CRM

Внедрение CRM: главный критерий –решение бизнес-задач банка

Как добиться того, чтобы CRM-системы действительно стали опорой кредитным организациям в выстраивании взаимоотношений с клиентами.
962 20

Как добиться того, чтобы CRM-системы действительно стали опорой кредитным организациям в выстраивании взаимоотношений с клиентами

СRM (Customer Relationship Management) – технология, направленная на сбор и анализ баз данных по клиентам с целью максимизации получаемой банком прибыли. При внедрении подобных систем финансово-кредитным организациям приходится сталкиваться со многими препятствиями и подводными камнями, поэтому зачастую CRM не оправдывают ожиданий бизнеса. Однако эксперты уверены, что подобных осложнений вполне можно избежать.

Как усилить экономический эффект?

Существует расхожее убеждение, что внедрение CRM-системы направлено на повышение клиентоориентированности банка. При этом ключевой вопрос, которым задаются руководители многих кредитных организаций, – насколько экономически оправданно использование данного инновационного продукта? Вопрос более чем уместный, поскольку далеко не всегда можно быть уверенным в том, что внедрение окупится в обозримые сроки.

«В нашем банке Quick Win Solutions CRM был запущен еще в 2006 году и в течение нескольких лет позволял обеспечивать долю перекрестных продаж кредитов на уровне 40% от общего объема продаж. Однако розничный бизнес рос, и стало очевидно, что для эффективного управления клиентской базой необходимо принципиально новое решение.

Проект по построению CRM-системы был успешно реализован в 2012 году. По результатам внедрения прирост продаж кредитов в 2012 году составил 231% по сравнению с 2011 годом», – рассказывает начальник управления CRM и проведения прямых кампаний Банка Москвы Татьяна Рощенко.

Директор департамента маркетинга ДжиИ Мани Банка Инка Руиллере сомневается в том, что даже самая совершенная CRM-система позволит организации моментально стать клиентоориентированной. «Если в вашем гараже стоит Ferrari, вы начнете лучше водить? Нельзя забывать о продажах, операционной деятельности, сервисном обслуживании, продуктах, маркетинге – вся деятельность банка должна быть для клиента. В то же время, если фокус на клиентов уже является составляющей вашей стратегии, внедрение или улучшение CRM-систем определенно может усилить вашу конкурентоспособность. Сильная CRM-команда, процессный подход, специальные предложения и внедренная стратегия удержания клиентов – вот условия для того, чтобы ваш объем продаж существенно увеличился», – резюмирует специалист.

«CRM является основой системы сегментного анализа и управления взаимоотношениями с клиентами, – считает начальник управления розничных продуктов ЛОКО-Банка Наталья Пшеничкина. – Система позволяет планировать и одновременно управлять множеством маркетинговых кампаний, ориентированных на различные сегменты клиентов. Это дает банку возможность работать с клиентами на опережение и тем самым поддерживать их лояльность».

Что имеет значение?

Эксперты подчеркивают, что для удачного выбора CRM-системы необходимо ясное понимание задач, которые стоят перед банком, и не менее ясное осознание того, сколько он готов заплатить за новое решение. Поскольку финансово-кредитные организации хорошо считают деньги, то для подавляющего большинства из них фактор цены принципиально важен.

«Если банк не входит в ТОП-20, то ценовой фактор при внедрении CRM- системы является одним из ключевых.

Стоимость данных продуктов у производителей и интеграторов иногда зашкаливает. Нужно учитывать и внутреннюю инфраструктуру банка: есть ли у него хранилища данных и какой у него АБС», – рассуждает первый заместитель управляющего московским филиалом Смоленского банка Роман Щербаков. Другой фактор, который имеет значение при выборе CRM-системы, – задачи, стоящие перед банком.

Нуждается ли он в полноценной CRM, в том числе операционной, которая позволяет проследить необходимые взаимосвязи между банком и клиентом, или же кредитной организации просто необходимо иметь историю своих взаимоотношений с клиентом. «При выборе CRM-системы все зависит от того, какой функционал банк хочет видеть у себя при внедрении данной системы», – предупреждает эксперт.

«У любой CRM есть свои достоинства и недостатки. Основной плюс – возможность подстроить систему под конкретных заказчика и бизнес. Минус в том, что, как правило, система локальна, она не является типовым промышленным форматом, поэтому требует постоянного специалиста-доработчика. В итоге с развитием бизнеса всегда встает вопрос о том, на какой ИТ-платформе банк будет расти и развиваться: локальной или промышленной, с каким функционалом и, что очень важно, каковы возможности доработки платформы», – делится опытом первый заместитель председателя правления Банка Жилищного Финансирования Игорь Жигунов. По его словам, во-первых, важно правильное понимание формата бизнеса, для которого используется система. Во-вторых, необходимо учитывать тип продуктового предложения банка (ипотека, потребительские кредиты, микрокредиты, депозиты), в-третьих - возможность совместимости CRM с иными системами и экспорта данных из уже действующих систем в новую. «Очень существенны такие показатели, как скорость и качество предполагаемых доработок с учетом роста количества и разнообразия продуктов, отчетов, форм документов», - подчеркивает специалист.

«В нашем случае одним из основных критериев при выборе CRM помимо ее функциональности было требование по возможности ее органичной интеграции в имеющиеся информационные системы банка», - отмечает Наталья Пшеничкина (ЛОКО-Банк).

Эволюция CRM

Прогресс не стоит на месте и, конечно же, с каждым годом у банков появляются дополнительные требования к функционалу CRM-систем. Наталья Пшеничкина (ЛОКО-Банк) отмечает, что существенно возросли требования к функционалу системы в части кросс-продаж. «Кроме того, важными критериями являются гибкость и модульность системы, позволяющие банку самостоятельно осуществлять необходимые настройки под различные бизнес-задачи и проекты», - рассказывает эксперт.

«Если говорить об эволюции продуктов и CRM, то у нас целый ряд изменений. Во-первых, переход банка от ипотечных сделок к активному продвижению работы с депозитами населения и потребительскими кредитами сотрудникам зарплатных предприятий. Во-вторых, изменения внутри самих продуктов, связанные с появлением кредитования коммерческой недвижимости, кредитов под залог, программ рефинансирования. Отдельный блок доработок и оптимизации - программы по военной ипотеке, использованию средств субсидий и материнского капитала. Все эти изменения требуют быстрой реакции изнутри, поскольку изначально правильно заведенная и систематизированная информация далее позволяет оценивать как сам портфель продуктов, так и его поведение, проводить анализ портфеля по качеству задолженности», - отмечает Игорь Жигунов (Банк Жилищного Финансирования).

«Требования к CRM системе не меняются, а расширяются по мере развития данного направления. Например, вы решаете внедрить новые каналы коммуникации или понимаете, что необходимо разработать новый инструмент управления тем или иным каналом контактирования с клиентом. Также внедрение новых кредитных продуктов, разработанных для определенных клиентских сегментов, может спровоцировать построение новых бизнес-процессов», - считает Татьяна Рощенко (Банк Москвы).

Одним словом, новые требования к функционалу обуславливают развитие CRM. Выбор таких систем, если банк задумывается о внедрении нового решения, зависит прежде всего от задач, которые на данном этапе развития ставит перед собой финансово-кредитная организация.

Мнение эксперта

Юрий Востриков, директор по развитию бизнеса CRM компании НОРБИТ

Еще несколько лет назад банки, которые понимали ценность инвестирования во внедрение CRM для развития взаимоотношений с клиентами, были единичными. На сегодняшний день ситуация коренным образом изменилась. Период накопления клиентских данных, финансовых операций и неэффективного их хранения прошел. Теперь мы наблюдаем тенденцию активного использования накопленных клиентских данных и получения доходов от этого.

Начиналось внедрение CRM в банках с необходимости единого окна для контакт-центров с возможностью продаж. Сейчас клиентам требуется построение универсальной мультиканальной платформы продаж и маркетинга, активный сбор информации о потенциальных клиентах из открытых источников для расширения существующей клиентской базы.

При выборе CRM-системы в первую очередь я бы посоветовал обратить внимание на следующие важные факторы: мировое признание производителя и распространенность системы, наличие положительного опыта эксплуатации решения, известность компании-интегратора на рынке и наличие у нее достаточного количества собственных сертифицированных специалистов по разработке и поддержке системы, наличие опыта интеграции CRM с различными АБС и каналами коммуникаций. Также имеет значение то, насколько система в коробочном решении уже соответствует ожиданиям банка по автоматизации бизнес-процессов.

Если говорить о Microsoft Dynamics CRM, то это - платформа самого высокого класса и с наибольшим на сегодняшний день набором возможностей, которые все время совершенствуются и дополняются. Особенно важны такие преимущества системы, как высокая степень надежности и отказоустойчивости, поддержка большого количества одновременно работающих пользователей, возможность интеграции в ИТ-архитектуру банка единой универсальной платформы для различных каналов коммуникаций. Система обладает удобным интерфейсом, быстро интегрируется с существующими пакетами приложений, уже установленными на компьютер пользователей (MSOffice, Outlook и другими).

Наиболее значимые результаты внедрения наших решений crm для финансовой отрасли таковы:

  • время на обработку входящих звонков и сообщений сократилось на 56%;
  • утилизация операторов контакт-центров увеличилась на 20%;
  • время решения обращений снизилось на 10%;
  • количество продаваемых продуктов выросло на 18%;
  • активация выпущенных карт увеличилась на 48%;
  • временные и трудовые затраты руководителей и специалистов на мониторинг и формирование отчетности по продажам сократились на 90%.

Начать дискуссию

Уголовные риски при исполнении государственных контрактов

Все больше предпринимателей в своей деятельности стремятся заключить государственные контракты. Такое желание обусловлено, в том числе, стимулирующей политикой государства в этом направлении. Важно знать не только как заключить контракт, но и не понести серьезные финансовые и репутационные потери, а главное — не стать обвиняемым в совершении преступления.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Участникам электронной торговли приготовиться к изменениям и возможным сложностям

В ближайшем будущем участников электронной торговли в государствах-членах ЕАЭС ждут введение новой категории товаров и новые таможенные правила, объяснил председатель совета ТПП РФ по таможенной политике Георгий Петров.

💥Главное к утру пятницы: человечеству опять угрожает пандемия, в Петербурге сугробы, Бакальчук — обедневший миллиардер

Добавим в ленту самых свежих новостей на сегодня. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали сегодня в мире.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Кадры

Кому в первую очередь поможет новый нацпроект «Кадры»

Обновленный национальный проект «Кадры» стартует в России с 1 января 2025 года.

Для льготной ставки по земельному налогу нужно соблюсти 2 условия

Ставка земельного налога 0,3% – это своего рода льгота. И чтобы она была, надо соблюдать условия.

Как организовать работу с локально-нормативными актами

Локально-нормативные акты (ЛНА) — это законодательство на уровне компании. ЛНА устанавливают права и обязанности работодателя и работника по отношению друг к другу и позволяют сторонам защитить свои права в случае трудовых споров. Но сначала всех работников необходимо надлежащим образом с ЛНА ознакомить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Топ-10 дивидендных акций от Сбера на 2024 год

Аналитики из Sber CIB не только любят богатеть на дивидендах, но и регулярно отбирают лучшие дивидендные акции из всего того разнообразия. Встречаем обновлённую подборку от них. Как думаете, Сбер включил в неё акции Сбера? А Сургутнефтегаз-ап, о которых только и разговоров? Погнали смотреть!

Топ-10 дивидендных акций от Сбера на 2024 год

Еще немного про CORPORATE TAX. Сроки постановки на налоговый учет

Федеральная налоговая служба вынесла Решение об уточнении сроков постановки на налоговый учет юридических и физических лиц, вступившее в силу с 01.03.2024 г. Я видела несколько обзоров и комментариев относительно данного решения, но все они искажают информацию и просто мне не нравятся, поэтому читайте 👇🏻

ЦБ дал прогноз по доле безналичных платежей в России

По итогам 2023 года безналичные платежи составили 83% от всех расчетов. За несколько лет этот показатель будет 90%.

Что делать, если просят бумажный НДС. Шаги по минимизации рисков

Внезапно в админку прилетает просьба продать бумажный НДС или порекомендовать того, кто им торгует. Расскажу, что делать.

Что делать, если просят бумажный НДС. Шаги по минимизации рисков

Примеры задач для обязательного курса «Начинающий предприниматель»

Мы подготовили действительно ценный курс для предпринимателей. Здесь вы найдете не только задачи по бухгалтерскому учету, но и уникальные жизненные бизнес-ситуации, которые требуют от трупредпринимателей нестандартного мышления и гибкости.

Примеры задач для обязательного курса «Начинающий предприниматель»
6
413

Зачем Бенефициара объявляют в международный розыск?

Мнение налогового адвоката

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Банкротство

Совокупные долги банкротов выросли в 2 раза

За 2023 год суд признал порядка 7,3 тысяч компаний несостоятельными. Их задолженность достигла 3,98 трлн рублей.

Общество

На что обратить внимание при покупке загородного дома, дачи или участка

Федеральная нотариальная палата (ФНП) разъяснила, на что обратить внимание при покупке дачи или земельного участка.

Маркетплейсы

У Wildberries появились брендированные грузовики

Автомобили с фирменными логотипами будут доставлять заказы со складов и сортировочных центров до ПВЗ.

Новые штрафы для бизнеса, банки против маркетплейсов и директор с лапками. Что обсуждали сегодня бухгалтеры. 😺«Ночной бухгалтер» № 1667

Бизнес больше не может звонить и отправлять рассылки по смс и e-mail без предварительного согласия абонента. Банкам не нравится, что маркетплейсы проводят платежи через собственную структуру. Компания ищет сотрудника с лапками, который будет создавать уют, контролировать запасы вкусняшек и обниматься. А также другие новости дня для бухгалтера.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая
2
246
Банки

Данные об иностранных поставщиках платежных услуг станут закрытыми

Центробанк закроет доступ к перечню иностранных поставщиков платежных услуг до конца 2024 года.

Бесплатно с Социальные пособия

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс

Как назначается пособие по уходу за ребенком по новым правилам в 2024 году, какие документы нужно предоставить, рассказываем в мини-курсе и приводим форму уведомления о прекращение права сотрудника на получение ежемесячного пособия.

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс
Бесплатно с КоАП РФ

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

17 апреля 2024 года вступили в силу поправки в КоАП. Рассказываем, при каких условиях могут оштрафовать за обзвоны, письма и рассылку смс  и как не попасть под санкции.

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

Интересные материалы

Новостной дайджест: правила переводов с Сбербанке, новые меры поддержки МСБ, план Минэкономразвития, изменения в налогах, форум «Создай НАШЕ»

Самое интересное и важное за день в новостном дайджесте.

70