ЭДО

Цифровой автограф

В век удаленного обмена информацией особое значение имеет идентификация пользователя и юридически значимое подтверждение его действий

В век удаленного обмена информацией особое значение имеет идентификация пользователя и юридически значимое подтверждение его действий

Электронная подпись (ЭП) является полноценной заменой собственноручной подписи в случаях, предусмотренных законом. Использование ЭП позволяет осуществить контроль целостности передаваемого по электронным каналам документа. При любом случайном или преднамеренном изменении документа подпись станет недействительной, потому что она вычислена на основании исходного состояния документа и соответствует лишь его подписанной версии. Неудивительно, что банки, для которых вопросы безопасности информации выходят на первый план, придают такому инструменту верификации, как ЭП, огромное значение.

Помимо вышеперечисленного ЭП также обеспечивает защиту от изменений документа и невозможность отказа от авторства. Ведь создать корректную подпись можно, если известен закрытый ключ, а такой информацией обладает лишь владелец подписи. Таким образом, он не сможет отказаться от своего автографа под документом. В то же время благодаря данному свойству ЭП подписавший документ человек может доказать свое авторство, если возникнет соответствующее разбирательство. Также ЭП можно применять для аутентификации пользователей в различных системах доступа.

В нашей стране при разработке такой технологии за основу был взят западный алгоритм электронной подписи. Западный термин «digital signature» перевели на русский язык, дополнив его прилагательным «электронная». Правда, самый свежий закон, который действует и сейчас (№ 63-ФЗ от 6 апреля 2011 года), называется проще: «Об электронной подписи».

Так сложилось, что в нашей стране именно банковская отрасль стала одной из первых и основных площадок использования алгоритма электронной цифровой подписи с открытым распределением ключей. Работа в этом направлении началась в 1993 году. Банк России стал одной из первых организаций, начавших работу с ЭП. В то время ГОСТ на электронную подпись не существовал, поэтому Центральный банк привлек сотрудников из спецслужб и разработал собственный стандарт.

С 1995 года в соответствии с указом президента российские компании обязаны использовать средства криптографической защиты, сертифицированные ФАПСИ. С февраля 1995 года Банк России и ФАПСИ начали сотрудничество по этому вопросу. В течение нескольких лет внедрялись соответствующие средства, правда, у них были и недостатки. Поскольку ФАПСИ предлагал универсальное средство для всех отраслей, не учитывались особенности кредитных организаций, их потребности. В частности, функции шифрования и подписания электронных документов были совмещены, и банкам неудобно было обрабатывать платежные документы.

В течение нескольких лет было выработано техническое решение электронной формы, универсальной ЭП, которая не связана с операционными средами, телекоммуникационными системами, а также с технологиями создания, обработки и проведения платежных документов. Обладая такими свойствами, ЭП востребована системами электронных межбанковских расчетов, в том числе для обслуживания клиентов, банков и филиалов, для аутентификации платежных документов.

В соответствии с законом № 63-ФЗ «Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 года электронная подпись, средства которой могут на серверах автоматизированных систем использоваться в автоматическом режиме, не равнозначна собственноручной, неотчуждаемой от физического лица. Это снизило применение ЭП. Кроме того, существует юридическая неопределенность понятий «электронный документ» и «электронный документооборот». Последнее четко не определено ни федеральными законами, ни государственными стандартами.

В настоящее время в своей практике банки используют в электронном документообороте (а также в целях защиты данных в работе на рынке ценных бумаг) услугу криптографической защиты сетевого обмена информацией. Это аналог собственноручной подписи. Такой инструмент должен иметь сертификат ФАПСИ, дающий право использовать его для формирования ключей шифрования и электронной цифровой подписи, имитозащиты данных (защиты системы шифровальной связи или другой криптосистемы от навязывания ложных данных), а также в целях обеспечения целостности и подлинности конфиденциальной информации.

Банкиры лоббируют или, по крайней мере, обсуждают принятие правовой нормы, разрешающей при оформлении кредитных продуктов использование электронной подписи, чтобы упростить работу с заемщиками, иметь возможность заключать договоры с ними дистанционно. В качестве одного из аргументов приводится довод, что подделать обычную подпись намного проще, чем электронную. Правда, в западных странах заключение кредитных договоров с применением электронной подписи запрещено законодательством, и этот аргумент также приводится в рамках дискуссии о том, можно ли использовать ЭП в подобных случаях.

Как бы то ни было, пока у нас в законодательстве не прописано само понятие «электронный документооборот», говорить о возможности подписания кредитных договоров удаленно, с помощью электронной подписи, преждевременно.

Начать дискуссию

Проверки

Власти расширят индикаторы риска для проверок компаний. Их будет 500

Минэкономразвития уже утвердило больше 30 новых индикаторов, которые сигнализируют о возможных нарушениях законодательства. На основании этой информации контролирующие органы будут принимать решение о плановой проверке бизнеса.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Вы знаете какой праздник отмечается 28 апреля

День охраны труда — это международный праздник, который отмечается ежегодно в 175 странах мира, включая Россию. 

Вы знаете какой праздник отмечается 28 апреля

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату

Даже самая достойная зарплата бухгалтера после пары лет без повышения становится не очень впечатляющей. Цены на жизнь растут, а индексация окладов оставляет желать лучшего. Рассказываем, что делать специалисту, который хочет повысить доход, но не может достучаться до начальства. 

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату
Лучшие спикеры, новый каждый день
ВЭД

Как доказать, что взаимосвязь между продавцом и покупателем не влияет на цену вывозимых товаров

В случае перемещения продукции между взаимосвязанными продавцом и покупателем это должно быть заявлено в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-3. Одновременно декларант заявляет о наличии либо отсутствии влияния взаимосвязи на цену вывозимых товаров.

Clearstream не поддержал выкуп заблокированных акций у россиян

Депозитарий отказался поддержать обмен заблокированными акциями и призвал клиентов соблюдать требования ЕС.

Внешний табель учета рабочего времени для 1С?

Почему Вашей компании может быть нужен внешний табель для 1С: слишком дорого иили долго дорабатывать решение на базе 1С, нежелание давать доступ сторонним людям к любой информации в 1С, невозможностьнежелание доработки конфигурации 1С.

Внешний табель учета рабочего времени для 1С?
1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

С 29 мая будет новая форма расчета финансового результата инвестиционного товарищества

ФНС утвердила новые форму и формат представления расчета финансового результата инвестиционного товарищества.

29 отчетов и 27 платежей мая, о которых нужно помнить

Памятка для руководителя и бухгалтера: все дедлайны мая.

29 отчетов и 27 платежей мая, о которых нужно помнить

В честь Дня главбуха вышла новая кавер-версия песни «Бухгалтер»

Главную роль в клипе сыграла народная артистка России Ирина Пегова, а саму песню исполнила певица Anna, которая раньше участвовала в группе Cream Soda.

1

Что хотят работодатели, или нужен ли навык работы в Excel всем бухгалтерам?

В каждой третьей вакансии на нашем канале БухДжоб работодатели хотят видеть навыки работы в Excel у своего нового бухгалтера. На самом деле все еще интереснее. Расскажем, что хотят работодатели, а также что думают бухгалтеры и эксперты по этому поводу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
3

Кому продадут Hugo Boss в России: назван покупатель

Правкомиссия одобрила сделку по продаже бизнеса Hugo Boss в РФ. Главным условием стало сохранение рабочих мест для сотрудников компании.

Самозанятый не выдал чек: что делать компании

Представьте: вы сотрудничаете с самозанятым, всё идет хорошо, вы переводите деньги – и тут самозанятый пропадает. На сообщения не отвечает и не отправляет чек. 

Самозанятый не выдал чек: что делать компании
19
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Автоматизация бизнеса с помощью простой электронной подписи

В современном мире, где бизнес сталкивается с растущей конкуренцией и необходимостью оптимизации процессов, автоматизация становится ключевым фактором успеха. Она позволяет повысить эффективность работы, снизить риски ошибок и обеспечить более высокий уровень обслуживания клиентов.

Автоматизация бизнеса с помощью простой электронной подписи

Пользователи могут принять участие в охоте на телефонных мошенников

У «Тинькофф» появился новый сервис «Фрод-рулетка», где пользователи могут общаться с реальными мошенниками, выстраивать линию поведения и отнимать у них время.

2

В положение об оплате труда вносятся изменения, перераспределяются размеры выплат. Нужно ли уведомлять работника

Информация для работодателей. ТК РФ предусматривает обязательные и дополнительные условия трудового договора, разделенные законодателем по принципу необходимости их включения в трудовой договор.

С 3 мая — новый регламент подачи по электронке документов и сведений в СФР

22 апреля Минюст зарегистрировал приказ СФР от 12.01.2024 № 9, который утвердил новый порядок и условия представления страхователем в электронной форме сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.

😵 Изменили правила заполнения уведомлений по ЕНП, и бухгалтеры пытаются запомнить коды

На днях Минюст зарегистрировал изменения в порядок заполнения уведомлений по ЕНП. Поправки связаны с тем, что с 2024 года уведомления на НДФЛ надо сдавать 2 раза в месяц.

Wildberries планирует выйти на рынок ОАЭ

Компания может запустить сервис в Дубае и в других регионах Ближнего Востока, а также в Северной Африке.

С 1 января 2024 года вступили в силу новые правила по учету имущества организаций

Изменения в правилах учета направлены на повышение его прозрачности и надежности, эффективное использование и справедливое распределение имущества. Организации должны привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями, чтобы избежать негативных последствий. 

С 1 января 2024 года вступили в силу новые правила по учету имущества организаций

Интересные материалы

Могут ли оспорить в банкротстве соглашение об алиментах?

У большинства должников банкротов есть дети. Обычно, если имеются официальные доходы, то должник пытается обезопасить их от взыскания со стороны кредиторов. Иногда прибегают к оформлению повышенных алиментов на несовершеннолетних детей.