Банки

Финансовый террористический акт

Именно так классифицируют эксперты попытки некоторых недобросовестных участников рынка завоевать себе место под солнцем с помощью черного пиара.
Финансовый террористический акт
Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

В последнее время в контексте обострившейся ситуации на банковском рынке конкуренты стали часто использовать недобросовестные методы борьбы, такие как черный пиар. Всевозможные слухи о том, что «у банка N скоро отзовут лицензию» легко находят потребителей в ситуации, когда клиенты готовы усомниться даже в стабильности организаций, входящих в ТОП-100 по размерам активов. Лучший способ борьбы с такими атаками – открытость финансовой отчетности и системная работа финансово-кредитных организаций со СМИ, говорят эксперты.

Мишень для атаки

В последнее время участились случаи появления в СМИ сомнительных публикаций и прецеденты рассылок клиентам банков «тревожных SMS-сообщений». Содержание таких публикаций и сообщений зачастую совпадает: читателей информируют о том, что регулятор имеет серьезные претензии к тому или иному банку, что тот или иной банк приостанавливает выдачу вкладов или обналичивание денег с карт в банкоматах и т.д. При этом было бы наивным полагать, что мишенями атак становятся только малые и средние банки – события последних двух лет наглядно продемонстрировали, что жертвой черного пиара может стать любая финансово-кредитная организация, независимо от ее финансовых показателей и доли, которую она занимает в том или ином сегменте банковских услуг. 

«В период 2014–2015 годов об обрушившемся на банк черном пиаре сообщали как небольшие по размеру региональные банки, так и банки, входящие в ТОП-30. Все банки уязвимы, мишенью организованной информационной атаки легко может стать практически любой бизнес в любой отрасли. И в результате репутация, заработанная честным трудом в течение многих лет, может обесцениться в один момент», – комментирует ситуацию представитель пресс службы Кранбанка Алеся Кочеткова. «И все же крупные банки обладают несколько большими ресурсами предупреждения и противодействия недобросовестной конкуренции», – добавляет руководитель пресс-службы банка «Образование» Илона Шиллер. Во многом это связано с активной работой федеральных банков со СМИ. «Напасть на крупный федеральный банк с налаженной системой работы со СМИ и социальными сетями значительно сложнее», – считает начальник Управления общественных связей Альфа-Банка Дмитрий Скибицкий.   

Черный пиар наносит вред не только банку, против которого он направлен. «Использование технологий черного пиара как метода конкурентной борьбы в банковской сфере является бесспорным злом для экономики. Вкладчики банка, поддавшись панике и досрочно забрав из банков свои деньги, не только теряют на процентах, но в и большинстве случаев убирают сбережения «под подушку», то есть не переводят средства в другой, более надежный банк, а вообще изымают их из банковской системы», – рассказывает о вреде черного пиара Алеся Кочеткова (Кранбанк). Кроме того, по словам эксперта, из-за подобных угроз банкам приходится увеличивать резервы ликвидности на случай, если будет большой отток средств со счетов после атаки. «Чтобы противостоять панике среди клиентов банка в результате черного пиара, банки должны иметь больший, чем в ситуации отсутствия угрозы информационной атаки, объем высоколиквидных активов (денежных средств на корреспондентских счетах и в кассе, краткосрочных межбанковских кредитов и депозитов, высоконадежных и, соответственно, низкодоходных ценных бумаг). Увеличивая объем средств в «подушке безопасности», банки не только теряют доходы, но и в массовом порядке сокращают кредитование предприятий и частных лиц, тем самым изымая средства из реального сектора экономики», – подчеркивает Алеся Кочеткова.

Когда молчание не золото

Бороться с подобными случаями можно, просто отмалчиваясь, но это будет эффективно только в том случае, если банк пользуется репутацией непотопляемого актива. Впрочем, даже при таком раскладе эксперты советуют не пускать дело на самотек и в первую очередь усиливать коммуникации с клиентами.

«По самой простой классификации методы борьбы с черным пиаром можно разделить на активные и пассивные. Если пассивные методы подразумевают простое игнорирование негативной информации, то арсенал активных методов борьбы с черным пиаром разнообразен как в банковской сфере, так и в любой другой сфере бизнеса», – говорит Алеся Кочеткова (Кранбанк).

Альфа-Банк, который за 25 лет работы на рынке также не раз становился объектом черного пиара, считает, что не совсем правильно начинать бороться с подобными атаками в тот момент, когда уже реализуются какие-либо мероприятия в виде публикации негативных статей или рассылки порочащих банк SMS-сообщений. «Во многом успех подобных мероприятий может быть обусловлен дефицитом информации о деятельности организации, непониманием клиентами  действий и поступков, совершаемых организацией, и т.д. Именно поэтому важна профилактика в виде реализуемой  открытой информационной политики: организация должна рассказывать о себе и своих действиях в любой ситуации, а тем более в период кризиса или во время каких-либо серьезных изменений внутри организации», – комментирует Дмитрий Скибицкий (Альфа-Банк). 

Для банка, у которого на самом деле проблем во взаимоотношениях с регулятором нет и вся отчетность в порядке, черный пиар не является большой проблемой. К тому же публикации в  нереспектабельных СМИ вряд ли нанесут вред, поскольку имеют достаточно низкий уровень доверия в аудитории. Что касается SMS-рассылок, то наилучшим вариантом здесь будет оповестить вкладчиков об атаке сразу после того, как о ней становится известно представителям банка. 

«Черный пиар – всего лишь один из популярных методов недобросовестной конкуренции. Главное – сохранять спокойствие, не отмалчиваться, не оправдываться и не впадать в панику. В основе банковского бизнеса — доверие. И если у банка хорошая репутация, нет внешних и внутренних проблем, если он открыт для клиентов, представителей СМИ и не боится публичности (здесь речь идет о постоянной коммуникации, а не от случая к случаю), то каких-то специальных инструментов противодействия агрессии не требуется. Лояльный клиент задаст вопрос представителю банка, а добросовестное СМИ никогда не опубликует непроверенную  информацию, которая потенциально может нанести серьезный репутационный ущерб бизнесу», – считает Илона Шиллер (Банк «Образование»).

Законодательные акты

Осенью прошлого года массовые рассылки сообщений были зафиксированы в Ивановской области, в связи с чем региональные банки обратились к Ассоциации российских банков с просьбой принять меры в связи со случившимся.  Ассоциация со своей стороны сразу отреагировала на коллективное письмо. В ходе заседания Комитета АРБ по банковскому законодательству и правоприменительной практике, на обсуждение был вынесен вопрос о законопроекте № 449133-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу распространения заведомо недостоверной информации о банках и публичных организациях». «Банковское сообщество в ожидании, когда будет принят федеральный закон. Указанный законопроект N 449133-6 был принят Государственной Думой в первом чтении и в настоящее время дорабатывается с учетом поступивших поправок», – поясняет Алеся Кочеткова (Кранбанк).

Илона Шиллер (Банк «Образование»), со своей стороны, не видит необходимости во внесении изменений в законодательство и считает, что подобные споры можно решать в рамках уже действующего Гражданского кодекса. С ней согласен и Дмитрий Скибицкий (Альфа-Банк), который считает, что необходимо использовать данные статьи на практике и, несмотря на долгий и сложный судебный путь, подавать  в суд на клеветников и доводить этот процесс до логического завершения. «В практике Альфа-Банка были конкретные случаи, когда мы обращались в суд и люди получали реальные сроки за распространение ложной информации о банке», – подчеркивает специалист Альфа-Банка.    

Черный пиар – гораздо более серьезное и глобальное преступление, чем просто попытка очернить репутацию одной единственной организации. «Информационная атака – это не только инструмент недобросовестной конкуренции, но и способ посеять панику и страх среди населения. То есть в некотором смысле это равносильно финансовому террористическому акту. Если сообщение о заложенной якобы бомбе на вокзале – это преступление, то и за распространение ложных сведений о банках злоумышленники тоже должны нести соответствующие наказания», – убеждена представитель Кранбанка.

Полностью победить черный пиар невозможно. Но постепенно банки вырабатывают методы и способы борьбы противодействия подобным явлениям – в том числе и опираясь на собственный горький опыт в этом вопросе.  

Начать дискуссию

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Интересные материалы

Кредитование

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру