Сколько времени нужно хранить документы в организации

Расскажем, как долго нужно хранить бухгалтерские, налоговые и кадровые документы, и что делать с бумагами, у которых истек срок хранения
Сколько времени нужно хранить документы в организации
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Для ведения бизнеса нужны договоры, счета, приказы, бухгалтерские и налоговые отчеты и так далее. Все эти документы по закону нужно хранить определенное количество времени — нельзя просто выкинуть их, когда пропадет надобность. В статье мы расскажем, где и как хранить в компании важные бумаги, и кому можно делегировать эту задачу. Также вы узнаете о сроках хранения разных документов и о том, как правильно уничтожить их, когда закончится срок хранения. 

Какие документы нужно хранить

По закону, предприниматели обязаны хранить все документы, касающиеся работы бизнеса: договоры, журналы операций по счетам, чеки, акты, накладные, приказы о приеме на работу и увольнении сотрудников. Также нужно хранить трудовые договоры, личные дела работников и копии их документов, например, паспорт, диплом, ИНН, СНИЛС, справки об отсутствии судимости. 

Помимо требований закона, документы могут понадобиться и самому предпринимателю. Например, бухгалтерские счета можно предъявить налоговой и доказать, что компания получала деньги законно. А договоры с партнерами при наличии разногласий пригодятся в суде, чтобы доказать факт нарушения соглашения.

Документы бывают временного и постоянного хранения. «Временные» документы нужно хранить от 1 года до 75 лет, документы постоянного хранения — в течение 10 лет. После этого их передают в архив самой компании или сторонней организации. 

Срок хранения документов определен Приказом Росархива № 236 от 20.12.2019. Он отсчитывается с 1 января года, следующего за годом даты закрытия документа. Например, если сотрудника уволили 25 октября 2023 года, то срок хранения его документов начнет отсчитываться с 1 января 2024 года. Для договоров c контрагентами действует такое же правило.

Пример

ООО «Строймонтаж» заключило с производителем договор на поставку бетонных блоков. Договор подписали 15 ноября 2022 года, через 10 дней ООО «Строймонтаж» оплатило всю сумму контракта со своего счета, но товар привезли только 30 марта 2023 года. 2 апреля 2023 года стороны подписали акт приемки-передачи, подтвердив исполнение обязательств по договору. 

Срок хранения документов по этой сделке будет отсчитываться с 1 января 2024 года, так как договор был исполнен только в 2023 году. 

Сроки хранения документов

Документы налогового и бухгалтерского учета нужно хранить от 1 года до 75 лет после завершения отчетного периода.

Вид документов

Срок хранения

Свидетельства о постановке на учет и уведомления о снятии с учета в ФНС

1 год

Первичные бухгалтерские документы:

  • Договоры, накладные акты, квитанции, чеки

  • Кассовые документы

  • Счета-фактуры

  • Договора банковских счетов

  • Налоговые декларации

  • Книги учета доходов и расходов


5 лет 

Расчеты по страховым взносам

  • 75 лет, если делопроизводство закончено до 2003 года;

  • 50 лет, если делопроизводство завершено после 2003 года

Устав компании

Положения

Протоколы собраний учредителей

Бухгалтерская отчетность

Документы о ликвидации организации

Постоянно

Документы кадрового учета нужно хранить какое-то время после исполнения договора или увольнения сотрудника. 

Вид документов 

Срок хранения

Правила внутреннего трудового распорядка 

1 год

Графики отпусков

3 года

Согласие на обработку персональных данных

3 года после истечения срока действия согласия или его отзыва

Документы, связанные с применением дисциплинарных взысканий: характеристики, докладные записки, справки

3 года

Журналы учета рабочего времени

Табели

Авансовые отчеты 

5 лет

Документы по ведению воинского учета 

5 лет

Документы о несчастных случаях на производстве 

45 лет

Трудовые договора

Личные дела сотрудников

Табели и журналы учета рабочего времени при вредных и опасных условиях труда

Невостребованные оригиналы личных документов сотрудников

  • 75 лет, если делопроизводство закончено до 2003 года;

  • 50 лет, если делопроизводство завершено после 2003 года

Штатное расписание

Постоянно

Личные документы работников: трудовые, аттестаты, свидетельства, дипломы

До востребования владельцем документа

Невостребованные документы хранят 50/75 лет

Как хранить бумажные документы

Разделить документы на текущие и архивные. Документы текущего хранения – те, которые еще находятся в работе. Например, это могут быть неисполненные контракты и действующие трудовые договоры. Документы со сроком хранения менее 10 лет нужно хранить в компании: например, в шкафу или в сейфе в кабинете директора или бухгалтера. После окончания срока хранения их уничтожают. 

Важно! После оцифровки документов уничтожать бумажные носители до окончания срока хранения, установленного законом, нельзя.

Отправить ненужные документы в архив компании. Если по прошествии 10 лет срок хранения документов еще не истек, их нужно передать в архив организации. Для этого: 

  • разложить документы в хронологическом порядке;

  • пронумеровать страницы;

  • составить опись: указать названия документов и порядковые номера страниц;

  • заполнить лист-заверитель: в нем содержится общая информация о документах и их физическом состоянии, там нужно указать количество листов в деле и наличие испорченных страниц;

  • подписать лист-заверитель: это должен сделать сотрудник, который готовил бумаги к хранению, например, для кадровых документов – специалист по кадровому учету.

За хранение документов в архиве компании отвечает руководитель или ИП, если он работает один. Эти полномочия он может передать приказом главному бухгалтеру или завхозу.

Важно! Помещение для архива должно иметь сигнализацию, систему вентиляции и пожаротушения. Документы нужно защитить от сырости и прямых солнечных лучей, поэтому для хранения в архиве обычно используют закрытые стеллажи и полки. 

Передать документы в сторонний архив. Если в компании нет подходящего помещения для хранения документов, можно передать их во внешний архив. Обычно такие компании предлагают не только хранение, но и подготовку документов к архивации, перевозку, оцифровку и уничтожение документов. Стоимость принятия на хранение одного дела – около 850 ₽ за весь срок хранения документов. Когда срок хранения истечет, с этой же организацией можно заключить договор на уничтожение бумаг.

Можно заказать также услугу внеофисного хранения документов и освободить место в офисе (источник: https://www.archivarius.ru/ceny/

При передаче документов нужно подписать акт приема-передачи. После этого ответственность за сохранность документов в течение всего срока хранения несет архив. 

Так выглядит акт передачи документов в архив (источник: https://assistentus.ru/forma/akt-priema-peredachi-del-na-arhivnoe-hranenie/view)

О том, сколько положено хранить электронные документы, какие штрафы грозят за нарушения правил хранения и как правильно уничтожить документы, читайте в продолжении статьи в Life Profit

Комментарии

5
  • tmv33

    Очень поверхностно, многое не соответствует законодательству. А приказ Росархива 77 от 31.07.2023? (Там, кстати и про другие сроки передачи в архив). А примечание к срокам хранения в 236 Приказе "При условии проведения проверки"? А 6 лет по страховым взносам? А отдельные сроки для АО? А подтверждение убытков? А первичка по основным средствам и НМА? И много другого.

    • Олег Колесников

      Мне понравилась часть про хранение копии паспорта и диплома в личном деле сотрудника, что давно запрещено 😁

    • Ак Барс Банк

      Здравствуйте. Ответим вам по пунктам:

      1. Требования к комплектованию бумажной документации и обеспечению сохранности бумажных дел не изменились. Остались прежними и сроки хранения документов, которые были регламентированы Приказом Росархива от 20 декабря 2019 года №236.

      2. Примечание к 236 приказу "При условии проведения проверки" - Документы сохраняются до принятия решения по делу: если пришла проверка, она оповестит о сроках хранения документов. Потому эту информацию мы не стали включать в текст. О том, что делать, если документы были удалены ещё до проверки, мы написали в статье.

      3. В тексте статьи вшита кликабельная ссылка на ст 23 НК РФ, в которой указано: в течение шести лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов. Мы не описываем в статье все нюансы, чтобы не перегружать текст. На часть из них даем ссылку.

      4. "Отдельные сроки для АО? А подтверждение убытков? А первичка по основным средствам и НМА? И много другого" - статья рассчитана на предоставление базово необходимой для работы информации: сколько хранить документы, и как это делать правильно. Нюансы, касающиеся крупных компаний (АО) в материале не учитывали. Аудитория статьи - малый бизнес.

      • tmv33

        Ну вот я и говорю, что очень поверхностно и много не соответствует законодательству. Теперь выясняется, что и название статьи не соответствует содержанию.

        Согласен, что тема хранения документов объемная. Но разве среди малых предприятий нет АО? Разве для малых предприятий есть свои отдельные правила? Начиная с закона об архивном деле. Кроме 236 приказа есть масса нормативных документов. Если хотели сделать обзор выдержек из 236 приказа, стоило так и указать. Если не касается АО и ещё много чего, тоже можно это указать. Но этого нет ни в заголовке ни по тексту и может ввести в заблуждение, что того, что Вы описали достаточно.

        По пункту 2 а Вы о какой именно проверке? Мы по этому поводу и по поводу разных сроков в разных нормативных актах в Росархив запрос писали, они только признали неопределённость сроков, обещали проработать вопрос в будущем.

Бесплатно с Больничные

Новые правила обмена сведениями с СФР в 2024 году для больничных листов. Мини-курс

Как осуществляется обмен сведениями с СФР для больничных листов в 2024 году, разбираем в сегодняшнем мини-курсе.

Новые правила обмена сведениями с СФР в 2024 году для больничных листов. Мини-курс

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

По каким признакам налоговики определяют незаконные схемы с самозанятыми

Из тех компаний, которые сотрудничают с самозанятыми, около 4% имеют признаки незаконной минимизации зарплатных налогов.

Не забудьте уплатить налоги до 2 мая

28 апреля – выходной день, поэтому срок уплаты налогов переносится на ближайший рабочий день 2 мая.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Число индивидуальных предпринимателей побило рекорд

240 000 новых ИП появилось только в первом квартале 2024 года. Число юридических лиц сократилось на 0,3%.

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития

Простая электронная подпись (ПЭП) — удобный и доступный инструмент, который позволяет придавать юридическую силу электронным документам, экономить время и ресурсы на бумажной волоките. Разберемся, что такое ПЭП, как ее получить и использовать, а также поговорим о преимуществах и перспективах развития этой технологии.

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития
НДФЛ

Как считать НДФЛ при продаже квартиры по заниженной цене

Если продать квартиру до истечения минимального срока, надо платить НДФЛ. Причем при расчете базы доход может быть не тот, что указан в договоре, а рассчитанный из кадастровой стоимости.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

ФНС: параметры налоговой амнистии при дроблении бизнеса почти готовы

К маю будет готов механизм амнистии для бизнеса, который увлекается дроблением.

Кейс. Как рекламное агентство победило Google Таблицы и выстроило управленческую отчётность

Бесконечные листы в Google Таблицах, отсутствие выстроенной отчётности и путаница в проектах — сразу несколько проблем, которые стали головной болью рекламного агентства. В этом кейсе рассказываем, как удалось разобраться со сложностями.

Кейс. Как рекламное агентство победило Google Таблицы и выстроило управленческую отчётность

Фиксированные взносы за 2023 год не уменьшают налог по УСН за 2024, даже если уплачены с опозданием

Срок уплаты фиксированных взносов за 2023 год – 09.01.2024, но не все ИП уплатили их вовремя. Это не имеет значения, когда речь идет об уменьшении налог по УСН «доходы» на эти взносы.

Работодатели в 1,5 раза увеличили предложения о подработке

Около 15-20% от всех занятых останутся работать или пойдут на подработку. В отпуск собираются 23% сотрудников.

Отчет декомпенсации на Озон: что это, как отражать в 1С и в КУДиР

Озон все чаще стал присылать отчеты о декомпенсации. С логистической точки зрения все понятно, а как это корректно отразить в 1С и внести в КУДиР? Разбираем в статье.

Отчет декомпенсации на Озон: что это, как отражать в 1С и в КУДиР
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Всем трудящимся: сегодня НЕ сокращенный рабочий день

По ТК работаем на 1 час меньше, если за этим рабочим днем именно сразу идет нерабочий праздничный день. То есть государственный праздник.

5

👈 Налоговики автоматически делают зачет сальдо ЕНС в счет имущественных налогов физлиц

Если к моменту формирования налогового уведомления на уплату налогов за квартиру, авто, дачу и участок на вашем ЕНС есть какие-то деньги, то их автоматически засчитывают в счет предстоящей обязанности по уплате этих налогов. И назад хода нет.

Как новичку открыть пункт выдачи заказов маркетплейсов

Покупатели выбирают ПВЗ по многим критериям. Первый и самый главный — расположение, второй — комфорт, третий — обслуживание и т. д. Рассказываем, с чего начать подготовку к открытию, какие ресурсы нужны, как запустить бизнес и создать успешный ПВЗ, который быстро окупится.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Не опасно ли работать с самозанятыми?

Мысли вслух в трех частях. Часть 1. Наши заблуждения и установки.

Будет новый формат доверенности для сдачи отчетов в СФР

Сдавать отчеты в СФР может представитель компании по доверенности. Электронный формат этой доверенности поменяется.

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски

У каждой онлайн-площадки своя стратегия взаимодействия с продавцами. Но условия работы у них схожи и политика блокировок одна и та же. Разберем, за что блокируют продавцов, на какой срок и что сделать, чтобы снизить такие риски.

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски

💥Обзор к утру субботы: оборот криптовалюты запретят, Олимпийский огонь отправился в Париж, промаркировали пиво для собак

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Интересные материалы

Реальная переписка с ведомствами может оказаться лишь уловкой юристов-мошенников

Полицейские в Удмуртии задержали руководителя юридической фирмы, подозреваемого в мошенничестве под предлогом оказания юридических услуг.