Банки

Курочка по зернышку клюет...

Расчетно-кассовое обслуживание никогда не рассматривалось и не рассматривается банками как высокомаржинальное направление бизнеса. Но в кризисные времена как раз оно может стать для кредитных организаций палочкой-выручалочкой.
Курочка по зернышку клюет...
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Как известно, в «минуты жизни трудные» финансовым учреждениям приходится бороться за каждого нового клиента, и далеко не всегда, с учетом возрастающих рисков, в этой борьбе можно опираться исключительно на стандартные продукты и услуги. Приходится проявлять смекалку – например, разрабатывать множество дополнительных предложений и новые услуги для предпринимателей, привлекая их на расчетно-кассовое обслуживание. Как говорится, начинать нужно с малого – а потом, обеспечив себе лояльность клиента, можно уже работать с ним и по более серьезным долгосрочным направлениям.

Жесткая конкурентная борьба 

Финансовыми аналитиками неоднократно отмечался следующий факт: из-за повышения Центробанком ключевой ставки рефинансирования спрос на кредитные продукты снизился. Пытаясь выживать в текущих экономических реалиях, банки в качестве одного из приоритетных для себя направления начали активно развивать расчетно-кассовое обслуживание. Эксперты, опрошенные NBJ, отмечают эффективность РКО как для банка, так и для клиента, особенно в кризисный период. 

Директор департамента корпоративного бизнеса РОСГОССТРАХ БАНКа Наталия Блинова рассказала о том, что, диверсифицируя свой бизнес и доходы, банки обращают все больше внимания не только на процентные, но и на комиссионные прибыли, стараясь зарабатывать в том числе, и на классическом транзакционном банкинге, кросс-продажах. «То есть для банков комиссионные доходы, в том числе и по операциям РКО, на сегодня становятся более стабильным источником получения прибыли, чем доходы от кредитных операций. На процентные доходы влияют такие факторы, как объем и качество кредитного портфеля, на спекулятивные доходы – конъюнктура финансового рынка. В свою очередь, комиссионные доходы менее подвержены колебаниям. При этом их объем и структура зависят от бизнес-модели банка, а также от объема и деловой активности имеющейся клиентской базы», – комментирует ситуацию Наталия Блинова (РОСГОССТРАХ БАНК).

Участники рынка констатируют, что конкурентная борьба за качественного клиента становится все жестче, и это более чем естественно в ситуации, когда все больше банков предлагают РКО. «Это проявляется в том числе и в стремлении к комплексному обслуживанию предпринимателей, когда клиент может, получив один продукт, воспользоваться другими. Комплексное обслуживание клиента выгодно для обеих сторон: чем больше услуг у клиента в одном банке, тем ему это удобнее, а банк таким образом зарабатывает больше», – считает Наталия Блинова (РОСГОССТРАХ БАНК). 

Директор департамента развития корпоративного бизнеса Связь-Банка Владимир Борзенков считает, что РКО, в том числе для юридических лиц, является основой банковского бизнеса. «Связь-Банк, входящий в группу Внешэкономбанка, предлагает комплексное расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов – резидентов и нерезидентов Российской Федерации в российских рублях и иностранной валюте. Банк сотрудничает с предприятиями крупного, среднего и малого бизнеса, осуществляющими свою деятельность во всех сегментах российской экономики. Все более востребованными становятся услуги по управлению ликвидностью, кэш-менеджмент, оперативные способы сбора и зачисления наличности, торговый эквайринг и другое», – отметил Владимир Борзенков (Связь-Банк).  При этом, как признает специалист, стандартное РКО клиент может получить в любом кредитном учреждении, что и определяет серьезную конкуренцию в этом сегменте банковских услуг. 

Также эксперты говорят о том, что услуги расчетного бизнеса отлично работают как раз в кризисный период, когда банки начинают оптимизировать внутренние процессы, сокращать издержки, искать дополнительные источники доходов. «Мы активно развиваем систему РКО – как для корпоративных клиентов любого масштаба бизнеса, так и для частных лиц. Сегодня РКО переживает бурное развитие и в ответ на растущие потребности клиентов трансформируется в эффективный «расчетный бизнес», – поделился своими наблюдениями старший вице-президент – управляющий директор по развитию продуктов и технологий среднего и малого бизнеса Промсвязьбанка Владимир Шаталов.  

Современный спрос порождает предложение 

Делая ставку на РКО как на механизм, позволяющий банкам получать пусть небольшие, зато стабильные доходы, российские финансово-кредитные организации активно начали расширять линейки тарифов. Основной задачей банков при этом является анализ различных потребностей бизнеса. 

«С этой целью были внедрены пакеты с различными наполнением для различных объемов бизнеса. Мы постоянно работаем над улучшением предложения для наших клиентов: полностью обновили линейку депозита для бизнеса, начали внедрение единого комплексного договора, в рамках которого можно получать множество банковских услуг, заполнив всего одно заявление. Немаловажно, что в наши пакеты включены условия по торговому эквайрингу и зарплатным проектам – развитие этих услуг является одним из наших приоритетов. С недавнего времени МДМ Банк также начал активно предлагать клиентам интернет-эквайринг», – отметил вице-президент МДМ Банка, руководитель дирекции корпоративного бизнеса Максим Лукьянович.    

Как и для большинства финансовых учреждений, для Банка Москвы транзакционный бизнес является одним из приоритетных направлений. «Мы активно работаем над расширением продуктового ряда, улучшением условий проведения платежей и повышением уровня сервиса. В Банке Москвы были введены в действие ряд новых продуктов и сервисов», – рассказывает вице-президент – директор департамента координации корпоративного бизнеса Банка Москвы Андрей Возмилов.

Также для повышения удобства обслуживания клиентов Банком Москвы был внедрен новый формат предоставления продуктов РКО – заключение комплексного договора банковского обслуживания. Так, один раз заключив с банком комплексный договор, клиент получает доступ к необходимым ему банковским услугам без заключения отдельных договоров на их предоставление. В частности, в рамках комплексного договора клиентам доступно открытие и ведение расчетных счетов, предусмотрено предоставление дополнительных услуг по счетам клиента, в том числе начисление процентов на неснижаемый остаток денежных средств на расчетном счете плюс, конечно же, дистанционное банковское обслуживание.

Владимир Борзенков (Связь-Банк) солидарен со своими коллегами и говорит о том, что комиссионный доход является на сегодняшний день одним из основных источников прибыли для банковских организаций. В связи с этим Связь-Банк очень активно работает в данном направлении, разрабатывает и внедряет новые продукты, усовершенствует и оптимизирует действующие услуги, предлагает индивидуальные тарифы своим клиентам. По мнению специалиста, для того чтобы расчетно-кассовое обслуживание, предлагаемое банками, пользовалось спросом со стороны имеющихся и потенциальных клиентов, необходимо соблюдение целого ряда критериев. Главные из них – наряду с предложениями стандартных продуктов необходим комплексный подход, и сервис должен быть высокотехнологичным. В этом контексте представляется вполне закономерным тот факт, что финансово-кредитные организации сейчас активно совершенствуют свои ИТ-системы и автоматизируют процессы обслуживания клиентов. 

Стоит отметить, что расширять продуктовые линейки РКО банки вынуждены в том числе из-за борьбы за клиента в текущей непростой экономической ситуации. В связи с этим участникам рынка приходится встраивать в стандартные пакеты РКО услуги, которые не типичны для кредитной организации, но пользуются спросом у клиентов. 

«Речь идет, например, о бесплатной юридической консультации, бесплатном экспресс-аудите компании, бесплатной налоговой консультации, приеме документов на регистрацию ООО/ИП», – поясняет Наталья Блинова (РОСГОССТРАХ БАНК). Понятно, что для банков предоставление этих услуг «сверх пакета» чревато дополнительными расходами. Но, как признают эксперты, данные затраты с лихвой окупаются в том случае, если финансово-кредитной организации удается с помощью подобных бонусов завоевать лояльность клиента. 

Прибыльное направление 

Интерес со стороны банков к направ- лению РКО обуславливается еще и тем, что операции, совершаемые в рамках расчетно-кассового обслуживания, не создают дополнительных кредитных рисков для банка. Кроме того, как уже отмечалось, развитие этого направления бизнеса позволяет существенно диверсифицировать источники дохода финансово-кредитной организации.  

«Отмечу, что сегодня ключевые игроки банковского рынка уделяют большое внимание развитию этого направления и они не только ориентированы на предоставление своим клиентам кредитных продуктов, но и стремятся предложить компаниям сервисы и услуги, необходимые для эффективного ведения операционной деятельности и для получения дополнительного дохода за счет эффективного управления свободными денежными средствами», – поясняет Андрей Возмилов (Банк Москвы).  

Со слов Владимира Борзенкова (Связь-Банк) известно, что Связь-Банк привлекает новых корпоративных клиентов с целью развития и расширения бизнеса, диверсификации клиентской базы и увеличения объемов пассивов/активов, находящихся под управлением банкам. Все это в совокупности способствует более устойчивой работе организации в период нестабильной экономической обстановки. 

Тем временем специалисты отмечают увеличение клиентской базы по услугам РКО по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Результат нашей работы в транзакционном бизнесе подтверждает то, что нам удалось значительно улучшить предложение для клиентов: объем комиссионных доходов корпоративного бизнеса вырос на 50%. Кроме этого, количество новых клиентов, привлеченных на РКО МДМ Банка, увеличилось более чем на 30%», – рассказал о результатах деятельности банка Максим Лукьянович (МДМ Банк). 

Кроме того, учитывая активное привлечение клиентов на услуги РКО, игроками рынка отмечается прибыльность данных услуг. «Чистый комиссионный доход от РКО в сегменте среднего и малого бизнеса превысил 1,6 млрд рублей. Мы привлекли на обслуживание 8,4 тыс. новых корпоративных клиентов, порядка 90% из них – компании малого бизнеса, являющиеся стратегически важным клиентским сегментом для Банка Москвы», – пояснил Андрей Возмилов (Банк Москвы) 

Однако, несмотря на повышение прибыли, в условиях экономического кризиса финансово-кредитным учреждениям приходится нести и ряд существенных затрат. «Наряду с доходами от РКО, банкам приходится идти на серьезные расходы на повышение конкурентоспособности (внедрение современных ИT, развитие новых продуктов). Также в условиях высокой конкуренции на рынке банки корректируют величину отдельных комиссий, пытаясь компенсировать потери за счет расширения взаимодействия с клиентами», – признает Владимир Борзенков (Связь-Банк).

Итак, общий вывод, который можно сделать, проанализировав сложившуюся ситуацию — в качественном и комплексном РКО в равной мере заинтересованы и финансово-кредитные организации, и их клиенты. Первые — потому, что при правильно выстроенных бизнес-процессах и готовности совершенствовать их РКО сулит банкам стабильные, а при благоприятных условиях – постоянно возрастающие доходы. Плюс к этому немаловажную роль играет перспектива привлечения на обслуживание лояльных клиентов, которые по мере расширения бизнеса и улучшения ситуации в экономике будут предъявлять спрос и на другие банковские продукты и услуги. 

Ну а компании реального сектора, со своей стороны, заинтересованы в том, чтобы их расчеты проводились быстро, с минимальными временными затратами, бесперебойно и по сравнительно невысоким тарифам. В конечном счете от нахождения банками и клиентами золотой середины в этих вопросах во многом зависит и то, насколько успешно и взаимовыгодно они будут сотрудничать в дальнейшем – в том числе и в посткризисный период, поскольку известно, что ни один кризис не длится вечно.

Комментарии

1
  • НатальяС
    Короче, увеличат тарифы на РКО.
3-НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка 3-НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Криптовалюта

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Платежные системы

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Мошенничество

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Собеседования

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Социальный вычет

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Инвестиции

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Криптовалюта

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Кадровый учет

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании
Социальный вычет

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Интересные материалы

Маркетплейсы

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.