Банки

Ждать долга недолго

Увеличить эффективность сбора просроченной задолженности, сохранив лояльность клиентов — задача нетривиальная. Для ее решения лидеру рынка кредитных карт — банку «Тинькофф Кредитные Системы» — понадобилась совершенно новая система, способная реагировать на события в режиме онлайн.

Увеличить эффективность сбора просроченной задолженности, сохранив лояльность клиентов — задача нетривиальная. Для ее решения лидеру рынка кредитных карт — банку «Тинькофф Кредитные Системы» — понадобилась совершенно новая система, способная реагировать на события в режиме онлайн.

Одним из конкурентных преимуществ бизнес-модели ТКС Банка, наряду с консервативной политикой низких первоначальных кредитных лимитов и низкого уровня одобрения кредитных заявок, является грамотное управление рисками. Сбор просроченной задолженности — критически важное направление деятельности банка, непосредственно влияющее на показатели его прибыльности.

ТКС Банк постоянно совершенствует системы работы с просроченной задолженностью, и по мере роста клиентской базы до 4 млн человек была поставлена задача оптимизировать коллекторский процесс, увеличив объем сбора просрочки и сократив при этом операционные издержки.

В банке работает несколько сотен коллекторов, и чтобы не увеличивать их количество пропорционально росту клиентской базы, система должна была повысить производительность коллекторского труда, максимально автоматизировав процесс работы с просрочкой.

Основные требования к решению для сбора просроченной задолженности заключались в высокой производительности, моментальной обработке событий, а также гибкости и прозрачности стратегии.

«Работая над новой системой сбора просроченной задолженности, банк ставил перед собой задачу увеличить объемы сбора просрочки, сократив при этом операционные расходы на сбор. Мы также стремились автоматизировать процесс сбора просрочки и оптимизировать работу с клиентами, сделав ее более оперативной и точной за счет автоматической обработки больших массивов данных. Важно было выстроить бизнес-процессы по работе с просроченной задолженностью таким образом, чтобы информация о должниках поступала и обрабатывалась в режиме онлайн, а не раз в сутки, как раньше», — говорит Евгений Ивашкевич, директор по рискам, вице-президент ТКС Банка.

В итоге платформой для новой IT-системы стали решения IBM BPM и IBM ODM, а непосредственно для внедрения пригласили компанию «Техносерв Консталтинг».

«У нас уже есть опыт успешного совместного проекта с «Техносерв Консалтинг»: ранее мы автоматизировали процесс онлайн-обработки кредитных заявок с использованием симбиоза IBM BPM и IBM ODM, — объясняет выбор Вячеслав Цыганов, вице-президент ТКС Банка по информационным технологиям. — Этот комплексный и сложный проект был выполнен в кратчайшие сроки. Впоследствии настроенные с помощью консультантов «Техносерв Консалтинг» процессы поддерживались и развивались собственными силами банка. Успешный опыт реализации данного проекта и стал ключевым моментом при выборе партнера для создания системы сбора просроченной задолженности».

Проект длился около семи месяцев, система была сдана в эксплуатацию в сентябре 2013 года. В ходе проекта был выработан целый комплекс уникальных проектных решений.

С помощью системы управления бизнес-процессами IBM BPM отслеживается наступление таймаутов, обрабатываются внешние бизнес-события (платежи, входящие звонки и прочее) и обеспечивается интеграция с системой CRM, в которой работают коллекторы. Стратегия же сбора долгов функционирует на основе бизнес-правил, заданных в IBM ODM. Именно возможность часто и гибко менять бизнес-правила, а также их доступность и прозрачность для бизнес-пользователей Вячеслав Цыганов отмечает, как ключевое преимущество получившегося решения, которое позволяет банку точнее выстраивать работу с клиентами.

«Мы достигли поставленных целей: благодаря внедрению новой системы нам удалось увеличить объем сбора задолженности на фоне сокращения издержек банка и времени на обработку кредитных дел»

Консультанты «Техносерв Консалтинг» реализовали в IT-решении многоступенчатый процесс сбора просрочки, который предусматривает несколько фаз взаимодействия с должниками — от информирования до перехода в фазу судебного разбирательства. Система сбора задолженности интегрирована с 13 IT-системами банка. Например, сведения о клиентах поступают из CRM-системы, о совершаемых ими платежах — из банковской системы. Анализ клиентской истории ведется на основе данных из корпоративного хранилища и архивов, а задания между коллекторами распределяются с помощью аналитического приложения. Большая часть работы с должниками автоматизирована и осуществляется с помощью систем телефонного голосового информирования, рассылки почтовых, электронных и SMS-сообщений.

«В основе коллекторской системы банка лежит событийно-ориентированная архитектура, реагирующая на события в режиме реального времени, и именно в этом заключается уникальность проекта, — отмечает Роман Ткачев, руководитель BPM-практики компании «Техносерв Консалтинг». — Других подобных проектов в российской банковской отрасли мы не знаем. За счет своевременной и правильной обработки этих событий на основе бизнес-правил достигается совершенно иной уровень работы с просроченной задолженностью. Как только клиент оплатил свой долг или, например, позвонил, — система тут же узнает это и соответствующим образом перестраивает свою работу».

Сегодня в созданной системе обрабатываются кредитные дела на первых двух фазах взаимодействия с должниками. Как результат — выросло число своевременно погашенных кредитов, и уменьшилась доля должников, переходящих с первой фазы просрочки на вторую.

«Работа с клиентами строится эффективнее благодаря двум аспектам. Во-первых, банк может постоянно совершенствовать бизнес-правила на основе различных факторов. Система способна реагировать и на признаки мошеннических схем, то есть в нее можно закладывать элементы фрод-менеджмента. Еще один важный эффект — снижение потерь от ошибок. Людям свойственно ошибаться, а система выбирает оптимальное решение автоматически», — говорит Роман Ткачев.

По завершении проекта решение охватит полный цикл обработки кредитных платежей, в результате чего число обрабатываемых кредитных дел значительно вырастет. При этом немаловажно, что доработка не потребует привлечения подрядчика — компания «Техносерв Консталинг» предоставила ТКС Банку все необходимые инструменты для самостоятельного создания и изменения бизнес-правил.

«Мы достигли поставленных целей: благодаря внедрению новой системы нам удалось увеличить объем сбора задолженности на фоне сокращения издержек банка и времени на обработку кредитных дел. Кроме того, оптимизированы внутренние процессы: мы полностью автоматизировали работу с просрочкой по кредитам, унифицировали работу с должниками в одной системе, предоставили коллекторской службе возможность всегда своевременно отслеживать платежи по кредитам, а также оптимизировали нагрузку на коллекторов. Сейчас мы работаем только с самой актуальной информацией о должниках, которая поступает к нам в режиме онлайн, а не раз в сутки, как до старта проекта. Таким образом, мы более точно выстраиваем работу с клиентами, не беспокоя их напоминаниями о долге, которого нет», — подводит итоги проекта Евгений Ивашкевич.

Начать дискуссию

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Интересные материалы

Кредитование

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру