Банки

Техника банкротства

Многие российские банки незадолго до отзыва у них лицензий начинали объяснять задержки при проведении текущих операций техническими сбоями. Портал Банки.ру выяснял, в каких ситуациях операционисты принимаются рассказывать клиентам про «зависший сервер» и как отличить технические проблемы банка от финансовых.

Многие российские банки незадолго до отзыва у них лицензий начинали объяснять задержки при проведении текущих операций техническими сбоями. Портал Банки.ру выяснял, в каких ситуациях операционисты принимаются рассказывать клиентам про «зависший сервер» и как отличить технические проблемы банка от финансовых.

Одно дело, когда не работает, скажем, развлекательный сайт. И совсем другая история, когда люди теряют возможность распоряжаться своими деньгами. Это доставляет проблемы клиентам и наносит существенный удар по репутации банка. Увы, есть случаи, когда никакие вложения в инфраструктуру и техническую поддержку не спасают от прерывания бизнес-процессов. А иной раз остановка по причине техсбоя оказывается лучшим вариантом работы для банка — если любая другая альтернатива грозит паникой вкладчиков.

С технической точки зрения современный банк мало отличается от какого-либо IT-сервиса: основная работа происходит в центрах обработки данных (ЦОД). А любое «железо» не вечно — выходят из строя серверы, системы хранения данных, сетевое оборудование. Впрочем, это достаточно редкий случай: в IT-оборудовании высокого класса все важные компоненты дублируются, а переключение со сломанного устройства на резервное происходит автоматически и без прерывания работы. Редкий аппаратный сбой вызывает кратковременное прерывание работы одного из сервисов банка, а долговременный может случиться разве что по причине стихийного бедствия.

Программные сбои способны вызвать значительно больше трудностей. Заместитель директора департамента банковских и информационных технологий ВТБ 24 Денис Грузовский рассказал порталу Банки.ру о том, какого рода инциденты с происходят в банках: «Временами случаются программные ошибки различных банковских систем. Наиболее ощутимыми для клиентов становятся проблемы в системах фронтального обслуживания — например, в системе пластиковых карт. Это может вызвать прерывание обслуживания клиентов на каком-то определенном участке. Общий сбой, вызывающий полное прекращение обработки трансакций, тоже возможен — в случае остановки главной книги или интеграционных компонент. Но это крайне маловероятная ситуация. Архитектурно все банковские системы «развязаны» друг от друга, чтобы исключить их взаимное влияние на работоспособность».

Автоматизированная банковская система (АБС) — сложный комплекс, состоящий из десяти и более подсистем, отвечающих за разные направления бизнеса кредитной организации. АБС никогда не ставится «из коробки»,то есть в том виде, в каком ее выпустила компания-разработчик: систему дорабатывают под специфику конкретного банка, по его заказу разрабатываются новые подсистемы, причем разработчики у разных компонент АБС могут быть разными. Нередко банки сами разрабатывают свои АБС или их подсистемы, формируя собственные коллективы разработчиков, тестировщиков, службу поддержки. Получившийся в итоге продукт может работать весьма нестабильно. А пока специалисты выловят все допущенные ошибки разработки и внедрения, пройдут годы, и банк потребует новых возможностей, соответствующих времени.

Помимо инцидентов, вызванных незапланированными сбоями, перерывы в работе банковских систем могут быть обусловлены процедурами обслуживания, на пример обновлением программ. По словам Гузовского, это вполне штатная ситуация: «Нередко возникает необходимость обновления банковских систем — в современном мире условия меняются весьма быстро. Это не должно вызывать остановки бизнес-процессов, но риск есть. Подобные операции производятся в нерабочее время, но если речь о крупном банке, присутствующем во многих часовых поясах, — это время порой крайне ограничено. Скажем, Калининград заканчивает работу в 23:00 по Москве, а Дальний Восток начинает ее в 2:00 мск. IT-служба может и не уложиться в технологическое окно. Поэтому сейчас все чаще применяют системы, способные обновляться без остановки».

Само по себе прерывание обслуживания не так страшно, если оно длится недолго. Вместо сломанного аппарата подключается резервный, программная система восстанавливается из резервной копии или активируется дублирующая система, работающая параллельно основной.

Как рассказал Денис Гузовский, в банках практически всегда применяется резервирование систем, но от прерывания бизнес-процессов это не спасает, а лишь сокращает время восстановления обслуживания. «Ввиду сложности банковских систем, переход на резервную систему с вышедшей из строя занимает ощутимое время — 10—15 минут. Центробанк не регламентирует время восстановления обслуживания при технических инцидентах. Однако каждый или почти каждый банк имеет собственные нормативы. В основном на восстановление работоспособности после крупных сбоев отводится порядка часа», — пояснил Гузовский.

«Наш банк имеет собственные регламенты на предоставление основных услуг. По нашим нормативам, выполнение большинства операций не должно занимать больше нескольких минут при любых условиях», — сообщил порталу Банки.ру руководитель пресс-службы украинского ПриватБанка Олег Серга.

Итак, в нормальном случае сбои технического характера могут вызвать остановку бизнес-процесса максимум на час, и то речь идет лишь об одной из подсистем. Однако в практике отечественных банков нередки ситуации, когда обслуживание клиентов не производится несколько дней, а сотрудники кредитной организации ссылаются на технические сложности. По мнению Гузовского, это не соответствует истине: «Долговременное прерывание бизнес-процессов, на несколько дней — событие совершенно невероятное, я о таких прецедентах не слышал. Серьезные сбои в центральных компонентах могут вызвать прекращение обслуживания, скажем, на сутки (такие случаи бывали), но не более».

Как ни удивительно, в последнее время долговременные перебои в работе банков случаются весьма часто. Вспомним наиболее заметные случаи, которые в итоге привели к отзыву лицензий у банков, ссылавшихся поначалу на технические проблемы.

28 августа 2013 года отделения Европейского Индустриального Банка закрылись по причине сбоя программного обеспечения. Именно так было написано в объявлениях, повешенных на дверях офисов ЕИБ. Как сообщалось на сайте банка, 5 августа он приступил к завершающей стадии внедрения новой автоматизированной банковской системы. По итогам первых двух недель работы новой АБС были выявлены ошибки, приведшие к некорректным начислениям процентов по вкладам физических лиц. Кредитная организация приостановила работу на неделю, до 6 сентября, и известила об этом Банк России.

В начале сентября прошлого года у банка «Пушкино» возникли технические сложности с проведением клиентских платежей. Чуть позже начались проблемы и с офисами: их периодически начали закрывать «по техническим причинам» либо они работали в консультационном режиме.

24 октября клиенты тульского банка «Первый Экспресс» обнаружили, что не могут воспользоваться его услугами. Председатель правления банка Константин Томенчук сообщил, что причиной этого является технический сбой в АБС. Правда, уже 25 октября Томенчук покинул свой пост. В тот же день банк сообщил об устранении сбоя, но обслуживание не было возобновлено в связи со «сверкой баз данных».

25 октября ОАО «Межрегиональный Волго-Камский банк реконструкции и развития» прекратило проведение операций со счетами юридических лиц. Появившиеся слухи о скором отзыве лицензии у «Волго-Камского» были опровергнуты сотрудниками кредитной организации: «У нас произошли небольшие внутренние проблемы, поэтому на данный момент не проходят налоговые платежи. Сейчас восстанавливаем счета клиентов. Все будет исправлено в ближайшие дни. Банк работает в штатном режиме». Тем не менее нормальная работа не возобновилась, более того, в начале ноября появились проблемы и с обслуживанием физических лиц.

29 ноября прошлого года Смоленский Банк приостановил обслуживание счетов клиентов из-за технического сбоя в АБС. По заявлению представителей банка, отказ системы был связан с повышенной нагрузкой, вызванной негативным информационным фоном после отзыва лицензии у Мастер-Банка. Возобновление работы офисов было обещано на 2 декабря, но в назначенный срок этого не произошло.

26 декабря приостановили работу дополнительные офисы Новокузнецкого Муниципального Банка. Представители МНБ сообщили причину: мол, по техническим причинам, из-за сломавшегося сервера. В банке заверили, что работа по восстановлению ведется, однако это «дело не одного дня». Главный офис банка продолжил работу, но получить деньги можно было только по книжке вкладчика.

13 марта 2014 года Русский Земельный Банк разместил на своем сайте сообщение, что в этот день обслуживание клиентов осуществляться не будет «в связи с перебоями в электропитании в праздничные дни». Восстановление после перебоев затянулось и в этом случае — офис банка не открылся и в понедельник, 17 марта.

14 марта закрылись московские и подмосковные офисы С Банка. Клиентам в финучреждении сообщали о «технических причинах» — правда, каких именно, не уточняли. В понедельник, 17 марта, офисы также не открылись, все по тем же «техническим причинам».

В итоге все эти банки так и не смогли возобновить работу, у всех ЦБ отозвал лицензии. Причем среди указанных регулятором причин отзыва ни одной технической, естественно, не значится.

Вывод очевиден: долговременные сбои технического характера банки используют в качестве прикрытия при наступлении проблем с ликвидностью или в ожидании отзыва лицензии. И все же само по себе сообщение о техсбое в банке не стоит воспринимать как повод для паники. Настоящие технические сбои в банках случаются — к примеру, 17 декабря прошлого года внезапно перестали работать банкоматы Альфа-Банка.Но сервис был восстановлен уже к середине того же дня.

Начать дискуссию

3-НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка 3-НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Криптовалюта

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Платежные системы

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Мошенничество

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Собеседования

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Социальный вычет

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Инвестиции

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Криптовалюта

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Кадровый учет

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании
Социальный вычет

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Интересные материалы

Маркетплейсы

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.