Банки

«Пирамида Маслоу» для рынка банковских ИТ

С. ПОДЛЕПИНСКИЙ: «Мой главный совет коллегам по цеху – развивайте технологии последовательно, от уровня к уровню».

ИТ-технологии давно уже перестали восприниматься банками как «вишенка на торте» – в последнее время все чаще можно услышать, что финансово-кредитная организация, пренеб- регающая развитием ИТ-ландшафта, обречена как минимум на стагнацию, а как максимум – на поражение в конкурентной борьбе. Каких подходов следует придерживаться при решении задачи совершенствования ИТ-инфраструктуры? По каким критериям следует выбирать поставщиков ИТ-решений? На эти и другие вопросы ответил в интервью NBJ директор ИТ-управления Белгородсоцбанка Сергей ПОДЛЕПИНСКИЙ.

NBJ: Белгородсоцбанк занимает лидирующее положение по ключевым показателям деятельности в Белгородской области. Надо полагать, что технологии играют в этом процессе не последнюю роль. С учетом этого интересно Ваше мнение, в каких направлениях Вы бы порекомендовали развивать ПО таким же банкам сегмента малого и среднего бизнеса и почему?

С. ПОДЛЕПИНСКИЙ: Для того чтобы выжить в бурном море конкуренции, да еще при штормовых ветрах, дующих со стороны регулятора, банкам этого сегмента, как ни банально это звучит, в первую очередь необходима АБС, способная оперативно и с высокой производительностью осуществлять все банковские операции. Подчеркну: именно все, будь то расчетно-кассовое обслуживание, кредитование, прием вкладов и депозитов, операции с ценными бумагами и т.д. Не секрет, что во всех АБС давно реализован полный цикл автоматизации – от момента первого появления клиента (занесение данных о нем в АБС, автоматизированная печать всех необходимых документов) до удовлетворения его ежедневных потребностей (прием документов, предоставление выписок, справок и т.д.). 

Но текущие требования ЦБ заставляют взглянуть на эти привычные действия по-новому. Все, начиная с проверки действительности документов, реальности бизнеса и вплоть до контроля 
над уплатой налогов, возложено на банки. А это время и, как следствие, недовольство клиентов. На мой взгляд, своевременное отражение в АБС всех изменений законодательства с учетом сохранения удобства обслуживания для клиентов – вот основное направление развития на текущий момент, т.к. сохранение клиентской базы является залогом жизнеспособности банков, относящихся к категории малых и средних по размеру активов. 

NBJ: Интересно, что вы начали говорить о технологиях с АБС, – сейчас чаще упоминают ДБО…

С. ПОДЛЕПИНСКИЙ: Однозначно, без внедрения решений для дистанционного банковского обслуживания сегодня никуда. Кстати, в развитии банка это тоже находит свое отражение. Тем не менее актуальность темы выполнения требований постоянно обновляющегося законодательства очень высока, и, как следствие, растет потребность в соответствующей функциональности, включающей в себя, кроме многочисленных выборок и анализа клиентской базы, способы взаимодействия с различными органами государственной власти на предмет предоставления информации. 

В психологии существует теория, в основу которой положена так называемая пирамида Маслоу. Суть ее в том, что человек, не удовлетворив полнос-тью потребности одного уровня, не переходит к удовлетворению потребностей другого, более высокого уровня. Я осмелюсь провести аналогию между пирамидой Маслоу и уровнями развития ИТ-инфраструктуры. Все информационные технологии в конечном счете направлены на обеспечение обработки данных. Если нет данных (не гарантирована их целостность и полнота) – нет необходимости совершенствовать механизмы их сортировки и выборки. Если не обеспечен необходимый уровень безопасности (защищенности данных) – не сильно задумываешься об удобстве интерфейса для пользователя. И так далее. Конечно, процесс прохождения уровней не разовый, под воздействиями различных факторов он осуществляется снова и снова, но смысл как раз в том, что происходит он последовательно: от одного к другому. Вот и сейчас, на мой взгляд, банкам необходимо сосредоточиться на выполнении требований регулятора, запастись терпением, пребывая на этом уровне, и не пытаться его перескочить.

NBJ: А какие планы по развитию ИТ-инфраструктуры у вашего банка?

С. ПОДЛЕПИНСКИЙ: Из ближайших пла-нов – и тут, кстати, мы возвращаемся к теме ДБО – повышение удобства и безопасности при работе с клиентами по каналам дистанционного обслуживания; применение CRM-систем; внедрение системы электронного документооборота; использование системы поддержки и принятия решений на заседаниях правления банка и кредитного комитета. На текущий момент мы также возлагаем большие надежды в технологическом плане на 31-ю сборку АБС RS-Bank V.6, переход на которую запланирован на 2016 год. Это будет шаг к следующему уровню развития системы. Как видите, все перечисленное направлено на улучшение оперативности работы всех служб и подразделений банка и в конечном счете на повышение уровня лояльности клиентов.

NBJ: Какие Вы бы выделили опорные точки, на которые опираетесь при планировании технологического развития? 

С. ПОДЛЕПИНСКИЙ: Мы стараемся, чтобы в нашей концепции развития информационных технологий были обозначены основные направления развития ИТ-инфраструктуры банка не на один год. Причем в стратегию мы закладываем механизм ее корректировки в зависимости от внешних факторов.

Мы также считаем очень важным налаженное взаимодействие бизнеса и ИТ. На текущий момент без согласования с ИТ-подразделением в банке невозможна реализация большинства новых проектов. Как следствие, меняется роль и назначение ПО, к примеру, той же АБС. Речь идет о наличии гибкого механизма регулирования тарифов и комиссий или о возможности дополнить имеющуюся информацию в базе необходимым перечнем полей, настроить выборку и выгрузку требуемой информации в нужном формате, загрузить данные из внешних баз – перечень можно продолжать еще долго.

Не менее важен выбор поставщика ИТ-решений. Когда наши запросы выросли и прежняя версия установленной автоматизированной банковской системы стала не в полной мере им соответствовать, давние партнерские отношения с ИТ-компанией, поставщиком АБС, с одной стороны, позволили нивелировать большую часть вопросов, а с другой – помогли утвердиться в целесообразности перехода на новую тиражную версию системы, в которой многое из того, что нам необходимо, уже реализовано штатно.

Также важную роль играет внимание к актуальным технологическим трендам, которые оказывают влияние на поведение пользователей банковских услуг. Развитие высокоскоростного интернета является сейчас мощным стимулом для предложения клиентам широкого спектра услуг ДБО, причем как юридическим, так и физическим лицам. Предоставление дополнительных возможностей с помощью интернет-банкинга в совокупности с развитием эквайринговой сети платежных терминалов открывают новые горизонты и служат весомым аргументом при привлечении клиентов (в том числе и на зарплатные проекты). Эти факторы невозможно не учитывать.

NBJ: Вы упомянули решение одного из разработчиков и поставщиков ПО для вашего банка – компании R-Style Softlab. Расскажите, как Вы выбираете вендоров, на примере этой компании. Почему остановили свой выбор на этой организации и на программном обеспечении, которое она разрабатывает и предлагает? На какие аспекты Вы бы посоветовали другим банкам обратить внимание при выборе поставщиков решений?

С. ПОДЛЕПИНСКИЙ: Когда банк начинал поиск АБС, я и слова такого не знал – вендор. Мы выбирали программу и были довольны. Это был 1995 год. Из плюсов решения на тот момент мы выделили следующие: комплексный подход (присутствовала вся интересующая нас на тот момент функциональность), удобный интерфейс, приемлемая стоимость, ну и, конечно, наличие встроенного языка RSL – для меня, как для сотрудника ИТ, это перевешивало все остальное. С развитием нашего взаимодействия от вопросов технических и функциональных мы стали переходить к вопросам технологическим. Особенно этот процесс стал заметен при переходе на линейку RS-Bank V.6. 

Несколько лет назад на семинаре, посвященном новым возможностям этой АБС, продолжая аллегорическую тему доклада одного из сотрудников ИТ-компании (а она звучала примерно так: «R-Style Softlab – Пигмалион банковского бизнеса»), я позволил себе сравнить RS-Bank V.6 с Галатеей, а нам, банкам – клиентам компании, отвел скромную роль тех мифических персонажей, которые должны были вдохнуть жизнь в бессмертное творение скульптора. Это, конечно, было сказано в шутку, но, на самом деле, я был близок к истине, и освоение новой версии ABC оказалось занятием интересным и перспективным. Недаром банк является клиентом R-Style Softlab не один десяток лет. Да и, точнее сказать, уже не клиентом, – это не совсем точный термин на текущий момент – а партнером. Я бы слукавил, сказав, что не было в наших отношениях моментов, когда мы «поглядывали на сторону». Но после пристального изучения условий конкурентов мы возвращались к сотрудничеству с проверенным партнером. Все-таки способность АБС реализовывать технологические требования банка или подстраиваться под них оказалась самым важным аргументом при принятии решения о выборе вендора. 

NBJ: Универсальных рецептов по развитию технологий не бывает, и все же напоследок – один главный совет для банков. 

С. ПОДЛЕПИНСКИЙ: Мой главный совет коллегам по цеху – развивайте технологии последовательно: от уровня к уровню. И у вас все получится. 

Начать дискуссию

Экономика России

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Законопроекты

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Страховые взносы

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Менеджмент

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами
Уведомления о КИК

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Интересные материалы

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?