Газета "Business & Financial Markets". Все материалы из источника

342

Корпоративные пользователи не торопятся переходить на Vista. Таковы данные исследовательской компании Forrester. Причиной этого является опасение возможной несовместимости новой операционной системы со специализированными бизнес-приложениями. Многие компании приостановили процесс перехода на Vista. Некоторые начали заново устанавливать Windows XP.

Крупные фирмы располагают значительно большим количеством устройств и специальных приложений. Все эти устройства и приложения должны взаимодействовать с ОС. Поэтому крупные компании не торопятся переходить на Vista. Согласно проведенному Forrester опросу, 31% компаний предполагал перейти на новую ОС в течение года. Еще 22% респондентов - в течение двух лет. Однако сейчас большинство фирм этот процесс притормозили, отмечает эксперт Forrester Бенджамин Грэй.

Важным фактором для корпоративного сектора являются сроки выхода обновлений к Vista. По мнению Бенджамина Грэя, многие фирмы будут готовы перейти на новую ОС после выпуска Service Pack.

Тенденцию заметили и производители компьютеров. Обычно во вновь купленном компьютере ОС Windows Vista была инсталлирована заранее. Однако недавно на рынке появился новый ноутбук концерна Asus с предустановленной Windows XP. В компании Fujitsu Siemens также констатировали, что значительная часть корпоративных клиентов заказывает системы с Windows XP.

В представительстве Microsoft в Мюнхене отмечают что Windows XP по-прежнему пользуется спросом. Однако доля Vista в числе всех проданных Microsoft в мире клиентских лицензий составляет 80%.

Сообщает газета РБК daily

54

Главная тема отчета PandaLabs этой недели - Shark 2. Это распространяемая через форумы утилита для создания троянов. Также в отчете рассматриваются Addon.B and MSNPoopy.A. Эти два червя используют для своего распространения MSN Messenger.

Shark 2 выложена на различных интернет-форумах. Она распространяется бесплатно и очень проста в использовании. Это делает ее особенно опасной. Созданные с ее помощью трояны могут красть все виды конфиденциальной информации с компьютеров пользователей.

Первый червь, рассматриваемый в отчете этой недели - Addon.B. Его вредоносный образец посылается через MSN Messenger в формате .zip. Архив носит название Foto_celular. Открывая и запуская такой файл, пользователь устанавливает копию червя на свой компьютер.

Addon.B копирует себя на все носители под именем Foto_celular.scr. После запуска файла загружается второй компонент червя, sexy.wm., который, в свою очередь, подключается к двум веб-страницам, ожидающим последующие команды, начиная от загрузки других вредоносных кодов на зараженный компьютер до запуска обновлений.

Червь MSNPoopy.A использует тот же принцип распространения. В этом случае в сообщении употребляются такие выражения как “look @ my cute new puppy:-D” или ”look @ this picture of me, when I was a kid “. Это делается чтобы заставить пользователя открыть прикрепленный файл в формате .zip. Файлы носят имена наподобие img1756.

Если пользователь открыл и запустил файл, то его компьютер заражен. Также вирус распространяет себя по адресной книге жертвы.

MSNPoopy.A редактирует реестр Windows для того, чтобы запускаться при каждом старте системы. Он также пытается связаться с другими постоянными каналами связи для своего дальнейшего распространения.

59

В I квартале население РФ хранило в банках 10% своих доходов, что на 1,1% меньше, чем за I квартал 2006 года. Прирост объёма вкладов оказался чуть выше, чем за аналогичный период 2006 года (5,2%), хотя обычно в начале года динамика, наоборот, замедляется. Эксперты АСВ связывают ускорение с ростом доходов населения, а также с увеличением в конце марта суммы страхового возмещения по вкладам со 190 тыс. рублей до 400 тыс. рублей. В настоящее время вкладчиками являются 18% взрослого населения, еще столько же имеют банковские счета. По прогнозу АСВ, за 2007 год объем депозитов физлиц в банковской системе возрастет на 30-32%, примерно до 5 трлн. рублей, и сохранит ежегодный прирост на сумму около 1 трлн. рублей в ближайшие два-три года.

Наиболее активно осваивают рынок региональные банки: темпы прироста депозитов в них составили 9,3% - это в 1,6 раза больше, чем в среднем по банковской системе. В банках московского региона, как и в сетевых, прирост депозитов был ниже средних темпов по всей банковской системе - 5,3% и 4,2% соответственно. В Сбербанке темп прироста составил 5,9%, его доля на рынке осталась неизменной - 53,4%. В дочерних иностранных банках прирост оказался наименьшим в системе - 1,7%, в то время как в предыдущие два года эти категории банков росли с двукратным опережением рынка. В результате за два года к январю 2007-го "иностранцы" удвоили свою долю на рынке депозитов до 4,1%.

248

Специалисты Международного валютного фонда (МВФ) полагают, что российской банковской системе угрожают недобросовестные заемщики и иностранные кредиторы.

Бурное развитие российской банковской системы сопряжено с некоторыми рисками, заявил в конце прошлой недели глава миссии МВФ в России Пол Томсен. В первую очередь обеспокоенность МВФ вызывает быстрый рост потребительского кредитования в России. Действительно, объем просроченной задолженности растет внушительными темпами: по данным ЦБ, если на 1 января 2006 года объем "плохих" долгов составлял чуть более 10 млрд. рублей, то на 1 января 2007 года он вырос почти до 33 млрд. рублей. Невозврат кредитов в конце I квартала составил 3% от размера кредитного портфеля банков - 2,2 трлн. рублей.

Специалисты МВФ рекомендуют банкам внимательнее следить за ростом объема выданных потребкредитов, а аккуратнее подходить к иностранным заимствованиям. Когда российские банки занимают за рубежом для финансирования рублевых кредитов, возникает потенциальная возможность валютных рисков. Только в 2006 году внешний долг российских банков увеличился в два раза и составил более $100 млрд., превысив 10% российского ВВП, отмечается в докладе министра финансов Алексея Кудрина, подготовленном к выступлению в Госдуме. Кроме того, МВФ волнует быстрое развитие рынка корпоративных облигаций.

Российские банкиры уверены, что опасения МВФ сильно преувеличены. Они убеждают, что коммерческие банки держат на балансе многие облигации, но в этом плане банки консервативны и работают только с "хорошими" долгами. Участники рынка полагают, что МВФ преувеличивает опасность риска иностранных заимствований: это нормальная практика, когда средства привлекаются в одной валюте, а размещаются в другой, кроме того, курс рубля достаточно устойчив. Риски могут возникнуть через год-два, и только в том случае, если банки по-прежнему станут наращивать кредитный портфель и привлекать займы за рубежом. Российские специалисты полагают, что эти процессы замедлятся.

46

Банк "Возрождение" опубликовал отчетность по МСФО за I квартал 2007 года: чистая прибыль выросла на 78% и достигла $10,6 млн. После анализа отчетности свои оценки банка повысили аналитики "Атон брокера", Альфа-банка и Citigroup. Эксперты отметили, что заметный рост чистой прибыли на две трети связан с увеличением процентного дохода, а рентабельность собственного капитала банка по-прежнему остается высокой, в размере 19,6%, чистая процентная маржа составляет 5,8%. Точками роста стали сегменты кредитования малых и средних предприятий, ипотеки и кредитных карт. Малый и средний бизнес формирует около 65% кредитного портфеля банка. При этом снизилась доля портфеля кредитов физическим лицам, с 16,5% в 2006 году до 16% в 2007 году. Застой в области авто- и потребительского кредитования объясняет снижение доли частных кредитов в общем объеме.

По мнению аналитиков, банк направит свои усилия на диверсификацию и увеличение кредитного портфеля. В последнее время банк активно проводит размещения акций. Предполагается, что привлеченные средства будут направлены на развитие бизнеса банка и увеличение объемов кредитования.

В самом банке подтвердили, что средства, привлеченные в ходе допэмиссии, планируется направить на увеличение объемов кредитования, в первую очередь по ипотеке. Сейчас портфель ипотечных кредитов банка "Возрождение" составляет 5 млрд. рублей, с прошлой весны он увеличился более чем в два раза.

Последнее размещение обыкновенных акций банк завершил в мае, в ходе него было привлечено $177 млн. Новая эмиссия позволила увеличить количество акций в обращении на 13,6%, до 25 млн. Собственный капитал банка вырос на 72%. Несмотря на прошедшие не так давно объемные размещения Сбербанка и ВТБ, спрос на бумаги оказался высоким, большую часть допэмиссии выкупили иностранные инвесторы.

128

УРСА банк закрыл книгу заявок на покупку привилегированных акций в рамках SPO, цена размещения будет определена позже. По некоторым данным, это произойдет 7 июня, и цена составит $2,1 за акцию. В таком случае объем привлеченных банком средств достигнет $407,4 млн.

Аналитики полагают, что размещение прошло довольно успешно - объём заявок на акции банка превысил предложение в 1,25 раза. Рыночная цена на "префы" банка в канун размещения немного упала, и в итоге SPO состоялось около середины ценового диапазона - $2,1 за акцию. Ранее сделки проходили в коридоре $2,35–2,40, цена последней сделки в конце мая - $2,24.

Аналитики отметили, что банк получил источник ресурсов для дальнейшего роста. Привлеченных от SPO средств хватит для развития и увеличения объемов кредитования до середины следующего года, когда может состояться еще одна допэмиссия привилегированных акций. Некоторые аналитики предполагают, что следующим шагом УРСА банка может стать выход на IPO с обыкновенными акциями. У банка назревают предпосылки к выходу на биржу, но есть некоторые проблемы с уровнем кредитных рейтингов. Банк должен нарастить финансовые мощности, чтобы продаться подороже. Теоретически банк может осуществить еще одно SPO "префов" в размере 65 млн. акций. Уже в этом году возможно размещение облигаций и векселей на общую сумму $3,5 млрд., что составит фактически половину пассивов финансового учреждения.

73

В 2010–2011 годах Агентство по страхованию вкладов (АСВ) намерено приступить к страхованию не только депозитов физических лиц, но и вкладов индивидуальных предпринимателей а также некоммерческих организаций. После повышения уровня страхового возмещения до €20 тыс. (сейчас выплаты не могут превышать 400 тыс. рублей) агентство определит категорию лиц, для которых защита тоже допустима. В первую очередь это индивидуальные предприниматели и некоммерческие организации. Размер компенсации для организаций в случае банкротства банка будет такой же, как и для физлиц.

Банкиры поддерживают инициативу АСВ, однако опасаются, что это приведет к увеличению отчислений в страховой фонд. Излишняя финансовая нагрузка приведет к тому, что банки снизят ставки по вкладам для компенсации своих расходов. АСВ планирует снизить их до 2013 года до 0,08% от остатков вкладов населения в квартал (сейчас ежеквартальные взносы составляют 0,13%).

166

31 мая УК "Брокеркредитсервис" приступит к формированию открытого ПИФа "БКС - Фонд банковских акций", правила которого ФСФР зарегистрировала на этой неделе. Стоимость пая фонда составит 1 тыс. рублей при минимальной сумме инвестиций 5 тыс. рублей. Сумма активов нового фонда после формирования составит 10 млн. рублей, это минимум для вывода ПИФа на рынок. Состоявшиеся и планируемые IPO в банковском секторе позволят диверсифицировать портфель фонда, который станет первым отраслевым ПИФом под управлением БКС.

В перспективе компания намерена расширить эту линейку. В 2006 году суммарные активы всех российских банков выросли на 44%, а совокупный объем кредитов — на 46,4%. При этом относительно низкий уровень проникновения банков в экономику страны говорит о наличии серьезного потенциала этого сектора. На рынке существует только два специализированных фонда, инвестирующих в банковский сектор: "КИТ — Российский финансовый сектор" (зарегистрированный год назад) и "Финансы и банки", формирование которого еще не начато.

УК "Брокеркредитсервис" учла огромный интерес со стороны частных инвесторов к IPO ВТБ и, возможно, решила использовать последствия рекламной кампании банка. По мнению участников рынка, низкий порог вхождения в фонд позволит широкому кругу физлиц инвестировать в акции Сбербанка.

34

Банк "Дельтакредит" установил предельную процентную ставку для второго выпуска облигаций объемом 2 млрд. рублей на уровне 8,5% годовых. Размещение планируется провести 30 мая по открытой подписке на ММВБ.

Привлеченные средства пойдут на развитие ипотечных программ. Объем ипотечного портфеля банка составлял на конец 2006 года $417 млн. Задача этого года - удвоить портфель, как и в 2006 году. Кроме того, в 2007 году банк активизирует работу в регионах: недавно был открыт офис в Новосибирске, летом должно заработать отделение в Екатеринбурге.

Эксперты оценивают заявленные планы банка как вполне реалистичные. Однако отмечают, что главная проблема "Дельтакредита" - его слишком консервативная политика по отношению к заемщикам: банк в обязательном порядке требует "белую" зарплату, практически не имеет предложений в люксовом сегменте, большинство же участников рынка нацелено на расширение спектра предложений.

386

Министерство финансов РФ предупреждает, что если банк не заблокирует счет клиента по первому требованию налоговиков, его ожидает крупный штраф. Кредитная организация обязана приостанавливать операции по счетам клиента даже в тех случаях, когда Федеральная налоговая служба лишь подозревает фирму в том, что она может являться "однодневкой".

Как отмечается в письме Минфина, штраф за несвоевременную блокировку счета составит 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика (но не более суммы задолженности перед бюджетом, которую ему вменяют налоговики).

Юристы утверждают, что в последнее время налоговики в качестве оснований для блокировки счета фирмы все чаще используют не совсем законные основания. Инспектора, приказывая заморозить счет фирмы, мотивируют это тем, что компания располагается не по юридическому адресу или имеет признаки "однодневки".

Участники рынка полагают, что у кредитных организаций нет другого выхода, кроме как исполнить требование ФНС: банки работают исключительно с документами и не могут выражать свое мнение либо задавать вопрос об обоснованности принятия налоговиками того или иного решения.

985

На днях в Госдуму поступит законопроект, который разрешит банкам закрывать пустой счет, даже если к его держателю предъявлены претензии со стороны налоговых органов. Банкиры довольны: принятие документа окончательно избавит их от необходимости обслуживать «мертвые» счета. 

Два года назад Госдума приняла поправки в Гражданский кодекс, которые разрешили банкам в одностороннем порядке расторгать договор банковского счета при условии отсутствия на нем денежных средств в течение двух лет. «Но до сих пор остается неопределенность в отношении заблокированных счетов. Если они пустуют два года, банки не рискуют их закрывать»,— говорит один из авторов законопроекта (копия имеется в распоряжении B&FM), зампред комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам (КОФР) Павел Медведев. «Если банк самостоятельно ликвидирует такой счет, то у него могут возникнуть проблемы с контролирующими органами»,— добавляет адвокат коллегии адвокатов «Барщевский и партнеры» Владимир Букарев. По словам Медведева, правоохранительные и налоговые органы надеются, что в будущем на арестованный счет все же поступят средства, которые могут быть списаны в качестве погашения задолженности клиента. Поэтому они наверняка выступят против принятия этого законопроекта. 

Опасения налоговиков напрасны, считают эксперты. «Если банковский счет был долгое время без движения, то вряд ли на него поступят деньги, тем более если операции по счету были приостановлены. Держатель за это время может открыть другой счет, о котором никто не узнает»,— говорит Владимир Букарев. 

С принятием законопроекта банки перестанут нести расходы, связанные с обслуживанием «мертвых» счетов. «Сократятся не только финансовые издержки, у банков будет меньше репутационных рисков»,— считает представитель одного банка, пожелавший остаться неназванным. «Пустых заблокированных счетов не так уж и много, так как правоохранительным органам достаточно и года, чтобы довести следствие до конца,— говорит руководитель службы финансовогоконтроля Банка Москвы Алексей Седов,— но для банков это все равно позитивное решение». 

Но банкиры жалуются, что помимо пустых счетов неудобства им доставляют и «копеечные счета», не ниже уровня, установленного договором клиента с банком. Формально их закрыть нельзя, однако движения по ним нет, и банки несут такие же издержки, что и по нулевым счетам. Но депутаты пока не готовы разрешить банкам их закрывать, говорит Медведев. 

1283

Налоговики не выполняют решения третейского суда. Чтобы вернуть свои деньги, предпринимателям пришлось пройти все инстанции в арбитраже, вплоть до президиума Высшего арбитражного суда (ВАС). Старания бизнесменов не прошли даром: теперь Федеральная налоговая служба (ФНС) обязана выплатить им $500 тыс.

Спор между компанией ООО «Маврово Скопье Ре Сочи» и ФНС возник из-за того, что налоговое ведомство отказалось выполнить обязательства по договору, заключенному еще в 1994 году. Компания 12 лет ждала, пока налоговики расплатятся, но в итоге была вынуждена подать иск — сначала в Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС). По контракту с ФНС именно МКАС должен рассматривать все разногласия, возникающие у сторон. МКАС встал на сторону организации и вынес решение, по которому ФНС обязана выплатить компании $544,7 тыс. Однако в налоговом ведомстве на постановление МКАС не обратили никакого внимания. Чтобы получить деньги, компания «Маврово Скопье Ре Сочи» была вынуждена обратиться в Арбитражный суд Москвы, который признал решение МКАС законным. К такому же заключению пришел и Федеральный арбитражный суд Московского округа, а затем и президиум Верховного арбитражного суда России.

«За рубежом это вполне нормально — выяснять отношения в третейских судах, а не в арбитраже»,— отмечает управляющий партнер юридической компании «Консультанты ТАГО» Антон Титков. И то, что в этом деле все судебные инстанции последовательно согласились с правильностью решения, вынесенного третейским судом, подтверждает качество работы третейских судов и повышает доверие к этому институту со стороны российских бизнесменов, говорит эксперт.

Тем не менее компании придется подождать, прежде чем она сможет получить деньги с Федеральной налоговой службы, предупреждают эксперты. «В моей практике уже был случай, когда наши клиенты пытались взыскать деньги с государственного органа — Министерства обороны,— рассказывает партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин.— Тогда нам пришлось ждать больше года. Думаю, что и в случае с ФНС компании следует запастись терпением».

110

Национальный банковский совет (НБС) разрешит Счётной палате проверять финансово-хозяйственную деятельность Центробанка. Ведомство Сергея Степашина будет прежде всего интересовать, как ЦБ размещает золотовалютные резервы. Эксперты не исключают, что по итогам мероприятий аудиторы попросят правительство пересмотреть структуру вложений активов ЦБ.

Счётная палата давно добивается права на проведение проверки ЦБ. В ноябре 2006 года глава ведомства Сергей Степашин направил президенту Владимиру Путину письмо, в котором заявил о "необходимости провести проверку финансовохозяйственной деятельности ЦБ в целях усиления финансового контроля и обеспечения большей прозрачности банка". С подобной просьбой глава СП также обратился в правительство и Госдуму. Однако Минфин отказал СП, объяснив это тем, что обращение было составлено "неадекватно", и СП нужно было конкретизировать направление своей работы.

СП детализировала свой запрос, составив план проверки. Ожидается, что на заседании НБС в конце марта он будет утверждён. Таким образом, СП пополнит список аудиторов: внешний контроль за деятельностью ЦБ осуществляют еще и компании, которые избираются НБС на конкурсной основе. Уже второй год аудирование ЦБ проводят PricewaterhouseCoopers и ФБК. Отмечается, что работа ФБК не пересечется с работой СП. Счёиная палата сосредоточится в первую очередь на проверке размещения золотовалютных резервов (ЗВР). Аудиторы СП неоднократно настаивали на расширении инструментов для размещения ЗВР (сейчас они вкладываются преимущественно в иностранную валюту). После окончания проверки СП отчитается перед правительством.

Объективность будущей проверки ЦБ вызывает у экспертов сомнения. Специалисты сомневаются втом, есть ли в СП компетентные специалисты, которые бы смогли сделать заключение по такому важному вопросу, как размещение ЗВР. В случае, если у СП не получится составить объективное заключение, это отрицательно скажется на имидже ЦБ. В Минфине считают, что проверка никак не отразится на деятельности ЦБ, так как у СП есть опыт проверки финансовых ведомств.

826

Российские компании стали активнее использовать офшорные схемы для увода денег из страны. Как сообщили столичные налоговики, в январе 2007 года организации перечислили в виде дивидендов иностранным компаниям на 338,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Эксперты уверены: таким образом учредители российских фирм, многие из которых зарегистрированы в офшорных зонах, возвращают свои инвестиции. 

Управление Федеральной налоговой службы (УФНС) по Москве обнародовало отчет о сборах налогов в январе 2007 года. Как следует из документа, поступления по всем налогам выросли по сравнению с прошлым годом на 45,9%, до 79,3 млрд руб. Так, сборы налога на добавленную стоимость (НДС) увеличились на 35%, подоходного налога — на 82,7%. 

Эксперты говорят, что на увеличение показателей оказали влияние два фактора: увеличение оборота компаний и более агрессивная налоговая политика властей. «В результате многие крупные игроки, чья капитализация многократно выросла за последние год-два, вынуждены поступиться рентабельностью собственного бизнеса ради сохранения положительного имиджа в глазах государства»,— говорит генеральный директор Vesco Audit Филипп Галкин. 

Однако наибольшего внимания заслуживают данные о сборах налога на прибыль. Как сообщает УФНС, его поступления возросли на 57,8%, до 13,4 млрд руб. При этом на общее увеличение сборов повлияли поступления от налога с доходов, полученных в виде дивидендов иностранными организациями от российских фирм. Самое удивительное, что сумма выплаченных зарубежным организациям дивидендов увеличилась по сравнению с прошлым годом на 338,1%. 

Эксперты были крайне удивлены обнародованными налоговиками данными. Они предполагают, что резкое увеличение выплаты дивидендов произошло вследствие роста платежей в пользу компаний—учредителей российских фирм, зарегистрированных в офшорах. Как известно, российские организации как налоговые агенты удерживают с иностранных организаций налоги с дивидендов по действующим за рубежом ставкам и перечисляют эти деньги в российский бюджет. Поэтому выгоднее зарегистрировать фирму, которой будут выплачены дивиденды в зоне с льготным налогообложением, например на Кипре (ставка налога — 10%), в Лихтенштейне — (4%) или Швейцарии (от 3 до 14%). «Многие крупные компании зарегистрированы в Москве. После ужесточения процедур налогового администрирования фирмы стали меньше „прятать” свою прибыль и, соответственно, больше выплачивать дивидендов. А многие акционеры российских компаний зарегистрированы в офшорах, куда и перечисляются деньги»,— рассказывает старший партнер ООО «Морган финанс» Сергей Семенов. «Учредителями многих российских компаний являются зарубежные офшоры, в которые вывозились финансовые активы в 1990-е годы. После реализации проектов на территории России, инвесторами которых выступали зарубежные компании, прибыль возвращается за границу в виде дивидендов»,— соглашается Филипп Галкин. 

Не исключено, что в январе произошел крупный разовый платеж от какой-нибудь компании в пользу иностранного акционера, предполагает аналитик Юникор-банка Павел Ворожцов. «Неслучайно налоговики не раскрывают сумму перечисленных дивидендов в абсолютном выражении, потому что год назад она могла быть очень невысокой»,— говорит эксперт. 

3997

Депутаты Государственной Думы внесли свои пять копеек в копилку рацпредложений на модную тему введения налога на недвижимость. Вчера глава налогового подкомитета Наталья Бурыкина предложила рассчитывать налог не по адвалорной ставке (от стоимости недвижимости), а по специфической (от метража квартиры). По ее мнению, такой метод более справедлив, чем предлагаемый Министерством финансов. В свою очередь, в ведомстве Алексея Кудрина, которое, собственно, и является главным вдохновителем и разработчиком законопроекта, полагают, что правильнее взимать налог в процентах от кадастровой стоимости квартиры. Однако при этом, отмечают в Минфине, кадастровая стоимость должна быть «приближена к рыночной». 

Депутаты пока затрудняются сосчитать, сколько гражданин будут платить за квартиру, в том случае если будет одобрена их методика. Зато уже сейчас можно прикинуть, какой налог станут платить владельцы квартир, если Минфину удастся провести свой вариант законопроекта. Как сообщили в финансовом ведомстве, ставка налога может быть установлена в пределах от 0,01 до 1%. Он будет взиматься не с полной стоимости квартиры, а со стоимости 70% площади. Кроме этого, каждый гражданин будет иметь право на необлагаемый минимум, составляющий примерно 10 кв. м. 

Представим, что налог на недвижимость уже введен, а кадастровая оценка квартиры действительно «приближена к рыночной», как того желает Минфин. В среднем житель Москвы заплатил бы с двухкомнатной квартиры площадью 50 кв. м от 27 тыс. руб. (по ставке 0,01%) до 270 тыс. руб. 

(по ставке 1%) за год. Кстати, средняя заработная плата по Москве в 2006 году составляла 19 тыс. руб. в месяц, или 228 тыс. руб. в год. 

Вряд ли к 2009 году, когда, как обещает Минфин, налог на недвижимость вступит в силу, зарплаты кардинально вырастут. Утешает лишь то, что сроки введения налога в действие могут отодвинуться: перед тем как рассчитывать суммы сборов, неплохо было бы составить кадастр недвижимости. Госдума одобрила законопроект о его создании в ноябре прошлого года пока только в первом чтении, и неизвестно, сколько пройдет времени до его принятия. Это, кстати, как раз тот случай, когда налогоплательщикимогут только порадоваться нерасторопности депутатов. 

Власти поспешили заверить, что введение налога не заметят 90% граждан. Однако, как следует из расчетов, заверения эти страдают излишним оптимизмом. Больше других не повезет жителям Кемеровской, Самарской, Тверской и Калужской областей: именно на этих регионах в 2009 году планируется с помощью налога на недвижимость физических лиц «обкатать» идею восстановления социальной справедливости. 

1041

Объем наличных денежных средств в России достиг небывалых размеров - 75% всей монетарной базы, или 3,5 трлн. рублей. Доля «кэша» по отношению к ВВП в России составляет 10,4%. Для сравнения: в США эта величина всего 2%, в Японии - 1,7%. И чиновники, и банкиры твердо уверены, что оборот наличности в стране необходимо сокращать, но пока им не слишком ясна методика. 

По общему мнению экспертов, буйство «налички» стало следствием активного развития теневой экономики в стране. Вчера на заседании круглого стола «Обращение наличных денежных средств в экономике Российской Федерации» участники признали, что решить проблему будет достаточно сложно. Причинами этого эксперты называют малоэффективность известного «противоотмывочного» закона и низкий уровень проникновения банковских услуг. 

Сравнительно эффективный способ выдавить наличные средства заключается в стимулировании привлекательности безналичных расчетов. Уже достаточно давно была выдвинута идея не облагать налогом покупки, которые оплачиваются пластиковой картой. Банкиры с самого начала поддерживали введение этих льгот, хотя сами они ничего, в частности в налогообложении, не выигрывают. 

«Смягчение налогов, льготные условия и прочее упрощение системы безналичных расчетов сделают их более привлекательными для компаний, физических лиц и банков. Но пока законодатели только усложняют „безналичку”»,— отметил вчера вице-президент Ассоциации российских банков Андрей Емелин. Справедливости ради стоит отметить, что от роста оборота по пластиковым картам банки точно не проиграют — они получают комиссию с каждой трансакции. 

Национальная система контроля над безналичным оборотом в том виде, в котором ее предлагают осуществлять власти, может обернуться большими проблемами. Позавчерашнее заявление главы ФСФМ Виктора Зубкова об отслеживании всех банковских операций на сумму свыше 600 тыс. руб. стало тому доказательством. 

«Объем банковских операций увеличивается в полтора раза в год, и через три-четыре года ведомство просто захлебнется в потоке информации»,— обоснованно предупредил зампредседателя думского комитетапо кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев. «Пытаясь контролировать денежные потоки, государство возлагает на банки огромный объем бесплатной работы. Было бы нелишним ввести новую строку в госбюджете, которая финансировала бы банкам эти издержки»,— вторил ему председатель совета директоров Агрохимбанка Владимир Гамза. 

Массовый переход на безналичный расчет невозможен просто потому, что более 60% населения не пользуются услугами банков и их продуктами. «Это основной фактор, который влияет на объемы наличности»,— подчеркнул руководитель направления Института экономики переходного периода Сергей Дробышевский. 

Получается замкнутый круг: с одной стороны, государство не склонно предоставлять какиелибо льготы на безналичные операции, а с другой — страстно желает «отбелить» все возрастающие финансовые потоки. 

1072

В Минэкономразвития придумали, как навести порядок в сфере оказания платных услуг органами власти. К осени МЭРТ намерено подготовить поправки в Налоговый кодекс (НК), в которых будет закреплен перечень юридических действий, совершаемых представителями органов исполнительной и судебной власти. По оценкам МЭРТ, после этого количество таких услуг должно сократиться как минимум на треть. 

Однако стоимость оформления некоторых документов, предупреждают чиновники, возрастет. 

В действующей редакции НК закреплен размер пошлины при подаче искового заявления в арбитражный суд (или суд общей юрисдикции), устанавливается плата за совершение различных нотариальных действий или регистрацию актов гражданского состояния. Кроме этого, там указан размер пошлины за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, право вывоза культурных ценностей и использования наименований «Россия». 

Однако нередко органы исполнительной власти самовольно устанавливают, сколько стоит дополнительные согласования, проведение экспертиз и выполнение других работ. По оценкам МЭРТ, ежегодно объем платных услуг, оказываемых органами власти, составляет 1,5 трлн руб. 

В МЭРТ намерены умерить аппетиты чиновников, внеся поправки в НК, в которых будет закреплен список конкретных услуг, предоставляемых на платной основе. «Органы государственной власти смогут взимать плату только за те юридически значимые действия, которые будут зафиксированы в законе»,— рассказал вчера директор департамента госрегулирования экономики МЭРТ Андрей Шаров. По его прогнозам, после этого количество предоставляемых платных услуг сократится примерно на треть, при этом стоимость некоторых из них может существенно увеличиться. «Тариф за рассмотрение ходатайства о правомерности сделки антимонопольными органами сейчас составляет 1,3 тыс. руб. 

Это просто смешная сумма, которую платит компания с оборотом 3 млрд руб.!» — возмущается Шаров. Плата за услуги должна быть необременительной для граждан, но адекватной тем расходам, которые несет государство, считает он. 

Эксперты полагают, что навести порядок в этой сфере непросто. Все будет зависеть от того, насколько точно правительство определит перечень тех услуг, которые могут оказываться исключительно госорганами, полагает генеральный директор Центра правового обеспечения природопользования Борис Кокотов. «А для этого необходимо провести колоссальную работу по изучению опыта деятельности тех или иных министерств и подведомственных им структур»,— отмечает эксперт. В ходе административной реформы, напоминает Кокотов, произошло разделение министерств на собственно министерства, федеральные службы и федеральные агентства, напоминает он. После этого федеральные службы лишились права оказывать услуги и управлять имуществом (остались лишь функции по контролю и надзору). «И у них возникла необходимость в дополнительном финансировании»,— рассказывает Кокотов. Однако чиновники нашли выход из сложной ситуации: были созданы подведомственные унитарные предприятия, специалисты которых стали оформлять необходимые документы за определенную плату, говорит он. «Например, во всех федеральных округах в тесном контакте с региональным управлением Ростехнадзора действуют центры лабораторного анализа и технических измерений. 

Предпринимателей буквально вынуждают, чтобы именно в этих центрах они за плату получали все услуги, которые должны выполняться этой службой»,— рассказывает Кокотов. По аналогичной схеме работает и Россельхознадзор, говорит эксперт. 

Поэтому за рамками этой реформы окажутся подведомственные органам власти структуры, соглашается руководитель департамента налогов и права компании «Бейкер Тилли Русаудит» Эдуард Кучеров. С помощью предлагаемых МЭРТ поправок предприниматели и граждане не будут избавлены от необходимости уплаты неофициальных платежей за совершение тех или иных действий, добавляет он. «Речь идет не только о взятках, но и об услугах различным консультантам и другим организациям, которые связаны с чиновниками»,— уточняет Кучеров. 

320

Вновь создаваемые крупные банки смогут с первого дня принимать вклады от физических лиц.
Депутаты внесли на рассмотрение Госдумы поправки в закон "О банках и банковской деятельности", разрешающие банку с уставным капиталом 100 млн. евро сразу стать участником системы страхования вкладов (ССВ). Однако законопроект облегчит выход на рынок только единицам - сформировать такой уставный капитал российским кредитным организациям не под силу, говорят эксперты.

Сейчас для получения лицензии на осуществление банковской деятельности уставный капитал организации должен составлять не менее 5 млн. евро. По истечении двух лет банк может подать заявление на прием в ССВ. "Такое ограничение невыгодно крупным банкам, особенно западным, которые приходят на российский рынок и вынуждены ждать два года, чтобы начать принимать вклады",- говорит один из авторов поправок в закон "О банках и банковской деятельности" депутат Павел Медведев.

Согласно внесенным поправкам, банк с уставным капиталом в 100 млн. евро сразу после его формирования сможет подать заявку на вступление в систему страхования вкладов и в случае принятия начать работать с населением. При этом собственные средства одного из учредителей банка должны не менее чем в два раза превышать величину уставного капитала. Кроме того, в целях защиты интересов вкладчиков законопроект предоставит Центробанку право устанавливать для таких банков дополнительные требования к финансовому положению учредителей. "Например, ЦБ может повысить для них критерий достаточности капитала",- рассуждает Медведев. По словам депутата, поправки согласованы с ЦБ, однако не исключено, что при их рассмотрении могут быть изменены требования к минимальному размеру уставного капитала. "Я буду настаивать на снижении порога до 50 млн. евро",- обещает Медведев.

Воспользоваться новыми правилами игры в случае их принятия смогут и банки, работающие на рынке менее двух лет. У них появится выбор: сразу увеличить уставный капитал и попытаться вступить в систему страхования вкладов или подождать, пока истечет двухлетний срок.

Законопроект получил также одобрение Агентства по страхованию вкладов (АСВ). "До того как системы страхования вкладов не существовало, двухлетний мораторий позволял защитить интересы вкладчиков. Сейчас он утратил свою актуальность, так как роль защитника интересов вкладчиков выполняет наше агентство. Снятие существующих ограничений позволит банку функционировать как полноценное финансовое учреждение",- говорит вице-президент АСВ Андрей Мельников.

Однако участники рынка считают, что даже если требования к размеру уставного капитала будут снижены в два раза, под действие законопроекта попадут единицы. Российские банки едва набирают необходимые для получения лицензии 5 млн. евро, а банки с большим капиталом давно зарекомендовали себя на рынке и работают с вкладчиками. "Для многих участников рынка барьер для входа в ССВ сразу после получения лицензии будет непреодолим. Поэтому можно предположить, что вступить в систему страхования без двухлетнего опыта смогут немногие",- говорит председатель правления Российского банка развития Людмила Лебедева.

Впрочем, иностранным банкам это будет вполне по силам. "Очевидно, что эта поправка направлена на облегчение выхода иностранцев на российский рынок. Для многих из них установленный в законопроекте размер капитала не будет проблемой",- говорит председатель правления Москоммерцбанка Андрей Савельев.

220

Аудиторы могут быть освобождены от необходимости сообщать в Центробанк о нарушениях, обнаруженных в ходе проверки кредитных организаций. Совет по аудиторской деятельности при Минфине выступил против законопроекта, который обязывает их доносить на своих клиентов. Принятие документа Госдумой откладывается на неопределенный срок.

Впервые о необходимости внесения изменений в законы «О банках и банковской деятельности» и «Об аудиторской деятельности» ЦБ заявил в сентябре прошлого года. Регулятор предложил обязать аудиторов «оперативно информировать Банк России о выявленных ими негативных фактах в деятельности кредитных организаций». Под негативными фактами ЦБ подразумевает главным образом сведения о том, что банк не соблюдает требований законодательства в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и проводит незаконные финансовые операции.

Эксперты выступают категорически против принятия такого законопроекта. У ЦБ много других проблем, которые необходимо решать оперативно, считает председатель Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Эксперты считают, что в ходе комплексныех проверок коммерческих банков у сотрудников ЦБ есть прекрасная возможность выявить нарушения. Поправки, предложенные ЦБ, приведут не только к наделению аудиторских компаний не свойственными им функциями, но и лишат смысла аудиторские проверки. По мнению специалистов, аудиторам придется разрываться между желанием сохранить клиентов и обязанностью сообщать в ЦБ о нарушениях.

На последнем заседании Совета по аудиторской деятельности Минфину было рекомендовано не поддерживать законопроект. Эксперты надеются, что Минфин встанет на сторону аудиторов и постарается не допустить принятия таких поправок. То, что совет по аудиторской деятельности при Минфине не рекомендовал ведомству поддерживать этот документ, дает некоторые основания полагать, что законопроект все же не будет принят в том виде, в котором он сейчас существует.

319

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) внесла в правительство проект постановления о новом порядке согласования сделок в банковском секторе. Получать разрешение от ФАС при слиянии кредитным организациям придется в том случае, если их совокупные активы превышают 10 млрд. руб., в то время как сейчас банки обязаны лишь уведомлять ФАС о возможной сделке, а ее пороговое значение рассчитывается исходя из уставного капитала.

В законе «О защите конкуренции» определено, в каких случаях создание, реорганизация или слияние коммерческих организаций, а также сделки с акциями требуют уведомления либо предварительного согласия ФАС. Однако в отношении финансовых организаций, отмечается в этом же законе, правительство должно подготовить отдельный документ. От ФАС требовалось разработать проект постановления правительства, уточняющий, в каких именно случаях сделки с активами банков должны контролироваться. 6 марта этот документ был направлен в правительство.

Предполагается, что получать разрешение от антимонопольных органов на слияние и присоединение банков необходимо, если совокупные активы кредитных организаций превышают 10 млрд. руб. А в случае приобретения банка - если активы организации превышают 3 млрд. руб. Величина порогов определена с учетом анализа регионального банковского сектора. Служба исходит из того, что не менее трех лидеров рынка, в отношении которых совершаются сделки по поглощению, попадут под контроль ФАС.

По оценкам Федеральной антимонопольной службы, новые правила затронут интересы не более трети банковского сектора, в то время как сейчас весь рынок контролируется по концентрации. Иначе говоря, получать разрешение в ФАС требуется в том случае, если уставный капитал приобретаемой компании превышает 160 млн. руб. Кроме этого, оповестить антимонопольные органы о совершении сделки должны компании, чей объем уставного капитала ниже 160 млн. руб.

Эксперты неоднозначно комментируют предложение ФАС. Они опасаются, что дополнительный контроль за такими сделками усилит административное давление на банковский сектор. Сейчас происходит консолидация банковской системы, поэтому предложения ФАС вполне обоснованны и соответствуют международному опыту антимонопольного регулирования банковского сектора. Некоторые аналитики, напротив, убеждены, что служба установила слишком низкие пороговые значения согласования. Есть мнение, что эти правила увеличивают административное давление, а подобный контроль со стороны ФАС за банками является избыточной мерой госрегулирования.