Клерк.Ру

Взаимодействие власти и бизнеса в новых реалиях

Прошел Международный инвестиционный форум «Сочи-2014». В этом году местом его проведения был выбран главный медиацентр на территории Олимпийского парка, который расположен в Имеретинской низменности. В работе форума приняли участие 9 700 человек, в том числе представители 47 стран мира. Самые многочисленные делегации прибыли из Китая, Германии, Турции, Франции, Швейцарии, Японии. В рамках мероприятия было подписано 398 контрактов на 603 млрд рублей, резюмировал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Инвестиционные ловушки и пути выхода из них

По традиции форум открылся деловым завтраком, который Сбербанк проводит с 2009 года. Представители федерального правительства, руководители регионов и крупнейших компаний встретились в неформальной обстановке, чтобы обсудить главную тему мероприятия «Сбалансированность бюджета или ускорение роста: время выбирать».

«В этом зале собрались сорок губернаторов, более пятидесяти руководителей крупных российских и зарубежных компаний, – отметил президент, председатель правления Сбербанка России Герман Греф, открывая мероприятие. – Рост в России замедляется уже четвертый год подряд, а сейчас экономика близка к стагнации. Геополитические шоки повышают уровень неопределенности и риск рецессии в ближайшие годы. Внешняя среда становится нестабильной. Удержать ситуацию поможет лишь уверенный курс нашей экономической политики».

Первый вопрос Герман Греф адресовал министру экономического развития РФ Алексею Улюкаеву: «Нужно ли скорректировать нашу экономическую политику в связи с теми обстоятельствами, которые у нас складываются на внешнем рынке?»

Отключить рекламу

По мнению главы Минэкономразвития, мы живем как будто в пьесе 1950-х годов, в которой все роли расписаны: есть новаторы, есть консерваторы. «Министру экономического развития положено быть новатором, он должен говорить о том, что нужно отменить или изменить бюджетное правило, увеличить расходы, стимулировать экономику. А вот министру финансов положено быть консерватором, он должен говорить, что делать это не нужно ни в коем случае, потому что у нас впереди риски, а мы перед ними будем слабыми и беззащитными. На самом деле это плохая, дурная пьеса, мы знаем, что соцреализм в области драматургии многого не дал. И нам нужно уходить от подобных стандартов, от этих клише», – привел пример Алексей Улюкаев.

По словам министра, проблемы, стоящие перед страной, реально очень острые: у нас выбор не между хорошей и нехорошей политикой, а между плохой и очень плохой.

«Перед нами стоит вопрос выживания, серьезного экономического выживания. У нас, с моей точки зрения, два плохих тренда. Первая инвестиционная ловушка: ниже темпы экономического роста – меньше инвестиций, меньше инвестиций – ниже темпы экономического роста, и так по спирали. Вторая ловушка – плохое соотношение между курсом и инфляцией: ухудшение баланса по частному капиталу давит на курс национальной валюты, курс ослабляется, эффект переноса вызывает увеличение инфляции. Увеличение инфляции вызывает меры Центрального банка по ужесточению монетарной политики, это угнетает экономику. Такие плохие циклы загоняют нас в ситуацию, когда маневр становится сложным», – резюмировал министр.

Отключить рекламу

Алексей Улюкаев отметил, что в нынешних условиях положительную роль могли бы сыграть и фискальное, и монетарное стимулирование.

«Мы сейчас находимся в состоянии одновременного наложения трех кризисов: это структурный кризис, геополитический кризис и снижающаяся стадия обычного делового цикла, поэтому нужно и умеренное фискальное стимулирование, и умеренное монетарное стимулирование. Все согласны с тем, что есть отрицательный разрыв выпуска, то есть фактическое производство растет меньше, чем его потенциал. При этом нужно понимать: есть и реальные ограничители фискального и монетарного стимулирования, так как избыточное стимулирование приводит к тому, что растут не национальные активы, а «пузыри» активов, увеличивается инфляция, разрастаются риски», – разъяснил Алексей Улюкаев.

Министр напомнил, что много раз составлялись различные дорожные карты, а в общем-то «в конце задачника» ответы на все вопросы есть: нужно не просто обсуждать, а напряженно работать и в практической деятельности эти проблемы снимать.

По мнению министра финансов РФ Антона Силуанова, общая постановка вопроса «ускорение роста или сбалансированность бюджета» не совсем корректна.

«Нужно и то и другое, бюджет – это лишь один из инструментов экономической политики. Но даже в таких условиях, как сейчас, российский бюджет должен быть сбалансированным и профицитным. Поэтому повышать эффективность нужно агрессивно. Когда мы готовили бюджет на 2015 год, было много дискуссий, всем хотелось увеличить расходы, как правило, текущие, которые не делают вклада в экономику. И стало быть, аудит трат из государственной казны должен быть жестким, в том числе по части социальных расходов», – уверен министр финансов РФ.

Отключить рекламу

Самым же ярким стало выступление председателя Комитета Государственной думы РФ по бюджету и налогам Андрея Макарова, который заметил, что уже поздно выбирать между сбалансированностью бюджета и ускорением роста, и предложил всем собравшимся разойтись и «попробовать поработать».

«Нужно оценить то состояние, в котором мы находимся. Я бы начал не с бюджета, а с обязательств перед людьми. Решения российского правительства по изменениям в налоговой и пенсионной системе сильно ухудшают инвестиционный климат в стране», – заявил глава комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам.

Подводя итоги дискуссии, Герман Греф отметил, что необходимо резко повысить привлекательность инвестиционного климата. «Что это такое? В первую очередь нужно объявить долгосрочные правила игры, в том числе в налоговой сфере, и ни в коем случае их не менять. Бизнес приспособится к любой ситуации, но он не может ежегодно адаптироваться к новым условиям. Государство должно развернуться к бизнесу. Конечно, нужно стабилизировать и общую ситуацию, иначе привлекать инвестиции будет затруднительно», – подчеркнул глава Сбербанка.

Шантаж – это не по-нашему

Пленарное заседание стало ключевым событием Международного инвестиционного форума «Сочи-2014». «Россия между Европой и Азией: новая региональная политика в современных условиях» – тема главного мероприятия. Основное внимание было приковано к докладу председателя правительства РФ Дмитрия Медведева.

Отключить рекламу

Премьер-министр назвал 2014 год переломным для России и всего мира. По его словам, мы наблюдаем формирование новой экономической и политической системы координат. Этот процесс тесно связан с конфликтом на Украине и введением западных санкций против России. Дмитрий Медведев отметил, что часть западных партнеров видит единственное решение всех проблем в усилении давления на нашу страну, в продолжении политики сдерживания по всему фронту.

«Но история наглядно демонстрирует, что все попытки подобного давления на Россию всегда оказывались безрезультатными. Очевидно, что с Россией, как и с другими государствами, нельзя говорить с позиции экономического шантажа. Россия – самая большая по площади страна, ядерная держава, население составляет почти 150 млн человек, территория с огромными природными запасами, крупный рынок товаров, услуг, инвестиций. И чего хотят наши оппоненты? Построить новый миропорядок, который основан на бескомпромиссном противостоянии? А может, просто зажмуриться и сделать вид, что России больше не существует? Изолировать половину европейского континента от остального мира? Это невозможно. Нужно смотреть правде в глаза. Санкционное противостояние – вещь абсолютно плохая, лишняя и для нас, и для Запада», – прокомментировал ситуацию Дмитрий Медведев.

Председатель правительства признал то обстоятельство, что международные санкции могут привести к риску технологического отставания России. Однако, по словам Д. Медведева, Москва попытается воспользоваться сложившейся ситуацией для развития собственных отраслей промышленности. По его мнению, экономическое благополучие страны складывается из достижений всех граждан, всех наших регионов. Это командная игра, в которой успех каждого игрока – необходимая составляющая общего результата. Главным условием достижения данной цели является улучшение делового климата и в стране в целом, и в регионах, а это невозможно сделать без снятия инфраструктурных и институциональных ограничений.

Отключить рекламу

«У нас есть свои прогнозы. Они не очень оптимистичны. Наша экономика растет плохо. Но мировая экономика тоже растет не очень хорошо», – отметил премьер-министр. – ВВП в 2014 году составит 0,5%. Этот год, безусловно, будет очень сложным. В 2016–2017 годах мы надеемся выйти на более устойчивый показатель – 2-3%. Хотелось бы еще больше, но мы понимаем, что это труднодостижимая задача».

По словам политика, в последние годы правительство, взаимодействуя с бизнесом, сформировало эффективное федеральное законодательство, способствующее снятию административных барьеров. Но работы еще много, в том числе на региональном уровне. Речь идет о правоприменительной практике, местном нормативном регулировании и выравнивании инвестиционного климата, поскольку в нашей стране он очень сильно различается в регионах.

Основная головная боль небольших компаний – это доступные финансовые ресурсы. Потребность в долгосрочных кредитах сегодня огромна.

«Банки далеко не всегда берут на себя риски кредитования малых предприятий: лимит гарантийной поддержки быстро вырабатывается, вынуждая «голодать» целые секторы экономики. Чтобы замкнутый круг разорвать, принято решение о создании федерального гарантийного фонда. Я еще в прошлом году говорил о том, что мы это сделаем. В 2014 году Агентство кредитных гарантий с уставным капиталом 50 млрд рублей уже приступило к работе. За два месяца выдано девять гарантий. Надеюсь, что эта практика будет довольно быстро расширяться. Мы не знаем, сколько потребуется гарантий, но в ближайшие пять лет ожидаем, что совокупный объем выданных гарантий будет исчисляться сотнями миллиардов рублей, и это без учета возможностей региональных фондов, которые составляют еще порядка 230 млрд рублей», – сказал премьер-министр.

Отключить рекламу

Главным выводом, по словам Дмитрия Медведева, является необходимость повышения конкурентоспособности российской экономики, укрепления внутреннего рынка и применения наиболее адекватных в современной ситуации экономических инструментов.

Что делать?

В промежутках между деловым завтраком, пленарным заседанием и круглыми столами участники форума дали оценку нынешней ситуации и поделились с журналистами своим видением перспектив ее дальнейшего развития.

Говоря о банковском секторе, наблюдатели констатировали: ситуация на международном рынке неблагоприятна для России, потому что закрыты практически все позиции по получению иностранной ликвидности, но Россия это переживет.

По словам министра финансов РФ Антона Силуанова, на данный момент ожидаемый уровень инфляции составляет 7,5-7,7%. «Мы не увеличиваем бюджетные расходы, не собираемся осуществлять эмиссионное финансирование, соответственно, не будем разгонять инфляцию. Проект бюджета составлен так, чтобы иметь минимальный дефицит и жесткую денежную политику», – пояснил министр финансов. Он также отметил, что в этом году цены растут быстрее прогнозов, причем скорее из-за удорожания потребительской корзины, чем из-за монетарных факторов. Минимизация же участия Банка России в курсообразовании не обрушит рубль.

«Такая политика понятна инвесторам, тем, кто вкладывается в Россию, в российские ценные бумаги. Подобная политика существует в большинстве стран с развитой экономикой. Мы считаем, что расширение зоны свободного плавания рубля, которое произойдет в следующем году, не повлияет на курсообразование», – подчеркнул Антон Силуанов.

Отключить рекламу

В кулуарах инвестиционного форума глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев заявил журналистам, что правительство может оказать поддержку банкам, которые подпали под санкции со стороны Евросоюза и США. «Безусловно, мы должны дополнительно капитализировать кредитные организации, увеличить капитал и первого, и второго уровней. Также мы можем предоставить им новые субординированные кредиты», – прокомментировал Алексей Улюкаев.

Относительно возможного отключения России от международной системы межбанковских коммуникаций SWIFT министр экономического развития РФ сказал, что по его расчетам это все же не случится, но на всякий случай страна готовится к разным сценариям. В частности, Банк России уже разработал законопроект о российском аналоге SWIFT.

О задачах Агентства кредитных гарантий, создание которого анонсировал в своем выступлении Дмитрий Медведев, рассказала руководитель Агентства Галина Изотова: «АКГ призвано расширить возможности предприятий малого и среднего бизнеса в получении кредитных ресурсов. Потенциал роста в сегменте малого и среднего бизнеса огромный и должен быть использован как драйвер развития экономики. Факторы, сдерживающие финансирование новых проектов, известны. Да, сегодня банки проявляют большой интерес к взаимодействию с МСБ, но вместе с тем данный сегмент отличается высокой концентрацией риска и недостатком обеспечения. Основные же проблемы малых и средних предприятий – отсутствие ликвидного обеспечения, сложности коммуникации с банками при получении кредитов, трудности подготовки большого количества документов». По ее словам, за пять лет Агентство может выдать гарантии на 360 млрд рублей, что привлечет в сектор малого и среднего бизнеса кредиты на 650 млрд рублей. В 2014 году планируется выдать 50 млрд рублей гарантий, в 2015 году – уже 150 млрд рублей.

Отключить рекламу

«Решение о предоставлении гарантий принимается с учетом того, как скажется на развитии экономики реализация проекта в области малого и среднего бизнеса. Приоритетными признаются проекты, направленные на модернизацию и внедрение инноваций. Первый показатель – прирост высокопроизводительных рабочих мест, причем на производстве, а не в торговле. Второй – увеличение инвестиций в основной капитал. Мы предпримем все усилия, чтобы кредиты были доступными, а ставки в банках-партнерах снижались. Для этого мы намерены повысить категорию качества наших гарантий до первой, что даст нам возможность получать рефинансирование в Банке России. Создание национальной гарантийной системы поддержки субъектов МСП – задача, которая стоит перед нашим институтом развития», – подчеркнула Галина Изотова.

По мнению наблюдателей, работа XIII Международного инвестиционного форума «Сочи-2014» была плодотворной. То, что его пришлось проводить на фоне экономических санкций в отношении России со стороны стран ЕС и США, а также ответного эмбарго РФ на поставки некоторых видов сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, несильно омрачило общую деловую атмосферу.

«Инвестиционный форум «Сочи-2015» пройдет с 17 по 19 сентября 2015 года на этой же площадке. Благодаря олимпийской инфраструктуре материальная база форума на сегодняшний день одна из лучших в мире: просторно, комфортно и удобно. Может быть, кому-то кажется, что участников и экспозиций меньше, чем было в прошлые годы. Их на самом деле значительно больше. В мероприятии приняли участие 9 700 участников. Я напомню, что в прошлом году их было 7 000. Работа, на мой взгляд, была эффективной. Это уже стало доброй традицией, и менять ее мы не будем», – резюмировал вице-премьер РФ Дмитрий Козак.  

Обучающий курс от команды «Клерка»
«Налоговые проверки. Тактика защиты»
Способы защиты, проверенные на практике, от Ивана Кузнецова, налогового эксперта, работавшего в ОБЭП.
  • Первое видео — бесплатно.
  • Даем сертификат в конце обучения.
  • Дистанционное обучение.
Записаться на курс за 5 500 руб.
Отключить рекламу