Платежные системы

Лу Наумовский: «Цели Visa не имеют отношения к показателям конкурентов»

Конкуренция среди международных платежных систем в России становится все более жесткой. Они борются не только за имидж и торговые точки, принимающие пластиковые карты, но и за банки, способные выдать карты миллионам частных клиентов. В январе «Бизнес» писал, что в эмиссии карточек Visa клиентам неожиданно стал отказывать Ситибанк. Об этом инциденте и о том, как Visa International планирует развиваться в России, рассказал старший вице-президент Visa СЕМЕА, генеральный директор представительства Visa International в России Лу Наумовский.

Конкуренция среди международных платежных систем в России становится все более жесткой. Они борются не только за имидж и торговые точки, принимающие пластиковые карты, но и за банки, способные выдать карты миллионам частных клиентов. В январе «Бизнес» писал, что в эмиссии карточек Visa клиентам неожиданно стал отказывать Ситибанк. Об этом инциденте и о том, как Visa International планирует развиваться в России, корреспонденту «Бизнеса» Елене Хуторных рассказал старший вице-президент Visa СЕМЕА, генеральный директор представительства Visa International в России Лу Наумовский.

— Каким был прошлый год для Visa, каковы его итоги? — Итоги положительные. Количество карт Visa, выпущенных в России, к концу декабря 2005 года достигло 22 млн штук, оборот по ним составляет $38 млрд. План мы перевыполнили.

— Объемы потребительского кредитования растут примерно на 100% в год, крупные розничные банки выдают до десятка миллионов кредитов в год. Как меняется число кредитных карт? — На начало года кредитных карт Visa было около 1,5 млн.

Револьверных карт в России пока еще мало, около трети от этого числа. Точно определить количество настоящих кредитных карт сложно, поскольку банки не всегда отчитываются как положено: иногда эмитируют дебетовые карты с овердрафтом и называют их кредитными.

— Как меняется доля Visa на российском рынке? Вы сравниваете свои показатели с показателями MasterCard? — У Visa есть свои цели, которые не имеют отношения к показателям конкурентов. По доле рынка по количеству карт в прошлом году у нас произошло небольшое снижение. Если следовать методологии MasterCard, то у них действительно был в прошлом году всплеск по количеству выданных карт, которые они относят к кредитным (так называемые pay later, к которым относятся все карты, кроме Maestro). Особенно много таких карт выпустил банк «Русский стандарт». Однако у нас другая корпоративная методология, поэтому наши платежные системы трудно сравнивать. Да, разрыв между нами (Visa и MasterCard.— «Бизнес») уменьшился, но, по статистике Центробанка, доля рынка Visa по-прежнему высока, а по оборотам мы абсолютный лидер.

— Пять лет назад вы говорили о начале реализации стратегии по более активному распространению карт в регионах. Тогда 75% владельцев карт Visa приходилось на Москву и Санкт-Петербург, 25%— на регионы. Каким сейчас является это соотношение? — Соотношение количества карт в регионах и Москве в 2005 году составляет 65% на 35%. В 2001 году у нас было всего два банка на Урале, сейчас — больше 15. В Западной Сибири, на Дальнем Востоке, в других регионах тоже очень большое продвижение. У нас появились новые отношения со Сбербанком — мы стали непосредственно работать с его территориальными банками.

Там люди были заинтересованы в продукте. В Москве рост тоже продолжается, московские банки, особенно небольшие, становятся членами платежной системы.

— В начале этого года выпускать карты Visa перестал Ситибанк. Клиенты, желавшие получить Visa, встречали отказ.

Как вы отреагировали на это? — Руководство Ситибанка говорит, что они не принимали подобных решений. Я знаю, что у банка есть очень хороший портфель дебетовых карт Visa Classic, который хорошо работает. Если банк по какимто причинам это не устраивает, если они получают специальные предложения от кого-то другого, то принимают решения самостоятельно как свободный экономический игрок.

— Но, несмотря на официальные заявления, Ситибанк и сейчас по умолчанию выпускает дебетовые карты MasterCard, убеждая клиентов в их преимуществе.

— Этот вопрос лучше адресовать Андрею Викторовичу Королеву (главе представительства MasterCard Europe в России.— «Бизнес»).

— Как сейчас складываются ваши отношения с Ситибанком? — Ситибанк — крупный эмитент карт Visa по всему миру.

В России он восемь лет является расчетным банком Visa. Мы довольны развитием наших отношений. Насколько доволен Ситибанк, может сказать только он сам.

— Что вы делаете, если видите, что эмиссия ваших карт у того или иного банка резко снизилась? — У нас есть оптовые скидки на процессинг, поэтому банки знают, что чем больше транзакций проходит по картам системы, тем меньше комиссия за одну транзакцию. Это должно быть стимулом для увеличения оборота и эмиссии. Если бы у банка существенно снизилось количество выпущенных карт, мы бы провели переговоры с его руководством, поинтересовались, доволен ли он сотрудничеством, есть ли какието финансовые обстоятельства, о которых мы не знаем.

Впрочем, таких примеров, насколько я знаю, не было со времени открытия офиса Visa в России.

— Каковы расходы банков, связанных с участием в Visa? — У среднего банка они не очень большие. На Западе это около 5% себестоимости карточного бизнеса. В России за одну межбанковскую транзакцию в рублях они платят меньше двух центов со сделки (в случае, когда банки не связаны между собой через систему Visa.net). Мы считаем, что тарифы очень низкие из-за масштабности нашей системы.

— Когда-то Visa устанавливала для банков индивидуальные комиссии. Сохранилась ли эта практика? — Этот подход не используется с момента открытия нашего представительства в России.

Мы устанавливаем одни правила для всех. Ранее мы согласились улучшить некоторые условия для региональных банков, чтобы позволить им присоединиться к платежной системе за меньшую плату. Но это было сделано открыто. Иногда бывают случаи, когда банк просит отсрочку при оплате комиссий,— такие уступки мы готовы делать, но никаких специальных соглашений с банками нет.

— Недавно совет директоров Visa принял решение повысить межбанковскую комиссию за обслуживание кредитных карт до 1,3%, а затем снизить комиссии по дебетовым картам до 0,8%. Чем вызваны эти решения? — Межбанковская комиссия взимается банком, выпустившим карту, с банка-эквайера, работающего с торговой точкой — магазином, кафе и т. д.

С первого дня работы Visa в России она была установлена в размере 1% от суммы транзакции для всех карт. Сейчас рынок изменился, появились кредитные карты, а финансирование кредита требует дополнительных ресурсов, поэтому резонно, что комиссия по таким картам должна быть выше.

Снижение комиссии по самым распространенным картам Visa Electron должно стимулировать торговые сети работать с картами. Дело в том, что при комиссии в 1% банкэквайер, чтобы заработать, берет с торговой точки маржу более 1%. Ранее, пока карты использовались в основном для путешествий за границу, это было нормально. Но рынок развивается, и теперь торговые сети жалуются, что они не могут платить банкам-эквайерам большие комиссионные. Поэтому было инициировано снижение комиссии. Новые тарифы вступят в силу с 1 июля или 1 августа. Думаю, многие торговыеточки, которые сейчас не работают с картами, согласятся принимать их.

— По мере распространения платежных карт растет и уровень мошенничества с ними. Как вы решаете эту проблему? — В мире процент хищений составляет около 7 центов на каждые $100, оплаченных картами Visa. Полагаю, что ущерб от потери кошельков, грабежей и прочих происшествий гораздо больше, чем от мошенничеств с безналичным платежам. В России число таких мошенничеств незначительно. По линии безопасности мы сотрудничаем с другими платежными системами и правоохранительными организациями. Мы всегда стараемся доводить до конца иски против мошенников. Кроме того, у нас есть бюллетень, в который заносятся номера фальшивых карт. Банки покупают этот список и следят за ним. Кроме того, Visa по всему миру лоббирует продвижение чиповых карт, которые являются более безопасными продуктами в сравнении с картами с магнитной полосой.

— Почему тогда число чиповых карт в России растет медленно? — Сейчас в России выпущено 1,2 млн чиповых карт Visa. На Западе, например, в Великобритании, Германии, Франции банки три-четыре года назад решили, что «мы не можем совладать с мошенничеством», и определили, что с 2006 года все вместе перейдут на чиповые карты. Такого движения в России, как и во многих других странах, нет. Это говорит и о том, что в России и странах СНГ уровень мошенничества по картам пока настолько незначителен, что у банков нет необходимости переходить на выпуск чиповых карт. Однако когда на каком-то определенном рынке потери от мошенничества становятся для банков неприемлемыми, у них появляется стимул переходить на чиповые технологии.

— Visa International намерена преобразовать свои подразделения в Азии, на Ближнем Востоке и Латинской Америке в отдельные компании. Возможна ли аналогичная реорганизация в России? — Этот вопрос активно обсуждается на глобальном уровне.

Каким будет решение, не могу сказать. Входить в ассоциацию очень выгодно для средних и малых банков, поскольку в этом случае власть остается у них — они могут голосовать, принимать решения. Форма отдельной организации также имеет свои достоинства, ведь это дает платежной системе возможностьвести коммерческую деятельность.

— Какие, по вашему мнению, нужны законодательные инициативы для поддержки и развития системы безналичных платежей? — Сейчас депутат Анатолий Аксаков предложил законодательно обязать магазины с ежемесячным оборотом более $20 тыс. принимать платежные карты. Это было сделано не без нашего участия, мы встретили понимание Минфина по этому вопросу. Подобный закон уже принят, к примеру, на Украине и в Южной Корее. В результате там даже возросла собираемость налогов, ведь коммерсанты были вынуждены повысить прозрачность расчетов.

— А как же свобода предпринимательства? Не будет ли это навязыванием услуги торговым точкам? — В России на безналичной основе проходят менее 3% всех платежей, а на Западе — 40%.

Мне кажется, стоит верить опыту развитых стран. Да, кто-то может жаловаться, но есть очень хороший пример — Южная Корея. Там государство методом кнута и пряника стимулировало рост безналичных платежей. И это то, что мы рекомендуем. Да, это хорошо для банков и платежных систем, но это также хорошо и для всего общества.

— Сейчас в Госдуме рассматривается закон о расширении перечня организаций, которые могут принимать платежи за связь и коммунальные услуги.

Как вы относитесь к этому? — Мы считаем, что возможность приема платежей торговыми точками создаст дополнительное удобство для потребителей. Если указать в законопроекте, что платежи должны быть электронными, это решает все проблемы. Это очень удобно, особенно пенсионерам: получил пенсию на карточку и с нее оплатил коммунальные услуги.

Начать дискуссию

С 29 апреля — новая форма уведомления в налоговую о невозможности подачи документов в срок

ФНС утвердила новые форму и формат уведомления в налоговую о невозможности представления в установленные сроки документов и информации в электронной форме.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Роскомнадзор заблокировал 150 VPN-сервисов

Ведомство без решения суда заблокировало около 700 материалов с рекламой сервисов по обходу блокировок.

Бухгалтер или бугалтер? Как рассказать историю о своей профессии правильно 

Откуда произошло и что означает слово «бухгалтер»? Кто был первым бухгалтером? И был ли этот человек миллионером?

Бухгалтер или бугалтер? Как рассказать историю о своей профессии правильно 
3
Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

На ликвидацию банка QIWI нужно больше 2 млрд рублей

Основная статья расходов — затраты на увольнение сотрудников, они составят почти 1,9 млрд рублей.

Отпуска

Правительство Таиланда согласовало 60-дневный безвизовый режим для россиян

Кабинет министров Таиланда принял решение о 60-дневном безвизовом режиме для россиян с 1 мая, сообщил премьер страны.

Психологические типы бухгалтеров, которые встречаются на практике

Бухгалтеры играют жизненно важную роль в организациях, выполняя задачи, связанные с финансовым учетом и отчетностью. Помимо технических навыков, им необходимы определенные психологические качества для эффективного выполнения своей работы.

1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Маркетплейсы просят власти сохранить право на платный возврат товаров

Удержание платы за возврат товаров на склад не позволит недобросовестным продавцам получать преимущество, заказывая товары конкурентов в отдаленные регионы.

Самозанятого признали работником. Как считать НДФЛ?

Должен ли при таком доначислении учитываться налог, уплаченный самим самозанятым?

Самозанятого признали работником. Как считать НДФЛ?

Как доказать добросовестность при покупке автомобиля у банкрота?

Купить автомобиль с рук или в автосалоне и не стать участником судебного дела, на сегодня задача не из легких, но еще сложнее выиграть суд, если арбитражный управляющий продавца подаст иск о признании договора купли-продажи недействительной сделкой.

С 1 мая налоговую отчетность нужно сверять с новыми контрольными соотношениями

В связи с изменениями в НК ФНС утвердила новый перечень контрольных соотношений показателей налоговых деклараций и расчетов.

Возможные ошибки в декларации УСН для ИП: проверьте перед отправкой

Крайний срок для подачи декларации ИП в 2024 году — 25 апреля. До дедлайна осталось всего несколько дней, но перед подачей отчетности не забудьте тщательно ее проверить. Мы собрали основные ошибки, которые встречаются в декларациях УСН у ИП. Нет ли их в вашей декларации? 

Возможные ошибки в декларации УСН для ИП: проверьте перед отправкой

Организация эффективной коммуникации компании. Для чего необходима и как наладить

Одним из главных процессов, позволяющих эффективно взаимодействовать отдельным сотрудникам, отделам, филиалам компании, является налаживание эффективно работающих коммуникаций.

Организация эффективной коммуникации компании. Для чего необходима и как наладить
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Пострадавшие предприятия из Белгорода получат 1,2 млрд рублей

Малый и средний бизнес, который пострадал от обстрелов, получит помощь от государства.

Восстановление товарного учета селлеров: пошаговый план, стоимость, нюансы

Восстановление товарного учета — неотъемлемая часть работы, с которой рано или поздно может столкнуться бухгалтер маркетплейсов. В статье поделились пошаговым планом, который поможет не запутаться, а также наглядно показали операции по восстановлению на WB, Оzon, Яндекс Маркет и Мегамаркет.

Восстановление товарного учета селлеров: пошаговый план, стоимость, нюансы

Мемы от великих художников. Пост для поднятия настроения

Продолжаем собирать мемы от великих художников. Ловите подборку картин, которые отлично подходят для бухгалтерских и не только мемов.

Мемы от великих художников. Пост для поднятия настроения
4
Зарплата

Работодатели обязаны оплачивать сверхурочную работу с учетом стимулирующих выплат

Теперь нельзя начислять сверхурочные только на основании тарифной ставки или оклада работника. В расчет нужно включать компенсационные и стимулирующие выплаты.

25 апреля надо сдать уведомление на НДФЛ с кодом 31/01, до 3 мая – с кодом 31/11

До 25 апреля бухгалтеры должны сдать ЕНП-уведомление, куда входит НДФЛ, аванс по УСН и имущественные налоги.

Экспорт

Власти продлят требования по продаже валютной выручки до конца года

Экспортеров обяжут до конца 2024 года продавать не меньше 90% от суммы зачислений на российские счета по внешнеэкономическим контрактам.

Как привлечь должника к субсидиарной ответственности? Решение ВС

Верховный Суд определил признаки, которые нужны для привлечения бывшего гендиректора к субсидиарной ответственности

Как привлечь должника к субсидиарной ответственности? Решение ВС

Интересные материалы

Должная осмотрительность и транспортная безопасность. Новый законопроект

Юристы часто обсуждают, как именно необходимо соблюдать важное (хоть и не прописанное в законе) требование о появлении должной осмотрительности.