Клерк.Ру

Касса в надежных руках

В России услугу инкассации оказывают банки или специализированные организации. По данным исследования, проведенного центром экономического анализа «Интерфакс», лидерство по объемам инкассируемой наличности среди кредитных организаций принадлежит Сбербанку (3,4 трлн рублей за I-III кварталы 2013 года в России), среди небанковских перевозчиков – Росинкасу ЦБ РФ и Инкахрану (соответственно 2,5 трлн рублей и 1,6 трлн рублей по России за I-III кварталы 2013 года).

Услуга инкассации предполагает перевоз денежных средств и ценностей из офиса компании в кредитную организацию, доставку наличности в кассу предприятия, перевоз банкнот и монет с целью обмена на деньги более крупного номинала, перемещение денежных средств и ценностей между структурными подразделениями компании, прием и пополнение счета наличностью, доставленной инкассаторами банка или сторонней организацией, перевоз документов компании одновременно с инкассацией денежных средств и доставку ценных бумаг.

В большинстве случаев потребителями услуги инкассации выступают юридические лица, которые оплачивают ее фиксированной сумой за каждую перевозку или в форме установленного процента от инкассируемых денег.

Качественная и безопасная услуга инкассации должна подкрепляться соответствующим материально-техническим обеспечением. «МосковскИЙ КредитнЫЙ Банк располагает собственным автопарком из более чем 250 бронированных автомобилей, оборудованных спутниковой системой контроля и навигацией», – прокомментировал директор департамента инкассации МКБ, одного из лидеров рынка инкассации в РФ, Михаил Белоусов.

«МОСОБЛБАНК имеет собственную службу инкассации, которая включает обширный автопарк бронированных автомобилей иностранного производства, оборудованных современной системой навигации ГЛОНАСС, а также службу профессиональных инкассаторов», – отметил начальник управления инкассации МОСОБЛБАНКа Евгений Галицкий.

Начальник центра налично-денежного обращения МДМ Банка Андрей Кораблин рассказал о материально-техническом сопровождении услуги инкассации в банке: «Взаимодействие подразделений кредитной организации при планировании маршрутов осуществляется только по внутренним каналам – мы считаем, что мобильные устройства слишком уязвимы, и при внешних атаках могут быть похищены секретные сведения».

Тенденция последних лет – распределение рынка инкассации между рядом крупных игроков. У остальных желающих оказывать услугу инкассации есть возможность передать ее на аутсорсинг.

Своими руками

Рискованность и низкая рентабельность инкассаторского бизнеса не помешали некоторым банкам взять его за основу своей деятельности и выиграть. Примером такой кредитной организации может служить МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК, занимающий четвертое место по объемам инкассируемой выручки в России.

По словам Михаила Белоусова (МКБ), благодаря развитому инкассаторскому бизнесу (на обслуживании банка находится более 11 тысяч объектов) Московский Кредитный Банк может отслеживать динамику денежных потоков клиентов, что обеспечивает высокие показатели качества кредитного портфеля.

«Мы предлагаем клиентам широкий спектр инкассаторских услуг: начиная от перевозки денежной наличности и документов строгой отчетности и заканчивая зачислением средств на счета, пересчетом наличности и разменом банкнот, – напомнил Михаил Белоусов (МКБ). – Среди наших клиентов – крупные ритейл-компании с широкой розничной сетью, компании малого и среднего бизнеса, а также банки-партнеры с менее развитой или отсутствующей службой инкассации. МКБ не пользуется услугами сторонних инкассаторских компаний, а, наоборот, оказывает услуги крупным банкам и их клиентам».

В настоящий момент инкассаторская служба МОСКОВСКОГО КРЕДИТНОГО БАНКа обслуживает 43 кредитные организации, в числе которых находятся Сбербанк, Промсвязьбанк и МДМ Банк.
Достойным примером регионального банка, активно развивающего собственную инкассацию, выступает Уральский банк реконструкции и развития. Начальник управления инкассации УБРиР Алексей Куртин рассказал о том, что изначально инкассацией банка пользовались только предприниматели Екатеринбурга и Нижнего Тагила (Свердловская область). Позже по просьбе представителей малого и среднего бизнеса география инкассаторских услуг расширилась до Уфы (Башкортостан) и Челябинска (Челябинская область). «Спрос на инкассацию УБРиР по итогам 2014 года вырос на 32%», – констатировал Алексей Куртин.

Спектр инкассаторских услуг Уральского банка реконструкции и развития довольно широк. Клиенты банка могут заказать не только доставку ценностей, наличных денег, в том числе разменной монеты и банкнот, их прием, пересчет и зачисление на счет клиента, но и сопровождение сотрудниками инкассаторской службы самого клиента и перевозимых им ценностей.

«В этом году УБРиР планирует начать оказывать услугу инкассации сторонним кредитным организациям, не имеющим собственной инкассаторской службы», – поделился планами на будущее эксперт.

Как отмечается в исследовании «Интерфакс-ЦЭА», для инкассации в регионах характерны невысокая плотность населения, малый объем перевозок, большие расстояния и необходимость контроля над службой инкассации на обширных территориях.

Вездесущий аутсорсинг

По данным Института аутсорсинга США, аутсорсинг в сфере финансов и бухгалтерского учета пользуется в последние годы популярностью. Еще в конце XX века Американской ассоциацией менеджмента было установлено, что пятая часть от 600 опрошенных фирм предпочитала отдавать на аутсорсинг финансовые и бухгалтерские операции.

Кризисные события 2014 года привели к тому, что ряд российских банков отказался от финансирования собственного отдела инкассации и передал функции перевоза наличности на аутсорсинг. Некоторым кредитным организациям, в силу небольших масштабов бизнеса и высоких удельных издержек, в принципе невыгодно содержать службу инкассации.

«В Росгосстрах Банке нет собственной службы инкассации. Мы пользуемся разветвленной сетью инкассаторов (как банков, так и специализированных перевозчиков) по всей России, – отметил директор департамента экономической и информационной защиты бизнеса Росгосстрах Банка Артем Гонта. – В принципе, все больше банков отказываются от собственной службы инкассации в пользу аутсорсинга, так как для многих финансово-кредитных организаций это направление нерентабельно. Исключение – банки, сделавшие инкассацию стратегическим направлением развития».

Директор департамента разработки продуктов для МСБ БИНБАНКа Анна Салманова рассказала о сотрудничестве банка с несколькими инкассаторскими организациями: «БИНБАНК давно предоставляет услугу инкассации, привлекая в качестве партнеров ведущих игроков данного рынка. Сегодня банк работает с тремя крупнейшими инкассаторскими фирмами: НКО «ИНКАХРАН», НКО «Бринкс» и Объединение «Росинкас».

«Мы стараемся обеспечить нашим клиентам удобный график обслуживания. С учетом того, что география присутствия банка довольно широка, для нас пока целесообразнее сотрудничать со сторонними компаниями-инкассаторами», – прокомментировал директор по работе со средним бизнесом Пробизнесбанка ФГ Лайф Андрей Белов.

Банк СОЮЗ также не имеет собственной службы инкассации, кредитная организация пользуется услугами сторонних компаний. По словам заместителя директора департамента расчетов Банка СОЮЗ Андрея Солдатова, инкассация обслуживает только дополнительные офисы, а также загрузку и инкассацию банкоматов кредитной организации».

«Инкассация у нас практически не развита как продукт, и она оказывается только изредка, отдельным клиентам», – сообщили в пресс-службе ФИНПРОМБАНКа. В банках «Сетелем», «Ренессанс Кредит» и Оранжевый также отметили, что пользуются услугами внешней инкассации.

Любопытно следующее: многие финансово-кредитные организации, располагая собственным отделом инкассации, считают экономически целесообразным отдавать часть инкассаторских функций на аутсорсинг.

Например, Банк ЗЕНИТ располагает собственным парком инкассаторских машин, но в то же время регулярно пользуется услугами сторонних компаний. Об этом рассказал NBJ начальник службы инкассации административного департамента Банка ЗЕНИТ Евгений Цейтлин. «Это позволяет оптимально распределить нагрузку и повысить эффективность предоставления услуг», – подчеркнул эксперт. Инкассация в Банке ЗЕНИТ предполагает сбор и доставку наличных денег клиентов в банк, зачисление наличных денежных средств на банковские счета и непосредственно перевозку наличных денег клиентов.

В ТРАНСКАПИТАЛБАНКе вот уже 15 лет оказывают услугу инкассации своим клиентам, клиентам банков-партнеров и других финансово-кредитных организаций. В пакет услуги входит доставка служебной корреспонденции клиентов. Между тем начальник департамента инкассации и управления кассовыми офисами ТТРАНСКАПИТАЛБАНКа Олег Лушин отметил, что в определенных случаях банк пользуется услугами коллег.

Вариативность при оказании услуги инкассации продемонстрировал МДМ Банк. «Наш банк использует несколько вариантов организации работы по оказанию подобных услуг, – сообщил Андрей Кораблин (МДМ Банк). – В некоторых регионах у нас работают собственные службы инкассации, где-то мы пользуемся услугами аутсорсинга, а где-то совмещаем две технологии». Эксперт уверен, что нет необходимости жестко привязываться к какому-либо варианту. «Для достижения максимальной эффективности мы организовываем работу с учетом потребностей банка, клиентов, местных экономических, технических и иных условий, а также с учетом наличия и качества ресурсов», – пояснил специалист.

В МОСКОВСКОМ ОБЛАСТНОМ БАНКе стараются придерживаться рационального подхода. «В настоящее время банк работает более чем в 50 регионах. На территории большинства из них финансовый институт использует собственную службу инкассации, так как услуги сторонних организаций дороже, – отметил Евгений Галицкий (МОСОБЛБАНК). – В некоторых регионах, где привлечение внешних компаний экономически оправданно, банк сотрудничает с ними по обслуживанию объектов».

Начальник департамента расчетно-кассового обслуживания Локо-Банка Светлана Миронова рассказала о том, что кредитное учреждение самостоятельно оказывает услуги инкассации корпоративным клиентам и клиентам сегмента МСБ только по Московскому региону. «Для организации инкассации региональных офисов банка, точек региональных клиентов банк привлекает сторонние компании. У многих наших клиентов есть разветвленная региональная сеть представительств, которые пользуются услугой инкассации как в Москве, так и в регионах, и им, по сути, важна точность заезда инкассаторов, минимальное время инкассации, скорость пересчета денежной наличности и зачисления денежных средств на их расчетные счета, которую обеспечивает им Локо-Банк», – описала механизм работы внешней инкассации Светлана Миронова (Локо-Банк).

Разговоры об ИТ-аутсорсинге едва ли способны кого-то удивить, чего нельзя сказать об аутсорсинге инкассации, который становится популярным.

Инкассация и прогресс

В ноябре 2014 года банк «Возрождение» объявил о новой услуге «Инкассация LITE», которая позволяет сократить временные затраты при заказе услуги инкассации и аналогичные затраты при сдаче наличности инкассаторам банка. «Мы перевели инкассацию – традиционный банковский продукт – в удобный для клиентов формат, – заявил заместитель председателя правления банка «Возрождение» Марк Нахманович. – Это касается как самой процедуры инкассации, так и направления в банк заявки на оказание данной услуги. Используя мобильное приложение «Инкассация LITE», установленное на смартфон, клиенты банка могут самостоятельно, без помощи оператора и личного обращения в банк, определить возможность инкассации новой точки и ее стоимость, заказать инкассацию или отказаться от планового заезда инкассаторов».

Действительно, финансовые возможности банков зачастую позволяют им первыми внедрять те или иные новшества. Нередко кредитные организации обгоняют специализированных перевозчиков в технологическом развитии инкассаторских услуг.

«МДМ Банк уже не первый год успешно разрабатывает и внедряет на практике технологию штрихкодирования, автоматизирующую процедуры формирования и обработки документов по инкассации и перевозкам. Применение данной технологии существенно сокращает себестоимость и трудоемкость операций как на стороне банка, так и на стороне клиентов», – рассказал о развитии услуги инкассации в банке Андрей Кораблин (МДМ Банк).

Директор департамента развития альтернативных каналов обслуживания Московского кредитного банка Евгений Чистов описал проект, реализованный МКБ для крупнейшей ресторанной сети. «Мы разработали и внедрили формат «ресторан без кассира», который позволяет официантам сдавать выручку непосредственно в терминал. Существует несколько форматов наших устройств: они могут выглядеть как классические терминалы, оборудованные приемниками для внесения денежных банкнот пачкой, и как компактные аппараты, которые легко поместятся под рабочий стол. Но в обычном платежном терминале банка размещается функционал, удобный для сотрудников сферы обслуживания клиентов», – отметил эксперт.

«Локо-Банк имеет собственное мобильное приложение и сейчас выпустил его обновление на платформах iOS и Android, сделав управление собственными финансами еще удобней, – сообщила Светлана Миронова (Локо-Банк).

– В текущей ситуации с обменом информацией между банком и клиентами по инкассируемым объектам проблем нет, так как клиенты используют клиент-банк «iBank 2» для предоставления в финансово-кредитную организацию необходимой информации, в том числе и по инкассации».

В середине декабря прошлого года в СМИ появилась информация о новой услуге самоинкассации от Сбербанка. Предполагается, что теперь клиенты кредитной организации смогут вносить денежные средства на расчетный счет через устройства самообслуживания. Опросив банки, NBJ пришел к выводу о том, что эта услуга существует на рынке не первый день.

«Услуга самоинкассации запущена УБРиР еще в апреле 2012 года. Воспользоваться ей могут держатели «Универсальной карты для бизнеса» во всех регионах присутствия банка, – напомнил Алексей Куртин (УБРиР). – С помощью «Универсальной карты» предприниматель может вносить наличные деньги на расчетный счет компании через банкоматы УБРиР с функцией приема наличных денег (cash-in) в удобное для себя время. При этом предприниматель может инкассировать средства как самостоятельно, так и через уполномоченных сотрудников, ведь к одному расчетному счету можно выпустить сразу несколько карт».

По словам Андрея Кораблина (МДМ Банк), услуга самоинкассации была запущена в кредитной организации в 2013 году. «Основными пользователями продукта являются представители малого бизнеса и торговые точки с незначительными оборотами денежной наличности. Это направление мы считаем перспективным, так как оно позволяет повышать эффективность использования ресурсов банка и клиентов. Мы планируем, что данная услуга станет доступна во всех объектах сети банка до конца текущего года», – сообщил эксперт.

«ТРАНСКАПИТАЛБАНКом несколь-ко лет назад реализована и запущена в работу услуга самоинкассации, – отметил Олег Лушин (ТРАНСКАПИТАЛБАНК). – Сдача клиентами наличной денежной выручки производится в устройствах самообслуживания банка, которые устанавливаются на территории клиента либо в пределах разумной досягаемости. Услуга реализована на высоком техническом уровне. Для клиента выпускается идентификационная карта, с помощью которой устройство самообслуживания распознает клиента и осуществляет прием и зачисление наличной выручки на его счет. Деньги становятся доступными для расчетов моментально», –подчеркнул эксперт.

Специалисты из Московского кредитного банка сочли нужным предостеречь участников рынка инкассации: «Сегодня многие банки активно взялись за развитие направления самоинкассации через терминалы, однако далеко не все участники рынка обладают подходящей и достаточно развитой для этого сетью устройств, а также необходимой профессиональной экспертизой», – заявил Евгений Чистов (МКБ).

Едва ли можно утверждать, что инкассация – одна из самых востребованных банковских услуг. Многие игроки отказываются от использования инкассации из-за дороговизны и сложности ее реализации, из-за возрастающей популярности безналичных расчетов. Между тем ряду кредитных организаций удалось обратить ее в конкурентное преимущество благодаря правильной подаче и новым идеям. Так, Локо-Банк разработал удобную программу для составления сопроводительных документов при инкассации. МОСОБЛБАНК предоставляет своим клиентам броневики с вооруженной охраной, данная услуга востребована при заключении крупных сделок. Все это позволяет сделать вывод о том, что инкассация продолжает развиваться и пользоваться не самым высоким, но стабильным спросом.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.