Банки

Банки автоматизируют документооборот с госорганами

Электронный документооборот с государственными ведомствами повышает эффективность работы кредитных организаций.
1,4 тыс. 86

В настоящее время банки, с одной стороны, являются активными поставщиками платежных и расчетных дистанционных услуг своим клиентам, с другой – пытаются занять свою нишу в процессе межведомственного электронного документооборота. Прокладывая технический туннель к СМЭВ и реализуя взаимодействие с одним или несколькими электронными сервисами СМЭВ, финансово-кредитные организации используют различные решения для автоматизации документооборота в системе.

Прошло практически полтора года с запуска Государственной информационной системы государственных и муниципальных платежей (ГИС ГМП), которая позволяет в режиме реального времени обеспечивать гражданам сервис при получении госуслуг. Все кредитные организации, осуществляющие прием платежей в бюджет и внебюджетные фонды, с 2013 года должны были подключиться к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).Правда, многие банки оказались не готовы к реальному взаимодействию в системе, в связи с чем возникло немало проблем. Федеральное казначейство, как оператор ГИС ГМП и координатор организации взаимодействия с банками, решало все трудные вопросы, привлекая Минкомсвязь России, ОАО «Ростелеком», ЦБ, а также федеральные органы власти, участвующие в процессе взаимодействия с ГИС ГМП. Благодаря этим усилиям в настоящее время увеличилось число участников, а также улучшилось качество информации в системе.

На сегодняшний день список ведомств, информация которых доступна для банков, определяется распоряжением правительства РФ № 1471-р от 15.08.2012 и ФЗ № 210. В этот перечень попадают Федеральное казначейство (ГИС ГМП), Росреестр, Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная миграционная служба (ФМС) и Федеральная служба судебных приставов (ФССП).Конечно, этот список несколько ограничен, но сейчас идет активная работа с банковскими объединениями и различными правительственными комиссиями с целью значительного расширения количества ведомств, которые могут обмениваться документами и сведениями с финансовыми институтами.

Существуют небеспочвенные предположения, что для банков станут доступными сервисы МВД России, ПФР и других ведомств, обладающих ценной для кредитных организаций информацией.

По мнению экспертов, подключение банков к СМЭВ позволит обеспечить массовое использование и распространение услуг электронного правительства за счет каналов дистанционного банковского обслуживания, в том числе и с применением различных технологий, например Интернета, банкоматов, мобильных устройств и т.д.Реализация такого двустороннего взаимодействия позволит финансово-кредитным организациям существенным образом снизить расходы на операционную деятельность, повысить оперативность при принятии кредитных решений, выполнении платежных поручений клиентов и оказании клиентам других услуг.

Побудительные мотивы

С одной стороны, обеспечить интеграцию с СМЭВ банки обязаны в соответствии с требованием российского законодательства, в частности законов № 210-ФЗ и № 162-ФЗ.С другой стороны, существуют и иные причины, побуждающие банки продвигать СМЭВ. Например, желание сэкономить на взаимодействии с государственными органами, поскольку на обмен бумажными документами расходуется большое количество человеческих и финансовых ресурсов. Кроме того, банки стремятся предлагать новые услуги и предоставлять более удобные и востребованные сервисы, такие как возможность клиентов самостоятельно получать информацию о начислениях с помощью средств дистанционного обслуживания – о налогах, штрафах ГИБДД, платежах за госуслуги.

Благодаря централизованному подключению к единой системе банки могут предложить клиентам качественный сервис и гарантировать корректность отображения совершенных платежей в адрес государственных и муниципальных структур. Кроме того, финансово-кредитная организация сможет быстрее отвечать на запросы служб исполнения наказаний и федеральной налоговой службы, заменив бумажный документооборот электронным и минимизировав собственные риски, связанные с регламентированными сроками ответа на подобные запросы.

Банк заинтересован в любых дополнительных источниках данных, особенно когда информация предоставляется госорганами. В распоряжении ведомств, подключенных к СМЭВ, находится информация, которую банки уже сейчас активно применяют в своей работе, в частности сведения ФМС, ФНС, ФССП, ГИБДД, которые используются для идентификации клиентов, первичной оценки заемщиков и решения других бизнес-задач. Данные различных ведомств широко применяются в работе многих банковских информационных систем – кредитных конвейеров, систем для автоматизации управления рисками, CRM-приложений.

Автоматизация документооборота

Для автоматизации информационного обмена банков с ведомствами ИТ-компании предлагают самые разные продукты. По мнению некоторых экспертов, наиболее оптимальными являются решения, которые представляют собой единую платформу для обмена данными с государственными структурами. Ведь многие финансово-кредитные организации уже сейчас рассматривают автоматизацию обмена с ГИС ГМП не только как локальное решение для подключения к системе Федерального казначейства, но и как проект, рассчитанный на перспективу. Поэтому банку важно иметь в своем распоряжении масштабируемую платформу, которая позволила бы в дальнейшем подключаться и к другим ведомствам.

В тех случаях, когда финансовый институт применяет множество информационных систем, объединенных в рамках сложного ландшафта, специалисты рекомендуют вариант интеграции с применением промышленной сервисной шины. Такой вариант особенно актуален для крупных универсальных игроков.

Эксперты утверждают, что подключение к СМЭВ – это интеграционная задача. Решения по автоматизации должны легко встраиваться в ИT-ландшафт, каким бы сложным он ни был.

Отдельная проблема – автоматизация документооборота с различными ведомствами в рамках СМЭВ. Ведь в каждом банке, особенно большом, информационная инфраструктура очень сложна, существует множество информационных систем, которые должны быть включены в документооборот. В этой связи все финансово-кредитные организации можно условно разделить на две группы. В первую входят заинтересованные в реализации Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», то есть для них важна исключительно организация взаимодействия с ГИС ГМП. Вторая группа – банки, цель которых заключается в комплексной автоматизации обмена документами с госорганами. Например, некоторые кредитные организации после обязательного подключения к ГИС ГМП приступили к автоматизации документооборота с Федеральной службой судебных приставов, который на сегодняшний день в большинстве случаев ведется в бумажном виде. После автоматизации документооборота с ФССП документы в электронном виде из всех подразделений ФССП поступают в банк через определенный программный комплекс. Кроме документов, предназначенных для розыска средств должников, в банк в электронном виде поступают различные документы, связанные с взысканием разысканных средств. Сотрудники кредитной организации могут улучшить качество контроля за просроченной задолженностью, ведь с внедрением комплекса электронного документооборота с госорганами появляется возможность слежения за ходом тех исполнительных производств, по которым банк является стороной производства. После запуска в промышленную эксплуатацию системы возможно получение информации и о распределении денежных средств, взысканных с должника.

Практика внедрений

Интересен опыт успешных проектов по автоматизации СЭД в конкретных финансово-кредитных учреждениях. Например, весной 2014 года был завершен проект по организации электронного документооборота между Юниаструм Банком и государственными органами, который стартовал в 2013 году. В настоящее время в банке полностью реализовано взаимодействие с государственными органами посредством электронных каналов в продуктивной среде.

Процесс интеграции программного решения проходил в несколько этапов. На первом этапе Юниаструм Банк был подключен к Государственной информационной системе государственных и муниципальных платежей, опубликованной в единой системе межведомственного электронного взаимодействия. Это позволило кредитной организации своевременно исполнить требования ФЗ № 210.Банк получил возможность информировать ГИС ГМП о фактах приема платежей в пользу бюджета, проводимых через организацию.

На следующем этапе проекта специалисты компании, решение которой было выбрано банком для внедрения, провели работы по запуску документооборота с Федеральной службой судебных приставов с целью автоматизировать формирование ответов на запросы судебных приставов – исполнителей о наличии счетов и остатков на них. Особенностью ЭДО с ФССП в Юниаструм Банке стала его централизованность. Все судебные приставы – исполнители из всех подразделений ФССП России смогли направлять различные запросы в кредитную организацию по единственному каналу связи.

В ходе работ в Юниаструм Банке было решено несколько задач, некоторые из них были связаны со спецификой работы сервисов, опубликованных в СМЭВ, интеграцией продукта компании с информационной инфраструктурой банка и т.д.Все задачи были успешно выполнены, поскольку работа строилась на коробочном решении, которое способно реализовать электронный документооборот, включающий любые типы документов. Единый информационный шлюз данного продукта обеспечивает прием документов, централизованную подготовку ответов и взаимодействие с учетными системами банка. Помимо этого, функциональность системы подразумевает увеличение количества федеральных ведомств, с которыми будет налажен электронный  документооборот.

Весной текущего года в Промсвязьбанке началось внедрение решения для электронного взаимодействия с  госорганами, которое обеспечивает прием документов, централизованную подготовку ответов и взаимодействие с учетными системами банка. Особенностью продукта, выбранного Промсвязьбанком, является то, что в состав системы входит СУБД, сервер приложений, набор прикладных модулей и  рабочих мест операторов, позволяющих обеспечить документооборот с теми государственными органами, которые открыли свои сервисы для обмена документами в электронном виде через СМЭВ. Таким образом, банк может увеличивать спектр своих услуг для населения в зависимости от возникающих потребностей.

СПРАВКА

Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) – информационная система, которая позволяет федеральным, региональным и местным органам власти в электронном виде обмениваться данными, необходимыми для оказания государственных услуг гражданам и организациям.

СМЭВ была создана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные функции.

СМЭВ состоит из сети защищенных каналов связи между узлами, расположенными в центрах обработки данных «Ростелекома». Каждый узел СМЭВ – это шина на базе Oracle Enterprise Service Bus. Созданы один федеральный и 83 региональных узла СМЭВ.

К федеральному узлу подключаются:

  1. информационные системы федеральных ведомств (Казначейство, Росреестр, ФНС, МВД, ФМС и т.д.);
  2. некоторые кредитные организации;
  3. 83 региональных узла, к которым подключаются информационные системы региональных ведомств (финансовые, медицинские, статистические и другие) и информационные системы более 24 тысяч органов местного самоуправления.

Система межведомственного электронного взаимодействия имеет сервис-ориентированную инфраструктуру. Участники СМЭВ являются поставщиками и потребителями сведений:

  1. каждый поставщик сведений создает в СМЭВ свой электронный сервис, который предназначен для обработки запросов и выдачи информации;
  2. каждый потребитель сведений создает в СМЭВ свой адаптер, который умеет правильно запрашивать информацию и получать ответ.

Оператор СМЭВ – Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Строительством инфраструктуры СМЭВ занимается «Ростелеком».

Начать дискуссию

Какие навыки нужны аналитику 1С, чтобы успешно решать бизнес-задачи

Один из ключевых навыков аналитика 1С — коммуникабельность. Если он не умеет общаться — задавать адресные вопросы, корректно доносить свои мысли руководителям и грамотно объяснять ТЗ разработчикам, то работа будет провалена. Разбираемся, без каких soft skills нельзя стать успешным аналитиком 1С.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

👶 Роструд: нельзя отказать в сокращении рабочего дня одному из родителей детей до 14 лет. Мнения наших подписчиков в ВК разделились

Сотрудник с ребенком-школьником при желании может перейти на 4-часовой рабочий день.

Налог по УСН за 2024 год можно уменьшить на взносы ИП за 2021 и 2022 годы

Некоторые ИП уплатили фиксированные взносы за 2021 и 2022 годы только в 2023 году. У взносов за 2022 год срок уплаты – в принципе в 2023 году, а по взносам за 2021 год при некоторых видах деятельности была отсрочка. Кроме того, кто-то просто не уложился в срок, потому что не было денег на уплату взносов.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Вышел новый стандарт МСФО по финотчетам: что изменилось и когда его применять

Новый стандарт МСФО (IFRS) 18 заменил собой принятый в 1997 году IAS 1 «Представление финансовой отчетности».

🏡Как получить налоговый вычет за квартиру в 2024. Пошаговая инструкция

Каждый работающий гражданин России вправе получить имущественный вычет за покупку квартиры. Расскажем, за какую недвижимость можно получить вычет, что нужно для возврата, какие условия надо соблюсти, сколько вернут и куда обращаться.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

При заблокированных налоговой счетах гендир оплачивал текущие расходы с р/с фирм, где он тоже гендир

В Тверской области полицейские задокументировали противоправную деятельность предпринимателя.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

ЦБ ужесточит проверки условий кредитования банками и связанных с ними МФО

Чтобы ограничения Центробанка не портили статистику банков по кредитованию, финорганизации переводят своих клиентов в связанные с ними МФО. Регулятор считает такую практику недобросовестной и может уравнять условия кредитования для банков и микрофинансовых организаций.

Инфоповод в контенте юриста: 4 способа применения

Инфоповод (информационный повод) — это событие, которое вызывает общественный интерес и привлекает внимание. Таким поводом может стать практически всё: от праздников до спортивных событий и культурных мероприятий. Найти информационный повод легко.

Мобильные операторы будут предупреждать об отключении телефонных номеров

Абонентов, которые оформили сим-карту и перестали ей пользоваться, начнут предупреждать о том, что оператор намерен в одностороннем порядке разорвать контракт.

67

Квадрат Декарта для принятия решений. Как его использовать для принятия решений

Простой метод для принятия взвешенных решений в жизни и даже в управлении проектами.

Кейс. Как компании из бьюти-сферы удалось повысить маржинальность

Отслеживать управленческую отчётность важно в любом бизнесе. Это позволяет принимать грамотные и обоснованные решения для увеличения эффективности. В этом материале рассказываем, как «Финансист» помог салону красоты определить, какие маркетинговые стратегии работают, от каких услуг лучше отказаться и какая стратегия бюджетирования подойдёт.

Кейс. Как компании из бьюти-сферы удалось повысить маржинальность
Банки

В переводах и платежах начнут отказывать чаще

FATF выпустила новые указания для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Несмотря на то, что участие РФ в международной группе приостановлено, российские банки будут обязаны их исполнять и проверять в собственных базах получателей платежей. Если будет несовпадение, в переводах и платежах откажут.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Дебиторская задолженность: понятие, виды, способы управления.

В данной статье рассмотрим понятие дебиторской задолженности, выделим основные классификации дебиторской задолженности, а также выясним каким образом стоит работать с дебиторской задолженностью.

1
26

СФР уточнил сроки по детским выплатам и пенсиям в связи с майскими праздниками

Россияне получат в мае пенсии и детские выплаты по обычному графику.

НДС

Заявление на возмещение НДС — только в электронном виде: почему

ФНС отказалась принимать в бумажном виде заявления на применение заявительного порядка возмещения НДС, акциза.

Для оплаты допвыходных ввели новую форму заявления

Обновили бланк заявления о возмещении расходов на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.

Врачи назвали три продукта против депрессии. Бухгалтерам на заметку

Депрессия — это серьезное психическое расстройство, которое может существенно повлиять на качество жизни. Существует множество методов лечения депрессии, в том числе медикаменты, психотерапия и изменения образа жизни.

Врачи назвали три продукта против депрессии. Бухгалтерам на заметку

💥Главное к утру четверга: новые штрафы для электросамокатов, снег в Москве, шпильки укрепляют ноги

Добавим в ленту самых свежих новостей на сегодня. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали сегодня в мире.

131
6-НДФЛ

❗❗❗ Налоговики по-прежнему в своей программе сравнивают 6-НДФЛ и РСВ, но претензии предъявляют редко

РСВ заполняют по начислению, 6-НДФЛ – по выплате. Поэтому данные в этих отчетах не совпадают.

Интересные материалы

Как заполнить новую форму ЕФС-1 по исполнителям на ГПХ: инструкция для заказчика

При заключении и расторжении с исполнителем договора ГПХ заказчик должен заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Расскажем, как это сделать и какие изменения нужно учесть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру