Кредитование

Рынок разноплановых тенденций

Наиболее острая фаза кризиса для розничного банковского кредитования, по мнению экспертов, позади. Однако банки пока не спешат существенно наращивать объемы выдаваемых клиентам кредитов.
355 4
Рынок разноплановых тенденций
Фото Михаила Чернова, Кублог

В том, что банки в докризисный период активно развивали розничное кредитование, нет ничего удивительного. Подобная тенденция объясняется довольно просто: многие финансово-кредитные организации зарабатывают на обслуживании физических лиц, а розничное кредитование традиционно считается одним из самых высокомаржинальных направлений бизнеса. Кризис обычно вносит свои коррективы в этот подход: с одной стороны, участники рынка стремятся сохранить свои доли на рынке, а с другой, они начинают более взвешенно оценивать риски и тщательнее проверять потенциальных заемщиков на предмет платежеспособности и ответственности.

Обжегшись на молоке…

Было бы несправедливым утверждать, что банки стали осторожнее действовать на рынке розничного кредитования только потому, что регулятор уже несколько лет подряд – фактически после кризиса 2008 года – внимательно отслеживает развитие ситуации в этом сегменте. Финансово-кредитные организации, как признают эксперты, и сами ужесточили контроль за действующими клиентами и требования к потенциальным заемщикам. В целом, на рынке действует принцип «лучше меньше, да лучше»: целесообразнее предоставить меньше кредитов при условии, что они будут качественными, чем кредитовать всех без разбору и столкнуться впоследствии с проблемой «плохих» долгов. 

«Говорить о том, что кризис закончился и наступил посткризисный период, как нам кажется, пока еще преждевременно. Со стопроцентной уверенностью прогнозировать, что будет завтра, очень сложно. В период, непростой для всех и для банковской системы в частности, финансово-кредитные организации вынужденно стали более избирательными и тщательными в подходах к кредитованию. При текущей конъюнктуре рынка основной упор делается на развитие программ кредитования, ориентированных на проверенных временем клиентов: людей с положительной кредитной историей и сотрудников зарплатных проектов», – поясняет заместитель председателя правления Азиатско-Тихоокеанского Банка Игорь Зильберблюм.

«Сами банки, стремясь поддержать качество своих портфелей, нацелены на выдачу кредитов только первоклассным заемщикам. При получении любого кредита в первую очередь будет оцениваться  кредитная история, платежеспособность, совокупная кредитная нагрузка во всех банках, частота обращений за кредитами и ряд других параметров. На фоне роста просроченной задолженности в целом по банковской системе  все банки предъявляют довольно жесткие  требования к потенциальным заемщикам, и я не думаю, что они в обозримом будущем пойдут на смягчение этих критериев отбора. Лучшим клиентом можно назвать того, кто отличается хорошей платежной дисциплиной, низким уровнем кредитной нагрузки и кто не очень часто обращается за кредитами», – указывает, со своей стороны, аналитик Банка Хоум Кредит Станислав Дужинский.

«Кредитная история и тщательная проверка документов очень важны для банка-кредитора. Если раньше риски невозврата можно было заложить в ставку, сделав ее выше, то сейчас поднимать просто некуда, она и так высока. Остается внимательнее читать документы потенциального заемщика и изучать его предыдущие кредитные линии. При этом процент отказов по кредитам по сравнению с весной 2015 года стал ниже. Банки вынуждены идти на определенный риск, чтобы развивать кредитное направление и зарабатывать», – говорит, со своей стороны, старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.

«Банки практически перестали кредитовать клиентов «с улицы», то есть новых клиентов: они предлагают им займы под запретительные ставки. Сегодня шанс получить кредит есть только у заемщика с положительной кредитной историей. При этом банк может повысить одобренную сумму кредита надежным заемщикам, поскольку оценивает риски по этим заемщикам как низкие. Еще одна ключевая причина заключается в том, что многие особенно крупные банки стараются консолидировать несколько кредитов своих заемщиков в один, например путем выдачи одного большого кредита с длинным сроком погашения, которым можно «закрыть» несколько текущих кредитных обязательств», – подчеркивает генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин.

Но надо все ж кредитовать…

Однако, какими бы ни были опасения банков насчет платежеспособности клиентов и какими бы пессимистичными ни были прогнозы некоторых экспертов относительно перспектив дальнейшего развития экономической ситуации в России, кредитный процесс не может быть остановлен. И банкам параллельно с ужесточением требований к клиентам приходится разрабатывать и программы лояльности, и кредитные продукты, которые будут востребованными «в любое время суток и при любой погоде». Конечно, не забывая при этом о стандартах риск-менеджмента.

«Банки сейчас стараются идти навстречу клиентам, понимая, с одной стороны, их волнения по поводу текущей экономической ситуации и своей платежеспособности, а с другой стороны, их желание получить услуги по максимально выгодным для себя условиям. Поэтому банки разрабатывают и активно внедряют дополнительные скидки и программы лояльности, упрощают процедуры оформления кредитов. Зачастую применение скидок направлено на стимулирование клиента к своевременной оплате по кредиту, чтобы минимизировать возможность появления просроченной задолженности в будущем», – подчеркивает Игорь Зильберблюм (Азиатско-Тихоокеанский Банк). 

Эксперт также отмечает, что главным приоритетом банка является построение с клиентами не краткосрочных, а именно долгосрочных отношений, индивидуальный подход к каждому из них. «Для этого, конечно, очень важно обладать максимально полной информацией по клиенту: какими продуктами он пользуется, каково его семейное положение, даже чем он увлекается и т.д. Такие инструменты, как Big Data и CRM, как раз помогают понять, как сегментировать клиентов и какой продукт им предложить», – констатирует заместитель председателя правления Азиатско-Тихоокеанского Банка.

«Для привлечения клиентов преимущественно используются традиционные приемы, которые характерны практически для любого банка, желающего увеличить свой кредитный портфель. Если мы говорим о рынке кредитных карт, то это, разумеется, ставшие уже традиционными бонусные программы, расширение скидочных и партнерских предложений при оплате кредитной картой, cash-back, дополнительные услуги и перманентное либо временное (в рамках сезонной акции) снижение процентных ставок по «пластику», – говорит  аналитик по банковским рейтингам рейтингового агентства «AK&М» Юлия Кузнецова. 

Эксперт РА «АК&М» отмечает еще одну тенденцию: в 2015 году, по ее словам, проблема качества заемщиков стояла как никогда остро. «Естественная реакция в такой ситуации – повысить ставки и ужесточить требования к потенциальным клиентам. Так, средний скоринговый балл по одобряемым заявкам, согласно данным НБКИ, вырос с 668 до 677 баллов. На текущий момент мы можем констатировать, что происходит постепенное восстановление рынка потребительского кредитования: по оценкам НБКИ, средняя сумма кредита уже вышла на уровень 2014 года, однако число заемщиков все же серьезно упало: с января по сентябрь 2015 года на 4,4 млн человек — с 39,7 млн до 35,3 млн», – приводит цифры эксперт.

«В ход идут все виды рекламы: от наружной до «личного кабинета» и баннеров в интернете. Используются также смс-оповещения. Частные банки из числа ТОП-20 активизировали и механизмы холодных звонков с целью оповещения и привлечения внимания уже имеющихся клиентов к кредитным предложениям. Сейчас, когда средняя ставка по потребительскому кредиту в России колеблется от 17% до 21% годовых, банки стали испытывать потребность в привлечении новых клиентов. Финансовая грамотность россиян заметно выросла в последние полтора года, люди научились считать собственные деньги и банковские проценты и начали понимать, где предложение, выгодное и заемщику, и банку, а где – только кредитору. Это положительный момент», – констатирует Анна Бодрова (Альпари).

Кто дышит в спину?

Еще одна тенденция на рынке потребительского кредитования – в том, что ужесточается конкуренция не только между банками, но и между финансово-кредитными организациями, с одной стороны, и МФО и ломбардами, с другой. При этом, как признают аналитики, МФО и ломбарды пока выигрывают – просто в силу того, что критерии отбора клиентов у них гораздо мягче, чем у банков. 

Однако тут есть два момента, на которые эксперты обращают внимание. Во-первых, МФО, ломбарды и другие небанковские кредитные организации имеют дело преимущественно с «отказниками» – теми, кто по каким-то причинам не смог получить кредит в банке. И во-вторых, бурный рост небанковского кредитования в перспективе может обернуться серьезными проблемами не только для конкретных организаций-кредиторов, но и для российского рынка финансовых услуг в целом.

«МФО и ломбарды растут бурными темпами. Драйверами роста при этом выступают более мягкие, нежели в банках, требования к заемщикам, которые в случае ломбардов сводятся к наличию залога (чаще всего ювелирных изделий) и какого-либо документа, удостоверяющего личность, – подчеркивает президент Национального Объединения Ломбардов Алексей Лазутин. – При этом во многих отдаленных и небольших регионах ломбарды стали чуть ли не единственным институтом, обеспечивающим финансовую доступность для 10% населения Российской Федерации».

«Спрос на микрозаймы стабильно высок и будет оставаться высоким в течение следующих нескольких лет. Несмотря на кризисные явления в экономике и спад розничного кредитования, микрофинансирование остается одним из сегментов потребительского кредитования, который показывает стабильный рост. За первое полугодие 2015 года рынок микрофинансирования вырос на 9,3% по сравнению с ситуацией на конец 2014 года, а если сравнивать с первым полугодием 2014 года, то почти на 22,1%», – привел некоторые цифры генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин.

Почему так происходит, эксперт объясняет просто. «У клиентов всегда было право выбора, где кредитоваться: в банках или микрофинансовых организациях. В виду ужесточения требований к заемщикам со стороны банков, конечно, в настоящее время возросло количество «отказников», которые ищут альтернативные учреждения, например МФО, где требования к заемщикам более лояльные. Однако все мы понимаем, что высокий процент, предлагаемый МФО, и нехватка средств у граждан также могут привести к просрочкам по кредитным обязательствам, что в дальнейшем негативно скажется на деятельности данных организаций», – предупреждает Борис Батин.

«Абсолютно точные сведения о количестве и объемах кредитов, выданных микрофинансовыми организациями, найти трудно, потому что статистика по данному вопросу собирается достаточно медленно. Будем пока оперировать такой цифрой, как 100 млрд рублей по итогам 2015 года. В связи с ужесточением регулирования мы можем столкнуться с таким риском, как отток клиентов из сегмента банков и МФО на черный рынок кредитования, который вообще никем и никак не регулируется. Это надо осознавать, как и то, что МФО не смогут препятствовать данному процессу, так как микрофинансовые организации сами находятся в зоне достаточно жесткого надзора и регулирования», – обращает внимание на тревожные «звоночки» Игорь Зильберблюм (Азиатско-Тихоокеанский Банк).

В общем и целом, можно констатировать, что рынок розничного кредитования продолжает развиваться, что и неудивительно: людям нужны средства для решения своих насущных проблем, и они не готовы откладывать проблемы и их решения в долгий ящик. Поэтому эксперты считают, что, если ситуация в экономике не будет развиваться по пессимистичному сценарию, объемы розничного кредитования будут расти. Другое дело, что, скорее всего, наибольший акцент банки все же будут делать на менее рискованных его сегментах: автокредитование, ипотека, кредитование зарплатных клиентов, но никак не POS-кредитование, которое, по мнению многих экспертов, сейчас переживает период заморозки.   

Начать дискуссию

Быть бухгалтером хочу, пусть меня научат... или нет. Можно ли стать бухгалтером самому с нуля и что для этого надо знать

Меня на этот пост вдохновил вопрос пользователя в телеграм-канале. Она попросила помощи в заполнении упрощенной отчетности и уточнила — справится ли она сама, если она не бухгалтер? И, правда, а можно ли вести учет и при этом не иметь образования бухгалтера и всему научиться самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
150

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Сотрудник банка отдохнул за границей и обогатился за счет клиентки на 29 млн рублей

Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Ростовской области выявили факт многомиллионного мошенничества в особо крупном размере сотрудником банковской организации.

ВЭД

Три главных изменения 2024 года для бухгалтера ВЭД

Продавцы из ЕАЭС начнут платить налоги в российскую казну, бизнес освободят от отчетности по мелким сделкам с зарубежными партнерами, а цифровые активы становятся обычным способом расчета.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
269
Лучшие спикеры, новый каждый день

Обязательную маркировку ювелирных изделий перенесут на 2025 год

Чтобы снизить нагрузку с Пробирной палаты, которая будет ставить клеймо на украшения, Минфин перенесет срок обязательной маркировки на 1 сентября 2025 года.

С 1 мая запустят эксперимент по маркировке моторных масел

Для борьбы с контрафактом на рынке Минпромторгу предложили включить в эксперимент по маркировке не только моторные масла для автомобилей, но и свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления.

113

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Акцент на проверки

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. «Клерк» приглашает на вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему. Вы можете задавать спикеру вопросы и он ответит на них в прямом эфире.

Иллюстрация: freepik/freepik
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Экспорт

Минпромторг сократит список экспортеров, которые могут получать транспортные субсидии

Изменения затронут только тех, кто занимается экспортом товаров из высокомаржинальных групп.

С 01 апреля 2024 года порог беспошлинного ввоза товаров, возможно, вернется к уровню €200 евро

Но подготовка новых документов не началась.

УК РФ

Опасное производство 2 года работало без лицензии и получило доход 26 млн рублей

В Ставропольском крае перед судом предстанет обвиняемый в незаконном предпринимательстве с извлечением дохода на сумму более 26 млн рублей.

Обеспечительные меры при ВНП, предварительные обеспечительные меры + защитный лайфхак

Всегда ли налоговики могут наложить обеспечительные меры (арест) на имущество по результатам проверки?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
7
119

Кто имеет право работать неполный день

Если у сотрудников есть основания для неполной занятости, работодатель должен установить удобный для работника график и снизить нагрузку.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на апрель 2024 года.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Каким числом выставлять счет-фактуру на аванс: бухгалтеры разбираются с формулировками в НК. «Ночной бухгалтер» № 1652

В телеграм-канале «Клерка» бухгалтеры спорили о том, какую дату указать в счет-фактуре на аванс — день получения аванса или любую из последующих пяти дней, которые даны на выставление документа. Истину нашли (вроде).

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
221
IT-компании

Яндекс запустил линейку нейросетей YandexGPT третьего поколения

Искусственный интеллект нового поколения лучше работает со сложными задачами. Бизнес может самостоятельно дообучить нейростеть.

60
Бесплатно с Архив документов

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс

Разбираемся в мини-курсе, какие типы хранения кадровых документов выделяют и какова продолжительность хранения кадровых документов.

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс
НДФЛ

В 2024 году ФНС разошлет уведомления на НДФЛ с процентов по вкладам за 2023 год

В 2024 году вкладчикам впервые необходимо будет уплатить НДФЛ с процентов от банковских вкладов за 2023 год.

Перерасчет имущественных налогов будут делать по-новому

Физлица будут направлять в ИФНС заявления на перерасчет налога на имущество, земельного и транспортного, к которому можно приложить документы, а можно и не прикладывать. Налоговики будут рассматривать это заявление 30 дней.

Как разработать эффективную программу обучения для новых сотрудников

Обучение персонала — сложный и многогранный процесс. Если проводить его правильно, он может стать ключевым инструментом для усиления корпоративной культуры, увеличения продуктивности и стимулирования мотивации сотрудников.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
5
66
УК РФ

Поиск бывшего гендира может вылиться в вымогательство

Сотрудники главного управления уголовного розыска МВД совместно с коллегами из Красноярского края задержали подозреваемых в серии вымогательств у бизнесменов.

Интересные материалы

Обзоры новостей

⚡️Итоги дня: Ozon изменил расчет сбора, Дурова призвали внимательнее следить за Telegram, Камчатку трясет

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.