Платежные системы

Ставка на карты

Бум розничного беззалогового кредитования в России идет на спад: и вследствие насыщенности рынка, и ввиду ограничений, налагаемых на банки регулятором. Однако у банкиров еще есть сегмент, в котором можно рассчитывать на устойчивый продолжительный рост: кредитные карты. Кредитные карты – это удобный для банка продукт, который позволяет хорошо зарабатывать в сравнении с обычным кредитом наличными.
415 0
Ставка на карты
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Бум розничного беззалогового кредитования в России идет на спад: и вследствие насыщенности рынка, и ввиду ограничений, налагаемых на банки регулятором. Однако у банкиров еще есть сегмент, в котором можно рассчитывать на устойчивый продолжительный рост: кредитные карты.

Кредитные карты – это удобный для банка продукт, который во-первых, позволяет хорошо зарабатывать в сравнении с обычным кредитом наличными. У традиционного кредита средний срок фиксированный (в среднем – от нескольких месяцев до года), после чего пользователь перестает быть клиентом банка. «Карточные» же займы «живут» годами, так как клиенты входят в ритм выплаты минимальной суммы и не стремятся погасить кредит «в ноль».

Во-вторых, карты – это удобный для банка маркетинговый инструмент, который позволяет изучать потребительские предпочтения клиента, привлекать его к участию в совместных с партнерами (авиакомпаниями, интернет-магазинами и др.) акциям и фиксировать статистическую информацию о качестве использования карты. Наконец, в-третьих, карты работают даже там, где кредиты наличными могут не выдаваться.

Кто раньше – того и карты

Плохая новость для банкира в том, что эквайеринговая система в стране пока развита слабо, и жители городов с населением до 200 тысяч человек (которых в стране большинство), не имеют широких возможностей для оплаты покупок с помощью «кредитки». Зато хорошая – в том, что это временно, и рынок кредитных карт продолжает рост, несмотря на то, что сегмент розницы уже прошел пик своего развития. По данным «Тинькофф Кредитные Системы» (ТКС Банк), в 2012 году российский рынок кредитных карт вырос на 82,2%, что более чем в два раза превышает показатели динамики рынка розницы (39,4%). Общий объем портфеля кредитных карт российских банков на 1 января 2013 года составил 671,3 млрд рублей.

Наиболее успешными игроками здесь стали лидеры розницы, возглавляемые, по традиции, Сбербанком. За 2012 год семь банков из ТОР-20 игроков розничного сегмента как минимум удвоили свои «карточные» портфели: кроме Сбербанка, это Альфа-Банк, банк «Траст», СКБ Банк и три новичка: Связной Банк, МТС Банк и ТКС Банк. Помимо них, в десятку лучших входят «Русский стандарт» и ВТБ24, одними из первых предложивших этот продукт в России. Динамичное развитие и традиционных игроков, и новых, объясним двумя причинами: либо уже имеющейся развитой сетью, либо ставкой на интернет-канал, либо и тем, и другим одновременно.

Для банков условной «старой» фармации характерно использование других продуктов как способа увеличения клиентского портфеля. Так поступают Сбербанк и ВТБ24. Александр Бородкин, начальник управления пластиковых карт Департамента розничного бизнеса ВТБ24, поясняет, что для банка наиболее эффективен канал работы с держателями зарплатных карт: «Для клиентов, получающих заработную плату на наши карты, мы сформировали уникальный на рынке продукт со ставкой в 19 процентов без плат за годовое обслуживание и пользующийся большой популярностью».

Второй сценарий характерен для банков, хорошо известных среди розничных клиентов и сделавших вклад в культуру использования карт (для начала - дебетовых), предлагая с их помощью делать взносы по кредитам наличными. К таким относится, например, Альфа-Банк. Начальник отдела развития продуктов и процессов бизнеса кредитных карт ОАО «Альфа-Банк» Александр Жуков, рассказывая о способах продажи этого продукта, поясняет, что на текущий момент можно разделить предложения кредитных карт новым клиентам и существующим клиентам банка. «Существующим клиентам продукты предлагаются через различные каналы: отделения, телефонный центр, банкоматы, интернет-банк. Для новых клиентов существуют дополнительные каналы – интернет, микро-офисы в торговых центрах. Наиболее эффективным на текущий момент являются отделения банка, при этом очень быстрыми темпами развивается канал интернет», - рассказал г-н Жуков. Этот сценарий можно условно назвать тактикой «бега во все стороны сразу».

Антон Сергунов, директор департамента развития кредитных карт Банка Хоум Кредит, дополняет коллегу: «Для продаж карт мы используем все имеющиеся у нас каналы с разной приоритизацией: это и наши флагманские отделения в которые чаще обращаются существующие клиенты (перекрестные продажи), и наши мини-офисы в торговых центрах (здесь больше уже новых для банка клиентов), и наши партнерские точки (здесь двойные продажи - карта как второй продукт при оформлении основного), отправляем предложения существующим клиентам прямыми каналами продаж (телемаркетинг, входящие звонки, СМС и имейлы), активно используем интернет-технологии, а также совсем недавно запустили новый канал продаж – интернет-банк».

Оба комментатора упомянули интернет-канал как один из способов; для некоторых банков он становится стратегическим. К примеру, «новички» банковского рынка, Связной Банк и МТС Банк, с помощью собственных интернет-магазинов, активно продвигают свои кредитные продукты. Но у них развитая сеть розницы, которая поддерживает идею. А вот для ТКС Банка интернет – это главный и единственный «офис».

Повальные наличные

Однако банкам еще только предстоит научить клиентов пользоваться кредитными картами: пока для большинства они являются альтернативой кредиту наличными Владислав Вербин, вице-президент, директор департамента банковских карт «Ренессанс Кредит», сообщил, что по итогам 1 квартала 2013 на операции по снятию наличных с карт пришлось 82,8% от объема в денежном выражении и 45,7% от количества совершенных в стране транзакций. Однако устойчивый многолетий тренд в этой сфере состоит в постепенном снижении доли снятия наличных и увеличении безналичных оплат. Так, например, в 2008 году на снятие наличных приходилось 92,6% от объема и 76,6% от количества.

Алексей Капустин, начальник управления розничных продуктов и развития клиентских отношений ЗАО «Райффайзенбанк» поясняет, что Россия – страна с традиционно высокой долей оборота наличных средств, вдобавок к этому, инфраструктура приема пластиковых карт пока недостаточно развита. «В некоторых регионах влияние оказывают географические особенности (особо сложные условия для прокладки каналов связи). Тем не менее, ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Клиенты, по мере роста выпуска карт и числа операций по ним, становятся заинтересованы в возможности проводить безналичные платежи. Соответственно, растет спрос самих торговых точек на установку терминалов для приема безналичных платежей», - сказал г-н Капустин.

Но главным ограничением культуры использования кредитных карт комментаторы признают невысокий пока уровень финансовой грамотности населения. Александр Бородкин констатирует, что банковская карта – продукт сложный. «Но это все же продукт с уникальными возможностями для клиента. Возможность бесплатно получить финансовое плечо на срок до 50 дней (грейс- период) или получение дополнительного дохода от традиционных расходов – уникальная возможность карт, однако многие клиенты воспринимают карту как аналог кредита наличными. Более того, ряд банков всячески поощряют данное восприятие клиентов в целях получения краткосрочного дохода», - сетует г-н Бородкин.

Владислав Вербин называет три главных ограничителя динамики роста кредитных карт: «Во-первых, это недостаточное количество точек приема карт – далеко не все торгово-сервисные предприятия оборудованы специальными устройствами. Во-вторых, многие признаются, что до сих пор не знают, как с помощью пластика можно оплатить товары или услуги, либо не умеют этого делать или не пробовали. В-третьих, некоторые клиенты признаются, что не видят выгоды оплачивать свои покупки картой». Но, постепенно, изучая продукт на практике, клиенты будут избегать съема наличных, так как за это взимается ощутимая комиссия в несколько процентных пунктов. Андрей Грачев, директор департамента карточных и дистанционных технологий Росбанка отмечает, что в банке наблюдают постепенную тенденцию к росту безналичных операций, однако в целом по портфелю пока преобладает снятие наличных. Среди клиентов Росбанка только 35% транзакций приходятся на оплату товаров и услуг безналичным способом.

Борьба с малограмотностью брендами

Но ни слабая коммуникационная инфраструктура, ни невысокая степень понимания продукта не удержит рынок кредитных карт от дальнейшего развития. В США на каждого жителя страны приходится в среднем 4 кредитные карты, в России средний показатель – одна «кредитка» на 7 человек. Александр Жуков из Альфа Банка подчеркивает, что темпы развития этого сегмента внушают оптимизм: «Действительно, часть клиентов считают продукт "кредитная карта" очень сложным для понимания. Однако мы стараемся переубеждать клиентов в этом, объясняя все преимущества данного продукта. Специфика продукта "кредит наличными" заключается в том, что можно взять крупную сумму на большой срок при достаточно небольшом платеже. При этом продукт не обладает револьверностью. При этом в потребительском кредитовании волне возможно замещения кредитов на кредитные карты. Так, единожды оформив карту, нет необходимости собирать документы для покупки отдельных товаров».

Некоторый объем беззалоговых кредитов уменьшится вследствие распространения кредитных карт: прежде всего, кредиты наличными в банках (объемом в среднем до 100 тыс. рублей) и кредиты наличными в точках продаж (POS-кредитование). Александр Бородкин, прогнозируя развитие сегмента, говорит о том, что если смотреть на общемировые тенденции, то карта значимо сократит рынок POS кредитования. «Однако традиционные кредиты наличными банки по прежнему будут предоставлять клиентам, хотя и тут основная бизнес модель движется к предоставлению кредита не наличными через кассу, а на тот же счет банковской карты, для удобного использования клиентом поступивших средств», - уверен спикер.

Еще одним хорошим стимулом для безналичной оплаты становятся популярные в последнее время кобрендинговые продукты: карты, позволяющие накапливать разного рода бонусы за оплату какого-о конкретного, регулярно необходимого товара или услуги. К таким относятся совместные проекты банков и авиакомпаний, «топливные» карты, а также продукты, которые позволяют накапливать бонусы или баллы за использование «кредитки» в определенных торговых сетях.

Начать дискуссию

💻Популярные интернет-бухгалтерии: какую выбираете вы? Опрос

Без онлайн-сервисов уже невозможно представить работу бухгалтера. И вовсе не обязательно быть привязанным к компьютеру, чтобы вести учет. Все можно делать в интернете. Поделитесь, о каких сервисах вы слышали, а какими реально пользовались или пользуетесь сейчас. Получится ли интрига — кто лидирует на рынке? ;)

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Экспорт

Какие будут меры поддержки в новом нацпроекте по экспорту

Новый нацпроект по экспорту будет рассчитан до 2030 года.

Россияне, живущие за границей, получат полный доступ к Госуслугам: из каких стран

С 1 июля 2024 года МИД начнет в экспериментальном режиме подтверждать учетные записи российский пользователей портала Госуслуги, которые живут за границей. Также они смогут оформить электронные подписи.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Технологии ДРТ по проверке контрагентов — надежная защита вашего бизнеса от претензий налоговых органов

Уверенность в благонадежности своих контрагентов — важный этап на пути к прозрачности бизнеса и сохранению спокойствия при прохождении налоговых проверок.

Технологии ДРТ по проверке контрагентов — надежная защита вашего бизнеса от претензий налоговых органов

Кабмин может не поддержать законопроект о регулировании маркетплейсов

Чтобы не допустить конфликтов между маркетплейсами, селлерами и покупателями, правительство отправит депутатский законопроект о маркетплейсах на концептуальную переработку.

🎈Акция ко Дню Главбуха! Топовые онлайн-курсы по маркетплейсам, финмоделированию, зарплате и ФСБУ по 3 690 рублей!

Расширьте карьерные горизонты с новой акцией на курсы «Клерка» специально ко Дню главного бухгалтера! Консультируйте клиентов на маркетплейсах, применяйте в работе федеральные стандарты без ошибок, изучите финмоделирование и считайте зарплату без ошибок! До 22 апреля все курсы стоят 3 690 рублей!

🎈Акция ко Дню Главбуха! Топовые онлайн-курсы по маркетплейсам, финмоделированию, зарплате и ФСБУ по 3 690 рублей!
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Иностранные банки закрыли инвесторам из РФ доступ к статусу их ценных бумаг

Российские инвесторы не смогут перевести свои активы в отечественные депозитарии и участвовать в замещении облигаций.

Медицинское освидетельствование иностранных граждан в России

Почти все иностранные граждане обязаны регулярно проходить медицинские обследования. Без них находиться на территории России нельзя. Расскажем о том, как иностранному гражданину пройти обязательное медицинское освидетельствование.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

😷 С 2026 года самозанятые смогут получать больничные пособия. Но могут быть злоупотребления, считает эксперт

Самозанятым позволят добровольно отчислять средства в Соцфонд, из которых сформируется база для выплаты больничных пособий.

149

Что делать с лицензиями при реорганизации в различной форме

Как провести реорганизацию и не утратить при этом лицензию на конкретный вид деятельности? В каких случаях потребуется переоформить лицензию или получить новую? В настоящей статье ответим на указанные вопросы через анализ норм действующего законодательства и сложившейся судебной практики.

Иллюстрация: garetsvisual/Freepik

Названа самая быстро развивающаяся отрасль российской экономики

ИТ-отрасль заняла 1-е место по темпам роста ключевых показателей за 4 года среди всех крупных отраслей экономики России.

Так ли страшен налоговый мониторинг? Теперь читатели «Клерка» узнают больше об этом виде контроля

На «Клерке» есть полезный блог компании ДРТ, которая знает все о налоговом мониторинге. Читатели могут в любой момент уточнить важную информацию в комментариях.

Так ли страшен налоговый мониторинг? Теперь читатели «Клерка» узнают больше об этом виде контроля
135
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Самозанятый vs ИП. С кем заказчику выгоднее сотрудничать

Очевидного ответа, с кем выгоднее сотрудничать — с самозанятыми или ИП — нет. И те, и те самостоятельно платят налог с вознаграждения. А вот в чем нюансы сотрудничества — разберем подробнее.

Самозанятый vs ИП. С кем заказчику выгоднее сотрудничать

🧠Пятничный мозгонапрягатель. Бухгалтер, отвлекись от работы

Бухгалтера, давайте напряжем бул... извилины и поищем предметы.

🧠Пятничный мозгонапрягатель. Бухгалтер, отвлекись от работы
22
143
ФСБУ НМА

Расходы на актив, не признанный НМА, учитывают по ПБУ 10/99

Компания понесла расходы, которые в бухучете не связаны с созданием нематериального актива. Значит, их не надо учитывать по нормам ФСБУ 14/2022.

Бизнес в новых регионах за 2024 год платит два из трех имущественных налогов

Имущественные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и региональными и местными законами. В новых регионах эти налоги могут быть введены с 01.01.2024.

Мемы от великих художников. Пятничный пост для поднятия настроения

Продолжаем собирать мемы от великих художников. Ловите подборку картин, которые отлично подходят для бухгалтерских и не только мемов.

Мемы от великих художников. Пятничный пост для поднятия настроения
214

Смена профессии: как бухгалтеру перебороть страх перемен

Бухгалтер — одна из популярных и востребованных профессий, но одновременно с этим одна из самых ответственных и напряженных. Выгорания случаются у бухгалтеров достаточно часто, и в эти минуты приходят мысли о смене профессии. Как быть, если сердце требует перемен, а разум переживает за благосостояние?

Смена профессии: как бухгалтеру перебороть страх перемен
1
677

День отдыха за работу в выходной оплате не подлежит, но оплатить его надо

Если сотрудник в прошлом месяце работал в выходной день, а в текущем взял отгул, то ему надо оплатить полный оклад, хотя работать он будет на 1 день меньше.

1
121

Интересные материалы

У иностранных инвесторов будет упрощенный порядок оформления виз в РФ

За инвестиции в российскую экономику от 50 млн рублей иностранные предприниматели смогут получать многократные деловые визы в РФ.