Минимальный кадровый учет для микропредприятий

Микробизнесу разрешено вести упрощенный кадровый учет. Такая льгота существенно сокращает объем кадрового документооборота. Расскажем, кто вправе воспользоваться льготой, как перейти на упрощенный кадровый учет, от каких документов можно отказаться и зачем нужен типовой договор.
4,1 тыс. 1 тыс.
Минимальный кадровый учет для микропредприятий
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Кто может перейти на упрощенный кадровый учет

Упрощенные правила кадрового делопроизводства для микропредприятий из реестра МСП прописаны в гл. 48.1 ТК. Согласно ст. 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ к микропредприятиям относятся ИП и организации, удовлетворяющие следующим условиям:

  • численность работников до 15 человек включительно за предшествующий год;
  • годовой доход, не превышающий 120 млн рублей;
  • совокупная доля участия в УК государственных и муниципальных учреждений, организаций общественного и религиозного характера, благотворительных фондов не более 25%;
  • совокупная доля участия иностранных компаний и российских компаний, не включенных в реестр МСП, – максимум 49%.

Узнайте про актуальные тренды кадровой практики на БУХЁЛКЕ 22/23. Это уникальная бухгалтерская конференция-корпоратив всероссийского масштаба с десятком спикеров со всей страны.

Зарегистрироваться

Принципы ведения упрощенного кадрового учета

Упрощенный порядок ведения кадровых документов сводится к тому, что микробизнес может отказаться от утверждения локальных актов:

  • правил трудового распорядка;
  • положения об оплате труда;
  • положения о премировании;
  • графиков сменной работы;
  • положения о служебных командировках.

Причем список локальных актов является открытым. И предприятие самостоятельно решает, какие ЛНА оно не будет утверждать. Упрощенный кадровый учет можно применять частично или в полной мере по усмотрению микробизнеса.

Но есть документы, от которых нельзя отказаться даже в порядке ведения упрощенного кадрового документооборота. Все без исключения представители микробинеса обязаны вести:

  • трудовые договоры;
  • график отпусков;
  • штатное расписание;
  • положение о работе с персональными данными;
  • инструкции по охране труда;
  • положение о временном переводе на дистанционную работу сотрудников без их согласия (ст. 312.9 ТК).

Упрощенный порядок ведения кадрового учета позволяет правомерно сократить объем документооборота бизнеса и временные затраты на оформление множества документов.

Если микробизнес решит отказаться от утверждения локальных актов, трудовой договор надо заключить по типовой форме (утв. постановлением Правительства от 27.08.2016 № 858)

Типовая форма трудового договора

В случае отказа от издания ЛНА все обязательные условия и гарантии необходимо включить в типовой трудовой договор. В этом документе прописываются одинаковые для всех сотрудников условия, предусмотренные ст. 57 ТК.

В типовой форме трудового договора перечислены основные пункты, регулирующие правоотношения работодателя и сотрудника, а именно:

  • права и обязанности сторон;
  • оплата труда сотрудника;
  • рабочее время и время отдыха работника;
  • охрана труда;
  • социальное страхование и иные гарантии;
  • изменение условий трудового договора;
  • ответственность сторон.

Работодатель вправе принять те условия типовой формы договора, которые соответствуют характеру труда работника, а не имеющие отношения к деятельности предприятия пункты исключить (письмо Минтруда от 30.06 2017 № 14-1/В-591). Т. е. нет обязанности использовать типовую форму целиком. Договор можно адаптировать под условия работы на конкретном предприятии. При этом важно соблюсти главное условие – чтобы нормы договора не ухудшали положение работника относительно регламентов, закрепленных трудовым законодательством.

В примечаниях к типовой форме фиксируется, какие пункты договора касаются определенной категории работников.

БУХЁЛКА 22/23- это не просто конференция, это также новогодний корпоратив для всех бухгалтеров страны. Это восемь часов тренинговой программы с крутыми спикерами-практиками, без воды, только живой опыт и факты. Это праздничный фуршет, шоу-программа и живая музыка.

Хочу на БУХЁЛКУ

Введение упрощенного кадрового учета

Прежде чем принять решение о переходе на упрощенное кадровое делопроизводство работодателю стоит спрогнозировать вероятность изменения критериев, дающих право на включение в категорию микропредприятий и применение такого учета. Если в обозримом будущем планируется увеличить штат или предвидится значительный рост доходов, имеет смысл вести стандартный кадровый учет по общим правилам.

Новые только зарегистрированные микропредприятия могут сразу начать вести упрощенный учет.

Действующий микробизнес, принявший решение отказаться от ЛНА, издает приказ о переходе к упрощенному учету. Приказ оформляется в произвольной форме и является подтверждением отказа предприятия от принятых ранее локальных актов.

При этом не возникает обязанности переоформлять уже заключенные ранее трудовые договоры с сотрудниками. Достаточно заключить дополнительные соглашения к ним.

В порядке ведения упрощенного кадрового учета нет отличий в ведении трудовых книжек работников. Ведутся и хранятся трудовые книжки в соответствии с нормами ТК и согласно приказу Минтруда от 19.05.2021 № 320н.

Конференция БУХЁЛКА 22/23 собирает единомышленников со всей страны, которые говорят с вами на одном языке. Не пропустите возможность услышать важные моменты из бухгалтерской практики от приглашенных спикеров-экспертов, которые сами прошли свой путь и готовы делиться лайфхаками с вами. Мероприятие состоится в Москве или в онлайн формате.

Купить билет

Утрата права на ведение упрощенного кадрового учета

Потеря статуса микропредприятия потребует утверждения всех локально нормативных актов, необходимых согласно трудовому законодательству, и ознакомления сотрудников с ними под роспись (ст. 309.1 ТК). Срок на проведение таких мероприятий составляет четыре месяца и отсчитывается с момента внесения изменений в реестр МСП.

При этом типовые формы договоров можно оставить прежними. Просто все пункты в договорах и ЛНА будут дублироваться. Если в будущем появится необходимость внести изменения в локальные акты, то изменения придется зафиксировать также и в трудовых договорах.

«БУХЁЛКА 22/23»

Уникальная бухгалтерская конференция-корпоратив всероссийского масштаба с десятком спикеров со всей страны.

Начать дискуссию

Российским банкам теперь доступен выбор канала биометрического обслуживания

Задача внедрения биометрии станет проще и дешевле для 200+ банков. Ниже порог — выше выполнимость задачи.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

⚡️Новые санкции США: 11 российских банков и НСПК

США объявляют санкции против 11 российских банков, включая известные Модульбанк и Авангард, а также Национальную систему платежных карт (НСПК). В список попали и значимые финансовые структуры, среди которых БСФ Капитал и Эльбрус Капитал, что говорит о расширении масштабов ограничительных мер.

399

🪡 Бизнес на иголках. Колючая история Рязанского предпринимательства

Без чего невозможно представить всю текстильную промышленность? Без мелочи. Без иголки. Давайте ненадолго переместимся в те времена, когда одно предприятие Рязанской губернии обеспечивало игольными изделиями не только всю Россию, но и было известно далеко за ее пределами. Переяславль-Рязанский, 1700 год.

🪡 Бизнес на иголках. Колючая история Рязанского предпринимательства
Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Кадровый учет

Трудовой договор с дистанционным работником в 2024 году: образец

Дистанционная работа (ст. 312.1 ТК) выполняется вне места нахождения работодателя, вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя. Как правило, для выполнения трудовой функции и взаимодействия используются информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, в том числе интернет.

Трудовой договор с дистанционным работником в 2024 году: образец

Должен ли бухгалтер компенсировать ущерб из-за своей ошибки?

Ошибки бухгалтера. Коллеги, добрый день. Поделитесь. Если из-за ошибки бухгалтера организация несёт расход. В моём случае, больничный лист переплата, около 10 тыс руб. Первый раз такое за 17 лет. Должен ли бухгалтер возместить эти суммы работодателю? Малый бизнес, главбух в единственном лице 🤦‍♀

207

С Днём защитника Отечества!

Дорогие коллеги! От имени всего коллектива поздравляем вас с Днём защитника Отечества!

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
IT-компании

Иностранные IT-компании не смогут получать льготы в РФ

Из реестра аккредитованных IT-компаний уберут иностранный бизнес. Предприятия не смогут получать налоговые преференции и отсрочку от армии для своих сотрудников.

Утвердят бланк, чтобы останавливать упрощенную ликвидацию компании

С 1 июля 2023 года действует процедура упрощенной ликвидации компаний малого бизнеса. Но если учредители передумали и решили продолжить бизнес, надо подать заявление об остановки процесса ликвидации. Формы такого заявления сейчас нет. Но оно будет.

Новости ФНС

ФНС будет получать данные о загранпаспортах

МВД будет сообщать налоговикам сведения о выдаче россиянам загранпаспортов. Форму таких сведений утвердят.

458

Празднование 23 февраля. Самый лучший подарок мужу

Я сломала раковину в кухне. И это самое лучшее поздравление сильному мужчине ❤️

Празднование 23 февраля. Самый лучший подарок мужу

🙎 Бухгалтеры не понимают, как считать НДФЛ 15% и зачем ФНС сравнивает 6-НДФЛ с уведомлениями. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости прошлой недели, которые вы могли пропустить.

Вклады

Банки начнут открывать вклады по биометрии

Взять кредит или открыть вклад будет можно без личного визита в офис банка, идентификацию клиентов будут проводить по биометрии.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Маркетинг

Цветы к 8 Марта подорожают на 15-20%

Из-за проблем с логистикой и высокого спроса средняя стоимость праздничного букета вырастет до 3,4 тысяч рублей.

165

Как реагировать на критику клиентов и конкурентов? 5 моментов

Критика в бизнесе — не только неприятный момент столкновения с обратной связью покупателей и конкурентов, но и шанс на улучшения. Предприниматели должны уметь трезво оценить её и использовать для роста компании. Чтобы это сделать, можно воспользоваться следующим алгоритмом.

Как реагировать на критику клиентов и конкурентов? 5 моментов
Инвестиции

Отчётность по РСБУ и МСФО: в чём отличия и что важно знать инвесторам

Если компания становится публичной и присутствует на бирже, она обязана раскрывать свою финансовую информацию. У нас чаще всего используются отчётности по РСБУ (российским стандартам бухгалтерского учета) и МСФО (международным стандартам финансовой отчетности).

Отчётность по РСБУ и МСФО: в чём отличия и что важно знать инвесторам
226
Новости ФНС

Как восстановить пароль от своего личного кабинета налогоплательщика

Иногда налогоплательщик не может войти в личный кабинет на сайте ФНС по причине утери пароля доступа. Пароль можно восстановить.

Сколько зарабатывает аналитик 1С без опыта

Обошли весь сайт hh.ru и нашли вакансии для начинающих аналитиков 1С. Оказалось, что в среднем выпускники курсов без опыта могут получать до 75 тыс. рублей, а стажеры около 40-50 тыс. рублей.

Трудовые отношения

За год Роструд восстановил права 300 тысяч сотрудников

Работодатели погасили долги по зарплате на 12 млрд рублей, число жалоб от сотрудников на нарушение их трудовых прав сократилось на треть.

Законопроекты

Кабмин против того, чтобы производители крупно писали объем и вес продуктов

Правительство не согласилось с тем, чтобы информация о весе и объеме продуктов питания занимала не меньше 15% от площади упаковки или этикетки.

Банки

Банк «Точка»: все сервисы и услуги работают бесперебойно

В Трибуне «Клерка» пользователь написал пост, в котором постарался разобраться, что же произошло в результате отзыва лицензии у Банка КИВИ и как это повлияло на клиентов другого банка — «Точки». Пост получился жестким и набрал много комментариев, в которые заглянули и представители банка.