Банки

Меняем логотип. Дорого

Логотип считается символом предприятия, а его изменение — символом обновления, перемен. О том, насколько они удачны — в сентябрьском номере «Б.О».
699 2

Логотип считается символом предприятия, а его изменение — символом обновления, перемен. О том, насколько они удачны — в сентябрьском номере «Б.О»

Перемены болезненны, но необходимы. Их диктует жизнь. И когда речь идет о таких сложных структурах как банки, по пятам за сделками M&A, сменой акционеров, изменением названия, и даже подчас за постановкой новых задач, идет корректировка либо полная смена устаревшего имиджа и его символа — логотипа. Эксперты по брендингу уверяют, что консервативные, по сути своей, банкиры воспринимают их куда более нервно, чем представители других — креативных, профессий. Возможно, поэтому мы пока не можем похвастаться решениями мирового уровня и часто застреваем на этапе «недобрендингов». А также зачастую не дорожим и уникальностью своих брендов. Но молодость нашей банковской системы это отчасти прощает.

В текущем году шесть значимых банков сменили или скорректировали логотипы. Причины были разными — как, впрочем, неоднозначны и результаты проведенных банками ребрендингов и рестайлингов. Тут есть о чем поговорить, считают эксперты рубрики «Рекламная экспертиза».

«Начав анализ банковского сектора, невольно удивляешься его масштабным изменениям. Столько банков — крупных и средних — сознательно изменяются и корректируют свой имидж. Такую ситуацию можно назвать знаковой. Почти каждый банк декларирует: «Мы решительно смотрим в будущее, внедряя современные стандарты сервиса и технологичные финансовые продукты». Это говорит о том, что банки стремятся быть ближе к потребителю не только на уровне сервисов и услуг, но и на уровне имиджа, — сказал Александр Загорский, старший арт-директор брендингового агентства Depot WPF. — Вместе с корректировкой стратегий меняются и визуальные атрибуты. Уходит в прошлое наследие 90-х: аляповатость, неумеренная эмоциональность. На уровне айдентики банки становятся похожими на серьезные финансовые учреждения».

Спасибо эксперту на добром слове, но поскольку у нас их четверо, послушаем их всех (тем более что в процессе анализа и сам Александр Загорский оценил как понравившиеся лишь два кейса из шести).

На этот раз ни один из шести банков не набрал абсолютного большинства в 12 голосов. Лидером рейтинга стал питерский БФА, новый фирменный стиль которого понравился трем уважаемым экспертам «Б.О». «Отличная работа: просто, ясно, солидно, дружелюбно, оптимистично и легко узнаваемо, — радуется обычно скептичный и критичный Георгий Безбородов, партнер в Time4brand. — И сайт хорош, и рекламные материалы — теперь надо не снижать планку».

По мнению эксперта, это «явно лучший стиль за всю историю Банка БФА и один из лучших на современном российском рынке». Его коллеги также хвалят новый лого за минималистичность и лаконичность, а также высокое качество исполнения, и предрекают ему долголетие. Но подмечают и недостаток: дизайну не хватает смелости. «Логотип заявляет: “Я — банк-середнячок!”», — считает Алексей Гончаренко, директор представительства «Минале Таттерсфилд Россия» . Эксперт полагает, что «будет еще много подобных «проходных» логов». В итоге БФА получил 10 баллов, с чем мы его и поздравляем.

Под номером два нашего мини-рейтинга оказался новый лого бывшего «Номоса», теперь именуемого Банк «Финансовая Корпорация Открытие». Вместе с названием банк утратил и родной логотип. Теперь его фирменный знак выглядит так же, как и у Банка «Открытие», ни о какой преемственности тут нет и речи, разве что логотип выполнен в привычном для банка синем цвете.

Именно тяжеловесность и многочисленность всяческих «Открытий» эксперты и восприняли в штыки в первую очередь. «Что заставило составить такую причудливую конфигурацию бренд-архитектуры: банковская группа «Финансовая Корпорация Открытие», Банк «Финансовая Корпорация Открытие», Банк «Открытие»? — не знаю, но выглядит странно», — рассуждает Георгий Безбородов. Что же будет, если еще и Ханты-Мансийский Банк станет очередным «Открытием» (разговоры о том, что такой ренейминг не за горами, на рынке ведутся активно). А на подходе и «Петрокоммерц»!… Тут главное не очень разгоняться с покупками, в радуге всего-то семь цветов!

Но шутки в сторону, смена логотипа — дело серьезное, можно и до нервного срыва банкиров довести. По крайней мере, генеральный директор BBDO Branding Ольга Коновалова убеждена, что в банках работают люди крайне консервативные, и малейшие перемены фирменного стиля они воспринимают не менее болезненно, чем футбольные болельщики — смену цветов команды. Поэтому в банковском лого так важна преемственность, считает она, приводя в пример бережную работу над логотипом Сбербанка, который подвергся минимальной корректировке, но стал куда более динамичным. Пока коллеги ратуют за преемственность, Александр Загорский мечтает о временах, когда Сбер будет выглядеть столь же современно и дружелюбно, как крупнейший сберегательный банк Испании La Caixa.

За несколько лет, прошедших с момента корректировки логотипа Сбербанка, изменилась мода в мировом дизайне брендов или, как выражаются эксперты, — тренд. Эффект 3D, который активно использовали банки (включая Сбербанк) при смене логотипа, больше не актуален, дизайнеры брендов и заказчики единодушно голосуют за упрощение. Наивысшим выражением современной моды Ольга Коновалова признает Дойче Банк. Но наши-то банки не таковы! Им простота и технологичность не по сердцу. Насколько нам далеко до этой моды, становится понятно, если посмотреть, например, на логотип нового Банка Оранжевый, созданного на базе Промсервисбанка. Дизайнеры не подвели: картинка, пестрящая оттенками этого цвета, полностью оправдывает название. А еще он круглый (намек на апельсин?).

Эксперты восприняли такую яркость и позитив по-разному, кое-кто — резко негативно. Но в целом все сошлись на том, что создателям не хватило чувства меры и чистоты исполнения. Это — частая проблема, причем именно огрехи в исполнении идеи приводят к необходимости в дальнейшем проводить рестайлинги, уверяет Ольга Коновалова. Как бы то ни было, эксперты присудили «Оранжевому» четыре балла, и соответственно — третье место.

Четвертую и пятую строчки рейтинга заняли два абсолютно несхожих кейса — Яр-Банк и ВЭБ, о ребрендинге которого уже давно трубят публично, но визуальные итоги почему-то тщательно скрывают от публики. По отношению к Внешэкономбанку, который и банком- то является несколько условно (скорее, это государева копилка со своей внутренней логикой кредитования), уместно сказать, что смена была кардинальной и радикальной: место «вензелястого», по меткому выражению Алексея Гончаренко, фирменного знака занял «безыдейный модерновый вариант».

Александр Загорский ностальгирует о том, что привычный лого «содержал в себе историю, консерватизм, надежность — качества, которые мы приписываем швейцарским банкам», в новой же — нейтральной, айдентике «доминируют индустриальность и прямолинейность».

Алексей Гончаренко уверяет, что и не ждал от ВЭБа веселья, и вообще: человеческий подвиг бренд-менеджера сподвигнуть такую махину на смену фирменного стиля. «ВЭБ не нуждается в современной интересной айдентике. Представим, чего стоит убедить «Газпром» в полнейшем одряхлении их горячо любимой G-горелки!», — говорит он. Итог: один экспертный голос «за».

Ольга Коновалова уверяет, что ВЭБ как раз нуждался в современном шрифте, поскольку радикально изменился. Перед разработчиками лого стояла задача придумать, «как объединить все активы банка — от розничных банков до региональных фондов, связав все единой идентичностью». По ее словам, потребовалось много усилий, чтобы «найти графическое отображение перспективы, но не линейной, а перспективы в аксонометрии, в новом знаке есть динамика и движение вперед». Что же касается мнения коллег, Ольга Коновалова считает: главное, чтобы новый стиль отражал характер команды и движение вперед, тогда на рынке точно приживется.

История с Яр-Банком не менее уникальна, но по-своему. Когда пару лет назад в капитал вошли японские акционеры, они затеяли ребрендинг. И последний год банк жил с логотипом, символом которого стал журавль. Но теперь журавль из лого исчез, а на его месте появился красный круг, и эту замену эксперты расценили как неравноценную, чуть ли не настоящую трагедию.

«Не каждый банк может похвастаться таким уникальным и интересным символом со своей историей. Подобный уникальный знак есть у Райффайзенбанка: на нем изображены две перекрещенные лошадиные головы. Кроме того, журавль гораздо менее тривильно рассказывал о японских корнях банка, чем тот же красный круг, — огорчается Александр Загорский. — Безусловно, старому логотипу требовалась модернизация, упрощение, однако выбранные средства и методы кажутся излишними и разрушительными для бренда». А Алексей Гончаренко подытоживает: «Ощущение: бренд, наконец, обрел платформу и идеологическое наполнение, но не может найти себя в графике».

Замыкает рейтинг сентябрьской экспертизы Тройка-Д Банк. Для которого, к сожалению, у экспертов нашлось не так уж много теплых слов (и как итог — ноль баллов). Алексея Гончаренко смущает название — мечта логопеда. Владимир Цветков, управляющий директор SapientNitro в России и СНГ , полагает, что темно-красный цвет чрезмерно агрессивен. А Георгий Безбородов подозревает, «что мы наблюдаем крайне неудачную попытку сохранить древнюю историю бренда «Тройка Диалог», не нарушая соглашения о его продаже».

Угодить взыскательным экспертам сложно! Несколько лет они говорили: боже, сколько можно красного, дайте нам оранжевое, что ли! Теперь недовольны «Оранжевым». Слишком модерновый или слишком современный, слишком плоский или слишком выпуклый — они всегда найдут, за что похвалить и поругать. Главное — дать повод. А шестью ребрендингами на финансовом рынке в этом году дело явно не ограничится. Поменял логотип «РусРейтинг». О скорой смене лого объявил Банк «Гагаринский». «Тинькофф кредитные системы» решили переименовать в Тинькофф Банк.

Экспертиза

Место

Баллы

Банк

Нравится!

Не нравится!

Никак!

1

10

Банк БФА

3

1

2

8

ФК «Открытие»

2

2

3

4

Банк Оранжевый

1

2

1

4

3

Яр-Банк

1

3

5

1

ВЭБ

3

1

6

0

Тройка-Д Банк

4

Примечание. «Нравится» — 3 балла, «Никак» — 1 балл, «Не нравится» — 0 баллов

Банк БФА

Алексей Гончаренко, директор представительства «Минале Таттерсфилд Россия»

Современно, вторично, как у всех. Нет индивидуальности, нет идеи (нельзя же назвать идеей красноватый фирменный элемент). Небольшие сложности со шрифтовым решением можно преодолеть, будь у дизайнеров больше опыта (или желания?). Логотип заявляет: «Я — банк-середнячок! Не первый, но и не последний». Видимо, будет еще много подобных проходных логов: они не помогают бренду жить, но и не делают его смешным.

Георгий Безбородов, партнер в Time4brand

Volga Volga Brand Identity — молодцы! Отличная работа — просто, ясно, солидно, дружелюбно, оптимистично и легко узнаваемо. Явно лучший стиль за всю историю Банка БФА и один из лучших на современном российском рынке. И сайт хорош, и рекламные материалы — теперь надо не снижать планку. Владимир Цветков, управляющий директор SapientNitro в России и СНГ

Логотип лаконично встраивается в общую картину веб-сайта банка. Минималистичное изображение отличается высоким качеством исполнения, удачным шрифтом, выглядит солидно, уверенно и вызывает доверие. Использование только двух чистых цветов делает его понятным и актуальным на долгие годы вперед. Но я бы посоветовал задействовать более запоминающийся элемент вместо этого красного символа.

Александр Загорский, старший арт-директор брендингового агентства Depot WPF

Новый фирменный стиль (а не только логотип) приятно удивляет сдержанной и интеллигентной интонацией. Стратегия банка — упрощение, оптимизация сервисов, доступность и профессионализм — отражается в визуальных константах. Строгая и ненавязчивая коммуникация вызывает доверие. Но визуальной атрибутике не хватает смелости. Прямоугольник со скругленными краями — не запоминаемый клиентом логотип, поскольку запоминать здесь нечего.

ФК «Открытие» (НОМОС-Банк)

Алексей Гончаренко, директор представительства «Минале Таттерсфилд Россия»

На сегодняшнее безрыбье что-то должно понравиться. Пусть это будет «Номос-Открытие». Есть ли идея? Да. Хороша ли она? Сказать сложно, но негатива не вызывает. Старый «Номос» был промышленно-тяжеловато-странным. Новое «Открытие» — динамичное и молодое. Хочется доверять, хотя бы потому, что компания занимается обновлением собственной айдентики. Ставим плюс, пусть будет больше современных логотипов.

Георгий Безбородов, партнер в Time4brand

Знаю «Открытие» еще скромным брокерским домом и был одним из тех, кто запускал их в большое плавание много лет назад. Что заставило составить такую причудливую конфигурацию бренд-архитектуры: банковская группа «Финансовая Корпорация "Открытие"», банк «Финансовая Корпорация "Открытие"», Банк «Открытие» — не знаю, но выглядит странно. Вероятно, были веские причины. А логотип хороший, да.

Владимир Цветков, управляющий директор SapientNitro в России и СНГ

Примечательно, что логотип выполнен в той же цветовой гамме, что и прежняя фирменная символика «Номоса», однако новое изображение выглядит более современно. Группа предпочла использовать более солидный синий цвет для своего корпоративного банка и голубой — для ритейл-банка «Открытие», при этом удачно сохранена общая айдентика финансовой группы.

Александр Загорский, старший арт-директор брендингового агентства Depot WPF

Данный проект по изменению визуальных атрибутов сложно оценивать с точки зрения качеств ребрендинга: Номос-Банк вошел в ФК «Открытие» и, соответственно, получил все визуальный атрибуты головной компании.  

Банк Оранжевый (Промсервисбанк)

Алексей Гончаренко, директор представительства «Минале Таттерсфилд Россия»

Здесь все ОК, хотя кому-то может и не понравиться. Можно сделать лучше, ибо нет предела… Мне нравится общий позитивный образ, но не нравятся огрехи в исполнении. Слишком уж логотип крикливый, не хватает законченности и сбалансированности. Юношеский задор дизайнеров рушит все преграды и плюет на чувство меры. Но пусть лучше так, чем массово делать недоребрендинги.

Георгий Безбородов, партнер в Time4brand

Все на рынке знают, что после того как биржу РТС купила ММВБ, ее фирменный стиль «освободился». Но господа, это же было совсем недавно и тоже в финансовом секторе. Несолидно совершенно. С другой стороны, чего добру пропадать, раз прав никто не предъявлял. Третьесортное, конечно, начало большого пути, зато — судя по качеству проработки деталей и сайту, вероятно, недорого.

Владимир Цветков, управляющий директор SapientNitro в России и СНГ

В логотипе использованы яркие, энергичные цвета, но он выглядит несколько по-детски и не вызывает ассоциаций с такими понятиями, как надежность и стабильность. Из-за обилия оттенков изображение рассыпается, при таком написании лого будет плохо масштабироваться и с трудом восприниматься.

Александр Загорский, старший арт-директор брендингового агентства Depot WPF

Кардинальная смена стратегии и имиджа. Банк делает очень оптимистичное заявление: «Создание бренда образа жизни — не банк, а клуб единомышленников, в основе которого лежит свобода как основная ценность в обществе, отношениях, сервисе». Но компания вышла за рамки банковской категории. Название, как и визуальные атрибуты, оказалось слишком легковесным, даже несколько инфантильным. Банк должен давать потребителю и чувство уверенности.

Яр-Банк

Алексей Гончаренко, директор представительства «Минале Таттерсфилд Россия»

Как говорил персонаж бородатого анекдота: «А это, Анечка, хулиганы…». Куда дели птицу, я вас спрашиваю? Вы что, против природы? Есть плюсы: оставили точку, отсылающую нас ко всему японскому, доработали шрифты. И минус: логотип просто никакой. Зачем серая рамка вокруг букв, которые плохо читаются? Ребрендить стоило, но серьезней. Ощущение: бренд, наконец, обрел платформу и идеологическое наполнение, но не может найти себя в графике.

Георгий Безбородов, партнер в Time4brand

Что заставило сменить позитивную и явно японскую птицу на безродные черные закорюки на серо-сером фоне? Авитаминоз? Предчувствие экономической депрессии? Или они после долгой самурайской медитации овладели тайной межгалактического брендинга отдаленного будущего? Решили, что весь дизайн последних двадцати лет для них мелок и жалок? «Он современный, легкий, светлый и радостный», — утверждают создатели. Чего-то я не понимаю…

Владимир Цветков, управляющий директор SapientNitro в России и СНГ

Новый логотип ЯР-Банка несет в себе четкую и ясную коммуникацию. Слоган написан современным, технократичным шрифтом. Изображение красного круга — старинного японского символа, обозначающего восходящее солнце, удачно подчеркивает японско-российскую структуру капитала кредитной организации. Но я бы посоветовал использовать в логотипе только один оттенок серого, чтобы не утяжелять его.

Александр Загорский, старший арт-директор брендингового агентства Depot WPF

Самое неудачное визуальное решение. Разработчики крайне расточительно отнеслись к положительным визуальным качествам, которые имел бренд, и его ключевому смысловому элементу — журавлю. Он гораздо менее тривиально рассказывал о японских корнях банка, чем новый красный круг. Безусловно, логотипу требовалась модернизация, упрощение, но выбранные средства и методы кажутся излишними и разрушительными для бренда.

ВЭБ

Алексей Гончаренко, директор представительства «Минале Таттерсфилд Россия»

Было уныло. Стало современно, но уныло. ВЭБ не нуждается в современной интересной айдентике, поэтому инспирированные изменения — человеческий подвиг. Представим, чего стоит убедить «Газпром» в полнейшем одряхлении их горячо любимой G-горелки! Веселья от ВЭБа не ждите, всякие e-on-ы и прочие игривые варианты пройти не могут! Будет или вензелястый, пыльный и абсолютной нечитаемый старый лого, или плоский, безыдейный, но «типа-получше» модерновый вариант.

Георгий Безбородов, партнер в Time4brand

Прошлый логотип радикально выделялся из среды, и это было хорошо. Прочитанные аргументы за кирпич со скошенными углами меня не убедили совершенно. Конечно, судить о стиле по одному логотипу — неразумно (на момент написания комментария в открытом доступе всего бренд-бука не было), но все же логотип, что ни говори, — лицо бренда.

Владимир Цветков, управляющий директор SapientNitro в России и СНГ

Вензеля в прежнем логотипе Внешэкономбанка осложняли его восприятие. Новый гораздо «чище», мы видим простое и запоминающееся изображение. Но и здесь прослеживается структурная ошибка: шрифт аббревиатуры слева неудачно согласуется с надписью справа ввиду различной ширины и интервалов между буквами. 

Александр Загорский, старший арт-директор брендингового агентства Depot WPF

Старый логотип выглядел несколько несовременным, зато содержал в себе историю, консерватизм, надежность — качества, которые мы приписываем швейцарским банкам. Жаль, что в новой стратегии не учли положительные нарративы. Новая айдентика не прибавила банку уникальности: выбранное решение чрезмерно нейтрально. В семантике логотипа доминируют такие смыслы, как индустриальность и прямолинейность. Идея развития не считывается.

Тройка-Д Банк

Алексей Гончаренко, директор представительства «Минале Таттерсфилд Россия»

Начала утомлять тенденция к угловатому неймингу… Бренд-менеджеры, произнесите вслух «Тройка-Д Банк»! Готовое упражнение для логопедов! А еще — унылая айдентика с D [в квадратных скобках]. Логотип перегруженный, негармоничный, несбалансированный. Цветовое решение вторичное, работы со шрифтами нет… А главное — нет отправной точки. Нет логики в названии, нет логики в айдентике! Нет идеи. Попытка современного прочтения выполнена коряво.

Георгий Безбородов, партнер в Time4brand

Подозреваю, что мы наблюдаем крайне неудачную попытку сохранить древнюю историю бренда «Тройка Диалог», не нарушая соглашения о его продаже. Выпадающая из скобок буква, вероятно призванная изобразить динамичность и современность, сообщает знаку крайнюю непрочность. У уж обрезок былого названия и вовсе переносит нас в лихие 90-е, украшенные переливающимися кооперативными вывесками типа «Брависсимо-М».

Владимир Цветков, управляющий директор SapientNitro в России и СНГ

Темно-красный цвет правой части логотипа выглядит несколько агрессивно, а градиент усложняет изображение, которое и без того кажется несколько «разобранным», из-за чего возникает трудность с прочтением названия банка. Хотя новый логотип получился определенно удачнее, нежели предыдущий, и кажется более солидным.

Александр Загорский, старший арт-директор брендингового агентства Depot WPF

На смену старому — инновационному — логотипу пришел более сдержанный и категорийный. Определенная смелость осталась: это касается как нейминга (Тройка-Д Банк), так и самого логотипа (латинская D в кириллическом написании). Качества этих изменений мне кажутся спорными. Как теперь называется банк? «Тройка ДЭ банк»? Просто «ДЭ»? Или «Тройка»? В логотипе присутствуют две равнозначных доминанты: «Тройка» и «D». Какая из них главнее — непонятно.

Начать дискуссию

ЦБ дал прогноз по доле безналичных платежей в России

По итогам 2023 года безналичные платежи составили 83% от всех расчетов. За несколько лет этот показатель будет 90%.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Примеры задач для обязательного курса «Начинающий предприниматель»

Мы подготовили действительно ценный курс для предпринимателей. Здесь вы найдете не только задачи по бухгалтерскому учету, но и уникальные жизненные бизнес-ситуации, которые требуют от трупредпринимателей нестандартного мышления и гибкости.

Примеры задач для обязательного курса «Начинающий предприниматель»
5
390

Зачем Бенефициара объявляют в международный розыск?

Мнение налогового адвоката

Лучшие спикеры, новый каждый день
Экономика России

В 2023 году дефицит федерального бюджета составил почти 3,23 трлн рублей

Минфин засекретил часть расходов федерального бюджета, за 2023 год они составили 32,35 трлн рублей. Тогда как на доходы пришлось 29,12 трлн.

Банкротство

Совокупные долги банкротов выросли в 2 раза

За 2023 год суд признал порядка 7,3 тысяч компаний несостоятельными. Их задолженность достигла 3,98 трлн рублей.

Общество

На что обратить внимание при покупке загородного дома, дачи или участка

Федеральная нотариальная палата (ФНП) разъяснила, на что обратить внимание при покупке дачи или земельного участка.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Маркетплейсы

У Wildberries появились брендированные грузовики

Автомобили с фирменными логотипами будут доставлять заказы со складов и сортировочных центров до ПВЗ.

Новые штрафы для бизнеса, банки против маркетплейсов и директор с лапками. Что обсуждали сегодня бухгалтеры. 😺«Ночной бухгалтер» № 1667

Бизнес больше не может звонить и отправлять рассылки по смс и e-mail без предварительного согласия абонента. Банкам не нравится, что маркетплейсы проводят платежи через собственную структуру. Компания ищет сотрудника с лапками, который будет создавать уют, контролировать запасы вкусняшек и обниматься. А также другие новости дня для бухгалтера.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая
2
220
Банки

Данные об иностранных поставщиках платежных услуг станут закрытыми

Центробанк закроет доступ к перечню иностранных поставщиков платежных услуг до конца 2024 года.

Бесплатно с Социальные пособия

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс

Как назначается пособие по уходу за ребенком по новым правилам в 2024 году, какие документы нужно предоставить, рассказываем в мини-курсе и приводим форму уведомления о прекращение права сотрудника на получение ежемесячного пособия.

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс
Бесплатно с КоАП РФ

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

17 апреля 2024 года вступили в силу поправки в КоАП. Рассказываем, при каких условиях могут оштрафовать за обзвоны, письма и рассылку смс  и как не попасть под санкции.

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

Новостной дайджест: правила переводов с Сбербанке, новые меры поддержки МСБ, план Минэкономразвития, изменения в налогах, форум «Создай НАШЕ»

Самое интересное и важное за день в новостном дайджесте.

66
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Банки

RBI: Европейский центральный банк потребует быстрее свернуть бизнес в РФ

Raiffeisen Bank International ждет требования от ЕЦБ ускорить процесс сокращения бизнеса в России.

Импорт

Вводится режим «параллельного импорта» для зарубежных патентов

Импорт параллельного характера позволяет ввозить в РФ иностранные товары без получения на это согласия от производителя. Такой импорт считается параллельным, так как он осуществляется независимо от официальных каналов через дистрибьюторов.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Мошенничество

Доверительные отношения между ИП и его бухгалтером обошлись предпринимателю в 20,6 млн рублей ущерба

Бухгалтер из Краснодарского края предстанет перед судом по обвинению в неправомерном обороте средств платежей и мошенничестве.

300

Что такое системное мышление и как руководителю научиться использовать его на практике

Мы живем в мире систем. Рабочий коллектив, проектная группа, спортивная команда, семья, зрители в театре, пользователи приложения — мы всегда находимся во взаимодействии с другими людьми и организациями или участвуем в процессах, а значит ведем системную деятельность. И этой деятельностью важно научиться управлять, чтобы достигать своих целей.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: «Яндекс» будет продавать товары для взрослых, Китай урезал поставки, а россияне стали чаще пить растворимый кофе и есть лапшу быстрого приготовления

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

1
126
Бухгалтеры

Авито ищет бухгалтеров и специалистов по финансам

Разбирайте горячие вакансии от крупной компании. Авито нужен специалист казначейства, бухгалтер и старший бухгалтер!

Отпуска

Как уйти в отпуск в 2024 году: как написать и подать заявление и рассчитать отпускные

Каждый работник имеет право на отпуск. Рассказываем, какие отпуска бывают, как написать заявление на каждый из них, как оплачивается период отдыха и когда работодатель может отказать в его предоставлении.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Маркетплейсы

Госдума защитит трудовые права работников маркетплейсов

Работодатели скрывают трудовые отношения с сотрудниками маркетплейсов под договорами с самозанятыми. Из-за этого работники не получают отпускных и больничных.

109