Страхование

Страховка от кипятка

Начитавшись громких историй про выплаты американскими и европейскими страховщиками компенсаций за ожог кофе в кафе или прищемленный дверью палец в салоне красоты, россияне начали подавать в суды иски по поводу неприятного запаха из заведений общепита, поврежденных конечностей и т. п. Однако пока страховая культура и людей, и компаний, работающих в России, далека от западного уровня. Получить страховые выплаты по таким случаям в нашей стране не так легко.

Начитавшись громких историй про выплаты американскими и европейскими страховщиками компенсаций за ожог кофе в кафе или прищемленный дверью палец в салоне красоты, россияне начали подавать в суды иски по поводу неприятного запаха из заведений общепита, поврежденных конечностей и т. п. Однако пока страховая культура и людей, и компаний, работающих в России, далека от западного уровня. Получить страховые выплаты по таким случаям в нашей стране не так легко.

В суд на фастфуд

Большинство относительно громких дел в России связаны с известной сетью фастфуда «Макдоналдс», и решения по ним пока не могут особо порадовать незадачливых клиентов этих ресторанов. В прошлом году москвичка Ольга Гаврикова подавала в суд на «Макдоналдс» за поврежденный окошком выдачи палец. Она хотела получить компенсацию в 4,5 млн рублей, однако месяцем позже иск был отозван. Также в ноябре 2014 года против этой сети подал иск мужчина, который травмировал в «Макдоналдсе» палец стулом. Он хотел получить компенсацию в 100 тыс. рублей, но суд отказал ему. В начале 2015 года москвич, проживающий на Мясницкой улице, пожаловался в суд на неприятный запах картошки фри, который распространяется из фастфуда рядом. Еще одно дело по «Макдоналдсу» рассматривалось в связи с тем, что трехлетний ребенок одного из посетителей ресторана получил там ожоги 1-й степени (из-за кофе, которое опрокинул на ребенка менеджер). Эти и другие подобные дела в нашей стране имели огласку, однако истцы редко могли реально получить весомую денежную компенсацию. Это притом, что «Макдоналдс» – крупнейшая сеть ресторанов быстрого питания в стране, и уж если кто чтит свою гражданскую ответственность, так это данная международная компания.

Пока суп не обожжет, кафе не застрахуется

По отзывам опрошенных Банки.ру страховщиков, далеко не все рестораны и прочие общественные заведения в России вообще страхуют свою ответственность перед клиентами.

«Обжечься кофе, отравиться гамбургером, поскользнуться на ступенях магазина — действия, столь желаемые так называемыми жертвами посещений фастфудов и магазинов. Этот вид «дополнительного дохода» востребован в США, где мы видим многомиллионные иски и выигрышные травмы, — рассказывает заместитель директора департамента по личным видам страхования компании «Согласие» Светлана Кузнецова. — Но если там такие травмы — мечта беднейших, то в страховании это называется страхованием ответственности перед третьими лицами. У нас в стране страхование ответственности заведений общественного питания (рестораны, кафе) и магазинов товаров широкого потребления не самый распространенный вид страхования».

По ее словам, у нас сначала ресторан или магазин должен понести существенный убыток в аналогичной ситуации, а потом уже начинает думать, как бы можно было себя застраховать. «Учитывая, что установление ущерба в таких случаях при отсутствии у организации договора страхования ответственности происходит в ходе длительных судебных разбирательств и суммы выплат пострадавшим весьма умеренные, если не сказать формальные, понятно, почему данный вид ответственности перед потребителями услуг заведений общепита и магазинов потребительских товаров не особо востребован в России», — отмечает Кузнецова.

По словам директора департамента страхования финансовых рисков и ответственности компании «АльфаСтрахование» Дениса Зенки, портрет «страхователей» здесь достаточно четок: это, безусловно, все иностранные владельцы, сети, а также ряд крупных и средних предприятий общественного питания. Индивидуальные предприниматели страхуют подобные риски значительно реже. «Идут страховаться те предприятия, которые работают в соответствии со всеми санитарными, противопожарными и прочими нормами, но тем не менее стараются предусмотреть в своей работе все нюансы, включая последствия предъявления претензий в связи с непреднамеренным причинением вреда своим посетителям. И, помимо прочего, заботятся о своем имидже, — поясняет эксперт. — То есть такие организации и предприниматели, которые пришли в данный бизнес основательно и собираются работать долго».

Поперхнулся и умер

Если ответственность не застрахована и урегулировать претензию в досудебном порядке не удалось, потерпевшим следует обращаться в суд. «Правда, судебная практика в этой сфере пока не столь обширна, у нас долгое время не было культуры таких обращений», — говорит Денис Зенка. Если ответственность владельца заведения застрахована, компенсацию можно получить по страховке. Причем подобные выплаты, по отзывам страховщиков, не такая уж редкость.

Так, в «АльфаСтраховании» Банки.ру рассказали, что выплачивали компенсации за порчу дорогой верхней одежды во время обслуживания в ресторане, поломку зуба из-за недостатков пищевых продуктов, травмы в результате падения на скользком полу.

«Мы урегулировали убытки, связанные с получением различных травм во время нахождения на территории застрахованной организации (супермаркета, аэропорта и т. п.), — говорит заместитель директора департамента клиентского сервиса СК «ВТБ Страхование» Дмитрий Васин. — Например, были случаи, когда покупатели супермаркета и торгового центра поскальзывались на мокрой кафельной плитке и получали различные травмы. Такие случаи рассматривались в соответствии с условиями договора страхования ответственности соответствующей организации». По его словам, также нередки подобные выплаты в практике страхования ответственности аэропортов. «Трафик там очень оживленный, много опасных факторов, которые приводят к травмам. Выплаты происходят достаточно часто», — уверяет эксперт.

«В нашей практике был случай, когда клиент поперхнулся и умер – родственники получили 100-процентную выплату, — рассказывает эксперт по урегулированию убытков компании «Сбербанк страхование» Анна Прокофьева. — Что касается размера выплат, в российских страховых компаниях они производятся в процентах от страховой суммы, предусмотренных установленными страховщиком таблицами. Например, по термическим ожогам — в размере 10—50% от страховой суммы».

Страхуйтесь сами и будьте спокойны!

«Если бы граждане более внимательно относились к своему здоровью, у большинства из них были бы заключены договоры от несчастных случаев, и выплаты по таким событиям, как «отравился едой», могли быть вполне реальными», — уверен вице-президент компании «Ренессанс Страхование» Владимир Тарасов. По его словам, указанные риски могут быть покрыты в рамках добровольного страхования от несчастных случаев (то есть даже если ответственность владельца заведения не застрахована). Для получения страхового возмещения застрахованному лицу нужно зафиксировать наступившее событие и собрать документы, подтверждающие полученные травмы. Тогда застрахованный сможет получить страховое возмещение в сумме, указанной в договоре страхования.

«Полис страхования от несчастных случаев подразумевает защиту клиента от любых травм, термических и химических ожогов, отравлений лекарственными средствами или от биологических отравлений – неважно, где он их получил, в том числе — за рубежом, — продолжает Анна Прокофьева. — При этом страховая компания запрашивает медицинское заключение и подтверждение того, что клиент лежал в стационаре». А вот простое отправление едой, по ее словам, не является страховым случаем.

В страховании риска ответственности заведения, по мнению Владимира Тарасова, выгодоприобретателям (клиентам) довольно сложно доказать наличие вины заведения. «Если стороны не договорятся о факте вины заведения, а также о размере возмещения вреда, потерпевшему придется доказывать обоснованность своих требований в судебном порядке. В суде у клиента возникнут проблемы как с доказательством факта причинения вреда его здоровью, так и с обоснованием размера ущерба, — поясняет Тарасов. — Моральный вред в нашей стране взыскивается в судебном порядке, но пока в минимальных размерах».

Более того, не все подобные случаи, по убеждению страховщиков, поддаются адекватной логике. «Что касается ожогов, отравлений, это вопрос достаточно дискуссионный как с точки зрения вопросов возмещения вреда, так и с точки зрения доказательств, — комментирует Дмитрий Васин. — Очевидно, что нельзя априори предполагать вину кафе или ресторана. Клиент должен доказать, что вред здоровью был причинен именно в данном заведении. А в таких случаях, как, например, ожог кофе, вина заведения очень сомнительна. Это напиток, который подают горячим. Как должны поступать работники кофейни? Приносить кофе клиенту остывшим? Так можно дойти до абсурда. Потребитель должен понимать меру своей ответственности и действовать соответствующим образом».

В Европе обманывать не принято

С одной стороны, компании на Западе чаще страхуют свою ответственность перед клиентами и чаще платят по факту подобных несчастных случаев. Но, по словам Анны Прокофьевой, там сами клиенты готовы платить большие страховые премии и быть уверенными, что получат максимальную и адекватную страховую защиту.

«Помимо этого, клиентов чаще всего не проверяют на мошенничество – в Европе в принципе не принято обманывать страховые компании. Люди очень дорожат собственной репутацией, — продолжает эксперт. — Еще одно существенное отличие Европы и США от России – медицинские учреждения не часто бывают замечены в сговоре с клиентом в надежде на получение страховой выплаты или выплаты в большем размере».

По мнению Дмитрия Васина из «ВТБ Страхования», на Западе подобные выплаты — это бизнес, на котором прежде всего зарабатывают адвокатские компании. «Кроме того, сравнивая нас с другими странами, нужно иметь в виду и разницу в системе здравоохранения и социальных гарантий: у нас при получении травмы пострадавший практически не несет никаких расходов, всю помощь он получает в рамках ОМС и в доходах практически не теряет, так как средняя зарплата практически полностью компенсируется по больничному листу, — говорит эксперт. — Очевидно, что компенсация будет разной».

Начать дискуссию

Пришло требование от ФНС: как ответить

Игнорировать требования ФНС нельзя, иначе организации или ИП могут получить штрафы, а их счета заблокируют.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Ипотека

ВТБ будет выдавать ипотеку в Крыму через РНКБ

Жители любых регионов страны смогут приобрести недвижимость в Крыму, а жители полуострова смогут оформить ипотеку в отделениях дочернего банка РНКБ.

❗ Внимание: завтра — крайний срок сдачи многих налоговых отчетов

Согласно календарю бухгалтера, на 25 апреля (четверг) приходится последний день представления основных видов налоговой отчетности, в том числе за 1 квартал 2024 года. А ИП на ОСНО платят за себя аванс по НДФЛ за 1 кв.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Хотите в отпуск за границу? Погасите задолженность!

За какие долги закроют выезд из России.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Решение суда: в товарных знаках нельзя указывать «№1»

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Вклады

Ставку по некоторым вкладам хотят отвязать от ключевой, но Минэкономразвития против

Центробанк предложил создать специальные вклады для малоимущих, которые получают социальную поддержку. Изначально доходность по таким вкладам определяли как ключевую ставку ЦБ + 1%, но есть и другие предложения.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Домашний адрес как место работы в трудовом договоре с дистанционщиком: правильно ли так

Дистанционные сотрудники работают по трудовому договору вне места нахождения работодателя и вне стационарного рабочего места, прямо или косвенно находящегося под контролем работодателя.

8

🎡Викторина на «Клерке». Проверьте, как вы отчитались за I квартал

На «Клерке» викторина! Проверьте, насколько вы крутой бухгалтер, а заодно узнайте, как вы отчитались за первый квартал. Разыгрываем приз! Поторопитесь!

Создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина, Клерк
5

Покупка криптовалюты банкротом: как избежать оспаривания сделки?

Как суды относятся к сделкам с криптовалютой в случае банкротства? Судебная практика и рекомендации.

Покупка криптовалюты банкротом: как избежать оспаривания сделки?

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату

Даже самая достойная зарплата бухгалтера после пары лет без повышения становится не очень впечатляющей. Цены на жизнь растут, а индексация окладов оставляет желать лучшего. Рассказываем, что делать специалисту, который хочет повысить доход, но не может достучаться до начальства. 

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату

Не удивили: чем в основном занимается молодежь в качестве ИП и самозанятых

5,2 млн молодых людей зарегистрированы в качестве самозанятых, а предпринимательскую деятельность через ИП ведет 1 млн человек в возрасте до 35 лет.

С 1 мая вводится маркировка БАДов и антисептиков

Все участники оборота биологических активных добавок к пище (БАД), антисептиков и дезинфицирующих средств с 1 мая 2024 года должны передавать данные о движении маркированной продукции через электронный документооборот (ЭДО) между участниками.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Условия работы НПД противоречат ТК РФ, приостановка переводов. Обзор для бухгалтера

Налоговые новости с Петром Захарченко. Все самое интересное из мира налогов в видео-обзоре.

Для малого бизнеса в сельском хозяйстве будут дополнительные меры поддержки: какие именно

Президент поручил правительству разработать дополнительные меры поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

💥Обзор к утру среды: косметика из нефти, на АЭС Фукусима-1 отключилось электричество, Михаилу Ефремову отказали в УДО

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Заставили отдать 3 миллиона, взять в штат 212 подрядчиков и оштрафовали на 500 k — как самозанятые стали сотрудниками?

Привет, я Павел из «Патрикеев и партнеры». Разберу на примере реального судебного дела, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Читайте, как налоговая вычисляет и штрафует бизнес.

Заставили отдать 3 миллиона, взять в штат 212 подрядчиков и оштрафовали на 500 k — как самозанятые стали сотрудниками?
6

Куда развиваться тем, кому «давит» карьерный потолок 

Существует мнение, что совершенствоваться в профессии можно бесконечно. Не всегда это так. Иногда мы чувствуем, что «уперлись в потолок». Работа больше не приносит удовольствия и перспектив. Разбираемся, что делать, если такая ситуация уже произошла.

Куда развиваться тем, кому «давит» карьерный потолок 
Общество

Туристы могут поехать в Таиланд на 60 дней без визы

Временный порядок безвиза сроком на 90 дней закончит действовать 30 апреля, но с 1 мая российские туристы смогут находиться в Таиланде без визы 60 дней.

Что такое мораторий на проверки бизнеса и на какие компании он распространяется в 2024 году?

Мораторий на проверки бизнеса — это временное ограничение плановых и внеплановых контрольных мероприятий, проводимых государственными органами (МЧС, Роспотребнадзор, Роскомнадзор и др.) для надзора за предпринимательской деятельностью.

Иллюстрация: Вера Ревина/«Клерк»

Интересные материалы

Ключевая ставка останется 16% — и точка

В пятницу 26 апреля будет очередное заседание ЦБ по ключевой ставке, на котором её оставят без изменений с вероятностью выше 90%. Конечно, бизнесу тяжеловато развиваться в таких условиях, население тоже в печали, ставки по ипотекам конские, да и в целом кредиты дорогие. Это, конечно, не мешает людям их брать.

Ключевая ставка останется 16% — и точка