электронной карты).

Ключевые тенденции и перспективы

Главной тенденцией розничного банковского бизнеса, по мнению многих экспертов, безусловно, является совершенствование дистанционных сервисов. Поскольку услуги интернет- и мобильного банка сегодня предоставляют многие кредитные организации, теперь стоит задача их совершенствования и расширения функционала, повышения удобства и популярности.

Дистанционное обслуживание остается выгодным и удобным инструментом как для банка, так и для клиента. Делая акцент на развитии ДБО, банк оптимизирует свои расходы, увеличивает лояльность клиента, который, в свою очередь, получает необходимый комплекс услуг в удобном для него формате и месте, без дополнительных финансовых и временных затрат. При дистанционном обслуживании стоимость поддержки контакта с клиентом стремится к нулю, она гораздо ниже, чем в точке продаж, не говоря уже о полноценных отделениях. Еще один плюс этого формата - увеличивается точность операций, уменьшается количество возможных ошибок.

Другой важной тенденцией, по словам Алексея Евтушенко (ХКФ Банк), является повышение качества обслуживания, которое заключается в измерении времени совершения операций клиентами, во внедрении программного обеспечения, позволяющего ускорить обслуживание клиентов и сделать работу с компьютером более простой для специалистов банка. «Кроме этого, современные аналитические системы CRM позволяют глубже понимать потребности клиентов и предлагать им именно те продукты и именно тогда, когда они нужны», - подчеркивает директор по информационным технологиям ХКФ Банка.

Безусловно, одним из наиболее перспективных каналов предоставления розничных банковских услуг является развитие мультиканальной дистрибуции. Марина Панферова (банк «Стройкредит») объясняет, что идеала в этой области можно достичь путем реализации следующей схемы: «Клиент позвонил по телефону, заполнил заявку в Интернете, получил или внес деньги в банкомате на улице».

Каким должен быть розничный банк

Розничный банк в полном смысле этого слова, как правило, покрывает своими офисами и отделениями большую территорию страны. Это означает, что он должен работать фактически 24 часа в сутки, семь дней в неделю, предоставляя бесперебойные услуги интернет- и мобильного банкинга, контактного центра.

«Без технологий и инфраструктуры, обеспечивающей круглосуточную работу, розничный банк не может считаться полноценным, - уверен Алексей Евтушенко. -Клиентская база ХКФ Банка состоит практически из 25 миллионов человек, и важную роль в его бизнесе играют системы CRM. Наш банк ежегодно проводит тысячи успешных CRM-кампаний, основанных на анализе клиентского поведения».

Кроме того, современный розничный банк не может обойтись без ИТ-технологий, которые обеспечивают быстрый скоринг и оперативное решение по кредитной заявке. Например, в ХКФ Банке решение по кредиту принимается в течение 30 минут. Это было бы невозможно без информационных технологий.

Банковская розница выдвигает к ИТ-решениям определенные требования, среди которых эксперты называют мобильность, гибкость, масштабируемость, стабильность, удобство использования для сотрудников фронт-офиса и клиентов, максимальную надежность и доступность всех ИТ-сервисов. Следует сказать также о том, что скорость работы тех или иных технологий или решений имеет критическое значение. Ведь рынок банковской розницы высококонкурентный, и лидирующие места на нем может занять тот банк, который максимально быстро внедряет новые продукты и услуги.

Розница и ИТ: точки пересечения

Розница и ИТ имеют несколько основных точек пересечения. Развитие банковского ритейла идет рука об руку с появлением и успешным функционированием ряда технологий, благодаря которым банк становится по-настоящему розничным. По мнению Марины Панферовой (банк «Стройкредит»), к таким технологиям можно отнести, во-первых, CRM (позволяет сегментировать клиентскую базу, применять индивидуальный подход к каждому клиенту, предугадывать его желания, потребности и возможности), во-вторых, системы безопасности, в-третьих, управление рисками (обеспечение достоверного прогноза событий и управление ими) и, наконец, решения для безбумажного подписания документов с использованием привычной подписи.

Алексей Евтушенко (ХКФ Банк) выделяет следующие технологии: виртуализацию, использование мобильных решений, дистанционный банкинг, операционный и аналитический CRM.

По мнению руководителя дирекции информационных технологий Райффайзенбанка Андрея Попова, точками пересечения являются электронные каналы самообслуживания, легкие для развертывания отделения, системы анализа поведения клиентов и создания персонализированных услуг, интеллектуальные контактные центры.

Автоматизация ритейла

Рынок банковской автоматизации розничных услуг и продуктов не стоит на месте. Здесь периодически появляются новинки, о внедрении которых сообщают банки. Например, в прошлом году в ХКФ Банке была внедрена одна из таких новинок - UFO (United front office) -объединенный фронт-офис, созданный для упрощения работы кредитных специалистов.

Ранее в офисах ХКФ Банка использовалось несколько разных ИТ-систем для обслуживания клиентов, что замедляло процесс, вызывало ошибки, вынуждало операционных работников изучать сразу несколько программ и не давало цельной картины о клиенте, так как каждая из систем содержала только часть информации. С внедрением UFO все процессы по оформлению новых продуктов и услуг стандартизировали и автоматизировали, что, естественно, существенно ускорило и упростило обслуживание.

По словам Алексея Евтушенко, меняется подход банков к CRM. «В фокусе новых CRM уже не решение текущих задач банка, таких как автоматизация продаж и взаимодействие с клиентами, -считает эксперт. - Сейчас CRM-системы сконцентрированы на клиентах, глубоко анализируют их поведение и предоставляют более полную информацию об их предпочтениях. Таким образом, банки, автоматизировав на первом этапе работу, переходят к более продвинутой системе удовлетворения потребностей клиентов».

Характеризуя изменения на рынке банковской автоматизации, Андрей Попов (Райффайзенбанк) отмечает, что идет активная борьба за снижение стоимости операции, причем это происходит не только с точки зрения автоматизации, но и с точки зрения процессного подхода, анализа сети и т.д.

Технологии будущего

Если анализировать, какие явления и события на рынке банковской розницы будут диктовать спрос на те или иные информационные технологии в ближайшее время, то в первую очередь следует говорить об улучшении качества и расширении зон покрытия сетью Интернет в России, а также об увеличении популярности мобильных устройств. В 2013 году мобильные телефоны превзойдут ПК по частоте выхода в Интернет, а к 2015 году 80% телефонов будут относиться к категории смартфонов. «Банки должны быть готовы удовлетворить потребности клиентов с учетом этого тренда и предложить эффективные приложения для популярных мобильных платформ - Android и iOS. Это позволит и клиентам, и сотрудникам банков осуществлять операции через мобильные телефоны и планшеты, не привязываясь к офисам», - считает Алексей Евтушенко (ХКФ Банк).

Рост популярности мобильных банковских услуг подтверждается различными исследованиями, и Россия здесь не отстает от развитых государств. Например, по прогнозам аналитиков Juniper Research количество пользователей услуг мобильного банкинга в мире превысит в 2017 году миллиард человек, что будет составлять порядка 15% от общемирового числа пользователей мобильных телефонов. При этом, как ожидается, к 2017 году на рынках развитых стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Китая, Северной Америки и Западной Европы будет наблюдаться самый высокий процент проникновения пользователей банкинга.

Начать дискуссию

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.

За юридическими услугами может скрываться обычная переписка с ведомствами

Полицейские в Удмуртии задержали руководителя юридической фирмы, подозреваемого в мошенничестве под предлогом оказания юридических услуг.

Кадры

Президент: дефицит кадров невозможно покрыть за счет мигрантов

Владимир Путин призвал предпринимателей искать другие подходы к решению проблемы с нехваткой кадров.

Как оплачивается работа и отдых в майские праздники и дни между ними

В российском производственном календаре май — самый неоднозначный месяц. Вроде праздников много, но вот возвращение на работу на эти 2-3 дня между выходными… Большинство сотрудников хитрят — берут отгул, оформляют заранее отпуск, кто-то уходит на больничный, а кадровику разбирайся с этой чехардой.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Суд приостановил корпоративные права иностранной компании на российский бизнес X5

По решению суда корпоративные права иностранных организаций в отношении российского бизнеса могут быть приостановлены. Это касается только экономически значимых компаний.