ЭДО

Автограф в цифре

Использование электронной подписи позволяет усовершенствовать и удешевить процедуры подготовки, доставки, учета и хранения документов

Использование электронной подписи позволяет усовершенствовать и удешевить процедуры подготовки, доставки, учета и хранения документов

Еще несколько лет назад сотрудники банковской сферы с осторожностью относились к электронным документам, считая, что подделать их проще, чем документы на бумажном носителе. Сегодня же большая часть оборота информации осуществляется в электронном виде, а словосочетание «электронная подпись» стало уже привычным.

ЭП - основа электронного документооборота

В соответствии с Федеральным законом № 63-ФЗ «Об электронной подписи» закреплен принцип аутентичности собственноручной и электронной подписей одного и того же лица. Введено три категории подписей: простая, неквалифицированная и квалифицированная. В качестве простой электронной подписи могут выступать ввод логина и пароля. Два подвида усиленной ЭП (неквалифицированная и квалифицированная), по сути, подразумевают использование одного и того же инструмента - электронной цифровой подписи. Главное отличие квалифицированных подписей заключается в том, что средства их создания нужно будет приобрести в удостоверяющем центре, имеющем соответствующую государственную аккредитацию.

Насколько широко применяется данная технология в российских банках?

«Для внутреннего документооборота банком используется в основном простая электронная подпись в виде кодов или паролей. Она применяется практически во всех системах работы банка (АБС, почтовые серверы, серверы клиентской и аналитической информации). При включении в цепочку документооборота клиентов банк уже строго использует усиленную электронную подпись, в частности в системе дистанционного банковского обслуживания «Клиент-банк», - говорит директор департамента банковских продуктов и методологии Инвестторгбанка Кермен Найфонов.

Главный менеджер управления транзакционных и сберегательных продуктов Абсолют Банка Алексей Перов рассказывает, что обычно электронная цифровая подпись используется в банковском секторе в электронном документообороте, будь то согласование или утверждение каких-либо нормативных документов. Абсолют Банк в этом вопросе идет в ногу со временем и использует ЭП для внутренней работы. Эксперт отмечает, что ЭП для работы внутри банка может быть реализована как на отдельном носителе, так и системно в программном обеспечении конкретного пользователя.

«В современных условиях развития информационных технологий необходим высокий уровень защиты при обмене информацией в электронном виде, что обеспечивается использованием электронной подписи. Она применяется в сфере государственного управления, а также активно используется банками при обмене информацией со своими клиентами. В Банке Москвы порядка 90% корпоративных клиентов малого и среднего бизнеса обслуживаются по дистанционным каналам и, соответственно, применяют электронную подпись при отправке документов в кредитную организацию. Использование электронного обмена документами клиента с банком позволяет снизить себестоимость операций и оптимизировать затраты на расчетное обслуживание для клиентов, упростить работу и взаимодействие с организацией для клиента, а также увеличить скорость расчетов с контрагентами», - комментирует вице-президент -директор департамента координации корпоративного бизнеса Банка Москвы Андрей Возмилов.

Как избежать рисков?

Применение ЭП позволяет значительно сократить время движения документов в процессе оформления отчетов и обмена документацией. Недостаток же заключается в том, что этот инструмент может быть уязвим.

«К сожалению, поскольку в цепочке процесса обмена данными участвует непосредственно клиент, и участвует дистанционно, используя свое оборудование и свой персонал, это создает существенную зону риска. И здесь ключевым аспектом работы с клиентами в процессе дистанционного обслуживания является профилактическая работа. Ведь создать ключи и сертификаты, записать их на соответствующие носители достаточно просто. Гораздо сложнее добиться того, чтобы ключи правильно использовались и хранились клиентами, а также не были скомпрометированы. Поэтому и при начале работы с клиентом, и в процессе его дальнейшего обслуживания в банке должны быть отлажены четкие системы правильного обучения клиентов, своевременного информирования, а также оперативного реагирования на малейшие признаки выхода ситуации за рамки стандартной (в том числе и различные системы фрод-мониторинга)», - делится опытом Кермен Найфонов (Инвестторгбанк).

«Как правило, ЭП в работе с клиентами используется для подтверждения финансовых операций при дистанционном банковском обслуживании -в интернет-банке, мобильном банке для физических и юридических лиц. Чтобы клиенты корректно пользовались элек­тронной подписью и не допускали ошибок, в банке существуют подробные инструкции о том, как и в каких случаях применять ЭП. Если ЭП используется как отдельный носитель, то есть риск его утери или кражи вместе с документами, картами и прочей информацией, позволяющей злоумышленникам якобы легально осуществить крупные финансовые операции. Меры предосторожности здесь стандартные - бережно относиться к документам и прочим личным вещам», - рассказывает Алексей Перов (Абсолют Банк).

Андрей Возмилов (Банк Москвы) подчеркивает: «При осуществлении обмена информацией в электронной форме существуют определенные риски, связанные с использованием электронной подписи, в частности взлом алгоритмов цифровой подписи, и с вероятностью кражи носителя ЭП. Поэтому мы рекомендуем организациям, осуществляющим обмен информацией с банком в электронной форме соблюдать необходимые меры безопасности: использовать антивирусные программы, а также осуществлять ограничение доступа к устройствам».

Эволюция ЭП

Во многих европейских государствах электронная подпись активно применяется не только в бизнесе, но и обычными гражданами. Каковы перспективы широкого распространения ЭП в нашей стране?

«В России давно планируют ввести единый документ - удостоверение личности, которое будет электронным носителем информации. Первые шаги по реализации проекта уже есть. В свете этого у ЭП есть неплохие перспективы стать реквизитом с обширной географией. На мой взгляд, в настоящее время проблема широкого распространения заключается в том, что наши граждане привыкли работать с бумагами и еще не сформировался нужный уровень доверия к электронной подписи. Например, во многих структурах и организациях, где уже в рамках электронного документооборота ЭП активно используется, служащие все равно требуют «живых» подписей на бумаге», - рассказывает Алексей Перов (Абсолют Банк).

«В России уже достаточно давно банки используют электронную подпись при взаимодействии не только с клиентами-организациями, но и с физическими лицами. С развитием мобильного банкинга этот тренд будет только набирать обороты. Различные государственные организации, предоставляющие услуги населению, тоже усиливают давление в данном направлении, поэтому постепенно на первый план выходят вопросы географии распространения средств связи, в частности Интернета и сотовой связи», - считает Кермен Найфонов (Инвестторгбанк).

Учитывая интерес высшего руководства страны к электронной подписи, возможно, в ближайшей перспективе ЭП станет массовой и доступной, а на бумажных носителях документы будут пересылать исключительно с грифом «ДПС» (для служебного пользования).

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Дмитрий ГОЛОСОВСКИЙ, руководитель отдела маркетинга компании «ИнтерТраст»

Электронная подпись в СЭД - один из способов обеспечения защищенного электронного документооборота в организации наряду с управлением доступом персонала к информации и другими средствами защиты корпоративных данных. Если компания, внедряющая СЭД, заинтересована в том, чтобы обеспечить безопасность хранения конфиденциальной информации, она, как правило, проявляет интерес к использованию ЭП и других средств криптозащиты.

Стоит упомянуть о риске отказа от факта подписания электронного документа. Степень такого риска зависит от типа подписи: он наиболее велик при применении простой электронной подписи, снижается при использовании неквалифицированной ЭП и минимален при применении квалифицированной электронной подписи.

Компания «ИнтерТраст», как разработчик, предоставляет заказчикам необходимые средства в рамках системы. В частности, нами разработано и активно используется специальное решение. В системе CompanyMedia целостность данных и криптографическую защиту информации за счет применения электронной подписи обеспечивает сервис Locker.

Использование сервиса поддерживает формирование и проверку усиленной неквалифицированной электронной подписи и квалифицированной электронной подписи (в соответствии с терминологией закона № 63-ФЗ от 06.04.2011). При этом использование сервиса Locker решает задачу сквозного и перекрестного применения ЭП при одновременной работе пользователей на мобильных и стационарных рабочих местах системы.

Например, ЭП, сформированная в CompanyMedia, может быть проверена в web-клиенте системы или в мобильном приложении, установленном на планшете iPad. Необходимо добавить, что сервис полностью соответствует требованиям законодательства, нормативно-техническим документам и отраслевым стандартам.

Начать дискуссию

Бесплатно с Трудовые отношения

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам

Порядок оплаты сверхурочных работ закреплен в обновленной ст. 152 ТК во исполнение поручения, которое дал законодателям КС в постановлении от 27.06.2023 № 35-П. Теперь при оплате сверхурочной работы необходим принимать во внимание все компенсационные и стимулирующие выплаты.

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Налоговые проверки

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Если организация продает самортизированные активы по низкой цене взаимозависимым лицам, ей доначислят налоги. Разбираем судебную практику.

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Что будет с интернетом, мобильной связью, Почтой России, электронными услугами, ИТ: заявления Минцифры

Максут Шадаев перед утверждением на должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ назвал основные направления работы и какие вызовы стоят перед Минцифры.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Новое приложение «Ситидрайва» удалили из App Store

Уже установленные приложения будут работать на iOS. Пользователям рекомендуют отключить функцию «Сгружать неиспользуемые».

Платись, платись большая и маленькая: независимо от размера зарплату нужно платить два раза в месяц! 💰«Ночной бухгалтер» № 1684

Даже если ваш сотрудник на неполной ставке получает зарплату размером в несколько тысяч рублей, ее нельзя платить один раз. Даже сотрудник просит. Так Роструд сказал.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Расценки на техобслуживание газового оборудования, возможно, будет устанавливать государство

Регионы предлагают ввести государственное регулирование стоимости услуг по техобслуживанию газового оборудования.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Обменники крипты: как выбрать подходящий

Сегодня купить и продать криптовалюту* в России можно несколькими способами: через криптовалютные биржи, P2P-сервисы, криптоматы и обменники, работающие онлайн и офлайн. Последний вариант позволяет проводить сделки анонимно – без отправки своих персональных данных и платежных реквизитов.

Обменники крипты: как выбрать подходящий

Можно ли выдать за раз маленькую зарплату, как оплачивать переработку в командировке, на ГПД положен стандартный вычет. 3 важных разъяснения для бухгалтеров по зарплате

Собрали полезные разъяснения Роструда и Минфина по расчетам с работниками.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Приобретение лицом из недружественного государства доли (акций) в российской компании (ООО или АО) в 2024 году

Необходимо ли получать разрешение подкомиссии, если лицо из недружественного государства хочет стать участником (акционером) российской компании (ООО или АО). Какие требования предъявляются к данным сделкам (операциям).

Зарплата

Выделено финансирование на увеличенные выплаты педагогам

Правительство направит более 8 млрд рублей на увеличенные выплаты классным руководителям и кураторам.

IT-компании

Нидерландская компания Yandex сменит свое название до 31 июля

До 31 июля иностранная организация продаст остаток акций, перестанет использовать бренды российской компании «Яндекс» и сменит название.

Проверки ФАС

ФАС рассказала, как, где и на что контролирует цены

Контроль ценообразования на социально значимых рынках остается для Федеральной антимонопольной службы приоритетной задачей.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

В России нашли фейковый магазин приложений Play Market

Специалисты по изучению киберпреступлений предупредили об опасном магазине приложений для смартфона. В файлах содержатся вирусы, которые могут украсть личные данные и деньги.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: искусственный интеллект защитит смартфон от кражи, в Петербурге будут следить за курильщиками, а в TikTok появятся часовые видео

Подготовили обзор главных событий дня — 17 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Малый бизнес получил 130 млрд рублей по программе «1764»

По льготной ставке 13,4% годовых финансирование привлекли представители МСП из сферы гостиничных услуг, обрабатывающих производств, сельского хозяйства, а также транспортные компании и склады.

С 2025 года социальный заказ будет работать во всех регионах

Экспериментальный механизм социального заказа оказался успешным, поэтому Минфин утвердит его на постоянной основе. К участию присоединятся все регионы РФ.

Модульбанк запустил оценку юридического риск-профиля клиентов

Модульбанк запустил новый сервис по оценке юридического риск-профиля бизнеса на базе направления Модульюрист. Сервис подойдет для продавцов на маркетплейсах, производственных компаний и других типов бизнеса.

Экономика России

Росимуществу передали две рыбопромышленные компании

Суд национализировал две компании из Владивостока по добыче рыбы. Их договоры с Росрыболовством признали недействительными.

Когда сотрудник не хочет уходить: как уволить скандального работника

Увольняя сотрудника за прогулы, хамство и пьянство, вы всегда рискуете. Он может добиться возвращения по суду, и вам придется выплатить штраф — а сотрудник и дальше будет вести себя так же. Разбираемся, как обосновать увольнение и правильно оформить документы.

Когда сотрудник не хочет уходить: как уволить скандального работника

Интересные материалы

😏 КС РФ: затянувшаяся налоговая проверка не продлит срок взыскания. Но есть неприятный нюанс, поясняет налоговый юрист

Если налоговые инспекторы нарушили сроки проведения проверок, то это не изменит порядок исчисления сроков на взыскание налогов, пеней и штрафов.