Клерк.Ру

Рынок разноплановых тенденций

Фото Михаила Чернова, Кублог

В том, что банки в докризисный период активно развивали розничное кредитование, нет ничего удивительного. Подобная тенденция объясняется довольно просто: многие финансово-кредитные организации зарабатывают на обслуживании физических лиц, а розничное кредитование традиционно считается одним из самых высокомаржинальных направлений бизнеса. Кризис обычно вносит свои коррективы в этот подход: с одной стороны, участники рынка стремятся сохранить свои доли на рынке, а с другой, они начинают более взвешенно оценивать риски и тщательнее проверять потенциальных заемщиков на предмет платежеспособности и ответственности.

Обжегшись на молоке…

Было бы несправедливым утверждать, что банки стали осторожнее действовать на рынке розничного кредитования только потому, что регулятор уже несколько лет подряд – фактически после кризиса 2008 года – внимательно отслеживает развитие ситуации в этом сегменте. Финансово-кредитные организации, как признают эксперты, и сами ужесточили контроль за действующими клиентами и требования к потенциальным заемщикам. В целом, на рынке действует принцип «лучше меньше, да лучше»: целесообразнее предоставить меньше кредитов при условии, что они будут качественными, чем кредитовать всех без разбору и столкнуться впоследствии с проблемой «плохих» долгов. 

«Говорить о том, что кризис закончился и наступил посткризисный период, как нам кажется, пока еще преждевременно. Со стопроцентной уверенностью прогнозировать, что будет завтра, очень сложно. В период, непростой для всех и для банковской системы в частности, финансово-кредитные организации вынужденно стали более избирательными и тщательными в подходах к кредитованию. При текущей конъюнктуре рынка основной упор делается на развитие программ кредитования, ориентированных на проверенных временем клиентов: людей с положительной кредитной историей и сотрудников зарплатных проектов», – поясняет заместитель председателя правления Азиатско-Тихоокеанского Банка Игорь Зильберблюм.

Отключить рекламу

«Сами банки, стремясь поддержать качество своих портфелей, нацелены на выдачу кредитов только первоклассным заемщикам. При получении любого кредита в первую очередь будет оцениваться  кредитная история, платежеспособность, совокупная кредитная нагрузка во всех банках, частота обращений за кредитами и ряд других параметров. На фоне роста просроченной задолженности в целом по банковской системе  все банки предъявляют довольно жесткие  требования к потенциальным заемщикам, и я не думаю, что они в обозримом будущем пойдут на смягчение этих критериев отбора. Лучшим клиентом можно назвать того, кто отличается хорошей платежной дисциплиной, низким уровнем кредитной нагрузки и кто не очень часто обращается за кредитами», – указывает, со своей стороны, аналитик Банка Хоум Кредит Станислав Дужинский.

«Кредитная история и тщательная проверка документов очень важны для банка-кредитора. Если раньше риски невозврата можно было заложить в ставку, сделав ее выше, то сейчас поднимать просто некуда, она и так высока. Остается внимательнее читать документы потенциального заемщика и изучать его предыдущие кредитные линии. При этом процент отказов по кредитам по сравнению с весной 2015 года стал ниже. Банки вынуждены идти на определенный риск, чтобы развивать кредитное направление и зарабатывать», – говорит, со своей стороны, старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.

«Банки практически перестали кредитовать клиентов «с улицы», то есть новых клиентов: они предлагают им займы под запретительные ставки. Сегодня шанс получить кредит есть только у заемщика с положительной кредитной историей. При этом банк может повысить одобренную сумму кредита надежным заемщикам, поскольку оценивает риски по этим заемщикам как низкие. Еще одна ключевая причина заключается в том, что многие особенно крупные банки стараются консолидировать несколько кредитов своих заемщиков в один, например путем выдачи одного большого кредита с длинным сроком погашения, которым можно «закрыть» несколько текущих кредитных обязательств», – подчеркивает генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин.

Отключить рекламу

Но надо все ж кредитовать…

Однако, какими бы ни были опасения банков насчет платежеспособности клиентов и какими бы пессимистичными ни были прогнозы некоторых экспертов относительно перспектив дальнейшего развития экономической ситуации в России, кредитный процесс не может быть остановлен. И банкам параллельно с ужесточением требований к клиентам приходится разрабатывать и программы лояльности, и кредитные продукты, которые будут востребованными «в любое время суток и при любой погоде». Конечно, не забывая при этом о стандартах риск-менеджмента.

«Банки сейчас стараются идти навстречу клиентам, понимая, с одной стороны, их волнения по поводу текущей экономической ситуации и своей платежеспособности, а с другой стороны, их желание получить услуги по максимально выгодным для себя условиям. Поэтому банки разрабатывают и активно внедряют дополнительные скидки и программы лояльности, упрощают процедуры оформления кредитов. Зачастую применение скидок направлено на стимулирование клиента к своевременной оплате по кредиту, чтобы минимизировать возможность появления просроченной задолженности в будущем», – подчеркивает Игорь Зильберблюм (Азиатско-Тихоокеанский Банк). 

Эксперт также отмечает, что главным приоритетом банка является построение с клиентами не краткосрочных, а именно долгосрочных отношений, индивидуальный подход к каждому из них. «Для этого, конечно, очень важно обладать максимально полной информацией по клиенту: какими продуктами он пользуется, каково его семейное положение, даже чем он увлекается и т.д. Такие инструменты, как Big Data и CRM, как раз помогают понять, как сегментировать клиентов и какой продукт им предложить», – констатирует заместитель председателя правления Азиатско-Тихоокеанского Банка.

Отключить рекламу

«Для привлечения клиентов преимущественно используются традиционные приемы, которые характерны практически для любого банка, желающего увеличить свой кредитный портфель. Если мы говорим о рынке кредитных карт, то это, разумеется, ставшие уже традиционными бонусные программы, расширение скидочных и партнерских предложений при оплате кредитной картой, cash-back, дополнительные услуги и перманентное либо временное (в рамках сезонной акции) снижение процентных ставок по «пластику», – говорит  аналитик по банковским рейтингам рейтингового агентства «AK&М» Юлия Кузнецова. 

Эксперт РА «АК&М» отмечает еще одну тенденцию: в 2015 году, по ее словам, проблема качества заемщиков стояла как никогда остро. «Естественная реакция в такой ситуации – повысить ставки и ужесточить требования к потенциальным клиентам. Так, средний скоринговый балл по одобряемым заявкам, согласно данным НБКИ, вырос с 668 до 677 баллов. На текущий момент мы можем констатировать, что происходит постепенное восстановление рынка потребительского кредитования: по оценкам НБКИ, средняя сумма кредита уже вышла на уровень 2014 года, однако число заемщиков все же серьезно упало: с января по сентябрь 2015 года на 4,4 млн человек — с 39,7 млн до 35,3 млн», – приводит цифры эксперт.

«В ход идут все виды рекламы: от наружной до «личного кабинета» и баннеров в интернете. Используются также смс-оповещения. Частные банки из числа ТОП-20 активизировали и механизмы холодных звонков с целью оповещения и привлечения внимания уже имеющихся клиентов к кредитным предложениям. Сейчас, когда средняя ставка по потребительскому кредиту в России колеблется от 17% до 21% годовых, банки стали испытывать потребность в привлечении новых клиентов. Финансовая грамотность россиян заметно выросла в последние полтора года, люди научились считать собственные деньги и банковские проценты и начали понимать, где предложение, выгодное и заемщику, и банку, а где – только кредитору. Это положительный момент», – констатирует Анна Бодрова (Альпари).

Отключить рекламу

Кто дышит в спину?

Еще одна тенденция на рынке потребительского кредитования – в том, что ужесточается конкуренция не только между банками, но и между финансово-кредитными организациями, с одной стороны, и МФО и ломбардами, с другой. При этом, как признают аналитики, МФО и ломбарды пока выигрывают – просто в силу того, что критерии отбора клиентов у них гораздо мягче, чем у банков. 

Однако тут есть два момента, на которые эксперты обращают внимание. Во-первых, МФО, ломбарды и другие небанковские кредитные организации имеют дело преимущественно с «отказниками» – теми, кто по каким-то причинам не смог получить кредит в банке. И во-вторых, бурный рост небанковского кредитования в перспективе может обернуться серьезными проблемами не только для конкретных организаций-кредиторов, но и для российского рынка финансовых услуг в целом.

«МФО и ломбарды растут бурными темпами. Драйверами роста при этом выступают более мягкие, нежели в банках, требования к заемщикам, которые в случае ломбардов сводятся к наличию залога (чаще всего ювелирных изделий) и какого-либо документа, удостоверяющего личность, – подчеркивает президент Национального Объединения Ломбардов Алексей Лазутин. – При этом во многих отдаленных и небольших регионах ломбарды стали чуть ли не единственным институтом, обеспечивающим финансовую доступность для 10% населения Российской Федерации».

«Спрос на микрозаймы стабильно высок и будет оставаться высоким в течение следующих нескольких лет. Несмотря на кризисные явления в экономике и спад розничного кредитования, микрофинансирование остается одним из сегментов потребительского кредитования, который показывает стабильный рост. За первое полугодие 2015 года рынок микрофинансирования вырос на 9,3% по сравнению с ситуацией на конец 2014 года, а если сравнивать с первым полугодием 2014 года, то почти на 22,1%», – привел некоторые цифры генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин.

Отключить рекламу

Почему так происходит, эксперт объясняет просто. «У клиентов всегда было право выбора, где кредитоваться: в банках или микрофинансовых организациях. В виду ужесточения требований к заемщикам со стороны банков, конечно, в настоящее время возросло количество «отказников», которые ищут альтернативные учреждения, например МФО, где требования к заемщикам более лояльные. Однако все мы понимаем, что высокий процент, предлагаемый МФО, и нехватка средств у граждан также могут привести к просрочкам по кредитным обязательствам, что в дальнейшем негативно скажется на деятельности данных организаций», – предупреждает Борис Батин.

«Абсолютно точные сведения о количестве и объемах кредитов, выданных микрофинансовыми организациями, найти трудно, потому что статистика по данному вопросу собирается достаточно медленно. Будем пока оперировать такой цифрой, как 100 млрд рублей по итогам 2015 года. В связи с ужесточением регулирования мы можем столкнуться с таким риском, как отток клиентов из сегмента банков и МФО на черный рынок кредитования, который вообще никем и никак не регулируется. Это надо осознавать, как и то, что МФО не смогут препятствовать данному процессу, так как микрофинансовые организации сами находятся в зоне достаточно жесткого надзора и регулирования», – обращает внимание на тревожные «звоночки» Игорь Зильберблюм (Азиатско-Тихоокеанский Банк).

В общем и целом, можно констатировать, что рынок розничного кредитования продолжает развиваться, что и неудивительно: людям нужны средства для решения своих насущных проблем, и они не готовы откладывать проблемы и их решения в долгий ящик. Поэтому эксперты считают, что, если ситуация в экономике не будет развиваться по пессимистичному сценарию, объемы розничного кредитования будут расти. Другое дело, что, скорее всего, наибольший акцент банки все же будут делать на менее рискованных его сегментах: автокредитование, ипотека, кредитование зарплатных клиентов, но никак не POS-кредитование, которое, по мнению многих экспертов, сейчас переживает период заморозки.   

Обучающий курс от команды «Клерка»
«Налоговые проверки. Тактика защиты»
Способы защиты, проверенные на практике, от Ивана Кузнецова, налогового эксперта, работавшего в ОБЭП.
  • Первое видео — бесплатно.
  • Даем сертификат в конце обучения.
  • Дистанционное обучение.
Записаться на курс за 5 500 руб.
Отключить рекламу